Арбитражный суд Челябинской области
454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Челябинск
20 декабря 2006 года Дело № А76-9517/2006-57-510
Резолютивная часть решения объявлена 18 декабря 2006 года
Полный текст решения изготовлен 20 декабря 2006 года
Судья арбитражного суда Челябинской области Щукина Г.С. , при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зайцевым С.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению МУП «Тепловодоканализационное хозяйство» г.Юрюзань
к Администрации г.Катав-Ивановска и Катав-Ивановского района,
о признании недействительным постановления Главы г.Катав-Ивановска и Катав-Ивановского района от 15.06.04. № 468\1 «О передаче основных средств МУП «Тепловодоканализационное хозяйство»,
третьи лица:
1. Комитет по управлению имуществом г.Катав-Ивановска,
2. Администрация Юрюзанского городского поселения,
3. МП «Тепло-водо-канализационное хозяйство»г.Юрюзань,
4. ИФНС РФ № 7 по Челябинской области г.Аша,
5. ООО «Энергосервис»,
6. ТУ Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом по Челябинской области
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – арбитражный управляющий, определение суда от 18.10.05., паспорт, ФИО2 , доверенность от 23.06.06., паспорт,
от ответчика: ФИО3 – адвокат, имеющая доверенность № 366 от 21.04.06., удостоверение,
от третьих лиц:
1. ФИО3 – адвокат, имеющая доверенность № 26 от 31.08.06., удостоверение,
2. не явился, извещён,
3. не явился, извещён,
4. не явился, извещён,
5. не явился, извещён,
6. не явился, извещён,
у с т а н о в и л :
МУП «Тепловодоканализационное хозяйство» обратилось в арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации г.Катав-Ивановска и Катав-Ивановского района о признании недействительным постановления Главы г.Катав-Ивановска и Катав-Ивановского района от 15.06.04. № 468\1 «О передаче основных средств МУП «Тепловодоканализационное хозяйство».
В отзыве на заявление Администрация г.Катав-Ивановска и Катав-Ивановского района просит в удовлетворении заявленных требований отказать, так как истек трехмесячный срок обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта, оспариваемое постановление было издано на основании обращения директора МУП «Тепловодоканализационное хозяйство» с просьбой об изъятии у него имущества и передаче его в ведение городского комитета по управлению имуществом в связи с тяжелым материальным положением, заявителем не представлено доказательств получения имущества в хозяйственное ведение, не представлено доказательств того, что изъятие имущества привело к невозможности осуществления им уставных видов деятельности (т.1 л.д.78, т.2 л.д.51).
В отзыве на заявление Комитет по управлению имуществом г.Катав-Ивановска просит в удовлетворении требований отказать, так как заявителем пропущен установленный законом срок оспаривания ненормативного акта, заявителем не представлены доказательства передачи Комитетом имущества в качестве вклада в уставной фонд предприятия, не представлены доказательства нахождения у предприятия имущества на праве хозяйственного ведения (т.1 л.д.126).
В отзыве на заявление Администрация Юрюзаньского городского поселения просит в удовлетворении требований отказать, так как заявителем не представлены доказательства нахождения у предприятия имущества в хозяйственном ведении, заявителем избран неверный способ защиты, он должен обращаться в суд в порядке ст.ст. 301-305 ГК РФ, в отчёте конкурсного управляющего МУП «ТВКХ» отсутствуют сведения о наличии прав на спорное имущество, что указывает на злоупотребление заявителем своим правом на обращение в суд (т.1 л.д.141).
Третье лицо - МП «Тепло-водо-канализационное хозяйство» отзыва и возражений на заявление не представило.
Третье лицо - ИФНС РФ № 7 по Челябинской области отзыва и возражений на заявление не представило.
Третье лицо - ООО «Энергосервис» возражает против заявленных требований, представило отзыв, считает что заявителем не представлено документов, подтверждающих право хозяйственного ведения на спорное имущество, ООО «Энергосервис» получило имущество на основании договора аренды № 5 от 01.11.05., заключенного с Комитет по управлению имуществом г.Катав-Ивановска, считет имущество социально-значимым для города (т.2 л.д.94-95).
Третье лицо - ТУ Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом по Челябинской области, представило мнения по заявлению, пояснило, что имущество, указанное в акте приема-передачи от 20.12.1994. является муниципальной собственностью Катав-Ивановского района Челябинской области.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, просит признать недействительным постановление Главы г.Катав-Ивановска и Катав-Ивановского района от 15.06.04. № 468\1 «О передаче основных средств МУП «Тепловодоканализационное хозяйство», по основаниям изложенным в заявлении.
Представитель ответчика требования не признаёт, по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо - Комитет по управлению имуществом г.Катав-Ивановска поддерживает доводы ответчика.
Третьи лица - Администрация Юрюзанского городского поселения, МП «Тепло-водо-канализационное хозяйство», ИФНС РФ № 7 по Челябинской области, ООО «Энергосервис», ТУ Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом по Челябинской области надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В соответствии с ч.5 ст.156 АПК РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, арбитражный суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МУП «Тепловодоканализационное хозяйство» зарегистрировано Администрацией г.Катав-Ивановска и Катав-Ивановского района 09.12.1997. под № 56-доп., 14.10.2004. ИМНС РФ по г.Катав-Ивановску (т.1 л.д.5).
Уставом МУП «Тепловодоканализационное хозяйство» от 09.12.1997. определены цели деятельности предприятия - насыщение рынка услугами по тепловодоснабжению жилого фонда и юридических лиц в г.Юрюзани, водоотведению, виды деятельности – тепловодоснабжение и водоотведение, текущее содержание и ремонт инженерных коммуникаций и оборудования центральных систем теплотрассы, водопровода, канализации, оказание ремонтно-строительных услуг, оказание услуг проектно-расчетного характера, другие виды деятельности (т.1 л.д.5-8).
Согласно ст.1.5 Устава предприятие имеет на праве хозяйственного ведения обособленное имущество, отраженное на самостоятельном балансе.
15.07.2004. Главой г.Катав-Ивановска издано постановление № 468/1 «О передаче основных средств МУП «Тепловодоканализационное хозяйство», согласно которого, в соответствии со ст.295, п.3 ст.299 ГК РФ, предприятию предписано передать имущество, составляющее основные средства, Катав-Ивановскому комитету по управлению имуществом.
На основании указанного постановления между МУП «Тепловодоканализационное хозяйство» и Комитетом по управлению имуществом г.Катав-Ивановска и Катав-Ивановского района составлены:
акт приемки-передачи основных фондов с баланса предприятия на баланс Комитета от 12.07.04. с перечнем основных средств по остаточной стоимости на сумму 12 356 417,87 рублей (т.1 л.д.13-26),
акт приемки-передачи основных фондов с баланса предприятия на баланс Комитета от 22.09.04. с приложениями 1, 2 основных средств по остаточной стоимости на сумму 16 556 584,73 рублей (т.1 л.д.26-31).
Впоследствии распоряжением № 27 от 15.07.04. председателя Комитета по управлению имуществом г.Катав-Ивановска переданное имущество закреплено за МУП «Тепловодоканализационное хозяйство» на праве безвозмездного бессрочного пользования (т.1 л.д.137), о чём между МУП «Тепловодоканализационное хозяйство»и Комитетом заключён договор № 26 от 15.07.04. (т.1 л.д.138-139), составлен акт приема-передачи муниципального имущества от 15.07.06. (т.1 л.д. 140).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.09.2005., вынесенного по делу № А76-9258/02-34-158, МУП «Тепловодоканализационное хозяйство» признано банкротом (т.1 л.д.9-10).
На основании ст.13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4-5 ст.200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт государственного органа может быть признан недействительным при наличии в совокупности двух условий: несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч.3 ст.215 ГК РФ, имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.
Статьёй 11 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", закреплено, что имущество предприятия формируется за счет имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Аналогичное правило закреплено в ч.2 ст.11 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Таким образом, право хозяйственного ведения на имущество возникает у лица при наличии двух условий: принятия собственником решения о закреплении за унитарным предприятием имущества на праве хозяйственного ведения и передачи ему указанного имущества.
По смыслу закона закрепление имущества за предприятием должно оформляться договором, либо иным документом, свидетельствующим о фактической передаче имущества и его принятии в хозяйственное ведение.
Заявителем в подтверждение передачи имущества в хозяйственное ведение МУП «ТВКХ» представлены:
Договор о закреплении муниципального имущества на праве полного хозяйственного ведения от 17.10.1994., заключённый между Катав-Ивановским комитетом по управлению имуществом и МП «Тепло-водо-канализационное хозяйство» (т.2 л.д.142-144). Акт безвозмездной передачи основных средств на 05.12.1994. без указания сторон, их печатей и подписей (т.2 л.д.145-147).
Акт передачи имущества, объектов и сетей тепловодоканализации коммунального назначения АО «Юрюзанский механический завод» в муниципальную собственность Катав-ивановского района от 20.12.1994. с приложениями 1-3, согласно которого имущество на сумму 2 110 987, 237 тыс. рублей принято МП «Тепло-водо-канализационное хозяйство» (т.2 л.д.115-126).
Распоряжение председателя Комитета по управлению имуществом Администрации Катав-Ивановского района Челябинской области № 29 от 19.05.1998. о передаче с баланса МУ «Служба Заказчика» на баланс МП «Тепло-водо-канализационное хозяйство» котельной, теплотрассы, центральной насосной станции, 3-ей насосной станции (т.1 л.д.134). Акт приема-передачи с баланса МУ «Служба Заказчика» на баланс МП «Тепло-водо-канализационное хозяйство» г.Юрюзани имущества на сумму 257 179,60 рублей. без даты (т.1 л.д.135).
Анализ указанных документов показал, что в акте безвозмездной передачи основных средств на 05.12.1994., приложенном к договору о закреплении муниципального имущества на праве полного хозяйственного ведения от 17.10.1994. не указаны стороны договора, акт сторонами не подписан. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что имущество не передано и не принято в хозяйственное ведение, в соответствии со ст.299 ГК РФ.
Как следует из акта передачи имущества от 20.12.1994. имущество передается в муниципальную собственность Катав-ивановского района, а не в хозяйственное ведение МП «Тепло-водо-канализационное хозяйство». Принятие МП «Тепло-водо-канализационное хозяйство» имущества на баланс, не свидетельствует о его получении в хозяйственное ведение.
Согласно распоряжения председателя Комитета № 29 от 19.05.1998. и акта приема-передачи без даты, имущество передается с баланса на баланс, документы не содержат указаний на передачу имущества именно в хозяйственное ведение.
Вышщеуказанными документами имущество передается МП «Тепло-водо-канализационное хозяйство», а не МУП «Тепловодоканализационное хозяйство».
Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, данные предприятия не являются одной и той же организацией. Каждое из них является самостоятельным юридическим лицом. Данный факт подтверждается представленными МИФНС РФ № 7 по Челябинской области на запрос суда документами: свидетельствами о государственной регистрации юридических лиц, Уставами предприятий (т.1 л.д.98-109, т.2 л.д.79-86).
Так, МП «Тепло-водо-канализационное хозяйство» зарегистрировано 17.10.1994. за регистрационным № 18-рег (т.1 л.д.101), перерегистрирована новая редакция Устава 24.01.1997. за регистрационным № 5-доп (т.2 л.д.80-82).
МУП «Тепловодоканализационное хозяйство» зарегистрировано 09.12.1997. за регистрационным № 56-доп (т.2 л.д.83-85).
Каждое предприятие имеет свой Устав, утвержденный Администрацией Катав-Ивановского района Челябинской области. Учредителем данных предприятий является Катав-Ивановский комитет по управлению имуществом.
О создании двух различных предприятий свидетельствует и постановление Главы Администрации Катав-Ивановского района Челябинской области № 586 от 11.08.1994. «О создании муниципальных предприятий жилищно-коммунального и водопроводноканализационного хозяйств» (т.2 л.д. 132).
Доводы ответчика о том, что МУП «Тепловодоканализационное хозяйство» является правопреемником МП «Тепло-водо-канализационное хозяйство» своего подтверждения в ходе разбирательства спора не нашли. Документов, указывающих на данное обстоятельство, суду не представлено.
На иное имущество, переданное МУП «Тепловодоканализационное хозяйство» Катав-Ивановскому комитету по управлению имуществом, согласно постановления № 468/1 от 15.07.2004., заявителем документов, свидетельствующих о праве хозяйственного ведения, не представлено.
Заявитель также не представил доказательства регистрации права хозяйственного ведения в установленном законом порядке.
Согласно п.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
После принятия Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" унитарное предприятие обязано осуществить государственную регистрацию вещного права хозяйственного ведения на предприятие как на имущественный комплекс в учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного вещного права.
Согласно п.1 ст.33 Федерального закона от 21.07.1997. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", настоящий Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования. Федеральный закон официально опубликован в "Российской газете" № 145 от 30.07.1997.
Непроведение государственной регистрации подтверждает отсутствие возникновения у МУП «Тепловодоканализационное хозяйство» права хозяйственного ведения на недвижимое имущество и на предприятие как на имущественный комплекс.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии у заявителя права хозяйственного ведения на передаваемое имущество. В связи с чем, постановление Главы г.Катав-Ивановска и Катав-Ивановского района от 15.06.04. № 468\1«О передаче основных средств МУП «Тепловодоканализационное хозяйство» не может быть признано недействительным, так как собственник вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом.
В ходе рассмотрения дела ответчиком заявлено о пропуске заявителем срока исковой давности (т.1 л.д.78).
Согласно ст.199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу ст.ст.195, 196, 200 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В соответствии со ст.197 ГК РФ, для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
На основании ч.4 ст.198 АПК РФ, заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным постановления Главы г.Катав-Ивановска и Катав-Ивановского района от 15.06.04. № 468\1 МУП «Тепловодоканализационное хозяйство» обратилось 28.04.2006., то есть с нарушением установленного ч.4 ст.198 АПК РФ срока, при этом ходатайства о восстановлении пропущенного срока с указанием уважительных причин пропуска срока подачи заявления предприятием представлено не было. Вместе с тем, имеющиеся в материалах дела документы подтверждают факт ознакомления МУП «Тепловодоканализационное хозяйство» с оспариваемым постановлением. Так акты приема-передачи имущества от 12.07.04. и от 22.09.04. подписаны директором МУП «Тепловодоканализационное хозяйство», таким образом, о нарушенном праве лицу было известно в указанное время.
В соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12-15.11.2001. № 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Таким образом, в удовлетворении требований заявителя должно быть отказано также и по данному основанию.
При подаче заявления в арбитражный суд МУП «Тепловодоканализационное хозяйство» заявлено ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины до вынесения решения арбитражным судом (т.1 л.д.3).
В соответствии с ч.4 ст.102 АПК РФ арбитражный суд, исходя из имущественного положения лица, участвующего в деле, вправе отсрочить или рассрочить уплату им государственной пошлины либо уменьшить ее размер. Судом ходатайство удовлетворено (т.1 л.д.1).
После вынесения решения судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, в соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Госпошлина подлежит взысканию с заявителя, согласно п.3 ч.1 ст.333.21 НК РФ, в сумме 2000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 АПК РФ, п.3 ч.1 ст.333.21 НК РФ, арбитражный суд
р е ш и л :
1. В удовлетворении требований МУП «Тепловодоканализационное хозяйство» о признании недействительным постановления Главы г.Катав-Ивановска и Катав-Ивановского района Челябинской области от 15.06.04. № 468\1«О передаче основных средств МУП «Тепловодоканализационное хозяйство», - отказать .
2. Взыскать с МУП «Тепловодоканализационное хозяйство», зарегистрированного Администрацией г.Катав-Ивановска и Катав-Ивановского района 09.12.1997. под № 56-доп., находящегося по адресу: 456120, <...>, в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 рублей.
3. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Восемнадцатый апелляционный арбитражный суд, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Уральского округа через арбитражный суд Челябинской области.
Судья: Г.С. Щукина