ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-8941/09 от 30.06.2009 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2 Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. ЧелябинскДело № А76-8941/2009-46-75

30.06.2009г.

Арбитражный суд Челябинской области в лице судьи:   Наконечной О.Г. при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Тюриной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело   по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «ЗКС», г.Снежинск к   ИФНС России по г.Снежинску Челябинской области, г.Снежинск о   признании частично недействительным решения от 27.02.2009г. №6 при участии в заседании:

от заявителя:   Немцевой Л.Д. - главного бухгалтера по доверенности от 02.06.2009г., имеющей паспорт; Козловой Н.Н. - представителя по доверенности от 11.01.2009г., имеющей паспорт;

от ответчика:   Панкратовой И.П. - ведущего специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности от 29.10.2008г. № 22, имеющей удостоверение; Ершовой Н.В. - старшего государственного налогового инспектора по доверенности от 27.04.2009г. №12, имеющей удостоверение

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ЗКС» (далее - общество, налогоплательщик), г.Снежинск обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г.Снежинску Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 27.02.2009г. №6 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части предложения уменьшить убытки при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2007г. - 4606088руб., начисления штрафа по статье 123 НК РФ по НДФЛ - 45330руб. 60коп., пеней по

2   НДФЛ - 74531руб. 07коп. (с учетом уточнения заявленного требования от 17.06.2009г. №ЗКС-504, которое с соблюдением положений статьи 49 АПК РФ принято арбитражным судом, т.10,л.д.121-125).

В обоснование заявления указано следующее. В учетной политике предприятия выбран метод начисления. Расходы относятся к тому отчетному (налоговому) периоду, в котором впервые выполняются все условия пункта 1 статьи 252 НК РФ. Убыток прошлого периода в сумме 4606087руб. 59коп. сформировали расходы по документам 2006г., поступившим и зарегистрированным обществом в 2007г. Поэтому расходы заявителем учтены на дату регистрации документа.

В проверяемом периоде общество выплачивало доходы иностранным гражданам, а также оплачивало услуги проживания в гостинице за данных лиц. Указанные иностранные граждане не состоят в трудовых отношениях с обществом, они являются представителями организаций, заключивших контракты с заявителем. Суммы, оплаченные по счетам организаций за проживание и питание, а также денежные средства в рублевом эквиваленте, выплаченные по расходным кассовым ордерам представителям иностранных фирм по условиям контрактов, тоже не являются доходом иностранных лиц от российской организации. Данные суммы являются переменной частью общей суммы контрактов. В основании расходных кассовых ордеров общества на выплату денежных средств иностранным представителям фирм указаны номера контрактов. Наличие контрактов, подтверждающих принадлежность иностранных фирм и регистрации на территории Италии дает право обществу не удерживать налог, с доходов, выплаченных иностранному юридическому лицу.

В отзыве на заявление от 24.06.2009г. № 03-02/03312 (т.5,л.д.48-55) налоговый орган просит в удовлетворении требования общества отказать. Указывает, что в соответствии со статьей 54 НК РФ первичные документы, полученные после окончания налогового периода, должны быть учтены в периоде, к которому они относятся, а не к периоду получения документов.

В ходе проверки установлено, что общество неправомерно не удержало НДФЛ с сумм полученных доходов физических лиц - нерезидентов. Иностранные граждане (граждане Италии) - нерезиденты Российской Федерации, получившие доход от источника в Российской Федерации, согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ являются плательщиками НДФЛ. В нарушение статьи 210 НК РФ и пункту 1 статьи 226 НК РФ общество не включило в налоговую базу сумму, выданную гражданам Италии, что

3

привело к неуплате налога. Оплата организацией жилья для иностранных

сотрудников является доходом, этих лиц, полученным в натуральной форме,

соответственно, суммы указанной оплаты подлежат налогообложению НДФЛ в

общеустановленном порядке.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные

ими в заявлении с учетом уточнения заявленного требования от 17.06.2009г. № ЗКС-

504 и в отзыве на заявление соответственно.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле

письменные доказательства, арбитражный суд считает заявление подлежащим

удовлетворению частично по следующим основаниям.

Общество с ограниченной ответственностью «ЗКС» зарегистрировано в

качестве юридического лица, ОГРН 2067423024470, что подтверждается

свидетельством серии 74 № 004378903 (т.1,л.д.12).

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной на основании решений от 26.09.2008г. №61, от 27.10.2008г. №73, от 30.01.2009г. №12 (т.1,л.д.17,46; т.10,л.д.90) в пределах установленного статьей 89 РЖ РФ срока (т.1,л.д.47) выездной налоговой проверки общества инспекцией составлен акт от 29.12.2008г. № 75 ДСП (т.1,л.д.48-82). На основании акта с учетом возражений налогоплательщика исх. от 27.01.2009г. №ЗКС-73, исх. от 26.02.2009г. №ЗКС-160 (т.1,л.д.92-97; т.10,л.д.98-100) налоговым органом принято решение от 27.02.2009г. №6 (т.1,л.д.18-40), согласно которому, в частности, налогоплательщик привлечен к ответственности по статье 123 НК РФ за неправомерное неперечисление сумм НДФЛ, подлежащего перечислению налоговым агентом, в виде штрафа - 45330руб. бОкоп, начислены пени по НДФЛ -74531руб. 07коп., предложено уменьшить убытки при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2007г. в сумме 4606088руб.

В соответствии с решением УФНС России по Челябинской области от 22.04.2009г. №16-07/001328 «О результатах рассмотрения апелляционной жалобы ООО «ЗКС» (т.1,л.д.98-104) указное решение инспекции, в том числе: в оспариваемой в рамках настоящего дела части, утверждено, а потому вступило в законную силу.

Не согласившись с данным решением инспекции в оспариваемой части, общество с соблюдением срока, определенного частью 4 статьи 198 НК РФ, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением. При этом в судебном заседании представитель общества пояснила, что заявитель надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки,

4

в том числе и по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, и не имеет претензий по соблюдению налоговым органом положений статьи 101 НК РФ в указанной части, что нашло отражение в протоколе судебного заседания от О3.06.2009г.

Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения налогом на прибыль для российских организаций признается прибыль, представляющая собой полученные налогоплательщиком доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии со статьей 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета как системе обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.

При этом в силу пункта 1 статьи 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени

5

фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 НК РФ.

Таким образом, для налогоплательщиков, определяющих базу по налогу на прибыль организаций по методу начисления, расходы учитываются также в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся.

Как поясняет налогоплательщик, спорные расходы выявлены им на основании поступивших в 2007г. первичных документов, подтверждающих фактическое несение налогоплательщиком этих расходов.

Из материалов дела видно, что общество включило в состав внереализационных расходов за 2007г. затраты, понесенные им в предыдущих налоговых периодах на сумму 4606088рублей, то есть, в данном случае заявителю был известен конкретный период, к которому относились данные расходы (за 2006г.).

Таким образом, налогоплательщик, обнаруживший факты неотражения (неполноты отражения) сведений в ранее поданной декларации, вправе внести необходимые изменения и дополнения в декларацию того налогового периода, к которому относятся операции и выплаты по ним, применительно к правилам, содержащимся в статье 81 РЖ РФ.

Учитывая положения статьи 54 НК РФ, а также приведенные нормы законодательства о налоге на прибыль организаций, инспекция обоснованно приняла решение от 27.02.2009г. № 6 в части предложения уменьшить убытки при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в 2007г. на сумму 4606088руб.

В соответствии с пунктом 2 статьи 209 НК РФ объектом налогообложения для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный от источников в Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 211 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 НК РФ. При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, акцизов.

При этом к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями или

I

1

I6

индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика (подпункт 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ).

Пунктом 3 статьи 217 НК РФ определено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения.

В силу пункта 3 статьи 224 РЖ РФ налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, заявителем заключены контракты (дополнительные соглашения) с иностранными организациями:

8АСМ1 №06723 от 09.11.2006г., 8АСМ1 № 04723 от 03.08.2005г., 8АСМ1 №07721 от 16.06.2007г., 8АСМ1 № 06718 от 23.10.2006г., Апсога 8.р.а № 068110-Апс от 27.10.2006г., 8У8ТЕМ 8.р.а №371-05 от 24.10.2005г., КЕМАС 8.р.а. № 027-06/ск от 10.04.2006г. (т.1, л.д.116-170; т.2; т.З,л.д.1-90; т.4 л.д.52-76).

В соответствии с настоящими контрактами иностранные фирмы (Поставщики) обязаны осуществить в адрес заявителя поставку оборудования, а также оказать услуги по монтажу и осуществить пуско-наладочные работы.

По условиям настоящих соглашений цена контракта состоит из двух составляющих - постоянная часть и переменная часть. Переменная часть включает в себя оплату по счетам отеля, предъявленным за проживание, питание представителей фирмы поставщика, а также выплаты из расчёта 15 $ в сутки на одного человека.

В процессе осуществления мероприятий налогового контроля инспекцией получена информация об иностранных гражданах, прибывших в г.Снежинск по приглашению ООО «ЗКС» в период с 01.01.2005г. по 25.09.2008г. (т.1,л.д.89-91).

В качестве доказательств получения доходов данными физическими лицами в материалы дела представлены расходные кассовые ордера (т.1,л.д.83-85; т.6,л.д.30-150; т.7,л.д. 1-12), а также счета-фактуры за проживание и питание (т.1,л.д.87-88; т.8; т.9;т.10,л.д.1-4).

7

Как видно из представленных в материалы дела счётов-фактур, получателем денежных средств является иностранный гражданин как представитель иностранной фирмы. Основанием получения денежных средств является контракт с иностранной фирмой.

Оценив все представленные документы и доказательства, суд приходит к выводу о том, что указанные выплаты нельзя рассматривать как доходы физических лиц (нерезидентов), так как спорные выплаты произведены в рамках заключённых контрактов с иностранными фирмами и относятся к цене контракта. Следовательно, указанные суммы должны учитываться при исчислении налоговой базы самой иностранной фирмой.

Доказательств наличия каких - либо трудовых, либо гражданско-правовых отношений между заявителем и иностранными физическими лицами, получавшими денежные средства, инспекция не предоставила.

Кроме того, в соответствии со статьей 24 РЖ РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, приведенные в пункте 2 этой статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить налог, исчисленный в соответствии со статьей 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.

Из пункта 1 статьи 226 НК РФ следует, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производится в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которого является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 настоящего Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.

8   В силу пункта 9 статьи 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 228 НК РФ обязанность по исчислению и уплате налога в случае, если он не был удержан налоговым агентом, возлагается на самих налогоплательщиков - физических лиц.

Поскольку физические лица-налогоплательщики, получившие от заявителя доход, не состоят с ним в трудовых отношениях, общество лишено возможности удержать с них и перечислить налог.

В соответствии со статьей 24 НК РФ обязанности налогового агента возникают лишь в отношении лица, являющегося налогоплательщиком в Российской Федерации. При отсутствии объекта налогообложения у налогоплательщика не возникают и обязанности у налогового агента.

Согласно разделу IИнформационного сообщения Минфина России от 02.03.2004г. Италия включена в перечень иностранных государств, в отношениях Российской Федерации с которыми действуют соглашения (договоры, конвенции) об избежании двойного налогообложения.

По условиям упомянутого соглашения доходы иностранных организаций, полученные из источников в Российской Федерации, подлежат налогообложению только в государствах, резидентами которых являются эти организации.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Учитывая, что доходы, в отношении которых общество привлекается к налогообложению, в соответствии с международными договорами Российской Федерации не облагаются налогами на территории Российской Федерации, у заявителя не возникли обязанности налогового агента по исчислению, удержанию из доходов налогоплательщика и перечислению в бюджет суммы налога.

При таких обстоятельствах начисление налоговым органом штрафа по статье 123 НК РФ по НДФЛ - 45330руб. 60коп., пеней по НДФЛ - 74531руб. 07коп. неправомерно.

Поскольку в соответствии со статьей 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины государственные органы освобождаются только при обращении в

9   арбитражный суд (о чем свидетельствует наименование указанной статьи), при разрешении вопроса о судебных расходах суд руководствуется общим принципом отнесения судебных расходов на стороны (часть 1 статьи ПО АПК РФ, пункт 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007г. № 117).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 71, ПО, 167-170, 176, 201 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области

РЕШИЛ:

Требование заявителя удовлетворить частично.

Признать недействительным решение ИФНС России по г.Снежинску Челябинской области от 27.02.2009г. №6 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части начисления штрафа по статье 123 НК РФ по НДФЛ - 45330руб. 60коп., пеней по НДФЛ - 74531руб. 07коп. как не соответствующее положениям Налогового кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части заявления отказать.

Взыскать с ИФНС России по г.Снежинску Челябинской области, г.Снежинск в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ЗКС», г.Снежинск 2000руб. -судебные расходы на оплату государственной пошлины по платежному поручению от 05.05.2009г. №1658 за подачу заявления в арбитражный суд.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Челябинской области: в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия решения; в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет - сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда \ул\чу. 18ааз.га. или Федерального арбитражного суда Уральского округа ш\у\у.:Га5ио.агЫй\ги.

Судья:

О.Г. Наконечная