Арбитражный суд Чеченской Республики
364024, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Шейха Али Митаева, 22 «Б»
www.chechnya.arbitr.ru
e-mail: info@chechnya.arbitr.ru
тел: (8712) 22-26-32
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Грозный
07 сентября 2015 года Дело № А77-478/2015
Полный текст решения изготовлен и оглашен 07 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Чеченской Республики
в составе: судьи Бачаева А.А-А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вацуевой З.Р.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
заместителя прокурора Чеченской Республики в интересах муниципального образования Октябрьского сельского поселения Грозненского муниципального района, адрес: 364000, <...>;
орган, чьё бездействие обжалуется: Администрация Октябрьского сельского поселения Грозненского муниципального района, ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 366004, <...>;
о признании незаконным бездействия администрации
при участии
от заявителя – ФИО1 по служебному удостоверению
от ответчика – не явился, надлежаще извещен
установил:
Прокуратура Чеченской Республики, в лице заместителя прокурора, (далее - прокурор, заявитель), действуя в интересах неограниченного круга субъектов предпринимательской деятельности, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Октябрского сельского поселения Грозненского муниципального района (далее - Администрация), выразившегося в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» необходимой информации для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, и возложении обязанности устранить данное нарушение.
Представитель прокуратуры в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным. Заслушав объяснения представителя истца, ознакомившись с письменными доказательствами, суд установил следующие фактические обстоятельства по делу.
Из материалов дела следует, что прокуратурой республики проведена проверка исполнения законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, в результате которой в администрации Октябрьского сельского поселения Грозненского муниципального района выявлены нарушения, требующие принятия действенных мер по их устранению.
Так, согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Пунктом 28 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления», определено, что создание условий для развития малого и среднего предпринимательства относится к вопросам местного значения сельского поселения.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ), государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Одной из основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация (ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ, информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая в сети «Интернет» должна содержать, в том числе информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В ходе проведённой проверки установлено что, администрацией Октябрьского сельского поселения Грозненского муниципального района требования законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в части оказания информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, не исполняются.
Так, изучением официального сайта администрации Октябрьского сельского поселения Грозненского муниципального района (www.adminoktybrskoe.ru) установлено, что в сети «Интернет» не размещена информация о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства, а также информация о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
При этом в 2014 г. администрацией Октябрьского сельского поселения Грозненского муниципального района заключено 24 договора (контракта) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на общую сумму 1 867 362 рубля.
Кроме того, согласно план-графику размещения заказов на 2015 г. администрацией муниципального образования планируется заключить договора на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на общую сумму более 600 000 рублей.
Указанное бездействие администрации Октябрьского сельского поселения Грозненского муниципального района нарушает права субъектов малого и среднего предпринимательства на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
Пунктом 26 ст. 6 Устава Октябрьского сельского поселения Грозненского муниципального района определено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, органом местного самоуправления - администрацией Октябрьского сельского поселения Грозненского муниципального района - допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии на протяжении длительного времени мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» необходимой информации для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Отсутствие на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» необходимой информации для развития субъектов малого и среднего предпринимательства влечет нарушение прав хозяйствующих субъектов, что в свою очередь препятствует созданию на территории муниципального образования благоприятных условий для развития бизнеса.
Частью 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ прокурору предоставлено право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, в случае, если он полагает, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании устанавливает соответствие оспариваемого акта, решений, действия (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), а также устанавливает нарушает ли оспариваемый акт права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возложена на заинтересованное лицо.
Для удовлетворения заявления, поданного в порядке статьи 198 АПК РФ, должно быть доказано несоответствие оспариваемого акта (решения, действия (бездействия) закону иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению. Как следует из заявления, Администрацией длительное время не принимались меры по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» необходимой информации для развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Изучением доказано, что на сайте Администрации отсутствует необходимая по этому вопросу информация, несмотря на заключение самой администрацией в истекшем году нескольких договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и запланированность размещения таких заказов на 2015 год.
Согласно объяснениям главы Администрации, данным при первичной прокурорской проверке, длительное бездействие по данному вопросу им признается.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона № 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. Оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами местного самоуправления в виде создания муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 209-ФЗ, информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово- экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также иной необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства информацией (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга).
Статьей 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ) определено, что одним из принципов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является открытость и доступность такой информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Администрацией требования указанных норм закона не исполнены.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или и ному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований заявителя и необходимости их удовлетворения. В соответствии с положениями пункта 3 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Признать незаконным бездействие Администрации Октябрьского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики, выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» необходимой информации для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Обязать Администрацию Октябрьского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики разместить на официальном сайте в сети «Интернет» необходимую информацию для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово - экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства, а также информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Настоящее решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд путем через Арбитражный суд Чеченской Республики в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья Бачаев А.А-А.