Арбитражный суд Чеченской Республики
364024, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Шейха Али Митаева, 22 «Б»
www.chechnya.arbitr.ru
e-mail: info@chechnya.arbitr.ru
тел: (8712) 22-26-32
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Грозный
08 апреля 2019 года Дело № А77-1760/2018
Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 08 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Чеченской Республики в составе судьи М.С-А. ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.В. Актемировым,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: Министерства имущественных и земельных отношений Чеченской Республики, (ОГРН <***> ИНН <***>), адрес: 364906, <...>, к Департаменту строительства и архитектуры Мэрии г. Грозного, ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 364051, <...>, соответчик: Мэрия г. Грозного, ОГРН <***> ИНН <***>, третьи лица: Комитет имущественных и земельных отношений Мэрии г. Грозного, ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 364905, ЧР, <...>; Государственное бюджетное учреждение «Республиканский онкологический диспансер» ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 364029, <...>; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чеченской Республике (ТУ Росимущества в Чеченской Республике), (ИНН <***>, ОГРН <***>), адрес: <...>, о признании права собственности на объект недвижимости, при участии представителя ответчика – ФИО2, по доверенности, представителя КИЗО Мэрии г. Грозного – ФИО3, по доверенности, представителя ГБУ «Республиканский онкологический диспансер» – ФИО4, по доверенности, в отсутствие иных надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
установил:
Министерство имущественных и земельных отношений Чеченской Республики обратилось в Арбитражный суд Чеченской Республики с заявлением о признании права собственности Чеченской Республикой на объект недвижимости: здание радиологического корпуса, общей площадью 1583,6 кв.м., назначение: для размещения объектов здравоохранения, кадастровый номер 20:17:0000000:11469, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 20:17:0438014:46 по адресу: <...>.
В судебное заседание истец не явился, до начала судебного заседания представил ходатайство о рассмотрении дела по существу без его участия и заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и просил их удовлетворить в полном объеме. В подтверждение доводов истец 26.03.2019 представил сводное заключение совместной комиссии государственных органов созданной на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Чеченской Республики от 15.02.2019 №07-о/д по проверке соответствия объекта недвижимости нормам градостроительного законодательства, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, а также правилам и нормам пожарной, сейсмической и экологической безопасности.
Представитель ответчика в удовлетворении требований истца не возражал.
Представитель ГБУ «Республиканский онкологический диспансер» не возражал в удовлетворении требований истца.
Представитель КИЗО Мэрии г. Грозного в удовлетворении требований истца не возражал.
Мэрия г. Грозного и ТУ Росимущества в Чеченской Республике надлежаще извещенные, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассматривается на основании статей 121-124, 156 АПК РФ без их участия.
В определениях суда от 29.01.2019 и 15.02.2019 лицам, участвующим в деле, разъяснено на возможность завершения судом предварительного судебного заседания, открытия судебного заседания и рассмотрения дела по существу, если лица, участвующие в деле, не явились в предварительное судебное заседание и не представили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, открытия судебного заседания и рассмотрения дела по существу, исходя из положений, закрепленных в ч.4 ст.137 АПК, п.27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству».
Каких-либо заявлений, ходатайств либо возражений от лиц, участвующих в деле и не явившихся в судебное заседание на дату настоящего судебного заседания в суд не поступило.
При таких обстоятельствах, согласно правилам, установленным статьями 136 и 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав дело подготовленным, с учетом отсутствия заявлений и ходатайств сторон, достаточности представленных доказательств для рассмотрения спора по существу, отсутствуют возражения лиц, участвующих в деле против перехода к судебному разбирательству и рассмотрения дела по существу, суд признает дело подготовленным к судебному разбирательству, завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.
Поскольку каких-либо заявлений, ходатайств или возражений от лиц, участвующих в деле не поступило, дело рассматривается исходя из имеющихся в материалах дела документов.
Выслушав явившихся в судебное заседание представителей ответчика и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела на земельном участке категории «Земли населенных пунктов - для размещения ГУ «Республиканский онкологический диспансер», общей площадью 32 965 кв. м. с кадастровым № 20:17:0438014:46, расположенном по адресу: <...> построен нежилой объект недвижимости, состоящего из одноэтажного здания общей площадью 1 583,6 кв.м., назначение: для размещения объектов здравоохранения, кадастровый номер 20:17:0000000:11469.
Здание радиологического корпуса ГУ «Республиканский онкологический диспансер» является функционирующим объектом и имеет целевое назначение, что подтверждается фактом его строительства на земельном участке категории «Земли населенных пунктов - для размещения ГУ «Республиканский онкологический диспансер».
Факт того, что указанный объект недвижимости относится к ведению Чеченской Республики, подтверждается наличием права собственности Чеченской Республики на земельный участок, на котором он построен, что также свидетельствует об отсутствии юридических оснований для отнесения здания к категории бесхозного имущества.
Факт владения оспариваемым имуществом лицами, участвующими в деле, не оспаривается, претензий и права на данное имущество иными лицами не заявлено.В реестрах федерального и муниципального имущества указанные объекты недвижимости не значатся. Обратного лицами, участвующими в деле не заявлено.
Факт строительства здания радиологического корпуса для целей в сфере здравоохранения Чеченской Республикилицами, участвующими в деле, также не оспаривается.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав.
Иск о признании права собственности является внедоговорным требованием собственника имущества о констатации перед иными лицами факта принадлежности истцу права собственности на спорное имущество.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство и реконструкция любого объекта должны вестись при наличии следующих условий: 1) разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и 2) соблюдения градостроительных, строительных норм и правил.
В соответствии с разъяснениями, данными в пунктах 25, 26, 32 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу пункта 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
Согласно доводам, изложенным в заявлении 20.10.2008г. было получено разрешение №588 Администрации г. Грозного на строительство Республиканского онкологического центра (<...>) со сроком действия до 20.10.2009. Действие разрешения продлевалось до 21.12.2010, после до 31.12.2011.
Строительство Республиканского онкологического центра с элементами реконструкции, капительного ремонта некоторых зданий осуществлялось в две очереди.
I этап - строительство 4-х зданий площадью 25 666,77 кв.м.
-Стационар на 200 коек (реконструкция), площадью 9201, 81 кв.м., 4 этажа;
- Поликлиника на 250 посещений в смену (строительно-восстановительные работы), площадью 3 541 46 кв.м., 4 этажа;
- Новый стационар на 200 коек (строительство), площадью 12795 кв.м., 6 этажей;
- Каньон для кобальтового излучения «Тератрон», площадью 122,5 кв.м., 1 этаж;
II этап - строительство здания (радиологический корпус), площадью 608,5 кв.м.
На первый этап было получено положительное заключение на проектное документацию № 2015010108 от 22.08.2008 Государственного учреждения «Управление государственной экспертизы проектов документов территориального планирования и проектной документации объектов Чеченской Республики».
На второй этап было получено положительное заключение на проектную документацию № 2015007510 от 17.09.2010 Государственного учреждения «Управление государственной экспертизы проектов документов территориального планирования и проектной документации объектов Чеченской Республики».
В соответствии со ст. 6.1 ГрК РФ от 31.12.2005 №199-ФЗ, Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19.10.2006 № 99 «Об органе управления государственной экспертизы проектов документов территориального планирования и проектной документации объектов Чеченской Республики» вышеуказанное учреждение наделено правом проведения государственной экспертизы проектной документации объектов, финансируемых за счет федерального и республиканского бюджетов, а также заемных и привлеченных средств инвесторов (включая иностранных инвесторов).
Основанием для разработки документации являлись, в частности;
Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Чеченской республики на 2008-2011 гг.», утвержденная Постановлением Правительства РФ № 537 от 15.07.2008;
Распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Чеченской Республики № 766-СЛ от 20.03.2008 «О закреплении за ГУ «Республиканский онкологический диспансер» здания, расположенного по адресу г. Грозный, Октябрьский район, ул. Леонова, 81;
Распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Чеченской Республики № 759-СЛ от 21.04.2008 «О межевании земельного участка».
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Чеченской Республики № 550-СЛ от 12.03.2010 ГУ «Республиканский онкологический диспансер» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером 20:17:0438014:46, расположенный по адресу: ЧР, г. Грозный, Октябрьский район, ул. Леонова, 81, общей площадью 3,84 га, для размещения административного здания.
В ЕГРП (Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним) внесена запись о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования вышеуказанного учреждения на названный земельный участок, категория земель и разрешенное использование: земли населенных пунктов, для размещения ГУ «Республиканский онкологический диспансер», площадью 32 965 кв. метров.
Строительство Республиканского онкологического диспансера (5-ти зданий) завершено 30.12.2011. Оснащение вышеуказанных зданий оборудованием продолжалось, в частности в 2012-2014 гг.
26.11.2014 ГУ «Республиканский онкологический диспансер» выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, общей площадью 25 666,77 кв.м.
Разрешение на ввод в эксплуатацию радиологического корпуса своевременно не было выдано. Объект фактически введен в эксплуатацию в 2014 году, что подтверждается данными бухгалтерского учета ГУ «Республиканский онкологический диспансер».
10.10.2018 ГБУ «Республиканский онкологический диспансер» обратилось в Департамент строительства и архитектуры Мэрии г. Грозного с заявлением о выдаче заключения о соответствии построенного объекта (радиологического корпуса) техническим регламентам, иным нормативным актам и проектной документации, а также с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
12.10.2018 в выдаче вышеуказанных документов отказано по мотиву того, что для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо предъявление разрешения на строительство. Возможность выдачи разрешения на строительство на уже построенный объект градостроительным законодательством не предусмотрена. В связи с этим, по мнению Департамента, здание радиологического корпуса является объектом самовольного строительства.
22.10.2018г. ГБУ «Республиканский онкологический диспансер» была подана жалоба на вышеуказанное решение Департамента строительства и архитектуры Мэрии г. Грозного (Исх. № 505 от 22.10.2018г.), которое было оставлено без удовлетворения решением Департамента (Исх. № 5272/01-40 от 25.10.2018г.).
Согласно материалам дела, разрешение на строительство № 588 от 02.10.2008 выдано полномочным органом - Мэрией г. Грозного в соответствии с п.4 ст. 51 ГрК РФ и не содержало параметры застройки (строительный объем, этажность, площадь зданий, их количество и др.).
При таких обстоятельствах делать вывод об отсутствии разрешения на строительство Республиканского онкологического центра по адресу: <...> необоснованно.
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 24-КГ15-6 «ненадлежащее оформление органами власти разрешительной документации не может само по себе препятствовать признанию права собственности истца на спорный объект».
Тем не менее, исходя из материалов дела, суд приходит к выводу, что причиной послужившей препятствием для оформления в установленном порядке своих прав на оспариваемое имущество является ненадлежащая организация работы как истца, так и ГБУ «Республиканский онкологический диспансер» по вводу возведенного объекта в эксплуатацию.
Однако принимая во внимание сложившуюся судебную практику о неприменимости формального подхода к допущенным нарушениям по оформлению документов на объекты недвижимости, необходимости соблюденияконституционного принципа соразмерностидопущенного соответствующим лицом нарушения, заключающемуся в осуществлении строительства и ввода его в эксплуатацию без оформления установленных документов,положения ст. 222 ГК РФ подлежат применению с учетом публичного интереса в создании социально значимого объекта и возможности устранения данных нарушений.
Согласно п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» «в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов РФ относятся, в частности: «земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ».
До начала строительства на земельном участке с кадастровым номером 20:17:0438014:46 находилось здание, переданное в оперативное управление ГУ «Республиканский онкологический диспансер» в соответствии с Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Чеченской Республики №766-СЛ от 20.03.2008 «О закреплении за ГУ «Республиканский онкологический диспансер» здания, расположенного по адресу г. Грозный, Октябрьский район, ул. Леонова, 81.
Согласно данным ЕГРН с 12.03.2010 спорный земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании ГУ «Республиканский онкологический диспансер» в соответствии с распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Чеченской Республики №550-СЛ от 12.03.2010.
Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 20:17:0438014:46, расположенный по адресу: ЧР, г. Грозный, Октябрьский район, ул. Леонова, 81, является собственностью Чеченской Республики.
Строительство радиологического корпуса финансировалось из средств федерального бюджета и бюджета Чеченской Республики в соответствии с Постановлением Правительства Чеченской Республики от 20.02.2007 № 21 «О республиканской целевой программе «Восстановление и дальнейшее развитие онкологической службы в Чеченской Республике» на 2008 - 2011 гг.».
В соответствии с Постановлением Правительства Чеченской Республики от 03.11.2015 № 203 «О реализации мер, направленных на снижение смертности населения и повышение рождаемости на территории Чеченской Республики» ввод радиологического корпуса направлен на снижение смертности и повышение рождаемости.
Следовательно, сохранение радиологического корпуса - социально-значимого объекта - имеет важный публичный интерес.
Согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ «право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
- если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан».
В соответствии с ГПЗУ 2018 г. (градостроительным планом земельного участка), Правилами землепользования и застройки г. Грозного в редакции от 21.06.2018 (ПЗЗ) земельный участок с кадастровым номером 20:17:0438014:46 относится к зоне ОД4 (зоне размещения объектов здравоохранения).
В соответствии с п. 61.2. ПЗЗ «для зоны ОД4 предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных) участков и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии со статьёй 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации не подлежат установлению».
Из представленных в материалы дела документов, следует, что нежилое здание соответствует нормам градостроительного законодательства, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, а также правилам и нормам пожарной, сейсмической и экологической безопасности.
Построенное истцом здание не затрагивает права и охраняемые законом интересы других физических и юридических лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан и препятствий в пользовании другими строениями.
Доказательств притязаний третьих лиц на спорный объект недвижимости в материалах дела не имеется.
Каких-либо возражений по материалам дела в суд от лиц, участвующих в деле не поступило.
В силу п.1.5, 3.13, 3.16 Положения, утв. Постановлением Правительства Чеченской Республики от 03.06.2014 № 106 «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Чеченской Республики», министерство является исполнительным органом государственной власти Чеченской Республики, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Чеченской Республики в сфере имущественных и земельных отношений и выступает от имени Чеченской Республики уполномоченным органом при государственной регистрации прав на недвижимое имущество, осуществляетуправление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Чеченской Республики.
Ненадлежащая организация работы по вводу вновь построенного объекта недвижимости в эксплуатацию лишило истца в установленном порядке права реализовать делегированные Правительством Чеченской Республики постановлением от 03 июня 2016 г. №106 «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Чеченской Республики» полномочия собственника имущества и земли, путем внесения вышеуказанного имущества в реестр государственного имущества Чеченской Республики.
Правовое препятствие для истца к принятию указанных мер состоит в том, что право собственности Чеченской Республики на вышеуказанные объекты недвижимости, в установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не зарегистрировано.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Поскольку оспариваемый объект недвижимости является объектом регионального значения и подлежит содержанию в надлежащем виде, техническому обслуживанию, имеет социальное значение направленное на снижение смертности и повышение рождаемости, соответствует требованиям градостроительного, противопожарного, экологического и санитарного законодательства, сейсмически безопасно, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также принимая необходимость достижения определенности в правах на указанный объект, Суд считает, что совокупность собранных по делу доказательств подтверждает наличие оснований для установления судом испрашиваемого права для защиты прав собственности истца.
Каких-либо притязаний третьих лиц в отношении заявленного имущества и возможного спора о праве в отношении него судом не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах.
Принимая во внимание доказанность истцом оснований, предусмотренных статьями 12, 222 ГК РФ, необходимых для признания права собственности Чеченской Республики на спорное недвижимое имущество, а также то, что признание права на указанный объект устранит возникшую неопределенность в правоотношениях, арбитражный суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 333.37 НК РФ истец и ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 102-110, 167-170, 218 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать право собственности Чеченской Республики на объект недвижимости: здание радиологического корпуса, общей площадью 1 583,6 кв.м., назначение: для размещения объектов здравоохранения, кадастровый номер 20:17:0000000:11469, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 20:17:0438014:46 по адресу: Чеченская Республика, г. Грозный, Октябрьский район, ул. Леонова, 81.
Настоящее решение служит основанием для регистрации права собственности на указанный объект недвижимости в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике и внесению соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Чеченской Республики.
Судья М. С-А. ФИО1