ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А77-123/19 от 05.04.2021 АС Чеченской Республики

Арбитражный суд Чеченской Республики

364024, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. им. Шейха Али Митаева, 22 «б»

E-mail: info@chechnya.arbitr.ru

http://www.chechnya.arbitr.ru

тел. (8712) 22-26-32

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

23 апреля 2021 годаг. Грозный                                     Дело № А77-123/2019

(Резолютивная часть объявлена 05.04.2021, в полном объеме решение изготовлено 23.04.2021)

Судья Арбитражного суда Чеченской Республики Мишин А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Баснукаевым Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя Абдулаевой Бекисат Мамаевны (ОГРНИП 311203322300100,                              ИНН 200201382404) к индивидуальному предпринимателю Охаевой Жансари                       (ОГРНИП 305203314900272, ИНН 200202910150), третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Чеченской Республики и  Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике,

об установлении границ земельного участка, расположенного по адресу: <...> б/н; об устранении препятствий в пользовании земельным участком, расположенным по адресу: <...> б/н,  аннулировании записи в едином государственном реестре  прав на недвижимое  имущество №20-20/008-20/008/250/2015-1883/2 от 16.12.2015 о праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <...>,

при участии:

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 26.12.2018; ФИО3 по доверенности от 12.03.2019 №95АА0626237; ФИО4 по доверенности от 01.03.2021;  в отсутствии представителей других сторон, извещенных надлежащим образом, о времени и месте судебного заседания,

установил:

ИП ФИО1 (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд Чеченской Республики с иском к ИП ФИО5 (далее – предприниматель), с привлечением третьих лиц, - УФСГРКиК по ЧР и Министерства имущественных и земельных отношений Чеченской Республики (далее – министерство), об установлении границ земельного участка, расположенного по адресу: <...> б/н; об устранении препятствий в пользовании земельным участком, расположенным по адресу: <...> б/н,  аннулировании записи в едином государственном реестре  прав на недвижимое  имущество №20-20/008-20/008/250/2015-1883/2 от 16.12.2015 о праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <...>  (с учетом принятых уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).

Заявленные требования мотивированы не соответствием координатов земельного участка ответчицы реальному расположению земельного участка, а также отсутствием согласования  границ со смежными землепользователями, поскольку отсутствуют подписи всех заинтересованных лиц, а также незаконным занятием земельного участка ответчицей.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания был извещен надлежащим образом.

Представители ответчика возражали против удовлетворения заявленных требованиям по доводам отзывов и возражений, представленных в материалы дела, в соответствии с которыми считают, что спор  по земельному участку уже разрешен решением Ачхой-Мартановского районного суда от 30.06.2009, который также прекратил аналогичный спор 27.02.2018 дело №2-68/18. Указали о голословном утверждении о незаконных основаниях возникновения прав ответчицы на земельный участок, также пояснили, что в результате проведенного административного обследования земельных участков 20:01:0000000:2951 и 20:01:0101001:563 выявлен факт  несоответствия фактических границ земельного участка с кадастровым номером  20:01:0101001:563 с границами, внесенными в ЕГРН, что стало возможным в результате  ошибки кадастрового инженера  ФИО6 при подготовке  межевого плана, в отношении земельного участка с кадастровым номером 20:01:0000000:2951 установлено отсутствие границ, в соответствии с требованиями законодательства, в связи с чем сведения о таком участке внесены в ЕГРН без учета координат границ данного участка (т1, л.д. 62-63). По мнению ответчика,  истцом не доказан факт нарушения его прав по спорным земельным участкам,  поскольку 15.02.2019 в межевой план земельного участка ответчика внесены изменения, в соответствии с которыми устранено нарушение норм полосы отвода для дороги и границы ее участка не  налагаются на участок, арендуемый  истцом.  Кроме того,  ответчик указал, что истцом не конкретизирована часть участка в отношении которого  произведен захват,  при этом также не приведен участок, часть его, в отношении которого  требуется устранить препятствия в пользовании.

В отзыве  на уточненные требования ответчик указал, что границы истца установлены и внесены в ЕГРН, в связи с чем  при наличии спора о границах он должен быть разрешен путем установления соответствующего права либо оспаривания установленных границ;  не указано оснований для устранения препятствий в пользовании, что является незаконным; у истца отсутствует право на оспаривание права собственности ответчика на земельный участок. Пояснила, что данный спор считает спором о границах земельных участков, на  момент рассмотрения которого границы участка истца не  установлены и внесены в государственный кадастр недвижимости, без уточнения (т.2, л.д. 59-60, 107-108). Также  пояснила, что у истца отсутствуют законные основания  требовать аннулирования записи, так как такой способ защиты не предусмотрен. Вместе с этим указала, что нарушение прав истицы устранены 15.02.2019, путем внесения  исправлений  кадастровой ошибки в сведения ЕГРН (т.2, л.д. 120-121).

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.

Управление  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике в отзыве на иск просило рассмотреть требования по усмотрению суда (т.4, л.д. 156-157

Ходатайства ответчика о прекращении производства по делу не рассматривается, поскольку по заявленным доводам вынесен отдельный судебный акт.

От Министерства имущественных и земельных отношений Чеченской Республики  поступили ходатайства об отложении  судебного заседания и приостановлении производства по делу.

Ходатайство  об отложении мотивировано министерством  подготовкой  материалов, имеющих значение для дела, однако о каких не указано.   

В силу части 5 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.

Из указанного следует, что отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда.

Учитывая дату возбуждения производства по делу, суд считает, что министерства имелось достаточно времени для того, чтобы ознакомиться со всеми имеющимися у него документами, а, в случае необходимости, с материалами дела, заблаговременно подготовиться к судебному заседанию и заявить все необходимые ходатайства на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, материалы дела содержат достаточно доказательств для рассмотрения жалобы по существу, изложенные в ходатайстве об отложении причины не служат основаниями для отложения рассмотрения спора  при этом заявителем ходатайства  не раскрыты какие  материалы могут иметь существенное значение.

Ходатайство о приостановлении производства по делу мотивировано обращением к администрации Самашкинского сельского поселения и ответчику о признании недействительной выписки из похозяйственной  книги, недействительным свидетельства о государственной регистрации  права на земельный участок и аннулировании записи  в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество  и сделок с ним, результаты рассмотрения которого возможно имеют преюдициальное  значение по настоящему делу.

Согласно части 1 статьи 145 Кодекса производство по делу приостанавливается в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 143 названного Кодекса, до вступления в законную силу судебного акта соответствующего суда.

По смыслу названных правовых норм рассмотрение дела невозможно, если оно связано с другим делом, находящимся в производстве суда, в том числе если обстоятельства, исследуемые в другом деле, либо результат рассмотрения другого дела имеют значение для данного дела, то есть могут повлиять на результат его рассмотрения по существу. Приостанавливая производство по делу, суд должен обосновать невозможность рассмотрения дела, находящегося у него в производстве, до разрешения другого дела.

В рассматриваемом случае заявитель ходатайства не представил доказательства принятия иска к производству и соответственно возбуждение производства по иному делу, имеющим  преюдициальное значение.

Кроме того, основания настоящего спора и заявленных в исковом заявлении заявителя ходатайства различны. Вопрос о границах земельных участков может быть разрешен арбитражным судом самостоятельно, независимо от разрешения дела по иску заявителя ходатайства. Иные причины, свидетельствующие о невозможности принятии решения по делу до рассмотрения иска министерства,  не приведены  и не указаны.

Рассмотрев заявленные ходатайства, суд, протокольным определением отказал в их удовлетворении.

Изучив материалы дела, заслушав процессуальных представителей спорящих сторон, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части с учетом следующего.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения № 1873-ВА от 21 декабря 2004г ФИО1 передан в аренду земельный участок площадью 4,7га из земель ГУП "Чеченагропромхимия", расположенный по адресу: ЧР, Ачхой-Мартановский район, с. Самашки (т.2, л.д. 45).

На основании указанного распоряжения заключен договор № 30 от 15.12.2004 между министерством и истцом, который принял в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 4,7 га, расположенный по адресу: ЧР, <...> находящийся в пользовании государственного унитарного предприятия "Чеченагропромхимия". Согласно указанному договору - границы участка закреплены в натуре и обозначены на прилагаемом к договору плане земельного участка красными линиями (том 2, л.д. 51).

Распоряжением от 28 мая 2008г № 1350-CJ1 внесены дополнения в распоряжение министерства имущественных и земельных отношений ЧР от 21.12.2004 № 1873-ВА и предписано п. 1 читать в следующей редакции: « передать в аренду ФИО1 земельный участок из земель промышленности и специального назначения с кадастровым номером 20:01:0100016:0004 расположенный по адресу: ЧР, <...> находящийся в пользовании государственного унитарного предприятия "Чеченагропромхимия", для производства товаров народного потребления и коммерческой деятельности, общей  площадью 4,7091 га,  сроком на 49 лет, без проведения торгов в связи с отсутствием других претендентов…» (т.2, л.д. 46).

Дополнительным соглашением от 28.05.2008   к договору аренды  №30 от 15.12.2004 на основании заявления истца и кадастровой выписки  из государственного земельного кадастра от 25.03.2005 №01-3/05-30, министерство и ФИО1  пришли к следующим соглашениям: вместо: даты договора 15.12.2004 читать, - 21.12.2004;  слов «ООО фирма «Автолайн» в лице руководителя ФИО1  читать,-  ФИО1; после слов земельный участок добавлено – с кадастровым номером  20:01:0100016:0004; слов 4 года читать, - 49 (сорок девять) лет;  слов в размере 25019 руб. читать, - 58223 (пятьдесят восемь тысячи двести двадцать три) руб.; изменены реквизиты оплаты (т.2, л.д. 52).   

В Кадастровом плане земельного участка № 01-3/05-30 от 25 марта 2005г указано, что земельный участок с кадастровым номером 20:01:0100016:0004 расположенный по адресу: ЧР, <...> имеет площадь 47091 кв.м. Представлены размеры границ, однако отсутствуют координаты, при этом проведены первичные кадастровые работы в отношении земельного участка в условной системе координат (т.2, л.д. 15).

Вместе с этим, в настоящее время актуальной системой координат является производная и согласно Публичной кадастровой карте (https://pkk5.rosreestr.ru/) сведения об указанном земельном участке отсутствуют в данных Единого государственного реестра недвижимости.

В последующем истцом сформирован межевой план от 02.03.2018г с иным кадастровым номером (ранее 20:01:0100016:0004, ныне 20:11:0000000:2951), согласно которому уточнено  местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 20:11:0000000:2951, описаны границы земельного участка в производной системе координатах (т.2, л.д. 6-15).

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2019-25706997 от 23 октября 2019г земельный участок с кадастровым номером 20:11:0000000:2951 площадью 47091 кв.м. расположенный по адресу: ЧР, <...> является муниципальными землями и принадлежит на праве собственности Чеченской Республике, предоставлен на праве аренды ФИО1 по договору аренды № 30 от 15.12.2004г.

Однако, согласно уведомлению № 2000/103-18-2853 от 15 марта 2018 года          кадастровый учет изменений приостановлен, в котором указано: "Имеются основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета земельного учета, расположенного по адресу: ЧР, р-н <...> в связи с тем, что обнаружены налагающиеся объекты. В соответствии с кадастровыми сведениями границы объекта учета пересекают границы объектов, прошедших кадастровый учет, с кадастровыми номерами 20:01:0101001:1407, 20:01:0101001:563. 

Согласно копии Свидетельства о государственной регистрации права от 17.03.2014 Охаевой Жансари предоставлен земельный участок на праве собственности площадью 467 кв.м., расположенный по адресу: с. Самашки Ачхой-Мартановского района ЧР с кадастровым номером 20:01:0101001:563. Документы-основания: Выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина прав на земельный участок № 1137 от 17.02.2014 (т.1, л.д. 13).

Согласно копии Свидетельства о государственной регистрации права от 16.12.2015 Охаевой Жансари предоставлен земельный участок на праве собственности площадью 467 кв.м., расположенный по адресу: с. Самашки Ачхой-Мартановского района ЧР с кадастровым номером 20:01:0101001:563. Документы-основания: Выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина прав на земельный участок № 877 от 02.12.2015 (т.1, л.д. 12).

Вместе с этим, из представленной истцом копии выписки из похозяйственной книги от 08.11.2013 Охаевой Жансари предоставлен земельный участок на праве постоянного бессрочного пользования площадью 400 кв.м., расположенный по адресу: <...>, запись №24 л/с <***> стр. 67, начата администрацией (т.1, л.д. 14).

Согласно Выписке из похозяйственной книги от 17.02.2014г Охаевой Жансари предоставлен земельный участок на праве постоянного бессрочного пользования площадью 467 кв.м., расположенный по адресу: <...>, запись №24 л/с <***> стр. 67, начата администрацией (т.1, , л.д. 15).

Полагая, что установление границ земельного участка с кадастровым номером 20:01:0101001:563 привело к наложению на земельные участки, арендуемые истцом, последний обратился в арбитражный суд с требованиями, заявленными в порядке искового производства.

По смыслу положений статей 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и статьи 4 Кодекса условием предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, а также факта его нарушения. Выбор способа защиты права производится заявителем и зависит от характера спорного правоотношения и регулирующих его норм права, при этом он должен соответствовать характеру допущенного нарушения, а удовлетворение заявленных требований - привести к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.

В абзаце третьем пункта 2 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество. Аналогичное разъяснение содержит абзац второй пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество".

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.02.2017 по делу N 310-ЭС16-10203, требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек. На основании судебного акта сведения об установленной границе вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее по тексту - Постановление N 10/22), в соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.

К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста (пункт 2 Постановления N 10/22).

Таким образом, иск об установлении границ земельного участка является спором о праве.

В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в ранее действовавшей редакции), статьей 39.15 (в новой редакции), местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ, в редакции действовавшей на момент установления границ) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Пунктом 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ закреплено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В силу части 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим указанным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Частью 4 статьи 40 Закона N 221-ФЗ установлено, что если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (пункт 5 статьи 40 Закона N 221-ФЗ).

В части 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

На основании статей 37, 38 Закона N 221-ФЗ, в результате кадастровых работ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо передает заказчику таких кадастровых работ межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка).

Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельномучастке или земельных участках.

В силу части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 названной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Таким образом, земельный участок становится объектом гражданских прав с момента внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об уникальных характеристиках такого земельного участка, в том числе о площади и местоположении характерных точек координат границ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (действовавшего в спорный период, далее по тексту - Федеральный закон N 28-ФЗ), государственный земельный кадастр является источником информационного обмена сведениями при осуществлении государственной регистрации недвижимости, специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации или учету в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 28-ФЗ, кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета. Документы, содержащиеся в кадастровом деле, являются основанием для внесения соответствующих сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 28-ФЗ, на всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.

Сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 28-ФЗ, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. К землеустроительной документации, включенной в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, относятся документы, полученные в результате проведения землеустройства в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве).

Статья 19 Закона о землеустройстве устанавливает перечень видов землеустроительной документации, который включает, в том числе материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства.

В силу статьи 17 Закона о землеустройстве, межевание границ земельных участков представляет собой работы по установлению на местности границ участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства используется при нанесении его границ на соответствующую дежурную кадастровую карту (статья 20 Закона о землеустройстве).

Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны (статья 18 Закона о землеустройстве).

В силу статей 22 - 24 Закона о землеустройстве, землеустроительная документация, согласованная и утвержденная в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подлежала включению в землеустроительное дело и в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Граждане и юридические лица, осуществляющие проведение землеустройства были обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Состав документов государственного земельного кадастра определен статьей 13 Федерального закона N 28-ФЗ, указанный закон признан утратившим силу Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости") и включал, в том числе Единый государственный реестр земель, кадастровые дела, дежурные кадастровые карты (планы).

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона N 28-ФЗ, допускалось внесение в государственный земельный кадастр сведений о площади и местоположении земельных участков как на основании данных о межевании, так и на основании сведений, представленных правообладателями земельных участков.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 28-ФЗ, для проведения кадастрового учета земельных участков правообладатели земельных участков подают заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.

Из статьи 1 Федерального закона N 28-ФЗ следует, что межевание земельного участка - это мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности.

Сведения о местоположении земельного участка вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельного участка (статья 17 Федерального закона N 28-ФЗ).

В целях реализации положений Федерального закона N 28-ФЗ и в связи с введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 02.10.2002 N П/327 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет", утверждены Требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет (далее по тексту - Требования, приказ утратил силу с 01.01.2009 в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков").

В соответствии с пунктами 3 - 6 Требований и приложений N 1-5 к ним, документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках, оформляются в виде описания земельных участков (далее - описание), которое представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках. Описание должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей.

В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 28-ФЗ, при необходимости уточнить сведения о площади и (или) месторасположении границ земельного участка, уже прошедшего кадастровый учет, уточнение этих сведений осуществлялось по заявке правообладателя в порядке, установленном названным Законом для проведения кадастрового учета.

При этом допускалось проведение государственного кадастрового учета земельного участка исходя из его площади, уточненной по результатам межевания, если для проведения учета был представлен правоустанавливающий документ, содержащий не соответствующие межеванию сведения о площади участка (пункт 6.1 статьи 19 Федерального закона N 28-ФЗ, введенный Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества").

Таким образом, Закон о землеустройстве и Федеральный закон N 28-ФЗ предусматривали составление документов по определению границ земельных участков с описанием их координат.

Федеральный закон N 28-ФЗ предусматривал требования к основаниям и порядку уточнения площади и границ земельных участков, ранее прошедших кадастровый учет.

Следовательно, в случае, если в государственный земельный кадастр были внесены сведения о земельных участках без описания границ, правообладатели были вправе уточнить сведения о земельных участках путем составления описания с определением границ. Документы по описанию границ земельных участков входили в состав землеустроительной документации, экземпляр которой подлежал передаче для включения в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Документы по определению границ земельных участков также входили в состав документов государственного земельного кадастра.

Согласно пункту 2.1.1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства", утвержденного приказом Минэкономразвития от 14.11.2006 N 376 (далее по тексту - Административный регламент), информация, содержащаяся в государственном фонде данных, является открытой и общедоступной, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа, и предоставляется по запросу заинтересованных лиц.

Таким образом, землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, находится у правообладателей земельных участков и в государственном фонде данных в случае, если правообладатель передал экземпляр документации в фонд. При отсутствии такой документации у правообладателя и наличии ее в государственном фонде данных правообладатель вправе запросить необходимые документы из государственного фонда данных.

Как установлено решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2013 N ВАС-1294/13, в случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Федерального закона N 28-ФЗ, Закона о землеустройстве и Требований, и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Федерального закона N 28-ФЗ, координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в ГКН.

В этом случае границы земельных участков являются установленными. В решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указано также, что в случаях внесения в ГКН сведений о земельных участках, право на которые возникло у правообладателей до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон N 122-ФЗ) на основании свидетельств и государственных актов 1992-1993, и у таких правообладателей отсутствовали документы об установлении границ, они вправе были составить документы по описанию границ и уточнить сведения о границах в государственном земельном кадастре по правилам Федерального закона N 28-ФЗ.

В соответствии со статьей 16 Закона о кадастре, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в применимой редакции, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признавались действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Законом сведений о недвижимом имуществе.

Государственный кадастровый учет осуществляется, в частности, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости (часть 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ). К числу сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости, отображаемых в кадастре, относится описание местоположения границ земельного участка (пункт 3 части 1 статьи 7 данного Закона).

Изменение уникальных характеристик объекта недвижимости или любых иных указанных в Законе 221-ФЗ сведений об объекте недвижимости является одним из оснований осуществления кадастрового учета (части 1, 3 статьи 16).

Кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона 221-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (часть 3 статьи 25).

В соответствии с частью 1 статьи 82, частью 3 статьи 86 Кодекса арбитражный суд назначает экспертизу для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний. Заключение эксперта исследуется и оценивается наряду с другими доказательствами по делу.

Определением от 19.08.2019 судом удовлетворено ходатайство Охаевой Жансари о проведении по делу судебной экспертизы, по делу назначена экспертиза, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью ставропольское краевое специализированное экспертное учреждение судебная экспертиза "ГЛАВЭКСПЕРТ" (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>) экспертам ФИО7 и ФИО8, которые предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения (т.4, л.д. 22).

Перед экспертами поставить следующие вопросы:

- определить соответствует фактическая конфигурация границы и/или площадь земельного участка расположенного в с. Самашки Ачхой-Мартановского района ЧР по ул. Орджоникидзе, б/н, с кадастровым № 20:01:0000000:2951 его правоустанавливающим/правоудостоверяющим документам?

- определить соответствует фактическая конфигурация границы и/или площадь земельного участка расположенного в с. Самашки Ачхой-Мартановского района ЧР по ул. Высоцкого, д. 37, с кадастровым № 20:01:0101001:563 его правоустанавливающим/правоудостоверяющим документам?

- определить имеется ли пересечение или наложение границ земельного участка по                 с. Самашки Ачхой-Мартановского района ЧР  ул. Высоцкого, д.37, с кадастровым № 20:01:0101001:563 с границами земельного участка с. Самашки Ачхой-Мартановского района ЧР по ул. Орджоникидзе б/н, с кадастровым номером20:01:0000000:2951? Если да, указать причины, указать в каких координатах и площади, а также механизм его устранения в соответствие с его правоустанавливающим/правоудостоверяющим документами.

- в случае установления наложения определить смежные границы между земельным участком с кадастровым номером 20:01:0000000:2951  и земельным участком с кадастровым номером 20:01:0101001:563, с учетом наложения.

- установить, присутствует ли в сведениях государственного кадастра недвижимости на исследуемые земельные участки кадастровые ошибки?

По итогам судебной экспертизы получено экспертное заключение  №153/19 от 20 февраля 2020 года (том 4), согласно которому по первому вопросу установлено, что

Фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером 20:01:0000000:2951, расположенного по адресу: Чеченская Республика, р-н. Ачхой-Мартановский, <...> в сравнении с данными Единого государственного реестра недвижимости снижена на 1175 кв.м.

2. Фактические размеры границ участка с кадастровым номером 20:01:0000000:2951, расположенного по адресу: с. Самашки Ачхой-Мартановского района ЧР по ул. Орджоникидзе, б/н не соответствуют правоустанавливающему документу - Договору аренды № 30 от 15 декабря 2004г, Плану земельного участка, закрепляемого за ГУП "Ачхай-Мартанагропромхимия", а именно:

- протяженность фасадной межи увеличена на 15,3м,

- протяженность левой межи увеличена на 3,75м,

- протяженность задней межи снижена на 25,47м,

- протяженность правой межи увеличена на 4,33м.

Однако, сопоставить графически фактические границы указанного земельного участка с Планом земельного участка, закрепляемого за ГУП "Ачхай-Мартанагропромхимия", являющимся приложением к Договору аренды № 30 от 15 декабря 2004г с учетом требованиям погрешности в 0,10м не представляется возможным по причине отсутствия на Плане земельного участка нанесенных координат границ. Сопоставление границ участка в отсутствие координат, с нанесенными на План только размерами возможно исключительно в аналитической форме без представления чертежа. Так, указанный План земельного участка отражает исключительно сведения о площади и конфигурации границ, но не указывает на их местоположение.

Сведения о границах участка с кадастровым номером 20:01:0000000:2951 не внесены в Единый государственный реестр недвижимости (координаты отсутствуют), в связи с чем не представляется возможным произвести сопоставление границ земельного участка с кадастровым номером 20:01:0000000:2951, расположенного по адресу: с. Самашки Ачхой-Мартановского района ЧР по ул. Орджоникидзе, б/н.

По второму вопросу установлено, что фактическая площадь участка с кадастровым номером 20:01:0101001:563, расположенного по адресу: с. Самашки Ачхой-Мартановского района ЧР по ул. Высоцкого, д. 37 в сравнении с данными Единого государственного реестра недвижимости увеличена на 64 кв.м.

Определить соответствие фактической конфигурации границ земельного участка, расположенного в с. Самашки Ачхой-Мартановского района ЧР по ул. Высоцкого, д. 37, с кадастровым номером 20:01:0101001:563 его правоустанавливающим/правоудостоверяющим не представляется возможным, так как в правоустанавливающих/правоудостоверяющих документах отсутствуют сведения о местоположении и конфигурации границ участка.

При наложении фактических границ участка, расположенного в с. Самашки Ачхой-Мартановского района ЧР по ул. Высоцкого, д. 37, с кадастровым номером 20:01:0101001:563 (границ, указанных сторонами по делу на дату проведения осмотра) с данными Единого государственного реестра недвижимости, экспертом установлено, что (рис. 5):

- фактические границы с кадастровым номером 20:01:0101001:563 заступают за пределы его границ по данным ЕГРН на 104 кв.м. на расстояние до 5,34м (зеленая заливка).

- фактические границы с кадастровым номером 20:01:0101001:563 отступают от его границ по данным ЕГРН на 41 кв.м. на расстояние до 1,08м (желтая заливка).

При этом установлено пересечение границ участка с кадастровым номером 20:01:0101001:563 по данным Единого государственного реестра недвижимости с фактическими границами участка с кадастровым номером 20:01:0000000:2951 на расстояние в 1,03м в площади равной 5 кв.м. (рис. 6). При этом, экспертом не установлены границы участка 20:01:0000000:2951 по данным кадастровых сведений и сведений правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов. Следовательно, экспертом далее не приводятся сведения, необходимые для устранения пересечений внесения изменений в ЕГРН. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 20:01:0101001:563 поставлен на государственный кадастровый учет без учета фактических границ (с пересечением со строениями на данном участке).

По третьему вопросу установлено, что в результате анализа правоустанавливающих, правоудостоверяющих документов, а также технических документов и материалов кадастрового учета, экспертом не установлены наложения границ между земельным участком с кадастровым номером 20:01:0000000:2951 и земельным участком с кадастровым номером 20:01:0101001:563, в отношении которых требуется внесение изменений в ЕГРН.

При этом, при ответе на вопрос 2 Заключения, установлено, что границы участка с кадастровым номером 20:01:0101001:563 по данным Единого государственного реестра недвижимости заступают на фактические границы участка с кадастровым номером 20:01:0000000:2951 на расстояние в 1,03м в площади равной 5 кв.м. (рис. 6). При этом, экспертом не установлены границы участка 20:01:0000000:2951 по данным кадастровых сведений и сведений правоустанавливающих документов. Следовательно, экспертом далее не приводятся сведения, необходимые для устранения пересечений. 

По четвертому вопросу установлено, что в результате анализа правоустанавливающих, правоудостоверяющих документов, а также технических документов и учета, экспертом не установлены наложения границ.

При этом, при ответе на вопрос 2 Заключения, установлено, что границы участка с кадастровым номером 20:01:0101001:563 по данным Единого государственного реестра недвижимости заступают на фактические границы участка с кадастровым номером 20:01:0000000:2951 на расстояние в 1,03м в площади равной 5 кв.м. (рис. 6). При этом, экспертом не установлены границы участка 20:01:0000000:2951 по данным кадастровых сведений и сведений правоустанавливающих документов. Следовательно, экспертом далее не приводятся сведения, необходимые для устранения пересечений.

Следует отметить, что согласно сведениям Публичной кадастровой карты на месте расположения земельного участка с кадастровым номером 20:11:0000000:2951 (20:01:0100016:0004) имеется земельный участок с кадастровым номером 20:01:0101001:6. Согласно общедоступным сведениям ЕГРН - Выписке № 99/2020/314198978 от 18.02.2020г данный земельный участок обременен арендой в пользу ФИО1, при этом дата истечения срока действия временного характера - 22.01.2011г. Следует отметить, что длины границ участка по данным Плана земельного участка, являющегося приложением к Договору аренды № 30 от 15 декабря 2004г не совпадают с длинами границ земельного участка с кадастровым номером 20:01:0101001:6, при этом конфигурация схожа.

По пятому вопросу установлено, что с учетом выше описанных обстоятельств, свидетельствующих о смещении границ участка, указанное является косвенным признаком наличия реестровой ошибки, однако, определить наличие реестровой ошибки в данном случае не представляется возможным, так как при ответе на вопрос 3 установлено, что границы участка в правоустанавливающих документах не описаны, в технических и кадастровых документах имеют разночтение.

При данных обстоятельствах установление местоположения с учетом его фактического местоположения при уточнении границ  земельного участка с кадастровым номером 20:11:0000000:2951 произведено без учета фактических границ земельного участка с кадастровым номером 20:01:0100016:0004.

С целью выяснения обстоятельств, связанных с определением местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 20:11:0000000:2951 и участка с кадастровым номером 20:01:0101001:563, наличием либо отсутствием факта пересечения фактических границ данных земельных участков, определением Арбитражного суда Чеченской Республики от 24.11.2020 по делу назначена дополнительная судебная экспертиза, проведение которой поручено обществу с ограниченной ответственностью ставропольское краевое специализированное экспертное учреждение судебная экспертиза "ГЛАВЭКСПЕРТ" (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>) экспертам ФИО7 и ФИО8.

Перед экспертами поставлен следующий вопрос: Каким образом возможно установление границ земельных участков с кадастровыми номерами: 20:01:0000000:2951 и 20:01:0101001:563, с учетом площадей указанных в правоустанавливающих документах на эти участки, фактического расположения строений,  без учета пересечения или наложение границ этих участков?

По итогам судебной экспертизы в материалы дела поступило заключение экспертов от 29.03.2018 (т. 5,  л.д. 59-99), в котором эксперты пришли к следующим выводам.

Экспертом предлагается вариант установления границ земельного участка с кадастровым номером 20:11:0000000:2951 с учетом фактического пользования, а также площади земельного участка, установленной правоустанавливающими документами (Схема 2):

Координаты границ участка с кадастровым номером 20:11:0000000:2951, предлагаемые экспертом к установлению

Протяженность

границы

Обозначение характерных точек границы

Координаты, м

X

У

1

2

3

4

1

93046.09

283515.04

9,80

2

93041.57

283523.73

12,89

3

93035.29

283534.99

15,38

4

93027.32

283548.14

60,34

5

93080.70

283576.28

79,92

6

93076.98

283656.11

82,07

7

93152.60

283687.52

33,99

8

93166.17

283656.36

202,23

9

93246.84

283470.92

45,67

10

93231.89

283427.77

149,65

11

93181.49

283286.86

19,78

12

93165.86

283274.73

93,33

13

93123.82

283358.06

47,22

14

93102.13

283400.01

54,23

15

93076.55

283447.83

69,61

16

93044.64

283509.70

4,01

17

93042.40

283513.03

4,20

1

93046.09

283515.04

Площадь земельного участка в предлагаемых границах составляет 47112кв.м., что на 21 кв.м, больше площади, представленной в правоустанавливающих документах (47112кв.м.- 47099кв.м.), однако, допустимо в соответствии с п. 32 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О государственной регистрации недвижимости", то есть увеличения площади не более чем на 10%.

Следует отметить, что согласно сведениям Публичной кадастровой карты на месте фактического расположения земельного участка с кадастровым номером 20:11:0000000:2951 (20:01:0100016:0004) имеется земельный участок с кадастровым номером 20:01:0101001:6 с установленными координатами (Схема 2). Согласно общедоступным сведениям ЕГРН - Выписке № 99/2020/314198978 от 18.02.2020 данный земельный участок обременен арендой в пользу ФИО1 Следовательно, внесение координат о границах участка с кадастровым номером 20:11:0000000:2951 в Единый государственный реестр недвижимости невозможно до момента аннулирования сведений о границах участка с кадастровым номером 20:01:0101001:6.

Экспертом предлагается вариант установления границ земельного участка с кадастровым номером 20:01:0101001:563 с учетом фактического пользования, а также площади земельного участка, установленной правоустанавливающими документами (Схема 2):

Координаты границ участка с кадастровым номером 20:01:0101001:563, предлагаемые экспертом к установлению

Протяженность

границы

Обозначение

характерных

точек

границы

Координаты, м

X

У

1

2

3

4

1

93032.25

283508.75

37,42

2

93016.36

283542.63

12,27

3

93027.32

283548.14

15,38

4

93035.29

283534.99

12,89

5

93041.57

283523.73

9,80

6

93046.09

283515.04

4,20

7

93042.40

283513.03

3,46

8

93039.25

283511.59

7,55

1

93032.25

283508.75

Площадь земельного участка в предлагаемых границах составляет 531кв.м., что на                64 кв.м, больше площади, представленной в правоустанавливающих документах (531кв.м.- 467кв.м.), однако, допустимо в соответствии с п. 32 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О государственной регистрации недвижимости", то есть увеличения площади не более чем на предельный минимальный размер, установленный градостроительным регламентом.

Вместе с этим, суд отмечает, что ответчик, являющийся правообладателем земельного участка с кадастровым номером 20:01:0101001:563, на который установлено наложение земельного участка с кадастровым номером 20:11:0000000:2951, не согласовывал уточненные границы своего земельного участка с истцом, о чем также имеется отметка в его межевом деле.

Доводы об устранении нарушения прав истца 15.02.2019, путем внесения  исправлений  кадастровой ошибки в сведения ЕГРН опровергается материалами экспертного исследования. 

Из экспертных исследований видно, что координаты земельного участка ответчицы  менялись, в том числе в связи с приведением в исполнение приговора Ачхой-Мартановского районного суда от 29.03.2006 об освобождении самовольно захваченного земельного участка (том 1, л.д. 47-48); решения Ачхой-Мартановского районного суда от 30.06.2009 об обязании ответчика освободить земельный участок площадью 0,23 га по адресу <...>  на территории ГУП «Чеченагропромхимия» (том 1, л.д. 101-105), уточнением границ, а также  во время рассмотрения дела, что отражено в экспертном исследовании (том 4, л.д. 52-55).

С учетом установленных по делу обстоятельствах,  суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований истца в части установлении границ земельного участка, расположенного по адресу: <...> б/н в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 20:01:0101001:563 и 20:11:0000000:2951, с целью исключения возникшего спора

Ссылка ответчика о необходимости заявлении соответствующего иска об установлении границ и отсутствием спора о таковых не принимается судом во внимание, поскольку опровергается экспертными исследованиями, как и наличием самого иска об установлении границ рассматриваемого в настоящем деле, при этом о наличии  такового спора указано в отзыве у ответчика.

Статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной регистрации недвижимости» дано определение реестровой ошибки, под которой понимается воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В ранее действующем законе такая ошибка именовалась кадастровой ошибкой.

В случае выявления кадастровым инженером реестровой ошибки в том или ином объекте недвижимости, указанная ошибка может быть исправлена в порядке, предусмотренном статья 61 Закона на основании заявления правообладателя объекта недвижимости, указанного в статье 15 Закона, о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и межевого либо технического плана. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. Резолютивная часть решения по делу, связанному с образованием и/или изменением границ земельных участков, должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в ГКН: площадь и описание местоположения границ земельных участков, вновь образуемых в результате раздела (выдела), а также указание на межевой план как неотъемлемую часть решения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11).

Вместе с этим, суд отмечает, что также подтверждено экспертным исследованием, при оформлении границ земельного участка ответчицы и составлении межевого плата участка ответчицы имеется наложение на земельный участок истца, что отражено в схеме экспертного исследования (том 5, л.д. 81) как по кадастровому номеру 20:11:0000000:2951 (по фактическому расположению), так и по кадастровому номеру 20:01:0101001:6 (по координатам в реестре ЕГРН), в связи с чем суд признает доказанным факт наличия реестровой (кадастровой) ошибки в документах, послуживших основанием для внесения сведений в ЕГРН в отношении земельного участка ответчика, которая подлежит исправлению судом

Целью исправления кадастровой (реестровой) ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН в соответствии с фактическими границами, установленными на местности, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся заявителю и существует на местности.

При указанных обстоятельствах суд решением по настоящему делу устанавливает границы земельного участка с кадастровым номером 20:11:0000000:2951, исправляет реестровую ошибку в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 20:01:0101001:563, с указанием уникальных характеристик этих земельных участков, по заключению эксперта.

В постановлении от 22.03.2011 N 14765/10 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указано, что внесение в кадастр сведений об изменении площади земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ требует изменения соответствующих сведений о площади земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости у всех его зарегистрированных правообладателей.

Суд считает необходимым указать в резолютивной части решения на то обстоятельство, что оно является основанием для внесения в государственный земельный кадастр сведений об уникальных характеристиках земельных участков с кадастровыми номерами 20:11:0000000:2951, 20:01:0101001:563 и 20:01:0101001:6.

Также экспертным исследованием установлено, что по месту фактического расположения земельного участка истца с кадастровым номером 20:11:0000000:2951 (ранее 20:01:0100016:0004) имеется земельный участок с кадастровым номером 20:01:0101001:6 с установленными координатами, который согласно сведениям ЕГРН - Выписке № 99/2020/314198978 от 18.02.2020 также обременен арендой в пользу ФИО1

При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что кадастровые номера  20:11:0000000:2951, 20:01:0100016:0004 и 20:01:0101001:6 присвоены одному земельному участку, который обременен арендной в пользу истца.

При этом экспертным  исследованием установлено, что внесение координат о границах участка с кадастровым номером 20:11:0000000:2951 в Единый государственный реестр недвижимости невозможно до момента аннулирования сведений о границах участка с кадастровым номером 20:01:0101001:6.

В силу пункта 1 статьи 2 АПК РФ основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, обратившихся в суд.

На недопустимость формального подхода при рассмотрении споров указано в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и от 03.04.2012 N 14397/11, а также определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N ВАС-19843/13. Роль суда в указанном случае заключается в пресечении недобросовестных действий сторон, недопустимости формального подхода к рассмотрению дела, необходимости дать оценку всем доводам сторон для определения законного положения каждого из них.

При этом в случае ненадлежащего формулирования заявителем способа защиты права при очевидности преследуемого им материально-правового интереса суд обязан сам определить, из какого правоотношения возник спор.

В рассматриваемой ситуации очевидно, что действительная воля истца, не являющегося профессиональным лицом в сфере межевания и постановке на кадастровый учет земельных участков, что также следует из многочисленных обращений в правоохранительные органы по факту спорных границ земельного участка с ответчиком (иного не представлено), направлена на восстановление его прав в отношении границ предоставленного ему в аренду земельного участка. 

Поскольку экспертным исследованием установлено, что внесение координат о границах участка с кадастровым номером 20:11:0000000:2951 в Единый государственный реестр недвижимости невозможно до момента аннулирования сведений о границах участка с кадастровым номером 20:01:0101001:6, а одним из требований истца является: «об установлении границ земельного участка, расположенного по адресу: <...>» и к данному требованию истец представил доказательства наличия прав на этот участок с кадастровым номером 20:11:0000000:2951, суд считает, что аннулирование сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 26:01:0101001:6 является составляющим требования истца «об установлении границ земельного участка, расположенного по адресу: <...> б/н» и подлежит удовлетворению, поскольку решение суда должно быть исполнимым, при этом спор о праве на земельные участки с кадастровым номером 20:01:0101001:6 исключается, поскольку истец является правообладателем этого участка (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении  Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу N А77-716/2017).

Истец просит об устранении препятствий в пользовании земельным участком, расположенным по адресу: <...> б/н и аннулировании записи в едином государственном реестре  прав на недвижимое  имущество №20-20/008-20/008/250/2015-1883/2 от 16.12.2015 о праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <...>.

Как верно указал ответчик, истец в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил доказательств наличия препятствий в пользовании истцом его земельным участком, обусловленных действиями ответчика, в связи с чем в удовлетворении данного требования суд отказывает.

Как верно отметил ответчик, требование истца об аннулировании записи в едином государственном реестре  прав на недвижимое  имущество №20-20/008-20/008/250/2015-1883/2 от 16.12.2015 о праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <...> является ненадлежащим способом защиты.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правоотношения. Такая правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.2009 N 15148/08.

При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество (пункт 56 Постановления N 10/22).

Учитывая изложенное и исходя из системного толкования норм глав 13, 14, 17, 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, оспаривание зарегистрированного права возможно лишь в судебном порядке и в рамках вещно-правовых способов, предусмотренных гражданским законодательством: виндикационный иск, негаторный иск, иск о признании права, иск о прекращении права и т.д.

Однако истцом заявлено об аннулировании записи в едином государственном реестре  прав на недвижимое  имущество №20-20/008-20/008/250/2015-1883/2 от 16.12.2015 о праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <...>.

При таком обстоятельстве и учитывая, что заявитель не пояснил, какое его право нарушено регистрацией за заинтересованным лицом права собственности на земельный участок, суд считает, что истцом избран ненадлежащий  способ защиты нарушенного права, исключающего возможность удовлетворения настоящего требования.

На основании изложенного и руководствуясь статьями  167-170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

установить границы земельного участка с кадастровым номером 20:11:0000000:2951 расположенного по адресу: <...> в координатах, установленных заключением землеустроительной экспертизы № 163/20 от 18.01.2021, в соответствии со следующими уникальными характеристиками:

Координаты границ участка с кадастровым номером 20:11:0000000:2951

Протяженность

границы

Обозначение характерных точек границы

Координаты, м

X

У

1

2

3

4

1

93046.09

283515.04

9,80

2

93041.57

283523.73

12,89

3

93035.29

283534.99

15,38

4

93027.32

283548.14

60,34

5

93080.70

283576.28

79,92

6

93076.98

283656.11

82,07

7

93152.60

283687.52

33,99

8

93166.17

283656.36

202,23

9

93246.84

283470.92

45,67

10

93231.89

283427.77

149,65

11

93181.49

283286.86

19,78

12

93165.86

283274.73

93,33

13

93123.82

283358.06

47,22

14

93102.13

283400.01

54,23

15

93076.55

283447.83

69,61

16

93044.64

283509.70

4,01

17

93042.40

283513.03

4,20

1

93046.09

283515.04

Признать кадастровой (реестровой) ошибкой содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 20:01:0101001:563, расположенного по адресу: Чеченская Республика, Ачхой –<...>.

Исправить кадастровую (реестровую) ошибку в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 20:01:0101001:563, расположенного по адресу: Чеченская Республика, Ачхой–<...>, в координатах, установленных заключением землеустроительной экспертизы № 163/20 от 18.01.2021, в соответствии со следующими уникальными характеристиками:

Координаты границ участка с кадастровым номером 20:01:0101001:563

Протяженность

границы

Обозначение

характерных

точек

границы

Координаты, м

X

У

1

2

3

4

1

93032.25

283508.75

37,42

2

93016.36

283542.63

12,27

3

93027.32

283548.14

15,38

4

93035.29

283534.99

12,89

5

93041.57

283523.73

9,80

6

93046.09

283515.04

4,20

7

93042.40

283513.03

3,46

8

93039.25

283511.59

7,55

1

93032.25

283508.75

Аннулировать сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 26:01:0101001:6.

Настоящее решение является основанием для внесения в государственный земельный кадастр сведений об уникальных характеристиках земельных участков с кадастровыми номерами 20:01:0000000:2951;  20:01:0101001:563; 26:01:0101001:6.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его изготовления в полном объеме, если не подана апелляционная жалоба. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия или кассационная жалоба в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу, через Арбитражный суд Чеченской Республики.

Судья                                                                                                              Мишин А.А.