ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-9185/20 от 02.07.2020 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Челябинск

09 июля 2020 года                                                              Дело № А76-9185/2020

Резолютивная часть решения объявлена 02 июля 2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено 09 июля 2020 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Зайцев С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рязановой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области по адресу: г.Челябинск, ул.Воровского, 2-706, дело по заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Челябинской области, г.Миасс Челябинской области  

к Осовскому Павлу Михайловичу, г.Челябинск

о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.5.1 ст.14.13 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Глазковой Е.П., доверенность от 27.01.2020, служебное удостоверение,    

от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен,

у с т а н о в и л :

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Челябинской области (далее по тексту – Межрайонная ИФНС России № 23 по Челябинской области, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении Осовского Павла Михайловича (далее по тексту – Осовский П.М., ответчик) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.5.1 ст.14.13 КоАП РФ. Налоговый орган полагает, что Осовский П.М., являясь директором  ООО «УСПТК-НТЦ», повторно не направил в суд заявление о признании юридического лица банкротом. 

Осовский П.М. представил письменный отзыв, из которого следует, что исполнить обязанность по подаче в арбитражный суд заявления о признании ООО «УСПТК-НТЦ» несостоятельным (банкротом) в период 11.11.2019 по 11.12.2019 не мог, так как он с 30.05.2019 не являлся директором ООО «УСПТК-НТЦ». 29.04.2019 он направил заявление об увольнении с 30.05.2019 председателю собрания учредителей ООО «УСПТК-НТЦ», которое было удовлетворено. 30.05.2019 издан приказ № 83-к о прекращении с Осовским П.М. трудового договора.  

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в  заявлении.

Ответчик надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил. В соответствии с ч.3 ст.156 АПК РФ, неявка в судебное заседание ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.  

В порядке ст.163 АПК РФ, в судебном заседании 25.06.2020. был объявлен перерыв до 16 часов 02.07.2020. Информация о перерыве была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области www.chelarbitr.ru.

Заслушав мнение заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 28.02.2020. сотрудниками Межрайонной ИФНС России № 23 по Челябинской области на основании письма УФНС России по Челябинской области № 21-11/000059@ о необходимости проверки действий руководителя ООО «УСПТК-НТЦ», проведена проверка на наличие в действиях/бездействии руководителя ООО «УСПТК-НТЦ» Осовского П.М. признаков административного правонарушения, предусмотренных ч.5.1 ст.14.13 КоАП РФ

В ходе проверки установлено, что ООО «УСПТК-НТЦ» ИНН 7415047520, зарегистрированное по адресу: Челябинская область, г.Миасс, Тургоякское шоссе, 11/46, состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 23 по Челябинской области с 05.12.2005.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 28.02.2020, с 29.07.2008 руководителем ООО «УСПТК-НТЦ» является Осовский П.М.

Ранее, Осовский П.М. постановлением по делу об административном правонарушении № 2-3105/2019 от 10.06.2019 был привлечен к административной ответственности по ч.5 ст.14.13 КоАП РФ.

По данным налогового органа, ООО «УСПТК-НТЦ» по состоянию на 10.08.2019 имело задолженность по платежам в бюджет в размере 634612 рублей 08 копеек, в том числе основной долг – 624596,61 рублей (основной долг, просроченный свыше 3-х месяцев – 624596,61 рублей), пени - 10015,47 рублей.  

Осовский П.М., являясь руководителем ООО «УСПТК-НТЦ» в нарушение требований п.п.1, 2 ст.9 Закона о банкротстве не исполнил обязанность по подаче в арбитражный суд заявления о признании ООО «УСПТК-НТЦ» несостоятельным (банкротом) в срок с 11 ноября 2019 года по 11 декабря 2019 года.   

Выявив повторное нарушение неисполнения обязанности по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) ООО «УСПТК-НТЦ», инспекцией в отношении Осовского П.М. составлен протокол об административном правонарушении от 28.02.2020 № 1№ 2-2802/2020 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ.

11.03.2020. заявление о привлечении Осовского П.М. к административной ответственности, предусмотренной ч.5.1 ст.14.13 КоАП РФ, и материалы проверки поступили в Арбитражный суд Челябинской области.

В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Инспекция, в соответствии с пунктами 4, 5.11 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, и постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве», является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, частью 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица налогового органа.

Протокол об административном правонарушении от 28.02.2020 составлен уполномоченным должностным лицом в пределах компетенции, при составлении протокола об административном правонарушении административным органом соблюдены требования статьи 28.2 КоАП РФ, протокол составлен в отсутствие Осовского П.М., но при надлежащем его извещении о месте и времени составления протокола.

При указанных обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии нарушений процессуального порядка при составлении протокола об административном правонарушении.

Частью 5 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение руководителем юридического лица обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.13 КоАП РФ, установлена частью 5.1 указанной статьи.

В соответствии с частью 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, - влечет дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

Субъект ответственности - руководитель юридического лица.

Обязанность должника по подаче заявления в арбитражный суд предусмотрена статьей 9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве).

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о банкротстве, руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если:

удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

органом, уполномоченным собственником имущества должника

унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества;

имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по выплате выходных пособий, оплате труда и другим причитающимся работнику, бывшему работнику выплатам в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством;

настоящим Федеральным законом предусмотрены иные случаи (ч.1).

Однако, при оценке совершенного Осовским П.М. нарушения суд учитывает следующие обстоятельства.

Исполнить обязанность по подаче в арбитражный суд заявления о признании ООО «УСПТК-НТЦ» несостоятельным (банкротом) в период 11.11.2019 по 11.12.2019 Осовский П.М. не мог, так как он не является директором ООО «УСПТК-НТЦ» с 30.05.2019

Так, им 29.04.2019 направлено председателю собрания учредителей ООО «УСПТК-НТЦ» заявление об увольнении с 30.05.2019, которое было удовлетворено.

30.05.2019 издан приказ № 83-к о прекращении с Осовским П.М. трудового договора. 

В силу ст.ст. 2.1, 2.2 КоАП РФ, ст.205 АПК РФ, в предмет доказывания при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности входят обстоятельства, свидетельствующие о наличии либо отсутствии вины лица, привлекаемого к административной ответственности.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 ст.1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что административным органом должны были быть установлены подтверждающие вину физического лица обстоятельства, которые свидетельствовали бы о ненадлежащем выполнении своих обязанностей и осознании противоправного характера своих действий (бездействия).

В ходе судебного разбирательства установлено, что исполнить обязанность по подаче в арбитражный суд заявления о признании ООО «УСПТК-НТЦ» несостоятельным (банкротом) в период 11.11.2019 по 11.12.2019 Осовский П.М. не мог, так как он не являлся директором ООО «УСПТК-НТЦ» с 30.05.2019

При таких обстоятельствах суд не усматривает в бездействии ответчика вины в совершении правонарушения.  

На основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, отсутствие состава административного правонарушения является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении. При наличии таких обстоятельств арбитражный суд отказывает административному органу в привлечении к административной ответственности.

Доводы заявителя о том, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Осовский П.М. в спорный период продолжал значится руководителем ООО «УСПТК-НТЦ», судом отклоняются по следующим причинам.

Статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ) установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Подпунктом "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлено, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся в числе прочих, следующие сведения о юридическом лице, а именно, фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны (п.2 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица (п.1 ст.18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Таким образом, принятое участниками (учредителями) юридического лица решение о назначении (избрании) руководителя, - должно быть легализовано в установленном законом порядке, - то есть посредством совершения регистрирующим органом (на основании поступивших от юридического лица соответствующего заявления и документов) вышеперечисленных правовых действий и отражения результатов совершения соответствующих правовых действий, в Едином государственном реестре юридических лиц.

Отсутствие юридической легализации принятого решения о назначении (избрании) руководителя юридического лица, при этом, может повлечь за собой со стороны данного юридического лица, недобросовестные действия, - однако, данные действия, сами по себе, не свидетельствуют о том, что лицо, трудовой договор с которым расторгнут, будет являться руководителем соответствующего юридического лица, - тем более, что у Осовского П.М. в данном случае отсутствовали какие-либо полномочия по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о руководителе организации.

В соответствии со статьей 273 Трудового кодекса РФ, руководителем организации является физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

В силу статьи 280 Трудового кодекса РФ, руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее, чем за один месяц.

Согласно приказу № 83-к от 30.05.2019 по предприятию, трудовой договор с Осовским П.М. прекращен на основании его заявления и согласия председателя собрания учредителей ООО «УСПТК-НТЦ» Герасимова Н.Б.

Не внесение данных сведений в Единый государственный реестр юридических лиц не свидетельствует о том, что у Осовского П.М. остался статус руководителя ООО «УСПТК-НТЦ».

Учитывая изложенное, суд считает невозможным привлечь Осовского Павла Михайловича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.5.1 ст.14.13  КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 206 АПК РФ, ст.ст.3.2, 3.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, арбитражный суд

р е ш и л :

1.В удовлетворении требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Челябинской области о привлечении к административной ответственности Осовского Павла Михайловича за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.5.1 ст.14.13  КоАП РФ, - отказать.

2.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объёме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области

Судья                                                                       С.В. Зайцев

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aas.arbitr.ru) или Арбитражного суда Уральского округа (www.fаsuo.arbitr.ru).