АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
02 октября 2020 года Дело № А76-8973/2020
Резолютивная часть решения подписана 25 сентября 2020 года.
Решение в полном объеме изготовлено 02 октября 2020 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Мосягина Е.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Емельяновой А.А., при рассмотрении в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Администрации городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, ОГРН <***>, п. Чегдомын, к обществу с ограниченной ответственностью «Челябинский механосборочный завод», ОГРН <***>, г. Челябинск, об обязании доставить товары, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО1, Главного управления внутренней политики Правительства Хабаровского края.
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, ОГРН <***>, п. Чегдомын, (далее - истец), 10.03.2020 обратилась с исковым заявлением в Арбитражный суд Челябинской области к обществу с ограниченной ответственностью «Челябинский механосборочный завод», ОГРН <***>, г. Челябинск, (далее – ответчик), об обязании доставить товары по договору розничной купли-продажи № 6018 от 07.08.2019 на станцию грузополучателя в рп. Чегдомын Верхнебуреинского района Хабаровского края в срок до 01.04.2020
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 17.03.2020 исковое заявление принято к производству (л. д. 1 – 2).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 27.05.2020 дело № А76-8973/2020 передано в Челябинский областной суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом. (л.д. 61-62)
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда № 18АП-6781/2020 от 12.06.2020 определение Арбитражного суда Челябинской области от 27.05.2020 по делу №А76-8973/2020 отменено, апелляционная жалоба Администрации городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края удовлетворена, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области (л.д. 81-84).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 22.06.2020 судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО1 (л.д. 88-89).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 27.08.2020 судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление внутренней политики Правительства Хабаровского края (л.д. 109-110).
23.09.2020 истец обратился с письменным ходатайством об уточнении предмета исковых требований, просил обязать ответчика доставить товары по договору розничной купли-продажи № 6018 от 07.08.2019 на станцию грузополучателя в рп. Чегдомын Верхнебуреинского района Хабаровского края (л.д. 117).
Уточнение истцом предмета исковых требований принято судом протокольным определением от 25.09.2020 на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание полномочных представителей не направили.
Ответчик письменного мотивированного отзыва на исковое заявление в соответствии с требованиями статьи 131 АПК РФ в материалы дела не представил.
Неявка в судебное заседание сторон, извещенных надлежащим образом, не препятствует рассмотрению дела по существу в их отсутствие (п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Дело рассматривается по правилам ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по внутренней политике Правительства Хабаровского края (распоряжением Губернатора Хабаровского края от 01.07.2019 № 337-р переименован в Главное управление внутренней политики Правительства Хабаровского края) и администрацией заключено соглашение от 01.08.2019 № Т.2019.56 о предоставлении гранта в форме иного межбюджетного трансферта из краевого бюджета бюджету городского поселения «Рабочий поселок Чегдомьш» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в целях поддержки проекта «Все лучшее - детям! Строительство игровой и спортивной площадки территориального общественного самоуправления «Неравнодушные люди» территориального общественного самоуправления «Неравнодушные люди» (л.д. 143-145).
Соглашение заключено по итогам конкурса проектов, проводимого комитетом в соответствии с Положением о предоставлении грантов в форме иных межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края в целях поддержки проектов, инициируемых муниципальными образованиями края по развитию территориального общественного самоуправления, утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от 24.06.2016 № 199-пр (далее - Положение).
Согласно пункту 1.1 соглашения предметом соглашения является предоставление из краевого бюджета в 2019 году гранта в форме иного межбюджетного трансферта бюджету получателя в целях поддержки проекта «Все лучшее - детям! Строительство игровой и спортивной площадки территориального общественного самоуправления «Неравнодушные люди», инициируемого получателем по развитию территориального общественного самоуправления «Неравнодушные люди».
Проект реализуется по следующему направлению: благоустройство территории ТОС и удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих в границах территории, на которой осуществляется ТОС.
В соответствии с п. 1.3 соглашения срок реализации проекта: апрель 2019 г. - октябрь 2019 г.
Пунктом 2.1 соглашения предусмотрено, что иной межбюджетный трансферт предоставляется комитетом получателю в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных комитету, как получателю средств краевого бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее - коды БК) на цели, указанные в разделе 1 настоящего соглашения, по коду БК 884 1403 270090И150 540 в размере 338 000 рублей.
На основании распоряжения Администрации городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края № 224-р от 22.07.2019 истец перечислил ФИО1 грант в размере 120 950 руб. 00 коп., что подтверждается платежным поручением № 651575 от 23.07.2019 (л.д. 120).
Постановлением Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края № 150-р от 27.06.2019 утверждено распределение субсидии, в том числе, ТОС «Неравнодушные люди», городское поселение «Рабочий поселок Чегдомын», проект «Все лучшее – детям», сумма поддержки – 100 950 руб. 00 коп. (л.д. 24).
Администрация Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края выделила Администрации поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края денежные средства в размере 100 950 руб. 00 коп., что подтверждается представленным в материалы дела платежным поручением № 410390 от 05.07.2019 (л.д. 115 оборот).
Решением собрания граждан территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) «Неравнодушные люди» городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 01.02.2019 г. № 1 принят устав ТОС. Постановлением администрации городского поселения от 04.04.2019 г. № 207 устав ТОС зарегистрирован.
Протоколом собрания членов инициативной группы ТОС «Неравнодушные люди» от 16.07.2019 рассмотрены вопросы избрания председателя собрания в лице ФИО2, избрание секретаря собрания в лице ФИО3, наделение правом получения и использования денежных средств из местного бюджета городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края по целевому назначению на личный расчетный счет в банке РФ председателя ТОС ФИО1
01.08.2019 между ФИО1 (покупатель) и ООО «ЧМЗ» (продавец) заключен договор розничной купли-продажи № 6018 (далее – договор), в соответствии с п. 1.1 которого продавец обязуется передать товар и относящиеся к нему документы в собственность покупатель обязуется осмотреть товар, принять и оплатить его на условиях, предусмотренных договором.
В пункте 1.2 договора сторонами согласованы сведения о товаре:
- уличный тренажерный комплекс (усиленная) в количестве 1 штуки стоимостью 185 328 руб. 00 коп.;
- турник, брусья, пресс (усиленная) в количестве 1 штуки стоимостью 38 400 руб. 00 коп.;
- рукоход двойной (усиленная) в количестве 1 штуки стоимостью 49 000 руб. 00 коп.
Согласно п. 1.3 договора продавец обязуется передать товар и относящиеся к нему документы покупателю на условиях, установленных настоящим договором.
На основании выставленного счета № 6018-08 от 01.08.2019 ФИО1 произвела предоплату в размере 272 728 руб. 00 коп.. что подтверждается представленными в материалы дела чеками по операциям Сбербанк онлайн (л.д. 16 оборот – 17).
Поскольку поставка товара не была осуществлена, ФИО1 обратилась к главе городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» с просьбой оказать юридическую помощь, поскольку неисполнение условий проекта может повлечь за собой возврат Администрацией городского поселения суммы гранта в бюджет края (л.д. 17-18).
Ссылаясь на то, что в разумные сроки ответчик не произвел поставку товара, а также на ст. 44 Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пунктов 1, 4 статьи 421, пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Вместе с тем, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 3 статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» при оплате товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю) либо платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц.
При оплате товаров (работ, услуг) путем перевода предоставляемых потребителем наличных денежных средств без открытия банковского счета обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения потребителем наличных денежных средств кредитной организации либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.
Согласно абз. 1 ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» следует, что в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (ст. 1065 ГК РФ, ст. 46 Закона).
Администрация городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края является органом государственного надзора, которому в соответствии со ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» предоставлено право обращения в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно абз. 1 ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» следует, что в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (ст. 1065 ГК РФ, ст. 46 Закона).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации от 19 октября 2010 года № 1284-О-О, части первой статьи 46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
Данное законоположение, как направленное на обеспечение интересов граждан в сфере торговли и оказания услуг, защиту прав потребителей, а также на охрану установленного законом порядка торговли и оказания услуг, не предполагает его произвольного применения, а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы, перечисленные в жалобе.
Из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», следует, что в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.
В данном случае, исковое заявление предъявлено в целях обязания ответчика исполнить договорные обязательства, а не в целях предотвращения противоправных действий ответчика.
Согласно части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В абзаце 5 статьи 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
На основании пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 7 статьи 78 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым пункта 7 статьи 78 БК РФ.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В силу п. 4 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Условие о возврате гранта в случае нарушения грантополучателем условий его предоставления по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права.
В связи с этим нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила расходования гранта, подлежат истолкованию с учетом защищаемого этой нормой законного интереса.
Следовательно, ответственность в виде возврата гранта подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении гранта, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права.
Таким образом, Администрация городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края вправе обратиться к ФИО1 с требованием о возврате не реализованной субсидии.
В свою очередь, ФИО1 не лишена возможности обратиться к ООО «ЧМЗ» с требованием о возврате аванса за непоставленный товар.
Судом установлено, что согласно п. 1.3 договора продавец обязуется передать товар и относящиеся к нему документы покупателю на условиях, установленных настоящим договором.
Суд отмечает, что стороны не согласовали какой-либо порядок поставки товара покупателю.
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 8 постановления Пленума от 22.10.1997 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» разъяснено, что при применении пункта 2 статьи 510 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо исходить из того, что поставщик считается исполнившим свои обязательства, когда товар в установленный договором срок предоставлен в распоряжение покупателя в порядке, определенном пунктом 1 статьи 458 ГК РФ.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 458 ГК РФ если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность передать товар покупателю считается исполненной в момент предоставления товара, если товар должен быть передан покупателю в месте нахождения товара. Товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, когда к сроку, предусмотренному договором, товар готов к передаче в надлежащем месте и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче. Товар не признается готовым к передаче, если он не идентифицирован для целей договора путем маркировки или иным образом.
Суд отмечает, что обязанность ответчика доставить товары по договору розничной купли-продажи № 6018 от 07.08.2019 на станцию грузополучателя в рп. Чегдомын Верхнебуреинского района Хабаровского края не предусмотрена условиями договора и нормами действующего законодательства.
Учитывая изложенное, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования истца удовлетворению не подлежат.
Государственная пошлина, подлежащая уплате за рассмотрение настоящего дела, составляет 6 000 руб. 00 коп.
В силу пп.1.1 п.1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Поскольку в удовлетворении заявленных требований судом отказано, основания для разрешения вопроса по государственной пошлины у суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья Е.А. Мосягина
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru