454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
тел. (351)265-78-24, факс (351)266-72-10
E-mail: info@chel. arbitr. ru , http: www.chel.arbitr.ru
Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
г. Челябинск
05 апреля 2016 года | Дело № А76-994/2016 |
Резолютивная часть решения объявлена 29 марта 2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 05 апреля 2016 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области Мрез И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бакировой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области, расположенного по адресу: <...>, каб. 416, дело по заявлению открытого акционерного общества «Челябинский электрометаллургический комбинат», г.Челябинск к Главному управлению Министерства внутренних дел по Челябинской области о признании незаконными действий
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – доверенность № 13-юр-13 от 16.02.2016,
от ответчика: ФИО2 – доверенности № 48 от 23.10.2015, Загорный С.Г. –доверенности № 63 от 23.10.2015,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Челябинский электрометаллургический комбинат» (далее: заявитель, ОАО «ЧЭМК) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел по Челябинской области (далее: ответчик, ГУ МВД по Челябинской области) о признании незаконными действий в отказе в удовлетворении заявления ОАО «ЧЭМК» о прекращении регистрации транспортного средства – автомобиля Газ 33021 государственный регистрационный знак <***>; обязании ГУ МВД по Челябинской области рассмотреть заявление ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» о прекращении регистрации транспортных средств и предоставить требуемую государственную услугу.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился, представил письменный отзыв (л.д.122-125).
Исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» зарегистрировано в качестве юридического лица 04.09.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027402319361, адрес (место нахождения) <...>.
22.02.2008 между ОАО «Челябинский абразивный завод» (Сторона-1), ОАО «60 Механическо-строительный завод» (Сторона-2) и ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» (Сторона -3) подписан договор о присоединении ОАО «Челябинский абразивный завод» и ОАО «60 Механическо-строительный завод» к ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» (л.д.10-19), согласно п.1.1 договора стороны договорились осуществить реорганизацию в форме присоединения Стороны -1 и Стороны -2 к Стороне-3.
Передаточным актом от 22.04.2008 все права и обязанности, имущество и обязательства (активы и пассивы) ОАО «Челябинский абразивный завод» передаются ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» (л.д.38-39).
Приложением № 1 к передаточному акту переданы основные средства ОАО «Челябинский абразивный завод» ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат», в т.ч. автомобиль Газ 33021 (л.д.42).
13 ноября 2015 года ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» обратилось в МРЭО УГИБДД ГУ МВД по Челябинской области с заявлением о прекращении регистрации транспортного средства -автомобиль Газ 33021, государственный номер <***> (л.д.7).
В ответ на заявление о прекращении регистрации транспортного средства - автомобиль Газ 33021, государственный номер <***> МРЭО УГИБДД ГУ МВД по Челябинской области сообщило об отказе в производстве регистрационных действий по п. 22 Административного регламента в связи с отсутствием правоустанавливающих документов подтверждающих право собственности (л.д.7 оборот).
Посчитав незаконным действие ГУ МВД по Челябинской выразившиеся в отказе в удовлетворении заявления о прекращении регистрации транспортного средства, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате изданием ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 N 605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2013 N 30048) (далее - Административный регламент), который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц подразделений Госавтоинспекции на районном и региональном уровнях, а также Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которых возложена обязанность по предоставлению государственной услуги.
Как следует из содержания п. 31 Административного регламента, в рамках предоставления государственной услуги подразделениями Госавтоинспекции осуществляются регистрационные действия:
- регистрация транспортного средства;
- изменение регистрационных данных;
- прекращение регистрации транспортного средства;
- снятие с учета транспортного средства.
Согласно п. 55 Административного регламента, изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений. При этом выполняются административные процедуры, предусмотренные п. 32 Административного регламента. Информация обо всех изменениях регистрационных данных заносится в реестр.
В соответствии с п. 56.1 Административного регламента, изменение регистрационных данных в связи с переходом права собственности, осуществляется на основании заявления нового собственника транспортного средства.
При этом, исходя из п. 32, предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
32.1. Прием заявления.
32.2. Проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, в том числе с использованием СМЭВ. Формирование и направление межведомственного запроса.
32.3. Осмотр транспортного средства.
32.4. Принятие решения о проведении регистрационных действий либо об отказе в проведении регистрационных действий.
32.5. Оформление документов, подлежащих выдаче заявителю.
32.6. Проверка и подписание документов.
32.7. Введение информации в автоматизированные информационные системы.
32.8. Выдача документов и государственных регистрационных знаков.
32.9. Сохранение документов, послуживших основанием для проведения регистрационных действий, прием регистрационных знаков для хранения и (или) утилизации.
Согласно п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, являющихся приложением N 1 к приказу МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (далее - Правила) не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию.
На основании п. 4 Правил собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение 10 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Пунктом 5 Правил установлено, что собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).
В отношении утраченных транспортных средств, либо транспортных средств, находящихся в розыске, регистрация прекращается по заявлению их собственников (владельцев).
Регистрация транспортного средства прекращается в случаях, в том числе: утраты транспортного средства (п. 60.1 Административного регламента).
При утрате транспортного средства прекращение регистрации производится по заявлению владельца транспортного средства (абзац 2 п. 5 Правил, п. 61 Административного регламента). В случае прекращения права собственности производится не снятие с учета, а изменение регистрационных данных (абзац 2 п. 6 Правил).
Из заявления Общества следует, что спорное транспортное средство стало собственностью ОАО "ЧЭМК" в 2008 - 2009 годах в результате присоединения предприятия ОАО "ЧАЗ", оно указано в передаточном акте, но к моменту присоединения транспортное средство фактически (физически) отсутствовало.
Административный регламент предполагает для осуществления процедуры изменения регистрационных данных - представление транспортных средств к осмотру. Без представления транспортного средства к осмотру, процедура изменения регистрационных данных проведена быть не может (п. 32 Административного регламента).
Восстановление регистрации транспортных средств, изменение регистрационных данных транспортных средств может производиться и на основании решений судов об их возврате, изъятии или отчуждении (п. 13, 44 Правил).
Право собственности ОАО "ЧЭМК" на названное транспортное средство никем не оспаривается.
При этом, административный орган не вносит в базу данных транспортных средств сведения об ОАО "ЧЭМК" (изменение регистрационных данных в связи со сменой собственника и прекращение регистрации транспортного средства в связи с их утратой), поскольку последний не совершил соответствующих формальных действий (подача заявления об изменении регистрационных данных в связи со сменой собственника, представление транспортных средств на осмотр, уплата государственной пошлины, предоставление полисов ОСАГО).
Прошедшая 30.03.2009 государственная регистрация правопреемства прав и обязанностей ОАО "ЧАЗ" к ОАО "ЧЭМК" является достаточным основанием для управления считать владельцем (собственником) данных транспортных средств ОАО "ЧЭМК", что соответствует абзацу 7 п. 15.5 Административного регламента - к документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты относятся, в том числе, выписки из передаточных актов (касающиеся транспортных средств) при слиянии юридических лиц, присоединении юридического лица к другому юридическому лицу или преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы).
Поэтому ГУ МВД по Челябинской области в рассматриваемой ситуации вправе в отсутствие транспортного средства, его осмотра, уплаты государственной пошлины и полиса ОСАГО произвести изменении регистрационных данных в связи со сменой собственника с ОАО "ЧАЗ" на ОАО "ЧЭМК", после чего предоставить государственную услугу в виде прекращения регистрации спорного транспортного средства в связи с его утратой.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В силу ч. 1 ст. 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Нарушение прав и законных интересов заявителя по настоящему спору усматривается в том, что целью заявителя является прекращение государственной регистрации транспортного средства, фактически утраченного, то есть не эксплуатируемого, не используемого в хозяйственной или иной деятельности, не являющегося участником дорожного движения, однако, собственником которых формально он до сих пор является, что увеличивает объем основных средств, влечет уплату транспортного налога при отсутствии транспортных средств.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ОАО "ЧЭМК" имело право обратиться от своего имени, как правопреемник ОАО "ЧАЗ", с заявлением о прекращении регистрации транспортного средства в связи с его фактической утратой.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, Арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования, удовлетворить.
Признать незаконными действия Главного управления Министерства внутренних дел по Челябинской области, выразившиеся в отказе в удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Челябинский электрометаллургический комбинат» о прекращении регистрации транспортного средства Газ 33021 государственный регистрационный знак <***>.
Обязать Главное управление Министерства внутренних дел по Челябинской области рассмотреть заявление открытого акционерного общества «Челябинский электрометаллургический комбинат» о прекращении регистрации транспортного средства - Газ 33021 государственный регистрационный знак <***>, и предоставить требуемую государственную услугу.
Взыскать с Главного управления Министерства внутренних дел по Челябинской области в пользу открытого акционерного общества «Челябинский электрометаллургический комбинат» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья И.В. Мрез