ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А77-12/2021 от 20.04.2021 АС Чеченской Республики

Арбитражный суд Чеченской Республики

364024, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. им. Шейха Али Митаева, 22 «б»

E-mail: info@chechnya.arbitr.ru

http://www.chechnya.arbitr.ru

тел. (8712) 22-26-32

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Грозный

27 апреля 2021 года                                                            Дело № А77-12/2021

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2021 г.

Решение в полном объеме изготовлено 27 апреля 2021 г.

Арбитражный суд Чеченской Республики в лице судьи Исмаилова Р.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Вацуевой З.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску:

заявителя/истца: Министерство образования и науки Чеченской Республики (далее – Министерство образования), ОГРН <***> от 02.11.2002, ИНН <***>, адрес: 364021, <...>,

заинтересованное лицо/ответчик: Частное профессиональное образовательное учреждение «Грозненский социально-экономический колледж» (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 31.07.2017, ИНН: <***>) адрес: 364028, <...>,

об аннулировании лицензии на право ведения образовательной деятельности

при участии:

от истца - ФИО1 по доверенности.

от ответчика – ФИО2 (по доверенности), ФИО3 (личность установлена)

установил:

Министерство образования обратилось в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии на право ведения образовательной деятельности Частного профессионального образовательного учреждения «Грозненский социально-экономический колледж» (далее – образовательное учреждение, колледж).

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования и просил удовлетворить в полном объеме. При этом пояснил, что на дату судебного заседания, несмотря на прошедшее с момента первой проверки время, большинство нарушений не устранены, их характер является существенным, сохранение текущего положения нарушает права обучающихся.

Ответчик  требования не признал и просил отказать, ссылаясь на то, что большинство выявленных при проверке нарушений им устранены и нарушения устраняются по настоящее время. Просил принять во внимание факт распространения коронавирусной инфекции и введение в связи с этим ограничения.

Суд с учетом мнения сторон признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание и открыл заседание суда в первой инстанции.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы, изложенные в заявлении и отзыве, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Понятия лицензии и лицензируемого вида деятельности даны в статье 3 Закона № 99-ФЗ.

Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (пункт 2); лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (пункт 3); лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию (пункт 6); лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7).

В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены названным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Особенности лицензирования образовательной деятельности (за исключением этой деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»), в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральным законом, регулирующим осуществление этого вида деятельности (часть 4 статьи 1 Закона № 99- ФЗ).

Образовательное учреждение является обладателем выданной Министерством образования лицензии №2947 от 27 сентября 2017 г. на осуществление образовательной деятельности (л.д.47-50).

В результате плановой выездной проверки, проведенной в соответствии с приказом Министерства образования от «10» января 2020 года № 15-п (л.д. 6-16) в отношении образовательного учреждения, были выявлены многочисленные нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования:

1. В части соблюдения лицензионных требований: 1.1. В нарушение пункта 5 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и подпункта «д» пункта 6 Постановления Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности» в образовательной организации отсутствуют привлеченные на законном основании педагогические работники.

2. В части учебно-методического обеспечения образовательной деятельности:

2.1. В нарушение части 9 статьи 18 Федерального закона or 29 декабря 2012 года     № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации отсутствует определенный организацией список учебной литературы, в том числе электронной, в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ;

2.2. В нарушение статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в образовательной организации не осуществляется системная сверка имеющихся библиотечных фондов и поступающей литературы с регулярно пополняющимся списком экстремистских материалов.

3. В части материально-технического оснащения образовательной деятельности:

3.1. В нарушение пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации отсутствует материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а именно, отсутствуют:

кабинеты: мультимедиа-технологий; охраны труда; экономики организации; иностранного языка; основ экологического права; теории государства и права; конституционного и административного права; трудового права; гражданского, семейного права и гражданского процесса; дисциплин права; менеджмента и экономики организации; профессиональных дисциплин; права социального обеспечения; социально-экономических дисциплин; математики; статистики; менеджмента; документационного обеспечения управления; правового обеспечения профессиональной деятельности; бухгалтерского учета, налогообложения и аудита; финансов, денежного обращения и кредитов; экономической теории; теории бухгалтерского учета; анализа финансово-хозяйственной деятельности лаборатории: электротехники с основами радиоэлектроники; информатики; технических средств обучения; информационных технологий в профессиональной деятельности; учебная бухгалтерия. спортивный комплекс: спортивный зал; открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий; стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы. Залы: библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; актовый зал.

3.2. В нарушение пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в образовательной организации отсутствует подключение к сети Интернет.

4. В части выполнения образовательной организацией функций, отнесенных к ее компетенции:

4.1. В нарушение пункта 7 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации отсутствует программа развития образовательной организации.

5. В части основных прав обучающихся и мерах их социальной поддержки и стимулирования:

5.1. В нарушение пункта 22 части 1 статьи 34 и пункта 1 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года Ш 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации отсутствует локальный нормативный акт, устанавливающий порядок проведения конкурсов, олимпиад, выставок, физкультурных и спортивных мероприятий и участия обучающихся в этих мероприятиях в том числе в официальных спортивных соревнованиях;

5.2. В нарушение пункта 21 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации отсутствует локальный нормативный акт, устанавливающий порядок пользования обучающимися лечебно­ оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;

5.3. В нарушение части 4 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации отсутствует локальный нормативный акт, устанавливающий порядок посещения по выбору обучающегося мероприятий, которые проводятся в образовательной организации и не предусмотрены учебным планом;

5.4. В нарушение пункта 6 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации отсутствует локальный нормативный акт, регламентирующий право обучающихся на освоение наряд}' с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ.

6. В части защиты прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся:

6.1. В нарушение части 3 статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся, а именно, Правила внутреннего распорядка обучающихся, Комиссия по урегулированию споров, не учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся.

7. В части порядка проведения самообследования:

7.1. В нарушение пункта 13 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация не провела самообследования за 2018 календарный год.

8. В части принятия обязательных локальных нормативных актов:

8.1. В нарушение части 12 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации отсутствует локальный нормативный акт, устанавливающий образец справки об обучении или о периоде обучения, выдаваемой образовательной организацией.

9. В части соблюдения прав и свобод педагогических работников, гарантии их реализации:

9.1. В нарушение пункта 7 и 8 части 3 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации отсутствует локальный нормативный акт, регулирующий порядок доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической деятельности, в том числе право бесплатного пользования педагогическими работниками образовательными и методическими услугами образовательной организации;

9.2. В нарушение части 4 статьи 47 ФЗ Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации отсутствует локальный нормативный акт, закрепляющий нормы профессиональной этики педагогических работников.

10. В части соблюдения информационной открытости образовательной организации:

10.1. В нарушение пункта 21 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация не имеет функционирующего официального сайта в сети «Интернет».

11. В части исполнения порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования:

11.1. В нарушение пунктов 3,4,7,11 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» в образовательной организации отсутствует паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг, а также не обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов и услуг:

возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;

возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;

возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта;

наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры; выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов; сменные кресла-коляски; адаптированные лифты; поручни; пандусы; подъемные платформы (аппарели); раздвижные двери; доступные входные группы; доступные санитарно-гигиенические помещения; достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок от общего количества объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги в сфере образования.

Согласно части 6 статьи 93 Закона № 273-ФЗ в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении нарушения, срок исполнения которого не может превышать шесть месяцев

03.02.2020 Министерством образования выдано предписание №03/20 ЛКН ЧПОУ «Грозненский социально-экономический колледж» (л.д.17-22).

В предписании указано в срок до 03 августа 2020 года устранить вышеуказанные нарушения, а также  представить в Департамент по контролю (надзору) в сфере образования  Министерства образования в срок до 03 августа 2020 года отчет об исполнении предписания и устранении нарушений, выявленных в ходе вышеуказанной проверки, с приложением копий подтверждающих документов, и рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности должностных лиц образовательной организации, допустивших ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей (при необходимости).

По истечении срока исполнения предписания отчет об исполнении предписания образовательной организацией в уполномоченный орган не был представлен.

В силу части 7 статьи 93 вышеназванного Закона в случае неисполнения указанного предписания орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения, срок исполнения которого не может превышать три месяца, и запрещает прием в данную организацию полностью или частично.

20 декабря 2020 г. постановлением мирового судьи судебного участка №6 Старопромысловского района г. Грозного колледж был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ за неисполнения предписания Министерства образования (л.д.148-149).

Как предусмотрено частью 8 статьи 93 Закона № 273-ФЗ, в случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного предписания и в случае неисполнения в установленный срок выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Действие лицензии на осуществление образовательной деятельности приостанавливается до дня вступления в законную силу решения суда.

На основании части 7 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в связи с невыполнением предписания прием в образовательную организацию был запрещен согласно приказу Министерства образования от 12.08.2020 года № 833-п (приложение № 3) (л.д. 23).

Руководствуясь статьей 93 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пунктом 3.1.1. Положения о Министерстве образования, утвержденного постановлением Правительства Чеченской Республики от 13 октября 2015 года № 187, образовательной учреждению было выдано повторное предписание от 12.08.2020 года № 03/20 (приложение № 4), которое также не было исполнено и выявленные нарушения не устранены (л.д. 24-29).

В силу пункта 2 части 1 статьи 20 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и пункта 85 приказа Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2017 г. № 1096 «Об утверждении Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования» и в связи с неисполнением повторного предписания Министерства образования от 12 августа 2020 года № 03/20 был издан приказ от 03.09.2020 года № 922-п о приостановлении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности данной образовательной организации (л.д. 30-31).

01 марта 2021 г. истцом вновь проведена внеплановая проверка ответчика, в ходе которой вновь зафиксированы многочисленные нарушения:

- в нарушение пункта 5 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и подпункта «д» пункта 6 Постановления Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности» в образовательной организации отсутствуют привлеченные на законном основании педагогические работник;

- в нарушение части 9 статьи 18 Федерального закона or 29 декабря 2012 года     № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации отсутствует определенный организацией список учебной литературы, в том числе электронной, в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ;

- в нарушение статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в образовательной организации не осуществляется системная сверка имеющихся библиотечных фондов и поступающей литературы с регулярно пополняющимся списком экстремистских материалов;

- в нарушение пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации отсутствует материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а именно, отсутствуют:

- кабинеты: мультимедиа-технологий; охраны труда; экономики организации; иностранного языка; основ экологического права; теории государства и права; конституционного и административного права; трудового права; гражданского, семейного права и гражданского процесса; дисциплин права; менеджмента и экономики организации; профессиональных дисциплин; права социального обеспечения; социально-экономических дисциплин; математики; статистики; менеджмента; документационного обеспечения управления; правового обеспечения профессиональной деятельности; бухгалтерского учета, налогообложения и аудита; финансов, денежного обращения и кредитов; экономической теории; теории бухгалтерского учета; анализа финансово-хозяйственной деятельности лаборатории: электротехники с основами радиоэлектроники; информатики; технических средств обучения; информационных технологий в профессиональной деятельности; учебная бухгалтерия; спортивный комплекс: спортивный зал; открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий; стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы. Залы: библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; актовый зал;

- в нарушение пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в образовательной организации отсутствует подключение к сети Интернет;

- в нарушение части 3 статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 года                 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся, а именно, Правила внутреннего распорядка обучающихся, Комиссия по урегулированию споров, не учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся (л.д.143-147).

 В целях повторной проверки доводов отзыва ответчика об устранении всех нарушений определением от 15 апреля 2021 года суд повторно предложил сторонам произвести совместный осмотр на предмет устраненных нарушений (л.д. 61).

20 апреля 2021 года в адрес суда поступил акт осмотра Министерством образования образовательного учреждения, из которого следует, что выявленные нарушения учреждением не устранены (л.д. 166-167).

Устно представитель истца заявил, что часть нарушений, устраненных по мнению ответчика, таковым нельзя считать, поскольку сделано это путем объединения нескольких кабинетов в один и вывешивания соответствующей таблички на двери.

В силу указанного довод ответчика об устранении всех нарушений судом отклоняется, как не нашедший документального подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Нарушения, указанные в выданных учреждению предписаниях от 03.02.2020 03/20-ЛКН и 12.08.2020 №03/20 (вновь выданное), относятся к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.

Также необходимо отметить, что остающиеся неустраненными на протяжении более чем одного года нарушения лицензионных требований ограничивают право неограниченного круга лиц из числа обучающихся на получение качественного образования – ч.11 ст.19 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с определением Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2017 № 305-КГ16-12763 неисполнение или несвоевременное исполнение лицензиатом обязанности по устранению нарушения лицензионных требований является самостоятельным основанием для аннулирования лицензии.

В соответствии с частью 12 статьи 20 Закона № 99-ФЗ лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.

В пункте 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 года №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»№ 10 разъяснено, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «ж» пункта 7 настоящего Положения

Принимая во внимание, что учреждением вновь выданное предписание от 12.08.2020 №03/20  ни в установленный в нем срок, ни на момент рассмотрения дела в суде, в полном объеме не исполнено, то в данном случае имеют место оба из возможных альтернативных оснований для аннулирования лицензии: как неисполнение предписания, повторно выданного предписания, так и привлечение к административной ответственности за неисполнение предписания.

Аннулирование лицензии (разрешения) является мерой воздействия на лицензиатов в целях удержания их от продолжения совершения грубых нарушений лицензионных требований, соблюдения положений действующего законодательства Российской Федерации.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.

Оценивая законность решения о приостановлении или аннулировании лицензии, судам необходимо учитывать, что административный орган при его принятии должен руководствоваться нормами Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» или нормами иных специальных федеральных законов, регулирующих отношения в области лицензирования видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 1 названного Закона, а не нормами КоАП РФ.

Согласно статье 49 ГК РФ аннулирование лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как лишает его возможности заниматься определенным видом деятельности, и такая мера должна носить исключительный характер, отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, соразмерной допущенным нарушениям, следовательно, является крайней мерой ответственности.

Основанием для аннулирования лицензии является не само нарушение, допущенное лицензиатом, а факт невыполнения указаний лицензирующего органа об устранении этих нарушений.

С учетом изложенного, учитывая факт привлечения образовательного учреждения к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания, неустранения в полном объеме нарушений требований законодательства об образовании в установленный Министерством образования срок, суд приходит к выводу о наличии в данном деле необходимой совокупности условий для удовлетворения заявления истца об аннулировании выданной ответчику лицензии, поскольку такая мера отвечает требованиям справедливости и соразмерности допущенным нарушениям (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.09.2020 г. по делу А32-56791/2019).

С учетом того, что истец от уплаты государственной пошлины освобожден в силу закона, в связи с удовлетворением иска таковая подлежит взысканию в доход федерального бюджета с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 150, 167-170 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции

РЕШИЛ:

1. Аннулировать лицензию Частного профессионального образовательного учреждения «Грозненский социально-экономический колледж» №2947 от 27 сентября 2017 г. на осуществление образовательной деятельности.

2. Взыскать с Частного профессионального образовательного учреждения «Грозненский социально-экономический колледж» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия через Арбитражный суд Чеченской Республики.

Судья                                                                                       Р.В. Исмаилов