Арбитражный суд Чеченской Республики
364000, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Краснофлотская, 4
www.chechnya.arbitr.ru
e-mail: info@chechnya.arbitr.ru
тел: (8712) 22-26-32
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
«26» сентября 2014 года г. Грозный Дело № А77-162/2014
Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 26 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Чеченской Республики в составе судьи Зубайраева А.М.,
при ведении протокола помощником судьи Магомадовым Х.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Российский Дом качества – Девелопмент»
(далее – Общество, заявитель) адрес: ЧР, <...>
к Государственному комитету цен и тарифов Чеченской Республики
(далее - Госкомцен ЧР, ответчик) адрес: <...>
о признании недействующим решения Госкомцен ЧР от 30.12.2010г. №85-э
с участием представителей:
от заявителя - не явился, извещен
от ответчика - не явился, извещен, ходатайство о рассмотрении без участия,
у с т а н о в и л:
Общество обратилось в Арбитражный суд Чеченской Республики с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Госкомцен ЧР по непринятию решения об установлении для заявителя, как сетевой организации, индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для целей взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями, и при принятии решения Государственного комитета цен и тарифов Чеченской Республики от 30.12.2013г. № 113-э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электроэнергии по региональным сетям Чеченской Республики на 2014г.» и возложении на Госкомцен обязанности по установлению для заявителя индивидуальных тарифов на 2014 год на услуги по передаче электрической энергии.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что Госкомцен ЧР, несмотря на направление Истцом сопроводительными письмами от 22.05.2013 №ИР-22, от 20.06.2013 №ИР-24, от 22.06.2013 № ИР-31, от 08.09.2013 №ИР-34 и от 09.12.2013 № ИР-50 в адрес ответчика всей необходимой для установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии документации, в нарушение требований Федерального закона от 26.03.2003г. 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 « О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Приказа ФСТ России «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен и тарифов и их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации» в области государственного регулирования тарифов», соответствующего решения не принято.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, заявитель и заинтересованное лицо не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ. Суд счел возможным рассмотрение дела по имеющимся материалам в отсутствии извещённых сторон.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных по данному делу требований и необходимости отказа в их удовлетворении. При этом исходит из следующего.
В силу пункту 10 статьи 23.1 Федерального законаот 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»(в редакции Федерального закона от 26.07.2010 № 187-ФЗ) споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифовв электроэнергетике на 2011 и последующие годы, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требовании о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решении и действии (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действии (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочии на совершение оспариваемых действии (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действии (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Государственный комитет цен и тарифов Чеченской Республики является органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в Чеченской Республике и на основании Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003г. «Об электроэнергетике» устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по территориальным распределительным сетям.
30.12.2013г. за № 113-э Госкомцен ЧР вынес решение «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по региональным сетям Чеченской Республики на 2014год», которым для Общества, как сетевой организации, небыли установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для целей взаиморасчетов со смежными сетевыми организациями, что и послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (до 01.01.2011) определены Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ«О государственном регулированиитарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ«О государственном регулированиитарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
В силу статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ«О государственном регулированиитарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям, а также устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии.
Аналогичные положения содержатся в Федеральном законеот 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». В соответствии спунктом 1 статьи 4Федерального законаот 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии Российской Федерации (далее – Основы ценообразования), а также Правилагосударственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 (далее –Правила регулированиятарифов).
Всоответствии спунктом 4Правил регулированиятарифов органы исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на тепловую энергию (мощность) в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов.Пунктом 7Правил регулированиятарифов предусмотрено, что установление тарифов производится регулирующим органом путем рассмотрения дела об установлении тарифов.
Как следует из материалов дела ООО «РДК-Девелопмент» осуществляло деятельность по передаче электрической энергии в качестве территориальной сетевой организации, эксплуатируя, согласно договору субаренды от 01.12.2011г. № 1/779, объекты энергетики, находящиеся на балансе ГУП «Чечкоммунэнерго». Кроме этого имущества у ООО «РДК» на момент принятия решения от 30.12.2013г. отсутствует иное электросетевое хозяйство на законном основании. Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, «сетевые организации» - организации, владеющие на праве собственности или ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств ( энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В соответствии с соглашением о взаимодействии Чеченской Республики, ОАО РАО «ЕЭС России» и ОАО « Нурэнерго» в электроэнергетическом комплексе Чеченской Республики от 13.08.2007г. № 05-701 в части, определяющей взаимодействие сторон по вопросам консолидации электросетевого имущества Чеченской Республики, расположенного на территории Чеченской Республики, решением руководства Чеченской Республики проведена консолидация электросетевых активов ОАО « Нурэнерго» и ГУП «Чечкоммунэнерго». В ходе указанной реорганизации, согласно Распоряжению Правительства Чеченской Республики от 23.07.2013г. № 217-р «О передаче имущества Чеченской Республики в уставный капитал ОАО «Чеченэнерго», объекты сетевого хозяйства, находящиеся на балансе ГУП «Чечкоммунэнерго», переданы в уставный капитал ОАО «Чеченэнерго». В перечень объектов, переданных согласно Распоряжению Правительства ЧР № 217-р, входят и объекты, находившиеся в эксплуатации ООО «РДК-Девелопмент» на правах субаренды, в связи с чем договор субаренды утратил юридическую силу. Отсутствие у ООО «РДК» объектов электросетевого хозяйства на установленном законом виде вещного права лишает Общество признаков сетевой организации, в связи с чем, согласно письменному отзыву Госкомцен ЧР, индивидуальные тарифы на передачу электроэнергии в 2014 году обществу установлены не были.
В ходе судебного разбирательства, заявитель представил суду дополнительные доказательства, в том числе, свидетельства о государственной регистрации права собственности Общества на объекты электросетевого хозяйства, произведенной поэтапно 18, 20 и 27 декабря 2013 года, а также 26 и 27 марта 2014 года. Учитывая, что последнее направление Обществом в адрес Госкомцен ЧР материалов, необходимых для принятия решения об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электроэнергии, датировано 09.12.2013г. за № ИР-50, суд пришел к выводу об отсутствии в распоряжении Госкомцен ЧР на момент принятия решения от 30.12.2013г. № 113-Э об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по региональным сетям Чеченской Республики на 2014 год, необходимых доказательств наличия у заявителя, ООО «РДК-Девелопмент», установленных законом вещных прав на заявленные объекты электросетевого хозяйства и, следовательно, оснований для отнесения Общества к электросетевой организации с установлением для последнего индивидуальных тарифов.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемых действий (бездействия) Госкомитета цен и тарифов Чеченской Республики.
Учитывая правомерность действий (бездействия) Государственного комитета цен и тарифов Чеченской Республики в вопросе установления индивидуальных тарифов для Общества на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений уполномоченным государственным органом прав и законных интересов заявителя в сфере экономической или предпринимательской деятельности, доказательств обратного суду заинтересованным лицом не представлено.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя. Судебные расходы, понесенные заявителем по оплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ, подлежат отнесению на Общество.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л :
заявление ООО «Российский дом качества – Девелопмент» о признании незаконными действий (бездействия) Государственного комитета цен и тарифов Чеченской Республики по непринятию решения об установлении сетевой организации индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для целей взаиморасчетов между сетевыми организациями, и возложении на Государственный комитет цен и тарифов ЧР обязанности по установлению индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год для взаиморасчетов между ООО « Российский дом качества – Девелопмент» и ОАО «Чеченэнерго» - оставить без удовлетворения.
Решение может бытьобжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течениемесяца со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Судья А.М. Зубайраев