ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-9336/2021 от 30.03.2022 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

06 апреля 2022 года                                                                                        Дело №А76-9336/2021

Резолютивная часть решения принята 30 марта 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 06 апреля 2022 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Худякова В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Бескровной И.А., рассмотрев в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области по адресу: <...>, кабинет № 424, дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Галакс», г. Челябинск,

к Администрации Карталинского городского поселения, Челябинская область, г. Карталы,

третье лицо, не заявляющее  самостоятельных требований относительно предмета спора:

- ИП ФИО1,

- УФАС по Челябинской области, г. Челябинск,

о признании недействительным постановления,

в судебном заседании приняли участие:

Прокурор Челябинской области: Кашапова Римма Минивалеевна (личность установлена по служебному удостоверению).

Представитель ИП ФИО1: ФИО2 (личность установлена по паспорту, копия доверенности в материалах дела).

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Галакс» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Карталинского городского поселения (далее - ответчик) о признании недействительным постановления №229 от 07 августа 2020 года о разрешении на использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Судом  в  качестве третьего лица,  не  заявляющего самостоятельных требований  относительно предмета  спора   привлечены  индивидуальный  предпринимательФИО1,  УФАС по Челябинской области,

Через отдел делопроизводства суда от общества с ограниченной ответственностью «Галакс», Администрации Карталинского городского поселения, ИП ФИО1 поступило ходатайство об утверждении мирового соглашения в следующей редакции:

1. Заявитель обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления  Администрации Карталинского городского поселения Челябинской области № 229 от 07.08.2020, которым Третьему лицу предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами: 74:08:4701037:2102, 74:08:4701037:2101.

2. Заявитель отказывается от заявленных требований в полном объёме.

3. Судебные расходы Заявителя при рассмотрении настоящего спора составили 100 000 (сто тысяч) рублей.

4. Третье лицо возмещает Заявителю указанные в п. 3 настоящего Соглашения расходы в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента подписания настоящего Соглашения

путём перечисления денежных средств на расчётный счёт Заявителя.

5. Сторонам известно о том, что в силу ст. 142 АПК РФ мировое соглашение
исполняется лицами, его заключившими, добровольно в порядке и в сроки, которые
предусмотрены этим соглашением.

Мировое соглашение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению по правилам разд. VIIАПК РФ на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом по ходатайству Истца или Ответчика.

6. Мировое соглашение не нарушает права и законные интересы других лиц и не противоречит закону.

7. Настоящее мировое соглашение составлено в четырёх экземплярах, имеющих равную юридическую силу: по одному экземпляру для Сторон соглашения, один экземпляр представляется в материалы дела.

8. Мировое соглашение вступает в силу после его утверждения Арбитражным судом Челябинской области и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств.

9. На основании вышеизложенного и в соответствии со ст. ст. 139 - 140 АПК РФ просим настоящее мировое соглашение утвердить и производство по делу прекратить.

Определением  от 06 апреля 2022 года (резолютивная часть от 30 марта 2022 года) в удовлетворении ходатайства общества с ограниченной ответственностью «Галакс», Администрации Карталинского городского поселения, ИП ФИО1 об утверждении мирового соглашения отказано.

Заявитель,   оспаривая   постановление   от 07.08.2020  № 129  ссылается  на  то,  что  Общество неоднократно  направляло  в  администрацию  Карталинского  городского поселения  заявления  о  проведении  торгов  в  форме  открытого  аукциона  в  отношении оспариваемых земельных  участков с кадастровыми номерами: 74:08:4701037:2102, 74:08:4701037:2101.В  частности  04.11.2020  обществом  было направлено заявление  о проведении торгов   в  форме  открытого  аукциона  в  отношении названных земельных  участков.

При этом   заявитель ссылается  на  то,  что  в  выписке из  ЕГРН  на  земельные  участки  с кадастровыми номерами: 74:08:4701037:2102, 74:08:4701037:2101. Не  содержатся  сведения  о передаче земельного  участка  в  пользование   физическому  лицу.

Исследовав представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением от 07.08.2020 № 229 ИП ФИО1 разрешено использовать земельные участки с кадастровыми номерами 74:08:4701037:2102, площадью 676 кв. метров, и 74:08:4701037:2101, площадью 982 кв. метров, без предоставления и установления сервитута, сроком на 5 лет, из земель населенных пунктов.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 АПК РФ, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате изданием ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Частью 1 статьи 65 АПК РФ предусматривается, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В силу части 3 статьи 189 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу приведенных процессуальных норм законность ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов публичной власти проверяется судом на момент их принятия (совершения).

Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, бремя доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Оспариваемым  постановлением  от  07.08.2020  года  на  основании  ст.  39.36  Земельного  кодекса Российской  Федерации ,  Постановления  Правительства Российской  Федерации  от 03 декабря  2014 года  № 1300 «Об  утверждении  перечня  видов  объектов,  размещение  которых   может осуществляться  на  землях   или  земельных  участках,  находящихся  в  государственной  или  муниципальной  собственности без  предоставления  земельных  участков и установления  сервитутов»  ФИО1   разрешено  использование   следующих  земельных  участков.  Государственная  собственность на  которые  не  разграничена ,  без  предоставления  и  установления  сервитутов   сроком  на   5  лет   из земель  населённых  пунктов:

-расположенный  70  метров  от ориентира  на  юг  по  адресу  <...>  с  кадастровым номером . 74:08:4701037:2102  площадью 676 кв.м.

- расположенный  в  50ти  метрах  на  юг  от ориентира  <...>  с  кадастровым номером 74:08:4701037:2101  площадью 982  кв м   прилегающие   к  земельному  участку ,  расположенному    по  адресу  <...> с  кадастровым   номером  74:08:4701037:2114

Согласно тексту  оспариваемого  постановления от  07.08.2020  года  данное  разрешение   уполномоченного органа  не  дает  лицу, в  отношении   которого   оно принято,  право на  строительство  или  реконструкцию объектов капитального  строительства  в  границах  земельных  участков  с  кадастровыми номерами : 74:08:4701037:2102, 74:08:4701037:2101.

В  постановлении от  07.08.2020  года  также  указано.  что границы  земельных  участков  предоставленных для  благоустройства  территории ( спортивные  и детские  площадки,  сезонные  аттракционы, пандусы  и  другие  приспособления,  обеспечивающие  передвижения  маломобильных  групп  населения ,  за  исключением  пандусов  и оборудования,  относящихся  к  конструктивным  элементам  зданий,  сооружения,  тепловые  сети  всех  видов,  включая  сети горячего  водоснабжения ,  для  размещения  которых не  требуется  разрешения  на  строительства .  озеленение  и тд)   могут  быть ограждены   прозрачным ограждением  высотой  не  более  полутора метров  с  наличием открытого  входа  для  доступа  граждан  на  эту  территорию .

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

С 01.01.2017 Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ в абзац третий п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" внесены изменения, в соответствии с которыми распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, к которым отнесены: подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, в том числе тепловые сети.

В соответствии со ст. 39.35 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений на использование земель или земельных участков привело к порче либо уничтожению плодородного слоя почвы в границах таких земель или земельных участков, лица, которые пользовались такими землями или земельными участками, обязаны: привести такие земли или земельные участки в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием; выполнить необходимые работы по рекультивации таких земель или земельных участков.

В  оспариваемом  постановлении    указано  ФИО1  выполнить требования ,  предусмотренные  ст.  36.35  Земельного  кодекса Российской  Федерации  в  случае  если  использование  земель  или  земельного  участка   привело к  порче  или  уничтожению   плодородного  слоя  почвы  в границах  оспариваемых   земельных  участков. В случае  предоставления  земельного  участка  третьему  лицу   Администрация  Каталонского  городского  поселения  направляет  уведомление  о прекращении   действия  указанного   Разрешения   

Судом  установлено,  что  с 01.01.2017 распоряжение спорными земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления  Администрацией Карталинского  городского поселения.

В  материалах дела  отсутствуют доказательства  нарушения  Администрацией  Каталонского  городского   поселения  и  ФИО1 требований ,  предусмотренных  ст. 36.20,  36.35  Земельного  кодекса Российской  Федерации,  Постановления  Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300«Об  утверждении  перечня  видов  объектов,  размещение  которых   может осуществляться  на  землях   или  земельных  участках,  находящихся  в  государственной  или  муниципальной  собственности без  предоставления  земельных  участков и установления  сервитутов» 

При таких   обстоятельствах,  ООО «Галакс» не представлено  в суд правовых оснований для признания ненормативного правового акта недействительным, несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту, а также не представило доказательств нарушения прав и интересов общества в связи с принятым правовым актом. Кроме того, у общества истек 3-х месячный срок обращения в суд в порядке главы 24 АПК РФ на основании ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

Довод  заявителя  о том,  что  общество  обращалось  к  Администрации   Карталинского  городского поселения   с  требованием о  проведении торгов  на  земельные  участки   не  является   предметом  настоящего  дела  и  не  подтверждает   факт   нарушения   им  прав  заявителя  в  сфере  предпринимательской  деятельности.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                                                             В.В. Худякова