АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
454000 г. Челябинск, ул. Воровского, 2
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
«03 марта 2010 г. Дело № А76-975/2010-56-141
Решение в полном объеме изготовлено 15 марта 2010года
Резолютивная часть решения объявлена 03 марта 2010года
Судья Арбитражного суда Челябинской области Худякова В.В.,
При ведении протокола судебного заседания секретарем Бобковой Е.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества по добыче угля «Челябинская угольная компания», г. Коркино Челябинская область
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области, г. Челябинск
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст 8.7 КоАП РФ.
При участии в судебном заседании представителя заявителя ФИО1 по доверенности № 22-юу/А от 11.01.2010 (копия в деле) паспорт от ответчика: ФИО2 – главный специалист – эксперт отдела правового обеспечения (доверенность от 24.02.2010 №773, удостоверение №43),ФИО3 ведущий специалист – эксперт (доверенность от 11.02.2010 №570, удостоверение №2924)
В судебном заседании объявлялся перерыв до 03 марта 2010года
Открытое акционерное общество по добыче угля «Челябинская угольная компания» (далее- заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Челябинской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области (далее- Управление, ответчик, Административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 47 от 11 января 2010года о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- Кодекс, КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 22 000рублей
Заявитель ссылается на отсутствие события административного правонарушения и нарушение порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях: в протоколе не установлено время совершения административного правонарушения, не конкретизированы сведения относительно события административного правонарушения, не указан кадастровый номер земельного участка, не исследовался вопрос в чьем ведении находится данный земельный участок.
Кроме того, заявитель полагает, что протокол составлен с превышением полномочий.
Представителем административного органа заявленные требования полностью отклонены, ссылаясь на совершение заявителем административного правонарушения в связи, с чем Общество привлечено к административной ответственности, что порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Заслушав представителей заявителя, административного органа, а также , исследовав все материалы дела арбитражный суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании распоряжения руководителя Управления от 25 ноября 2009 г. № 390 административным органом проведена внеплановая проверка Открытого акционерного общества по добыче угля "Челябинская угольная компания" по вопросу проверки фактов соблюдения требований земельного законодательства, а именно не проведение рекультивации после отработки месторождения угля «Чумлякский II». По результатам проверки составлены акт проверки № 390 от 22 декабря 2009года и протокол № 47 от 24 декабря 2009года об административном правонарушении, предусмотренном ст 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения административного дела Общество постановлением заместителя руководителя Росприроднадзора по Челябинской области заместителем главного государственного инспектора по охране и использованию земель по Челябинской области ФИО4 № 47 от 11 01 2010года привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В виде взыскания штрафа в размере 22 000рублей
Согласно протоколу от 24 декабря 2009года административное правонарушение состоит в том, что Обществом месторождения участок «Чумляксий П» разрабатывалось в 2005 2006 годах, отработано в 2006году, запасы списаны, ликвидации или рекультивации горной выработки на площади 69,8 га не проведено, отсутствует проект рекультивации, то есть нарушены статьи 34,39 Федерального закона « Об охране окружающей среды», ст 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 23.02.1994г. № 140 « О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».
Согласно протоколу Обществом не проведены обязательные мероприятия по рекультивации нарушенных земель, не пройдена государственная землеустроительная экспертиза на земельный участок «Чумлякский П»
Протокол № 47 от 24.12.2009г. об административном правонарушении в отношении Общества составлен государственным инспектором по охране природы Челябинской области, ведущим специалистом-экспертом сплела надзора за земельными ресурсами Управления Росприроднадзора по Челябинской области. В соответствии с п. 3. 5. 8. 9 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утв. постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 № 53 государственный экологический контроль состоит из:
а) государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
б) государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами
(за исключением радиоактивных отходов):
в) государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных
объектов;
г) государственного контроля за геологическим изучением, рациональным
использованием и охраной недр:
д) государственного земельного контроля:
е) государственного контроля в области охраны, воспроизводства и
использования объектов животного мира и среды их обитания:
ж) государственного контроля в области организации и (рупкционироьанил исиии
охраняемых природных территорий;
з) государственного экологического контроля во внутренних морских водах
Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации;
и) государственного экологического контроля в исключительной экономической зоне Российской Федерации:
к) государственного экологического контроля на континентальном шельфе Российской Федерации:
л) государственного лесного контроля и надзора;
м) государственного экологического контроля в области охраны озера Байкал. Государственный экологический контроль осуществляют должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов по перечню, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 716 "О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользование и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроля федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды, . в соответствии с п. 8 которого экологический контроль осуществляют федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического контроля.
Указанные должностные лица являются государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.
Таким образом, государственные инспектора в области охраны окружающей среды могут осуществлять экологический контроль в любой из сфер, в том числе и государственный земельный контроль, который согласно п. 4 Правил осуществляется в порядке, установленном постановлениями Правительства Российской Федерации о соответствующем виде контроля с учетом настоящих Правил. Государственный земельный контроль осуществляется Управлением Росприроднадзора по Челябинской области в соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утв. постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 (далее Положение).
Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют земельный контроль согласно п. 4 Положения.
В соответствии с п. 5.2.1. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области, утв. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19 декабря 2007 г. N 534 Управление осуществляет контроль за соблюдением выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей.
В соответствии со ст. 23.21 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды, предусмотренных ст. 8.7 КоАП РФ.
Статья 8.7 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей.
Таким образом, государственные инспектора в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Челябинской области имеют право осуществлять государственный земельный контроль в пределах своих полномочий и привлекать нарушителей земельного законодательства к административной ответственности в области охраны окружающей среды, в том числе по ст. 8.7 КоАП РФ.
Лицензия на право пользования недрами ЧЕЛ 01592 ТЭ предоставлена Обществу для разработки участков недр: шахта Коркинская, участок ФИО5
Из акта проверки видно, что разработка угля по участку «Чумлякский П» проводилась открытым способом с 1934 года. За 2005, 2006года в пределах месторождения бурого угля Чумлякский П добыто 348590 тонн бурого угля согласно сведениям о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых за 2005,2006г. (форма № 2–ЛС) . В связи с усложнением технологии добычи, нерентабельностью месторождения бурого угля Чумлякский П Обществом списаны запасы в пределах участка Чумлякский П, что подтверждается актом на списание балансовых запасов бурого угля, формой отчета № 5Г за 2006год. Списаны запасы бурого угля в объеме 154 тыс тонн. Фактически оставшиеся после списания балансовые запасы отсутствуют .
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (п. 2 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Судом установлено, что в данном случае обществом не проведены обязательные работы в отношении указанного земельного участка по его рекультивации после разработки месторождений полезных ископаемых на площади 69,8 га
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель.
В силу пунктов 1 и 6 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; рекультивации нарушенных земель; восстановления плодородия почв; своевременному вовлечению земель в оборот.
В соответствии со статьей 8.7 КоАП РФ административным правонарушением, влекущим применение административного наказания, признается невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей.
Рассматривая заявленное по делу требование, суд установил, что спорный земельный участок принадлежит обществу, как правопреемнику ОАО по добыче угля "Челябинскуголь" на праве бессрочного постоянного пользования, что общество как собственник земельного участка не выполнило обязанность по проведению мероприятий по рекультивации нарушенных земель.
Факт проведения рекультивации нарушенных земель может быть установлен при наличии документов, подтверждающих проведение рекультивации, а именно при наличии акта приема-передачи рекультивированных земель, актов выполненных работ, проекта рекультивации.
Доказательств обратного обществом не представлено.
Согласно статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле обязано представить доказательства в обоснование своих доводов и возражений.
Обязанность административного органа представить доказательства в подтверждение обстоятельств составления протокола об административном правонарушении не лишает обязанности заявителя представить доказательства в обоснование своих возражений.
Доказательств проведения рекультивации, т.е. распоряжений о проведении рекультивационных работ, актов выполненных работ, актов приема в материалы дела заявителем не представлено.
Согласно протоколу юридическим лицом ОАО по добыче угля "ЧУК" нарушен п. 1 Постановления Правительства РФ «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» от 23.02.1994 № 140. который предусматривает, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами при разработке месторождений полезных ископаемых, связанных с нарушением поверхности почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель, т.е. рекультивация нарушенных земель, может проводиться юридическими лицами только в соответствии с утвержденными проектами нарушенных земель. Другого порядка проведения рекультивации нарушенных земель законодательством РФ не предусмотрено. Таким образом, при отсутствии проекта рекультивации нарушенных земель, рекультивации нарушенных земель проведено быть не может.
Лицензия на право пользования недрами ЧЕЛ 01592 ТЭ предоставлена ОАО по добыче угля "ЧУК" для разработки двух участков недр: шахта Коркинская, участок ФИО5 настоящее время работы по добыче бурого угля в пределах шахты Коркинская ведутся, в пределах участка Чумлякский II работы по добыче недр прекращены в 2006 г., запасы списаны.
В протоколе об административном правонарушении от 24.12.2009 № 47.
указано, что запасы в пределах участка Чумлякский II списаны в 2006г. Фактически оставшиеся после списания балансовые запасы отсутствуют. Таким образом, участок недр Чумлякский II отработан в 2006 г. (разработка полезных ископаемых невозможна в связи с отсутствием запасов).
Статья 8.7 КоАП РФпредусматривает ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей.
На участке Чумлякский II разработка полезных ископаемых завершена, следовательно, обязанность по рекультивации нарушенного земельного участка наступила.
Согласно ст. 8.7 КоАП РФ ОАО по добыче угля "ЧУК" ответственно за невыполнение обязательных мероприятий по рекультивации земель после разработки месторождений полезных ископаемых.
Статьей 13 Земельного кодекса РФ предусмотрена обязанность, в том числе землепользователей по рекультивации нарушенных земель. Земельный участок Чумлякский II согласно кадастровой выписке о земельном участке имеет кадастровый номер 74:30:0909013:3 и находится в постоянном бессрочном пользовании ОАО по добыче угля "Челябинскуголь", правопреемником которого является заявитель
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленной Кодексом Российской Федерации, судом не установлено: Протокол об административном правонарушении составлен с участием представителя Общества по доверенности, о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела в отношении общества последнее извещено надлежащим образом, представителю разъяснены права и обязанности юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. Административный штраф назначен ответчиком а пределах санкции статьи 8.7 КоАП РФ с учетом отсутствия вредных последствий.
Суд с учетом обстоятельств дела установил, что характер совершенного правонарушения, степень его общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государством интересам, не позволяют сделать вывод о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения и применении положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.ст. 167-211, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ :
В удовлетворении заявленных требований отказать
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течении двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fаsuo.arbitr.ru.
Судья: В.В.Худякова.