ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-8973/13 от 11.06.2013 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Челябинск

19 июня 2013 года Дело № А76-8973/2013

Резолютивная часть решения объявлена 11 июня 2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 19 июня 2013 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Зайцев С.В.,  при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жамалетдиновым Д.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению открытого акционерного общества по обеспечению топливом населения и объектов коммунально-бытового назначения Челябинской области «Челябоблтоппром»,   г.Челябинск

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе,   г.Екатеринбург

о признании незаконным и отмене постановления № 62-13-115/ПН от 17.04.2013. о назначении административного наказания, за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.19 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Никитиной Л.А.,   доверенность № 44 от 13.05.2013., паспорт,

от ответчика: не явился, извещен (уведомление № 97579 с отметкой о получении определения суда 27.05.2013.),

у с т а н о в и л :

Открытое акционерное общество по обеспечению топливом населения и объектов коммунально-бытового назначения Челябинской области «Челябоблтоппром» (далее по тексту – ОАО «Челябоблтоппром», заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 62-13-115/ПН от 17.04.2013. о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.19 КоАП РФ, вынесенного заместителем руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе Бурачевским Д.В. (далее по тексту – РО ФСФР в УрФО, ответчик, административный орган).

Свои требования заявитель мотивирует малозначительностью совершенного правонарушения, считает, что отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, деяние, совершение которого вменяется Обществу, не повлекло за собой нарушения прав и законных интересов граждан, общества и государства, отсутствуют какие-либо негативные последствия, вызванные несвоевременным раскрытием ежеквартального отчета за 4-й квартал 2012 года. Акции Общества не имеют обращение на рынке, Общество фактически не ведет хозяйственную деятельность и является убыточным. Кроме того, несвоевременное раскрытие необходимой информации связано с действиями третьего лица – ООО консалтинговая фирма «Лион», с которым у заявителя заключен договор по раскрытию информации и которое не выполнило свои обязанности по договору.

Ответчик в отзыве на заявление против требований заявителя возражает, считает, что постановление вынесено законно и обоснованно по результатам проведенной плановой проверки. Совершение заявителем правонарушения подтверждается материалами дела, процессуальные нормы при привлечении заявителя к административной ответственности нарушены не были.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направил. В соответствии с ч.3 ст.156 АПК РФ, неявка в судебное заседание представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.

Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав письменные доказательства, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Открытое акционерное общество «Челябоблтоппром», находящееся по адресу: 454091, Челябинская область, г.Челябинск, ул.Сони Кривой, 73, зарегистрировано в качестве юридического лица 27.09.2002. инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г.Челябинска за основным государственным регистрационным номером – 1057403861902 (л.д.12).

Как следует из материалов дела, при проведении ответчиком мониторинга соблюдения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг было обнаружено, что ОАО «Челябоблтоппром» не представило в регистрирующий орган ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг за 4 квартал 2012 года не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала, то есть по 25.02.2013. включительно, чем нарушило требования п.5.12, п.6.1.7 «Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных бумаг», утвержденного Приказом ФСФР России № 11-46/пз-н от 04.10.2011.

По факту совершения правонарушения, выразившегося в нераскрытии информации, предусмотренной федеральным законом, 27.03.2013. в отношении ОАО «Челябоблтоппром», в присутствии представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении № 62-13-192/пр-ап (л.д.65-67).

На основании протокола № 62-13-192/пр-ап от 27.03.2013. и собранных материалов, постановлением № 62-13-115/ПН от 17.04.2013. ОАО «Челябоблтоппром» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.19 КоАП РФ, было привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 700000 рублей (л.д.77-79).

Заявитель, считая постановление административного органа не соответствующим законодательству, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно ст.207 АПК РФ, арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

В силу части 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 2 ст.15.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение эмитентом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством.

Статья 30 Федерального закона РФ № 39-ФЗ от 22.04.1996. «О рынке денных бумаг» устанавливает, что под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Состав информации, порядок и сроки ее раскрытия определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Приказом ФСФР России № 11-46/пз-п от 04.10.2011. утверждено «Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее - Положение), которое регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово - хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг, а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам.

На основании п.1.7 Положения, если иное не установлено настоящим Положением или иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, при опубликовании информации в информационно-телекоммунакационной сети «Интернет», за исключением публикации в ленте новостей, эмитент должен использовать страницу в сети Интернет, предоставляемую одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг. Распространитель информации на рынке ценных бумаг обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к информации эмитента, опубликованной на предоставленной им странице в сети Интернет.

Тексты документов эмитентов публикуются на странице в сети Интернет, предоставленной распространителем информации на рынке ценных бумаг, в формате, соответствующем требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Тексты документов эмитентов, являющихся кредитными организациями, публикуются на странице в сети Интернет, предоставленной распространителем информации на рынке ценных бумаг, в формате, соответствующем требованиям Центрального банка Российской Федерации.

Структура и содержание страницы в сети Интернет, предоставляемой распространителем информации на рынке ценных бумаг, а также порядок обеспечения доступа к информации эмитента, опубликованной на указанной странице в сети Интернет, должны соответствовать требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В соответствии с п.5.1 Положения, обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном настоящим Положением, распространяется: а) на эмитентов, в отношении цепных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг; б) на эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500; в) на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц; г) на эмитентов, биржевые облигации которых допущены к торгам на фондовой бирже.

ОАО «Челябоблтоппром» создано в процессе приватизации. Правовую основу процесса приватизации составляли, в частности, «Положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа», утвержденное Указом Президента РФ от 01.07.1992. № 721, «Положение о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, учрежденных в процессе приватизации», утвержденное Постановлением Правительства № 547 от 04.08.1992.

Во исполнении указанных нормативно-правовых актов 20 июля 1997 года Главным финансовым управлением Администрации Челябинской области зарегистрирован выпуск ценных бумаг (акций) АООТ «Челябоблтоппром», государственный регистрационный № 69-1п-565.

Регистрация выпуска ценных бумаг сопровождалась регистрацией плана приватизации, который является решением о выпуске акций и проспектом эмиссии этих акций. План приватизации данного Общества предусматривал свободную продажу 29 % акций Общества.

Согласно п.5.12 Положения, в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет.

Текст ежеквартального отчета должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 5 дней с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока – с даты его опубликования в сети Интернет.

В силу п.6.1.7 Положения, в форме сообщений фактах подлежат раскрытию сведения о раскрытии эмитентом ежеквартальных отчетов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (в случае регистрации проспекта ценных бумаг и (или) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, эмитент обязан осуществлять раскрытие, а в случае регистрации проспекта ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, - предоставление информации на рынке ценных бумаг в форме: ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет).

В судебном заседании установлено, что ежеквартальный отчет Общества за 4 квартал 2012 года на момент 25.02.2013. не был опубликован на странице Интернет, используемой Обществом для раскрытия информации. Публикация ежеквартального отчета произведена заявителем 07.03.2013., то есть с нарушением установленного срока.

Невыполнение указанной обязанности акционерным обществом в установленный срок является основанием для привлечения организации к ответственности за нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с ч.2 ст.15.19 КоАП РФ.

Нарушение подтверждено материалами административного дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении № 62-13-192/пр-ап от 27.03.2013. Процессуальный порядок привлечения заявителя к ответственности административным органом не нарушен.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.19 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от семисот тысяч рублей до миллиона рублей.

На основании изложенного, суд считает, что административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.15.19 КоАП РФ, имеет место, ответственность применена в соответствии с законом. Права заявителя не нарушены, процедуры, необходимые для привлечения к ответственности, соблюдены.

Вместе с тем, учитывая конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, а также характер правонарушения, отсутствие вредных последствий для государства и конкретных граждан, арбитражный суд приходит к выводу о том, что совершенное административное правонарушение является малозначительным, так как при формальном наличии всех признаков состава правонарушения последнее само по себе не содержит каких-либо существенных угроз охраняемым общественным отношениям, а потому при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности административным органом в отношении ОАО «Челябоблтоппром» необоснованно не были применены нормы ст.2.9 КоАП РФ.

Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ, оценка малозначительности деяния, должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому административные органы, суд обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. При этом в каждом конкретном случае следует учитывать разовый либо систематический характер противоправного поведения, размер нанесенного ущерба и (или) иные обстоятельства, сопутствующие (предшествующие) деянию. Оценивая правонарушение, характер содеянного и его общественную опасность надлежит соотносить также и с реальным экономическим благосостоянием государства, общества и правонарушителя в определенный период времени. В то же время следует учитывать, что карательный характер административного наказания не должен обременять правонарушителя в степени, явно противоречащей принципам справедливости юридической ответственности и соразмерности наказания содеянному.

Судом установлено, что намерений скрывать информацию у Общества не имелось. Доказательства, подтверждающие причинение какого-либо ущерба, нарушение прав акционеров, иных лиц, наличие жалоб на действия юридического лица в материалах дела не имеется. Ежеквартальный отчет с нарушением срока, но был направлен в регистрирующий орган до составления протокола об административном правонарушении, при этом нарушение срока предоставления отчета не является значительным. Не размещение отчета в сети Интернет связано с действиями третьего лица – ООО консалтинговая фирма «Лион», с которым у заявителя заключен договор по раскрытию информации. Ранее Общество к административной ответственности за такого рода нарушения, не привлекалось.

В конкретном случае отсутствует причинённый вред или угроза его причинения личности, обществу или государству, правонарушение юридическим лицом совершено впервые, государственные интересы, интересы конкретных граждан и юридических лиц не пострадали. Характер совершенного обществом административного правонарушения свидетельствует об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При таких обстоятельствах суд полагает, что применение к заявителю санкции в виде штрафа в размере 700000 рублей не соразмерно совершенному деянию, наступившим последствиям нарушения, размеру причиненного вреда и степени вины правонарушителя, несмотря на то, что размер штрафа применен административным органом по низшему пределу санкции статьи.

В настоящей ситуации применение даже минимального штрафа нарушает принципы справедливости наказания и его соразмерности и превращается из меры административного воздействия в инструмент подавления экономической деятельности предприятия, что может привести к неблагоприятным последствиям для его деятельности.

В силу ст.2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Если же малозначительность правонарушения установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа, суд в соответствии с ч.2 ст.211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене (п.17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

На основании изложенного суд считает, требование заявителя подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, ст.211 АПК РФ, ст.2.9 КоАП РФ, арбитражный суд

р е ш и л :

1. Требование открытого акционерного общества по обеспечению топливом населения и объектов коммунально-бытового назначения Челябинской области «Челябоблтоппром» удовлетворить.

2. Постановление № 62-13-115/ПН от 17.04.2013. о назначении открытого акционерного общества по обеспечению топливом населения и объектов коммунально-бытового назначения Челябинской области «Челябоблтоппром» административного наказания в виде административного штрафа в размере 700000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.19 КоАП РФ, вынесенного заместителем руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе Бурачевским Д.В., - признать незаконным и отменить, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объёме), путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течении двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья С.В. Зайцев

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.