Арбитражный суд Челябинской области
г. Челябинск
«17» августа 2009 года Дело № А76-9735/2009-51-155
Судья Арбитражного суда Челябинской области Забутырина Л.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Богатыревой С.Г.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области;
Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Челябинской области
о признании незаконными действий по проведению государственного кадастрового учета земельных участков, постановке на кадастровый учет земельных участков, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений путем аннулирования и исключения сведений о земельных участках из государственного кадастра недвижимости, восстановления сведений в государственном кадастре недвижимости о земельном участке
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, относительно предмета спора:
Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска
Открытое акционерное общество «Фортум», г. Челябинск,
Открытое акционерное общество «Челябэнергоремонт», г. Челябинск
Общество с ограниченной ответственностью «Регион-Гео», г. Челябинск
Открытое акционерное общество «ЧелябинскНИИгипрозем», г. Челябинск
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности № 799 от 30.12.08 (удостоверение);
от ответчиков:
УФАКОН по Челябинской области – до объявления перерыва: ФИО2 – представителя по доверенности № 04/09 от 11.01.09 (удостоверение); после окончания перерыва: не явился, извещен;
ФГУ «ЗКП» -до объявления перерыва: ФИО3 – представителя по доверенности № 62 от 01.12.08 (водительское удостоверение); после окончания перерыва: не явился, извещен;
от третьих лиц:
КУИиЗО г. Челябинска – ФИО4 – представителя по доверенности №12761 от 26.12.08 (удостоверение);
ОАО «Фортум» - ФИО5 – представителя по доверенности № 703 от 01.07.09 (паспорт);
ОАО «Челябэнергоремонт» - ФИО6 – представителя по доверенности №09 от 18.11.2008 (паспорт);
ОАО ЧелибинскНИИгипрозем – не явился, извещен (л.д. 86 т.12);
ООО «Регион-Гео» - ФИО7 – представителя по доверенности № 1 от 12.01.09 (паспорт);
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области (далее – заявитель, ТУ ФАУГИ) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области (далее – УФАКОН), Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Челябинской области (далее – ФГУ «ЗКП») с требованиями:
- признать незаконными действия УФАКОН по проведению государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:06 08 002:123, 74:36:06 08 002:119, 74:36:06 08 002:122, 74:36:06 08 002: 120, 74:36:06 08 002:106, 74:36:06 08 002:124, 74:36:06 08 002:125, 74:36:06 08 002:126, 74:36:06 08 002:311 (далее – участки 123, 119, 122, 120, 106, 124, 125, 126, 311);
- обязать УФАКОН устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Российской Федерации путем аннулирования и исключения сведений о земельных участках 123, 119, 122, 120, 106, 124, 125, 126, 311 из государственного кадастра недвижимости;
- восстановить сведения в ГКН о земельном участке с кадастровым номером 74:36: 06 08 002:0028 (далее – участок 0028);
- признать незаконными действия ФГУ «ЗКП» по постановке на кадастровый учет земельных участков 123, 119, 122, 120, 106, 124, 125, 126, 311;
- обязать ФГУ «ЗКП» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Российской Федерации путем аннулирования и исключения сведений о земельных участках 123, 119, 122, 120, 106, 124, 125, 126, 311 из государственного кадастра недвижимости;
- восстановить сведения в ГКН о земельном участке 0028.
Определениями суда от 20.05.2009, 18.06.2009, 10.08.2009 (л.д. 1-2 т.1, 58-59 т.3, 131-134 т.12) с учетом определения об уточнении наименования (л.д. 56-59 т.3) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее – Комитет, КУИиЗО), Открытое акционерное общество «Фортум» (далее – ОАО «Фортум»), Открытое акционерное общество «Челябэнергоремонт» (далее – ОАО «Челябэнергоремонт»), Открытое акционерное общество «ЧелябинскНИИгипрозем» (далее – ОАО «ЧелябинскНИИгипрозем»), Общество с ограниченной ответственностью «Регион-Гео» (далее – ООО «Регион-Гео»).
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 3-8 т.1). Пояснил, что решением исполкома Челябинского городского Совета народных депутатов от 16.10.1990 №353-1 Челябинской ордена Ленина ГРЭС выдан государственный акт на право пользования земельным участком площадью 37,91 га для эксплуатации промплощадки Челябинской ГРЭС в <...>. На основании распоряжения Правительства РФ от 03.05.2006 № 634-р произведена государственная регистрация права собственности РФ на земельный участок площадью 379 100 кв.м с кадастровым номером 74:36:06 08 002:0028, о чем в ЕГРП 04.08.2006 сделана запись регистрации. 12.07.2007 произведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования ОАО «Территориальная генерирующая компания № 10» на земельный участок 0028. Письмом от 19.03.2009 ОАО «ТГК № 10» обратилось к ТУ ФАУГИ с заявлением об утверждении границ участка в связи с их уточнением. Распоряжением от 30.03.2009 № 378-р утверждены границы, которые при уточнении составили 378 925 кв.м. Сведения об уточнении площади внесены в ЕГРП. 07.04.2009 в адрес заявителя поступило письмо от ОАО «ТГК № 10», из которого следовало, что при выполнении кадастровых работ по разделению участка 0028 на основании технического задания, выданного ТУ ФАУГИ, выяснилось о проведении разделения указанного участка на основании распоряжений заместителя Главы города от 2007 года об утверждении проектов границ. Участок 0028 был ликвидирован в ГКН, вместо него поставлены на учет участки 123, 119, 122, 120, 106, 124, 125, 126, 311. Из кадастровых паспортов на указанные участки следует, что постановка на кадастровый учет произведена в 2007 году, в период действия Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (далее – Закон о земельном кадастре). Со ссылкой на ч.1 ст. 209 ГК РФ, п.2 ст. 9, ст.ст. 17, 29 ЗК РФ, ст.ст. 3, 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (далее – Закон № 137-ФЗ) указал на то, что наличие зарегистрированного права собственности РФ на земельный участок 0028 исключает возможность применения к данным правоотношениям нормы п.10 ст. 3 Закона № 137-ФЗ, поскольку утверждение проекта границ земельного участка является действием распорядительного характера, обозначенные распоряжения Комитета являются принятыми с превышением полномочий. Со ссылкой на п.6 ст. 19, ст. 20 Закона о земельном кадастре, п.4 ст. 69 ЗК РФ, Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, утв. Росземкадастраом 07.02.2003, Постановление Правительства РФ от 07.06.2002 № 396 «Об утверждении положения о проведении территориального землеустройства», п.п. 7.3, 7.10, 7.11 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утв. Федеральной службой земельного кадастра России 17.02.2003, Положение о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 514, пояснил, что представитель собственника участка с заявлением о разделении, выделении или ликвидации земельного участка 0028 в органы кадастрового учета не обращался, о проведении межевания в целях разделения, выделения земельных участков из состава земельного участка 0028 не извещался, местоположение границ не согласовывал, проекты территориального землеустройства по разделению или выделению не утверждал, у органа кадастрового учета имелись основания для отказа в осуществлении кадастрового учета земельных участков 123, 119, 122, 120, 106, 124, 125, 126, 311. Указанное свидетельствует о том, что действия ответчиком по ликвидации земельного участка 0028 и выделении из него земельных участков 123, 119, 122, 120, 106, 124, 125, 126, 311 и постановке их на кадастровый учет не соответствуют вышеназванным нормативным актам и нарушают права и законные интересы РФ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Представители УФАКОН, ФГУ «ЗКП» в судебном заседании требования не признали по основаниям, изложенным в отзывах (л.д. 65-67 т.12). Пояснили, со ссылкой на п.2 ст. 7, п.2, 6 ст. 19, ст. 20 Федерального закона от 02.01.2000 №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», п.п. 25.2.1 Приказа Минэкономразвития РФ от 12.07.2007 №235 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Ведение государственного земельного кадастра», Привила присвоения кадастровых номеров земельным участкам (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 №660), ст. 69 Земельного кодекса РФ, Положение о проведении территориального землеустройства (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 №396), п. 14.2 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства (утв. 17.02.2003 Росземкадастром), что сведения о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 28 в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. В результате проведения кадастровых процедур земельные участки были поставлены на ГКУ и им были присвоены кадастровые номера 123, 119, 122, 120, 106, 124, 125, 126. Поскольку в ГКН отсутствуют сведения о Российской Федерации как собственнике земельного участка с кадастровым номером 28, то согласование с Российской Федерацией не проводилось. При выделе новых земельных участков из земельного участка 28 согласование было проведено с Челябинской ГРЭС, Челябинским электрометаллургическим комбинатом, челябинскими тепловыми сетями ОАО ЭиЭ «Челябэнерго», которые обозначены как смежные землепользователи в актах согласования границ земельных участков и планах границ земельных участков.
Представитель КУИиЗО в судебном заседании пояснил, что требования заявителя незаконны, не обоснованны, не подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном мнении (л.д. 124 т.12). Отметил, что ОАО «Челябэнергоремонт» обратился в Комитет с заявлениями в порядке п.7 ст. 36 ЗК РФ с приложением свидетельств о государственной регистрации права собственности на ряд объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке по ул. Российской, 1, об утверждении проекта границ земельных участков. Распоряжениями Комитета от 16.04.2007 границы были утверждены. Со ссылкой на п.7 ст. 36 ЗК РФ указал, что указанная норма относит утверждение проекта границ любого земельного участка, оформляемого в порядке ст. 36 ЗК РФ к исключительной компетенции органа местного самоуправления. В земельном законодательстве отсутствуют указания на правомочия каких-либо иных субъектов земельных правоотношений, кроме органа местного самоуправления, по принятию решений по утверждению проектов границ земельных участков, в связи с чем, необоснованна ссылка заявителя на п. 10 ст. 3 Закона № 137-ФЗ, поскольку в данном случае речь не идет о распоряжении органом местного самоуправления участком. Сведения о государственной регистрации права собственности РФ на указанный участок в Комитете отсутствовали. Следовательно, основания для отказа в утверждении проекта границ собственнику объектов недвижимости отсутствовали. У Комитета отсутствуют правомочия и обязанность по проведению проверки правильности работ по оформлению землеустроительной документации и проведению межевания конкретных земельных участков, а также по выявлению смежных землепользователей, что подтверждается имеющейся судебной практикой. Со ссылкой на ст. 17 Федерального закона «О землеустройстве (далее – Закон о землеустройстве), п. 18.5 Методических рекомендаций, утв. Росземкадастром 17.02.2003, п. 5.4.9 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утв. Постановлением Правительства от 19.08.2004 № 418, указал на отсутствие оснований для отказа в проведении государственного кадастрового учета, поскольку границы земельного участка 0028 были первоначально поставлены на кадастровый учет по декларативному принципу на основании госакта, у органов Роснедвижимости отсутствовали сведения о государственной регистрации права собственности РФ, в материалах землеустроительного дела имеется подпись представителя Челябинской ордена Ленина ГРЭС на акте согласования. Указанное, свидетельствует об отсутствии нарушения прав заявителя.
Представитель ОАО «Фортум» в судебном заседании пояснил, что требования заявителя считает обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном мнении и дополнениях к нему (л.д. 103-106 т.9, 95-98 т.12). Свои доводы, со ссылкой на п.4 ст. 69 Земельного кодекса РФ, ч.2 ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст. 5, ч.2, 3 ст. 19 ФЗ от 02.01.2000 №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», обосновывает следующим. При проведении землеустроительных работ в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 123, 119, 120, 106, 124, 125, 126 311 ни собственник земельного участка – Российская Федерации ни правообладатель земельного участка – ОАО «Фортум» не извещались о проведении межевания, местоположение новых границ не согласовывалось, в связи с чем были нарушены права собственника и землепользователя. Отсутствие сведений о зарегистрированных правах не свидетельствует об отсутствии таких прав. Довод ответчиков об отсутствии сведений о регистрации права собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером 28 в ГКН не соответствует действительности. При проведении кадастрового учета ответчики должны сопоставить сведения содержащиеся в представленных заявителем документов и сведений содержащихся в ГКН.
Представитель ОАО «Челябэнергоремонт» в судебном заседании пояснил, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, поскольку действия УФАКОН и ЗКП были произведены в полном соответствии с нормами действующего законодательства, сведения о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 28 у ответчиков отсутствовали. Письменного мнения относительно существа заявленных требований не представил.
Представитель ООО Регион-Гео» в судебном заседании пояснил, что земельные участки с кадастровыми номерами 122, 123, 119, 120, 106, 124, 125, 126 поставлены на государственный кадастровый учет с нарушением прав и законных интересов собственника земельного участка (л.д. 68-70 т.12).
Представитель ОАО «ЧелябинскНИИгипрозем» в судебное заседание не явился, документов, затребованных определениями суда не представил, о невозможности явки в судебное заседание, невозможности представления документов, суд не уведомил. В материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного заседания (л.д. 86 т.12).
В судебном заседании 10.08.2009 объявлялся перерыв до 17.08.2009 до 15.30.
Информация об объявлении перерыва была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет (л.д. 94 т.12).
После окончания перерыва представители ответчиков УФАКОН, ФГУ «ЗКП» и третьего лица - ОАО «ЧелябинскНИИгипрозем» в судебное заседание не явились.
Дело рассматривается в порядке ст. ст. 156, 163, 200 АПК РФ с учетом положений Информационного письма Президиума ВАС РФ от 19.09.2006 № 113 «О применении ст. 163 АПК РФ».
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.
16.10.1990 решением Исполкома Челябинского городского Совета народных депутатов Челябинской ордена Ленина ГРЭС выдан государственный акт А-1 № 481525 на право пользования земельным участком площадью 37,91 га для эксплуатации промплощадки Челябинской ГРЭС в Калининском районе (л.д. 15-23 т.1).
Предприятие Челябинская ГРЭС являлось структурным подразделением Регионального энергетического управления «Челябэнерго» (РЭУ «Челябэнерго»). Приказом РЭУ «Челябэнерго» № 206 от 05.07.78 г. Челябинская ГРЭС включена в состав «Челябинские тепловые сети» управления «Челябэнерго» Главуралэнерго. Приказом Минэнерго СССР № 558 от 21.09.87г. Челябинская ГРЭС выделилась из состава «Челябинские тепловые сети» управления «Челябэнерго» Главуралэнерго. РЭУ «Челябэнерго» преобразовано в Производственное объединение энергетики и электрификации «Челябэнерго» (ПО Э и Э «Челябэнерго»). Приказ Минэнерго СССР №430 от 02.09.1988г. ПО Э и Э «Челябэнерго» преобразовано в Акционерное общество открытого типа энергетики и электрификации «Челябэнерго». Решение Комитета по управлению Госимуществом Челябинской области №41 от 5.02.1993г. Постановлением Администрации Советского района №302 от 01.02.93 г.Челябинская ГРЭС стала именоваться обособленное подразделение АООТ энергетики и электрификации «Челябэнерго» Челябинская ГРЭС. На основании приказа № 321 от 03.11.98 г. АО «Челябэнерго»: обособленное подразделение АООТ энергетики и электрификации ПО «Челябэнерго» ЧГРЭС именовать Филиал открытого акционерного общества Э и Э «Челябэнерго» Ордена Ленина Челябинская государственная районная электрическая станция. На основании решения совета директоров Открытого акционерного общества Челябинская генерирующая компания» протокол №1 от 02.02.2005г. и приказа №2 от 01.02.2005г. генерального директора ОАО «Челябинская генерирующая компания» включить Филиал открытого акционерного общества Э и Э «Челябэнерго» Ордена Ленина Челябинская государственная районная электрическая станция в состав открытого акционерного общества «Челябинская генерирующая компания» и именовать Открытое акционерное Общество «Челябинская генерирующая компания» Филиал Ордена Ленина Челябинская ГРЭС. ОАО «Челябинская генерирующая компания» реорганизовано путем присоединения его к открытому акционерному обществу «Тюменская региональная генерирующая компания» (ОАО «ТРГК») на основании решения от 24.07.2006г. № 6 внеочередного общего собрания акционеров. ОАО «Тюменская региональная генерирующая компания» переименовано в Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №10» на основании совместного общего собрания акционеров ОАО «Челябинская генерирующая компания», ОАО «Тюменская региональная генерирующая компания», ОАО «Территориальная генерирующая компания №10» решение от 06.10.2006г. №1.Приказ от 01.12.2006 № 159 Генерального директора ОАО «Территориальная генерирующая компания № 10». ОАО «Территориальная генерирующая компания № 10» переименовано в Открытое акционерное общество «Фортум» на основании Решения Общего собрания акционеров от 15 апреля 2009 года Протокол № 10 (л.д. 136-152 т.4, 3-96 т.5).
26.12.2001 Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству произведен переучет участка, кадастровый № 74:36:06 08 002:0015, № записи 605 (л.д. 23 т.1).
03.05.2006 Правительством РФ издано распоряжение № 634-р, которым, в том числе был утвержден перечень земельных участков, расположенных на территории Челябинской области, на которые у Российской Федерации возникает право собственности (л.д. 125 т.12).
В перечень, утвержденный Правительством РФ, включен земельный участок с кадастровым номером 74:36:06 08 002:0015, расположенный по адресу: г. Челябинск, Калининский район, категория земель – земли поселений, площадью 37,91 га (л.д. 125 т.12).
В соответствии с выпиской из государственного кадастра недвижимости от 16.03.2009 земельный участок 28 поставлен на кадастровый учет 23.10.1990, предыдущий номер 74:36:06 08 002:0015, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации промплощадки Челябинской ГРЭС, отражены сведения о правах – постоянное бессрочное пользование ОАО «ТГК № 10», содержится отметка о том, что кадастровый номер 74:36:0608002:28 равнозначен кадастровому номеру 74:36:0608002:0028, отражено, что на участке расположены объекты недвижимого имущества (л.д. 26-39 т.1).
04.08.2006 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Челябинской области (далее – УФРС) на основании распоряжения Правительства РФ от 03.05.2006 № 634-р (л.д. 125 т.12) сделана запись № 74-74-01/352/2006-282 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 379 100 кв.м (земли поселений), расположенный по адресу: г. Челябинск, Калининский район, кадастровый номер 74:36:06 08 002:0028, что подтверждается свидетельством 74 АБ 503672 (л.д. 24 т.1).
12.07.2007 в ЕГРП на основании протокола внеочередного общего собрания акционеров от 24.07.2006 № 6, передаточных актов от 05.06.2006 УФРС сделана запись № 74-74-01/336/2007-379 о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования ОАО «ТГК № 10» на земельный участок 0028, что подтверждается свидетельством 74 АА 231181 (л.д. 25 т.1).
30.03.2009 ТУ ФАУГИ издано распоряжение № 378-р об утверждении границ участка 0028, площадь которого в связи с уточнением границ составила 378925 кв.м (л.д. 41 т.1).
Сведения об уточнении границ и площади внесены в ЕГРП (л.д. 42 т.1).
На земельном участке по адресу: <...>, расположены объекты недвижимого имущества, в т.ч. принадлежащие ОАО «Фортум» и ОАО «Челябэнергоремонт» (л.д.84-115 т.3, 77-82, 86-89, 93 т.4).
ОАО «ЧелябинскНИИгипрозем» выполнены землеустроительные работы и подготовлены землеустроительные дела 1-7, 9 в отношении земельных участков (л.д. 105-172 т.5, л.д. 3-137 т.6, л.д. 3-130 т.7, л.д. 3-119 т.8, л.д. 3-68 т.9). Указанные землеустроительные дела содержат акты согласования границ с Челябинской ГРЭС филиала ОАО ЭиЭ «Челябэнерго», которые от имени последнего подписаны ФИО8 Из актов следует, что согласование произведено в 2004 году (л.д. 129, т.5, л.д. 27, 98 т.6, л.д. 27, 91 т.7, л.д. 27, 81, оборот т. 8, л.д.27 т.9).
15.11.2006 ОАО «Челябэнергоремонт» обратилось к Председателю Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска с заявлениями (вх. №№ 23629, 23630, 23632, 23633, 23634, 23635, 23636) об утверждении проектов границ с приложением землеустроительных дел №№ 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8 (л.д.72, 75, 85, 89, 92, 95 т.9).
16.04.2007, 16.05.2007 Заместителем Главы города Председателем Комитета изданы распоряжения №№ 330-М, 331-М, 332-М, 333-М, 334-М, 335-М, 336-М, 337-М, 447-М утверждены проекты границ земельных участков по ул. Российской, 1 в Калининском районе г. Челябинска для подготовки правоустанавливающих документов, в т.ч. землеустроительные дела №№ 1 (участок площадью 28735 кв.м), 2 (земельный участок площадью 45487 кв.м), 3 (участок площадью 567 кв.м), 4 (участок площадью 1530 кв.м), 5 (участок площадью 34 кв.м), 6 (участок площадью 7344 кв.м), 7 (участок площадью 1262 кв.м), 8 (участок площадью 550 кв.м), 9 (участок площадью 11833 кв.м) (л.д.43-46 т.1, л.д.64, 95, 116 т.2, л.д. 5 т.3, л.д.70-71, 73-74, 76-78, 80-82, 83-84, 86-88, 90-91, 93-94 т.9).
Из писем ФГУ «ЗКП» от 04.06.2009 исх. № 1604, (предоставленного в ответ на запрос теротдела № 4 УФАКОН от 27.05.2009), от 09.06.2009 исх. № 1996 (предоставленного в ответ на запрос суда) следует, что в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения, в том числе кадастровое дело в отношении земельного участка 311 (л.д. 111 т.1, л.д.101-104 т.5).
21.11.2007 сведения о земельных участках категории земель - земли населенных пунктов с разрешенным использованием – для эксплуатации нежилых зданий внесены в государственный кадастр недвижимости, в т.ч.:
- площадью 45487 кв.м, кадастровый номер 74:36:0608002:123;
- площадью 34 кв.м, кадастровый номер 74:36:0608002:119;
- площадью 567 кв.м, кадастровый номер 74:36:0608002:122;
- площадью 1530 кв.м, кадастровый номер 74:36:0608002:120;
- площадью 11833 кв.м, кадастровый номер 74:36:0608002:106;
- площадью 7344 кв.м, кадастровый номер 74:36:0608002:124;
- площадью 1262 кв.м, кадастровый номер 74:36:0608002:125;
- площадью 28735 кв.м, кадастровый номер 74:36:0608002:126;
- площадью 550 кв.м, кадастровый номер 74:36:0000000:311, что подтверждается выписками из государственного кадастра недвижимости от 22.03.2009 (л.д.47-91 т.1). Представленные выписки содержат информацию о предыдущем номере участка – 74:36:0608002:28, о наличии объектов недвижимого имущества на участках, а также дополнительные сведения (раздел 18 кадастровых паспортов) о номерах образованных участков и подлежащих снятию с кадастрового учета (74:36:0608002:28).
В 2009 году утверждено и согласовано техническое задание на выполнение кадастровых работ по земельному участку 0028, которое включает образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства (л.д.80-83 т.3, 112-113 т.9).
09.02.2009 между ОАО «ТГК № 10» (заказчиком) и ООО «Регион-Гео» (исполнителем) заключен договор на выполнение кадастровых работ по формированию проекта границ участка, указанного в Техническом задании, получению в ТУ ФАУГИ распоряжения о разделении участка, осуществление кадастрового учета изменений объекта недвижимости, получение кадастровых паспортов на выделенные участки (л.д.114-116 т.9).
16.04.2009 письмом исх. № 5 ООО «Регион-Гео» уведомило ОАО «ТГК № 10» о том, что в ходе выполнения кадастровых работ по договору от 09.02.2009 выявлен факт постановки на оснований распоряжений Комитета на кадастровый учет 9 участков, выделенных из участка 0028. Общество просило принять меры по устранению препятствий по осуществлению взятых по договору обязательств (л.д.117 т.9).
06.04.2009 письмом исх. № 119-647 ОАО «ТГК № 10» сообщило ТУ ФАУГИ о том, что при выполнении кадастровых работ по разделению земельного участка 28, отнесенного к собственности РФ, получены 9 кадастровых паспортов, подтверждающих разделение участка, основанием разделения являлось распоряжение Комитета от 2007 года (л.д. 14 т.1).
ТУ ФАУГИ, полагая, что действия УФАКОН, ФГУ «ЗКП» по постановке на кадастровый учет участков 123, 119, 122, 120, 106, 124, 125, 126, 311 не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы РФ, как собственника земельного участка 0028, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.
Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 №432 утверждено Положение о Федеральном Агентстве по управлению государственным имуществом, в котором указано, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Согласно п.4 Положения о Росимуществе, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктом 5 Положения о Росимуществе установлены полномочия в установленной сфере деятельности, согласно которым, Росимущество, в том числе:
- осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности;
- осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Законом СССР от 13 декабря 1968 года N 3401-VII были утверждены Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик (далее – Основы земельного законодательства).
В соответствии со ст. 10 Основ земельного законодательства предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода.
Отвод земельных участков производится на основании постановления Совета Министров союзной республики или Совета Министров автономной республики либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей.
Предоставление земельного участка, находящегося в пользовании, другому землепользователю производится только после изъятия данного участка в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящих Основ.
Кроме того, статья 10 Основ также предусматривала, что приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этого участка в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей, запрещается. Право землепользования колхозов, совхозов и других землепользователей удостоверяется государственными актами на право пользования землей. Формы актов устанавливаются Советом Министров СССР.
Как усматривается из материалов дела, 16.10.1990 решением Исполкома Челябинского городского Совета народных депутатов Челябинской ордена Ленина ГРЭС выдан государственный акт А-1 № 481525 на право пользования земельным участком площадью 37,91 га для эксплуатации промплощадки Челябинской ГРЭС в Калининском районе (л.д. 15-23 т.1).
Указанный участок принадлежит Российской Федерации на основании распоряжения Постановления Правительства РФ от 03.05.2006 № 634-р (л.д. 125 т.12) на праве собственности (л.д. 24. т.1) и передан на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО «ТГК № 10» (ныне ОАО «Фортум») (л.д. 25 т.1).
Указанное свидетельствует о том, что на момент совершения оспариваемых действий земельный участок уже находился в собственности РФ (с 04.08.2006).
Материалами дела подтверждается, и не оспаривается лицами, участвующими в деле, то обстоятельство, что 9 земельных участков были образованы из земельного участка, принадлежащего РФ на праве собственности (л.д. 47-51, 52-56, 57-61, 62-66, 72-76, 77-81, 82-86, 87-91 т.1).
Постановлением Правительства РФ от 19.08.2004 №418 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» (далее – Положение о Роснедвижимости), в котором установлено, что Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет, в том числе, следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству;
организует создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов капитального строительства;
осуществляет ведение государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства; создание и ведение государственного кадастра объектов недвижимости; государственный земельный контроль (п.5 Положения о Роснедвижимости).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (далее – Закон о земельном кадастре), государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера; земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.
Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения: государственного и муниципального управления земельными ресурсами; государственного контроля за использованием и охраной земель; государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; землеустройства; иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.
Согласно ст. 5 Закона о земельном кадастре деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется в соответствии со следующими принципами: единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации; непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков; открытость сведений государственного земельного кадастра; сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.
Статьей 6 Закона о земельном кадастре регламентировано, что сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом (ч.1).
Государственный земельный кадастр является источником информационного обмена сведениями при осуществлении государственной регистрации недвижимости, специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации или учету в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2).
Органы, осуществляющие ведение государственных или иных кадастров, реестров, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы (организации), осуществляющие специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и территориальных зон, координируют свою деятельность в части информационного и технологического взаимодействия на основании сведений государственного земельного кадастра о кадастровом делении территории Российской Федерации (ч.3).
Согласно ст. 7 Закона о земельном кадастре государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.
Государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительным.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы (организации), осуществляющие специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и территориальных зон, бесплатно в десятидневный срок представляют информацию о зарегистрированных правах, наличии объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками, и территориальных зонах органам, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, в необходимом объеме.
Сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа (ч.1 ст. 8 Закона о земельном кадастре).
В Статье 12 Закона о земельном кадастре указано, что государственный земельный кадастр содержит сведения о: земельных участках; территориальных зонах; землях и границах территорий муниципальных образований; землях и границах субъектов Российской Федерации; землях и границах Российской Федерации.
Указанные сведения содержатся в государственном земельном кадастре в объеме, необходимом для осуществления государственного управления земельными ресурсами.
В соответствии со ст. 13 Закона о земельном кадастре документы государственного земельного кадастра подразделяются на основные, вспомогательные и производные документы, и их ведение осуществляется на русском языке.
К основным документам государственного земельного кадастра относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).
Согласно ст. 14 Закона о земельном кадастре Единый государственный реестр земель содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках (ч.1).
В Едином государственном реестре земель содержатся следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками (ч.2).
Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель (ч.3).
Как указано в ст. 15 Закона о земельном кадастре, кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета (ч.1).
Документы, содержащиеся в кадастровом деле, являются основанием для внесения соответствующих сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель (ч.2).
В соответствии со ст. 17 Закона о земельном кадастре на всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках (ч.1).
Сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий (ч.2).
Сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр (ч.3).
Единый государственный реестр земель и кадастровые дела подлежат вечному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются (ч.7).
Как следует из содержания ст. 19 Закона о земельном кадастре государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике (ч.1).
Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков (ч.2).
Указанные в пункте 2 настоящей статьи документы должны быть надлежащим образом оформлены (ч.3).
Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел (ч.6).
В соответствии со ст. 209. Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п.1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п.2).
Статьей 9 Земельного кодекса РФ к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится, в том числе, осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Частью 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьей 17 Земельного кодекса РФ регламентировано, что в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Как усматривается из материалов дела, с заявкой о постановке на кадастровый учет Российская Федерация в лице уполномоченного органа как собственник земельного участка не обращалась, с заявкой обратилось лицо, являющееся фактическим землепользователем, обладающим на праве собственности объектами недвижимого имущества, расположенными на участке 0028 (л.д. 132, 144 т.1, 19, 58, 91, 112, 148 т.2).
С заявкой о постановке на кадастровый учет были представлены распоряжения Комитета об утверждении проекта границ (л.д. 113-132, 133-154 т.1, 1-19, 20-58, 59-91, 92-112, 113-148 т.2) (л.д.43-46 т.1, л.д.64, 95, 116 т.2, л.д. 5 т.3, л.д.70-71, 73-74, 76-78, 80-82, 83-84, 86-88, 90-91, 93-94 т.9).
Указанные распоряжения, по мнению суда, по смыслу ч.2 ст. 19 Закона о земельном кадастре не относятся к документам, подтверждающим наличие прав в отношении участков, заявленных к постановке на кадастровый учет, и не содержат полномочий от имени собственника.
При этом ссылка Комитета на то обстоятельство, что по смыслу ст. 36 ЗК РФ он является уполномоченным лицом по утверждению проекта границ, отклоняется судом как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Утверждение проекта границ является распорядительным актом в отношении земельного участка, в связи с чем, по смыслу ст. 9, 11 ЗК РФ Комитет не вправе был утверждать указанные проекты границ. Следовательно, распоряжения изданы с превышением полномочий и по смыслу ст. 12 Гражданского кодекса РФ могут не применяться судом.
Кроме того, в материалы дела не представлено землеустроительное и кадастровое дело в отношении земельного участка 311, которые по сообщению ФГУ «ЗКП» (л.д. 111 т.1, л.д.101-104 т.5) отсутствуют в государственном фонде данных.
Статьей 1 Земельного кодекса РФ установлено, что настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе, на принципах:
единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;
сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Как следует из содержания ст. 69 Земельного кодекса РФ, землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда (ч.1).
При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке (ч.4).
Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч.7).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона 18 июня 2001 года N 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее – Закон о землеустройстве), землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство); объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований и других административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков; землеустроительная документация - документы, полученные в результате проведения землеустройства.
Согласно ст. 3 Закона о землеустройстве, землеустройство проводится в обязательном порядке, в том числе, в случаях: изменения границ объектов землеустройства; предоставления и изъятия земельных участков; определения границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства.
Статья 4 Закона о землеустройстве указывает, что основаниями проведения землеустройства являются: решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные решения.
В соответствии со ст. 15 Закона о землеустройстве при проведении территориального землеустройства выполняются следующие виды работ: образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства; межевание объектов землеустройства.
Порядок проведения территориального землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводятся в случаях:
изменения границ объектов землеустройства, в том числе в целях устранения недостатков в их расположении (чересполосицы, вклинивания, вкрапливания, дальноземелья, изломанности и неудобств в использовании);
восстановления границ объектов землеустройства;
предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам;
изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков;
совершения сделок с земельными участками;
в иных случаях перераспределения земель.
Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства осуществляются на основе сведений государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.
При образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства определяются:
местоположение границ объектов землеустройства, в том числе границы ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
варианты использования земель с учетом размеров земельного участка, целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
площади объектов землеустройства и (или) ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
иные характеристики земель (ст. 16 Закона о землеустройстве).
Согласно ст. 17 Закона о землеустройстве межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.
Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.
Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы:
определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование;
закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;
изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы.
Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации (Статья 22 Закона о землеустройстве).
В соответствии со ст. 24 Закона о землеустройстве государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.
Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации.
Граждане и юридические лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 №396 утверждено Положение о проведении территориального землеустройства (далее – Положение о землеустройстве), которое устанавливает порядок проведения территориального землеустройства, включая образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, а также межевание объектов землеустройства.
Согласно п. 2 Положения о землеустройстве Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы обеспечивают проведение территориального землеустройства в соответствии с решениями органов государственной власти, а также на землях, находящихся в федеральной собственности.
Территориальное землеустройство остальных объектов землеустройства проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании договора по инициативе органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Работы по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства включают в себя:
а) сбор информации об объектах землеустройства, содержащейся в государственном земельном кадастре, государственном градостроительном кадастре, государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, геодезической, картографической и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации;
б) определение местоположения границ объектов землеустройства, в том числе ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
в) определение вариантов использования земель с учетом размера земельного участка, целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;
г) определение площади объектов землеустройства и (или) ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
д) составление карты (плана) объектов землеустройства, отображающей в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства и ограниченных в использовании частей объекта землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей (п.3 Положение о земелеустройстве).
В соответствии с п.7 Положения о землеустройстве технические условия и требования проведения землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, а также межевании объектов землеустройства устанавливаются Федеральной службой земельного кадастра России.
При этом, п. 9 Положения о землеустройстве установлено, что работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя:
а) определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты;
б) закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;
в) изготовление карты (плана) объекта землеустройства в порядке, устанавливаемом Федеральной службой земельного кадастра России.
При определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ.
Отсутствие надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения этих работ (п. 10 Положения о землеустройстве).
Руководителем Федеральной службы земельного кадастра России 17.02.2003 утверждены Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (далее – Методические рекомендации), которые разработаны в соответствии с Положением о проведении территориального землеустройства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 № 396.
В настоящих Методических рекомендациях дается описание состава и содержания работ, состава, содержания и оформления землеустроительной документации при межевании объектов землеустройства, а также осуществления контроля за проведением межевания (п.2).
Межевание объектов землеустройства проводится в соответствии с заданием на выполнение работ. Задание подготавливается заказчиком или по его поручению подрядчиком на основе проекта территориального землеустройства или сведений государственного земельного кадастра о земельном участке (участках), предоставляемых в виде выписок в форме кадастровой карты (плана) земельного участка (территории). Задание утверждается заказчиком (п.5).
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №514 утверждено Положение о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (далее – Положение), которое определяет порядок согласования и утверждения землеустроительной документации, создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (далее именуется - фонд данных), а также их использования.
В соответствии с п. 8 Положения проекты территориального землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства, утверждаются собственниками земельных участков, землепользователями или землевладельцами указанных земель.
17 февраля 2003 года Руководителем Федеральной службы земельного кадастра России утверждены Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, в соответствии с п. 3 которых межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
В соответствии с п. 6 рекомендаций межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: подготовительные работы; составление технического проекта; уведомление лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания; определение границ объекта землеустройства на местности, их согласование и закрепление межевыми знаками; определение координат межевых знаков; определение площади объекта землеустройства; составление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства; формирование землеустроительного дела; утверждение землеустроительного дела в установленном порядке.
При проведении подготовительных работ рекомендуется принимать во внимание, что подготовительные работы включают сбор и (или) изучение: сведений государственного земельного кадастра о земельном участке (участках); документов, удостоверяющих права на землю (при их отсутствии - правоустанавливающих документов); каталогов (списков) координат пунктов опорной межевой сети (ОМС) и иных исходных геодезических пунктов; адресов лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (п.п.9, 9.1. Методических рекомендаций).
Лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления), не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания. При составлении карты (плана) объекта землеустройства исполнителем работ дополнительно направляются письменные запросы о наличии на территории объекта землеустройства принадлежащих иным лицам инженерных коммуникаций и (или) их охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель (п. 11 Методических рекомендаций).
В силу п.12. методических рекомендаций извещение передается заинтересованным лицам под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (например, регистрируемое почтовое отправление с отметкой "Вручить лично", с заказными уведомлениями о вручении непосредственно адресатам). Извещения и расписки составляют в двух экземплярах, один из которых приобщают к землеустроительному делу.
Извещения, адресованные юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления, вручаются полномочным должностным лицам (п. 13 Методических рекомендаций).
В соответствии с п.п.14.1., 14.2., 14.3., 14.4., 14.6. Методических рекомендаций определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей. Перед процедурой согласования границ объекта землеустройства они предварительно обозначаются на местности в соответствии с имеющимися сведениями государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной документацией и (или) иными сведениями. При неявке на процедуру согласования границ кого-либо из вышеуказанных лиц или отказе от участия в процедуре согласования границ (непредставление мотивированного отказа в согласовании границы) в акте согласования границ фиксируется их отсутствие или отказ от участия в процедуре согласования границ, а по границе объекта землеустройства проводится предварительное межевание. В течение тридцати календарных дней этим лицам направляются повторные уведомления с указанием срока явки для согласования или предоставления мотивированного отказа в согласовании границ по результатам предварительного межевания. В случае неявки в течение указанного срока или непредставления мотивированного отказа в согласовании границы, границы объекта землеустройства считаются установленными. Споры, возникшие при согласовании границ, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ. Форма акта согласования границ. Согласованные границы объекта землеустройства закрепляются межевыми знаками, фиксирующими на местности местоположение поворотных точек границ объекта землеустройства.
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что лица, чьи права могут быть затронуты при межевании земельного участка, должны быть установлены перед началом проведения работ на основании данных, в том числе содержащихся в ЕГРЗ.
Из материалов дела следует, что согласование со смежными землепользователями производилось в 2004 году, на тот момент право собственности РФ не возникло.
Вместе с тем, из актов согласования следует, что границы были согласованы руководителем филиала Челябинской ГРЭС ФИО8
Согласно Уставу ОАО ЭиЭ «Челябэнерго», утвержденного протоколом общего собрания акционеров №4 от 18.05.1996 состав Общества в качестве филиала вошла Ордена Ленина Челябинская ГРЭС. Согласно Положения о филиале директор филиала назначается обществом и действует на основании доверенности.
Как следует из п.20 Постановления ВАС РФ и ВС РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» соответствующие полномочия руководителя филиала должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица и положении о филиале.
В указанный период времени ФИО8 являлся директором филиала Ордена Ленина Челябинска ГРЭС и имел ограниченный круг полномочий, основанный на выданных ему доверенностях (л.д. 100-117 т.12).
Указанные доверенности соответствующих полномочий ФИО8 на согласование границ земельных участков от имени ОАО ЭиЭ «Челябэнерго» не содержат.
Доказательств наличия иных доверенностей в материалы дела не представлено.
При этом акт согласования границ в отношении участка 311 в материалы дела не представлен.
Указанное свидетельствует о том, что надлежащего согласования границ не было произведено.
Кроме того, суд учитывает и то обстоятельство. Что с заявкой о постановке на кадастровый учет заинтересованное лицо обратилось в 2007 году, т.е. по истечении трех лет с момента согласования.
В соответствии со ст. 20 Закона о земельном кадастре в случае, если в представленных в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, документах отсутствуют сведения, необходимые для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, или если такие сведения противоречивы, проведение государственного кадастрового учета земельных участков приостанавливается и заявители немедленно в письменной форме извещаются о приостановлении проведения такого учета с обоснованием данных решений, за исключением указанного в пункте 6.1 статьи 19 настоящего Федерального закона случая (ч.1).
Проведение государственного кадастрового учета земельных участков может быть приостановлено не более чем на месяц.
В случае, если в течение указанного срока заявителем не будут устранены причины приостановления проведения государственного кадастрового учета земельного участка, заявителю в письменной форме направляется отказ в проведении государственного кадастрового учета земельного участка (ч.2).
В проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано, в том числе, в случае, если:
с заявкой о проведении государственного кадастрового учета земельных участков обратилось ненадлежащее лицо;
документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;
при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей (ч.3).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что у УФАКОН и ФГУ «ЗКП» имелись основания для отказа в проведении кадастрового учета.
По мнению суда, материалы дела не содержат доказательств того, что при проведении землеустройства был обеспечен учет законных интересов лиц, права которых могли быть затронуты при его проведении.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что у заинтересованных лиц имелись основания для приостановления либо отказа в проведении кадастрового учета.
В силу изложенного, суд считает, что при постановке спорного земельного участка на кадастровый учет заинтересованными лицами были допущены нарушения действующего законодательства.
Ссылка ответчиков на то, что для проведения государственного кадастрового учета были представлены все необходимые в соответствии с законом документы, а проверка представленных заявителями документов проводится лишь на наличие в представленных документах сведений, необходимых для проведения государственного кадастрового учета, не принимается, как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречащая фактическим обстоятельствам дела.
Исходя из положений Закона о регистрации (ст. 8) и Закона о земельном кадастре (ст.ст. 5, 6, 7, 8, ч.3 ст. 19) УФАКОН, ФГУ «ЗКП», как органы, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю, владеющие информацией, содержащейся в ГЗК, обязаны были при проведении государственного кадастрового учета проверить представленные документы, в том числе на соответствие их имеющимся в ГЗК и ЕГРП сведениям, которые носят открытый характер.
Более того, по мнению суда, несопоставление информации, содержащейся в представленных для проведения кадастрового учета документах с данными, имеющимися в ЕГРП противоречит общим принципам ведения реестра, установленным в Законе о земельном кадастре.
При нарушении требований законодательства в части несоблюдения порядка согласования границ земельных участков со смежными землепользователями, отсутствии надлежащего обращения уполномоченного собственником лица, заинтересованные лица не вправе были вносить соответствующие сведения в ГЗК.
Действия УФАКОН и ФГУ «ЗКП» по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, принадлежащего Российской Федерации на праве собственности, ОАО «Фортум» на праве постоянного (бессрочного) пользования нарушают права и законные интересы Российской Федерации, ОАО «Фортум», поскольку был ликвидирован земельный участок, принадлежащий Российской Федерации, из него образованы новые земельные участки.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Постановлению Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В нарушение ч.1 ст. 65, ч.5 ст. 200 АПК РФ заинтересованы лица, по мнению суда не представили доказательств соответствия оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту, законности совершения оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий.
Поскольку совокупность условий, при наличии которых оспариваемые действия могут быть признаны незаконными имеется: действия заинтересованных лиц не соответствуют Земельному кодексу РФ, Федеральному закону «О землеустройстве», Федеральному закону «О государственном земельном кадастре», и нарушают права и законные интересы РФ, ОАО «Фортум» требования заявителя подлежат удовлетворению.
В рамках восстановления нарушенного права заявитель просит обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Российской Федерации путем аннулирования и исключения сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:06 08 002:123, 74:36:06 08 002:119, 74:36:06 08 002:122, 74:36:06 08 002: 120, 74:36:06 08 002:106, 74:36:06 08 002:124, 74:36:06 08 002:125, 74:36:06 08 002:126, 74:36:06 08 002:311 из государственного кадастра недвижимости; восстановить сведения в ГКН о земельном участке с кадастровым номером 74:36: 06 08 002:0028; обязать Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Челябинской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Российской Федерации путем аннулирования и исключения сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:06 08 002:123, 74:36:06 08 002:119, 74:36:06 08 002:122, 74:36:06 08 002: 120, 74:36:06 08 002:106, 74:36:06 08 002:124, 74:36:06 08 002:125, 74:36:06 08 002:126, 74:36:06 08 002:311 из государственного кадастра недвижимости; восстановить сведения в ГКН о земельном участке с кадастровым номером 74:36: 06 08 002:0028.
Суд, с учетом, положений Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», приходит к выводу о том, что надлежащим способом восстановления нарушенного права заявителя будет возложение обязанности на УФАКОН, ФГУ «ЗКП» аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости запись о земельном участке.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 197, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд,
Р Е Ш И Л:
Требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области удовлетворить.
- признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области по проведению государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:06 08 002:123, 74:36:06 08 002:119, 74:36:06 08 002:122, 74:36:06 08 002: 120, 74:36:06 08 002:106, 74:36:06 08 002:124, 74:36:06 08 002:125, 74:36:06 08 002:126, 74:36:06 08 002:311, как не соответствующие Земельному кодексу РФ, Федеральным законам о государственном земельном кадастре, О введении в действие Земельного кодекса РФ
- обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Российской Федерации путем аннулирования и исключения сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:06 08 002:123, 74:36:06 08 002:119, 74:36:06 08 002:122, 74:36:06 08 002: 120, 74:36:06 08 002:106, 74:36:06 08 002:124, 74:36:06 08 002:125, 74:36:06 08 002:126, 74:36:06 08 002:311 из государственного кадастра недвижимости;
- восстановить сведения в ГКН о земельном участке с кадастровым номером 74:36: 06 08 002:0028;
- признать незаконными действия Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Челябинской области по постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:06 08 002:123, 74:36:06 08 002:119, 74:36:06 08 002:122, 74:36:06 08 002: 120, 74:36:06 08 002:106, 74:36:06 08 002:124, 74:36:06 08 002:125, 74:36:06 08 002:126, 74:36:06 08 002:311 как не соответствующие Земельному кодексу РФ, Федеральным законам о государственном земельном кадастре, О введении в действие Земельного кодекса РФ
- обязать Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Челябинской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Российской Федерации путем аннулирования и исключения сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:06 08 002:123, 74:36:06 08 002:119, 74:36:06 08 002:122, 74:36:06 08 002: 120, 74:36:06 08 002:106, 74:36:06 08 002:124, 74:36:06 08 002:125, 74:36:06 08 002:126, 74:36:06 08 002:311 из государственного кадастра недвижимости;
- восстановить сведения в ГКН о земельном участке с кадастровым номером 74:36: 06 08 002:0028;
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18.aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Л.В. Забутырина