ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А77-1029/2011 от 28.11.2011 АС Чеченской Республики

Арбитражный суд Чеченской Республики

364000, Чеченская Республика, г.Грозный, ул.Калашникова, 8

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Грозный

30 ноября 2011 года Дело № А77-1029/2011

Резолютивная часть решения объявлена 28.11.11г.

Полный текст решения изготовлен 30 ноября 2011 года.

Арбитражный суд Чеченской Республики в составе: судьи Межидов Л.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Караевым А.Р.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: ОАО "Нурэнерго"

ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по ЧР и РИ

о признании незаконным и об отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по ЧР и РИ по делу № 41-135/01 от 27 июня 2011г.

при участии

- от истца: ФИО1 по доверенности.

- от ответчика: ФИО2 по доверенности.

установил:

Открытое акционерное общество «Нурэнерго» (ОАО «Нурэнерго»», общество) обратилось в Арбитражный Чеченской Республики с заявлением признать незаконным и отменить решение по делу №41-135/01 от 27.06.2011г., предписание №21 от 27.06.2011г. по делу № 41-135/01 Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и Республике Ингушетия (УФАС по ЧР и РИ, антимонопольный орган) о признании факта нарушения обществом требований статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 №36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» в части совмещения обществом деятельности по купле-продаже электрической энергии с деятельностью по передаче электрической энергии и обязании общества в срок до 01.06.2012г. прекратить совмещение указанной деятельности путем осуществления реорганизации общества (в форме разделения или выделения), исключающей совмещение деятельности по купле - продаже электрической энергии с деятельностью по передаче электрической энергии. Кроме того, ОАО «Нурэнерго» просит прекратить производство по делу №41-135/01 в отношении и ОАО «Нурэнерго».

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.

Представитель ОАО «Нурэнерго» сообщил суду, что срок подачи заявления о признании незаконным и об отмене решения и предписания УФАС по ЧР и РИ был пропущен в связи с тем, что указанные документы были получены неуполномоченным лицом, который несвоевременно, за пределами трехмесячного срока с момента вынесения, были переданы для рассмотрения в правовой отдел ОАО «Нурэнерго», а именно 17.10.2011г. просит восстановить пропущенный срок обжалования. Просит отменить решение УФАС по ЧР и РИ от 27.06.2011г. так как считает их незаконными.

Представителем стороны УФАС по ЧР и РИ представлены суду и стороне заявителя документы, свидетельствующие о направлении 27.06.2011г. решения по делу №41-135/01 от 27.06.2011г. почтовым отправлением в адрес ОАО «Нурэнерго», кроме того, представитель антимонопольной службы сообщил, что при вынесения резолютивной части решения по делу №41-135/01 15.06.2011г., от заявителя присутствовал ФИО3, что стороной заявителя не отрицается, и о вынесении решения заявитель был уведомлен надлежащим образом.

Изучив доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующим выводам:

Как установлено и следует из материалов дела, 27.06.2011г. антимонопольным органом вынесено решение по делу №41-135/01, которым признан факт нарушения ОАО «Нурэнерго» требований статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003г. №36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон от 26.03.2003 №36-ФЗ) в части совмещения обществом деятельности по купле-продаже электрической энергии с деятельностью по передаче электрической энергии на территории Чеченской Республики. Антимонопольный орган обязал общество в срок до 01.06.2012г. прекратить совмещение указанной деятельностей путем осуществления реорганизации общества (в форме разделения или выделения), исключающей совмещение деятельности по купле - продаже электрической энергии с деятельностью по передаче электрической энергии. На основании данного решения УФАС по ЧР и РИ 27.06.2011г. в отношении ОАО «Нурэнерго» вынесено предписание об устранении нарушений федерального законодательства.

В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ « Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»», запрещается с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 №628 «Об утверждении Правил осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии и о внесении изменений в положение о федеральной антимонопольной службе, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №331» Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, имеющим право принимать решения о принудительной реорганизации юридических лиц (в форме разделения или выделения), а также обращаться в арбитражный суд с требованием о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей в случае несоблюдения ими запрета, установленного законодательством Российской Федерации об электроэнергетике. Осуществлять контроль и надзор за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группами лиц и аффилированными лицами в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, включая контроль за соблюдением особенностей функционирования хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, установленных законодательством Российской Федерации.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создаёт иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального Кодекса, заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Статьёй 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен специальный по отношению к предусмотренному частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядок исчисления срока на обжалование решения или предписания антимонопольного органа – они могут быть обжалованы в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания, а не со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

В соответствии с ч. 2 ст. 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.

В материалах дела имеется ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока. Из текста заявления следует, что о нарушении своих прав заявителю стало известно 17.10.2011г., то есть через 3 месяца и 20 дней.

Рассмотрев доводы заявителя, суд считает ходатайство не подлежащим удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, заявление Общества на решение антимонопольного органа и предписание №21 по делу №41-135/01 принятые 27.06.2011г., подано в арбитражный суд 26.10.2011г., хотя о принятом решении ОАО «Нурэнерго» узнало 15.06.2011г., в ходе оглашения резолютивной части решения по делу №№41-135/01, принятого в присутствии представителя ОАО «Нурэнерго» ФИО3, что было доказано стороной УФАС по ЧР и РИ в ходе судебного заседания.

Суд считает, что у заявителя имелась реальная возможность обжаловать решение в суд до истечения установленного ст. 198 ч.4 АПК РФ срока на обжалование и не доказан факт пропуска процессуального срока на обжалование оспариваемых действий по уважительной причине, следовательно, указанный срок в порядке ч. 2 ст. 117 АПК РФ восстановлению не подлежит.

В силу положений статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом.

Наличие указанного обстоятельства является самостоятельным и безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятель принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Руководствуясь статьями 167, -170, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Чеченской Республики

РЕШИЛ:

1. Ходатайство Открытого акционерного общества «Нурэнерго» о восстановлении срока на подачу заявления на решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и Республике Ингушетия по делу № 41-135/01 оставить без удовлетворения.

2. Отказать Открытому акционерному обществу «Нурэнерго» в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и Республике Ингушетия от 27.06.2011г. по делу №41-135/01.

3. Отказать Открытому акционерному обществу «Нурэнерго» в удовлетворении заявления о признании незаконным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и Республике Ингушетия от 27.06.2011г. № 21 по делу №41-135/01.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Л.С Межидов