ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А77-591/19 от 24.01.2020 АС Чеченской Республики

Арбитражный суд Чеченской Республики

364024, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Шейха Али Митаева, 22 «Б»

www.chechnya.arbitr.ru

e-mail: info@chechnya.arbitr.ru

тел: (8712) 22-26-32

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Грозный

30 января 2020 года                                                                                      Дело № А77-591/2019

          Резолютивная часть решения объявлена  24 января 2020 года.

            Полный текст решения изготовлен 30 января 2020 года.

Арбитражный суд Чеченской Республики  в составе судьи   Зубайраева А. М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Бакаевой Л.А., рассмотрев по

правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дел в арбитражном суде первой

инстанции, дело по исковому заявлению:

акционерного общества «Чеченнефтехимпром» ИНН <***>, адрес: 364024, Чеченская

Республика, <...>,

к ответчику: открытому акционерному обществу «Российские железные дороги»

ИНН <***> адрес: 107174, <...>,

третье лицо: территориальное управление Росимущества в Чеченской Республике,

адрес: 364907, ЧР, <...>,

третье лицо: министерство имущественных и земельных отношений Чеченской Республики,

адрес: 364020, ЧР, <...>

третье лицо: управление Росреестра по Чеченской Республике, адрес: 364000, Чеченская

Республика, <...>,

о   признании права собственности на объекты недвижимого имущества, аннулировании

записи о государственной регистрации права на недвижимое имущество,

при участии представителей:

от истца -  ФИО1, ФИО2 по доверенности,

от ответчика – ФИО3  по доверенности,

от третьего лица, Теруправления Росимущества – ФИО4  по доверенности,

от третьего лица, МИЗО ЧР – ФИО5  по доверенности,

 от третьего лица, управления Росреестра – не явился, извещен,

у с т а н о в и л:

          истец, АО «Чеченнефтехимпром», обратился в арбитражный суд с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  иском к ответчику, АО «Российские железные дороги»,  о признании права собственности  АО «Чеченнефтехимпром»   на  объект  недвижимого имущества -  часть подъездной железной дороги № 17 протяжённостью 812 метров, от стрелочного перевода № 307 через стрелочный перевод № 305 до мазутной эстакады на территории бывшего ГНПК им. В.И. Ленина, расположенный по адресу: Чеченская Республика, г. Грозный, Заводской район, ул. Индустриальная, б/н, признании недействительным и аннулировании государственной регистрации права собственности ответчика на часть подъездного железнодорожного пути № 17 общей протяжённостью 1258,3 метра в раз мере 812 метровот стрелочного перевода № 307 через стрелочный перевод № 305 до мазутной эстакады на территории бывшего ГНПК им. В.И. Ленина.

            Представитель истца в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить по основаниям, указанным в первичном и уточненном исках.

                               Из первичного и уточненного исковых заявлений следует, что АО «Чеченнефтехимпром» считает, что зарегистрировав свое вещное право собственности на оспариваемые железнодорожные пути, ОАО «Российские железные дороги» нарушило законные права и интересы собственника, в связи с чем, свидетельство о праве собственности от 25 марта  2004 года подлежит признанию недействительным в части права на подъездной железнодорожный путь № 17  протяжённостью 812 метров, от стрелочного перевода № 307 через стрелочный перевод № 305 до мазутной эстакады на территории бывшего ГНПК им. В.И. Ленина.                            

                              Представитель ответчика в судебном заседании заявленные исковые  требования не признал, считает их необоснованными по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск и дополнении к нему, просил суд в удовлетворении иска отказать.
           Из отзыва  ответчика на иск и дополнения к нему следует, что в рассматриваемом случае право АО «РЖД», как собственника  данного имущества, зарегистрировано в ЕГРП только за ответчиком, доказательств того, что указанное имущество является собственностью  истца, или иных лиц, истцом не представлено. Истребуемое истцом имущество не идентифицировано, в учетах истца не проходит. Не представлено доказательств включения спорного имущества в приватизированный АО                                   «Чеченнефтехимпром» имущественный комплекс.

Представители третьих лиц - Теруправления Росимущества в ЧР и МИЗО ЧР в судебном заседании признали исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по доводам, указанным в отзывах на иск.

                               Из письменного отзыва на иск и дополнения к нему третьего лица, Теруправления Росимущества по ЧР, следует, что исковые требования АО «Чеченнефтехимпром» обоснованы и подлежат удовлетворению.

           Из письменного отзыва на иск третьего лица, МИЗО ЧР, следует, что исковые требования АО «Чеченнефтехимпром» законны и обоснованы и подлежат удовлетворению.

           Управление Росреестра по ЧР, извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыва на иск не представило. Дело судом рассмотрено по правилам пункта 3 статьи 156 АПК РФ, в  отсутствие извещенной стороны.

           Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте htt://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Изучением представленных в дело материалов судом установлено следующее.

           В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 14 ноября 2001 года № 3294-р путем реорганизации в форме слияния государственных предприятий нефтегазового комплекса, расположенных на территории Чеченской Республики было создано новое юридическое лицо - федеральное государственное унитарное предприятие «Чеченнефтехимпром».

            Пунктом 2 распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 14 ноября 2001 года № 3294-р было установлено, что федеральное государственное унитарное предприятие «Чеченнефтехимпром» (далее по тексту – ФГУП «Чеченнефтехимпром») является правопреемником имущественных прав и обязанностей, указанных в пункте настоящего распоряжения, реорганизуемых государственных предприятий в соответствии с передаточными актами, в который, в частности, входило Грозненский нефтеперерабатывающий комбинат им. В.И.Ленина.

            Устав ФГУП «Чеченнефтехимпром» в установленном порядке согласован распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Российской Федерации от 14.11.2001г. 3294-р и зарегистрирован Управлением Министерства юстиции по Чеченской Республике 20.11.2001г., с присвоением регистрационного номера № 3060.

            Основными целями и задачами ФГУП «Чеченнефтехимпром» являлись реализация финансово-хозяйственной, коммерческой деятельности, в том числе разведка нефтяных и газовых месторождений, добыча нефти и газа, комплексное освоение, разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.

            На основании приказа ФГУП «Чеченнефтехимпром» от 15 мая 2002 года № 44-К было создано (преобразовано) дочернее государственное унитарное предприятие «Грозненский нефтеперерабатывающий комбинат» Федерального государственного унитарного предприятия «Чеченнефтехимпром» (далее по тексту - ДГУП «ГНПК» ФГУП «Чеченнефтехимпром»), которое соответственно являлось правопреемником имущественных прав и обязанностей нефтеперерабатывающего комбината им. В.Л. Ленина.

            В установленном законом порядке Устав ДГУП «ГНПК» ФГУП «Чеченнефтехимпром» от 11.07.2002г. был согласован распоряжением  ТУ Росимущества в Чеченской Республике № 349-ХИ с приложением № 1 перечня объектов недвижимого имущества и зарегистрирован Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 6 по Чеченской Республике, с присвоением ему регистрационного № 0091    от 17 сентября 2002 года.

          Спорный объект - железнодорожный путь № 17 на ст. Алды протяженностью 1258,30 м, вошел в состав производственно­технологического комплекса (ПТК) Гудермесской дистанции пути с инвентарным номером 96:000:001:006253710, реестровым номером 050204:001:006253710, кадастровым номером 20:00:0:0003:96:000:001:006253710.

          Указанный ПТК и соответственно железнодорожный путь на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 1111-р и Постановления Правительства Российской Федерации «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 18 сентября 2003 г. № 585 внесены в уставный капитал ОАО «РЖД» согласно сводному передаточному акту являются собственностью ОАО «РЖД».

           На основании сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС. России от 30.09.2003 № 4557-р/6- р/884р, и передаточного акта от 30.09.2003 за акционерным обществом зарегистрировано право собственности на производственно-технологический комплекс Гудермесской дистанции пути на направление Серноводск -  Гудермес от 2070 км пк9+10 до 1263км ПК 0 , включающий, в том числе линейные сооружения по ст. Алды, протяженностью 25147,46 м (свидетельство о государственной регистрации права серии 20 АА № 001053 от 25 марта 2004 года).

           В соответствии с Прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества на 2010 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.11.2009г. № 1805-р (с изменениями от 17.03.2010г.), приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 26.05.2010г. № 132, на основании постановления Правительства Российской Федерации  от 05.06.2008г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», Положения о территориальным управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чеченской Республике, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009г. № 63, документов, представленных ФГУП «Чеченнефтехимпром», и аудиторского заключения ООО «РСМ Топ - Аудит» от 24.12.2010г., распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чеченской Республике от 27 декабря 2010 года № 721 - МШ ФГУП «Чеченнефтехимпром» приватизировано путем преобразования в открытое акционерное общество «Чеченнефтехимпром» с уставным капиталом 1 966 765 100 (один миллиард девятьсот шестьдесят шесть миллионов семьсот шестьдесят пять тысяч сто) рублей, состоящим из 19 667 651 (девятнадцать миллионов шестьсот шестьдесят семь тысяч шестьсот пятьдесят один) обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 100 рублей каждая.

            Передаточным актом от 08.04.2011г. № 1 подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия «Чеченнефтехимпром» (ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/201301001) Территориальным управлением Росимущества   в Чеченской Республике передано движимое и недвижимое имущество, как единый имущественный комплекс вновь созданному (преобразованному) открытому акционерному обществу «Чеченнефтехимпром».

             В соответствии с Указом Президента Российской Федерации                                         от 18.09.2018г. № 528 «О передаче в собственность Чеченской Республики находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества «Чеченнефтехимпром» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2257, единственным акционером и стопроцентным держателем акций открытого акционерного общества «Чеченнефтехимпром» является - Министерство имущественных и земельных отношений Чеченской Республики.

                               Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей  сторон, исследовав и оценив в соответствии с правилами статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, арбитражный суд приходит к  выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных по делу требований.   При этом исходит из следующего:

                               согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

                               Статьей 28 АПК РФ установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

                                В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права владения, пользования и распоряжения своим имуществом всех собственников подлежат судебной защите равным образом.  

                                В соответствии  со  статьей  2  Федерального закона  от 21.07.1997г.  №        122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

  Выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество. В данном случае право собственности на спорное имущество за истцом, АО «Чеченнефтехимпром», не зарегистрировано, поэтому надлежащим способом защиты является иск о признании права собственности.

           Спорным имуществом Истец владеет с 2001 года, право собственности Ответчика на него зарегистрировано в 2004 году. Истец полагает себя собственником указанного имущества, и его требования фактически направлены на прекращение права собственности Ответчика на спорное имущество.

           Право невладеющего собственника может быть восстановлено только путем отобрания вещи у незаконного владельца. Требование о признании права собственности, не соединенное с требованием о виндикации (ст. 301 ГК РФ) является надлежащим лишь в том случае, когда истец, полагающий себя собственником имущества, фактически им владеет. Об этом прямо указано в п. 58 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010, согласно которому «лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности». Изложенное корреспондируется с изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.04.2009 N 15148/08 позицией, согласно которой «оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения».

  Иск о признании права собственности на недвижимое имущество представляет собой требование лица, считающего себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом (пункт 58 постановления № 10/22). Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право.

 Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 59 постановления № 10/22, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, может быть удовлетворен в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 указанного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в предмет доказывания по данному спору  входит легитимация истца, состоящая в следующем:

-  доказывании истцом своего права на спорные объекты и владения ими;

- доказывании того, что право зарегистрировано за ответчиком без наличия к тому должных оснований;

- тождественности объекта, а именно доказывании того, что право ответчика незаконно зарегистрировано именно на тот объект, который является объектом права собственности истца и в отношении которого истец осуществляет правомерное владение.

В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. В связи с изложенным судом исследован вопрос возникновения  вещного права истца на оспариваемый объект недвижимого имущества.

  Наличие права хозяйственного ведения ФГУП «Чеченнефтехимпром», правопреемником которого является истец по делу, АО «Чеченнефтехимпром», на спорный объект – часть железнодорожного пути необщего пользования длиною 812 метров, расположенный на территории ДГУП «Грозненский нефтеперерабатывающий комбинат» по адресу: ЧР, г. Грозный, Заводской район, ул. Индустриальная, б/н, подтверждается свидетельством от 20.12.2001г. за № 02000012 о внесении в Реестр федерального имущества федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП                                       «Чеченнефтехимпром» ( том 3, л.д. 84) .

 Из протокола  инвентаризационной комиссии Теруправления  Минимущества России по Чеченской Республике от 30.05.2003г. по инвентаризации федерального имущества предприятий нефтегазового комплекса, в частности, ФГУП «Чеченнефтехимпром», по состоянию на 01.01.2002г. в составе имущества предприятия под пунктом  8 значится Грозненский нефтеперерабатывающий комбинат ( том 3, л.д.88).

  В соответствии с Перечнем объектов недвижимого имущества, переданных в хозяйственное ведение ГУП «Грозненский нефтеперерабатывающий комбинат»                       (приложение № 1 к Уставу предприятия) в него входят под порядковым номером 288 «Подъездная железная дорога», под номером 307 «Железнодорожные пути к эстакаде» и под № 397 «Железнодорожные пути».

Наличие в хозяйственном ведении ФГУП «Чеченнефтехимпром», до его акционирования (приватизации),  имущества, имеющего признаки имущества железнодорожного транспорта, подтверждается Перечнем объектов недвижимости ФГУП                                       «Чеченнефтехимпром» по состоянию на 01.01.2002г. (том 3, л.д. 100-104), в котором под порядковым номером 3951 значится «Подъездная железная дорога», под номером 3970           «Железнодорожные пути к эстакаде» и под номером 4058 «Железнодорожные пути».

 Наличие в хозяйственном ведении ФГУП «Чеченнефтехимпром» имущества, имеющего признаки имущества железнодорожного транспорта, подтверждается также результатами инвентаризации основных средств Грозненского нефтеперерабатывающего комбината, проведенной на основании распоряжения ТУ Росимущества по ЧР от 11.02.2008г. № 097-МШ. Так, согласно инвентаризационной описи под порядковым номером 161 отражены «Железнодорожные пути», под номером 751 указаны «Железнодорожные пути к эстакаде», и под номером 1156   «Подъездные железнодорожные пути» (том 1, л.д. 48-52).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что имеются относимые  доказательства наличия у ФГУП «Чеченнефтехимпром», до его акционирования (приватизации), на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества, имеющего признаки имущества железнодорожного транспорта, а именно - подъездных железнодорожных путей для обеспечения технологического процесса нефтепереработки (подъезд к эстакадам налива нефтепродуктов  в целях их транспортировки).

 В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права номер <***> от 28 марта 2011 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на  ФГУП «Чеченнефтехимпром» как имущественный комплекс. ( том 2

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чеченской Республике от 27 декабря 2010 года № 721 - МШ  ФГУП «Чеченнефтехимпром» приватизировано путем преобразования в открытое акционерное общество «Чеченнефтехимпром» с уставным капиталом 1 966 765 100 рублей, состоящим из 19 667 651  обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 100 рублей каждая.

Передаточным актом от 08.04.2011г. № 1 подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия «Чеченнефтехимпром» (ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/201301001) Территориальным управлением Росимущества  в Чеченской Республике передано движимое и недвижимое имущество, как единый имущественный комплекс вновь созданному (преобразованному) открытому акционерному обществу «Чеченнефтехимпром».

В связи с изложенным суд считает, что обязательное для легитимации истца требование о доказывании истцом своего права на спорные объекты и владение им  истцом  соблюдено.

Оспаривая зарегистрированное право собственности  ответчика на спорный объект недвижимого имущества, истец исходит  из регистрации такого права за ответчиком без достаточных правовых оснований, в результате неправомерного включения в состав приватизируемого имущественного комплекса объекта, отвечающего признакам имущества железнодорожного транспорта, но фактически принадлежащего на праве хозяйственного ведения иному хозяйствующему субъекту -  ФГУП «Чеченнефтехимпром».

В соответствии с пунктом 1  статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, однако, как установлено судом, ответчик по делу и титульный собственник АО «РЖД» фактически не имеет возможности ни владения, ни пользования, ни распоряжения спорным имуществом в силу следующего.

Спорное имущество находится на земельном участке (территории) АО «Чеченнефтехимпром», на который истец имеет зарегистрированное право собственности, свидетельство серии 95 АА 370282, запись в ЕГРП от 29.04.2011  за № 01/001/2011-075          (том 1, л.д. 56).

 В соответствии с Актом обследования от 14 января 2020 года, составленным комиссией при участии представителей ТУ Росимущества в Чеченской Республике, Министерства имущественных и земельных отношений Чеченской Республики, акционерного общества «Чеченнефтехимпром», ПТО Гудермесской дистанции пути, произведено обследование части железнодорожного пути № 17 по ст. Алды  от стрелочного перевода № 307 через 305 до КП, расположенного от 2122 км ПК 3 до 2122 км ПК 10, протяженностью 812 погонных метров, находящегося на территории Грозненского нефтеперерабатывающего комбината им. B.И. Ленина.

 Согласно инвентаризации движимого и недвижимого имущества ФГУП «Чеченнефтехимпром», по реорганизованным подразделениям «Грознефтеоргсинтез», проведенной совместной рабочей группой, созданной на основании распоряжения Теруправления Росимущества по Чеченской Республике от 11 февраля 2008 года № 097-МШ, в соответствии с инвентаризационной описью основных средств были учтены (инвентаризованы) следующие объекты недвижимости:

по цеху №2 ГНПК им. Ленина - железнодорожные пути, инвентарный № 2418, балансовая стоимость по бухгалтерскому учету 9411712рублей;

по цеху №3 ГНПК им. Ленина - железнодорожные пути к эстакаде, инвентарный № 1400, балансовая стоимость по бухгалтерскому учету 60680679 рублей;

по цеху №6 ГНПК им Ленина - подъездная железная дорога к ГНПК, инвентарный № 0097I, балансовая стоимость по бухгалтерскому учету 306012 рублей.

 В результате проведенного в ходе судебного разбирательства обследования спорного участка железнодорожного пути № 17 общей протяженностью 812 погонных метров, комиссией установлено следующее:

 железнодорожный путь № 17 является путем необщего пользования, так как проходит по территории Грозненского нефтеперерабатывающего комбината им. В.Л. Ленина, который частично огорожен забором из листов железного профиля (фото-акты прилагаются).

 Железнодорожный путь № 17 имеет сугубо специальное назначение, связанное с технологическим обеспечением деятельности Грозненского нефтеперерабатывающего комбината им. В.Л. Ленина в виде подъездного железнодорожного пути к эстакадам налива нефтепродуктов (светлых и мазута) в целях их транспортировки и отгрузки соответствующего груза покупателям (потребителям) нефтепродуктов (план - схемы железнодорожных путей прилагаются).

Часть территории нефтеперерабатывающего комбината им. В.Л. Ленина, по которому проходит железнодорожный путь № 17, в соответствии с договором аренды земельного участка от 01.08.2011г. № 15 (дополнительное соглашение от 01.08.2016г.), находится в аренде у ОАО ЧНК «Югойлпродукт»

Указанные обстоятельства позволили комиссии прийти к  следующему заключению:

1. По результатам проведенного обследования, комиссия пришла к выводу, что у титульного владельца (правообладателя) в лице ОАО «Российские железные дороги» не находятся в фактическом  владении, пользовании и управлении  часть железнодорожного пути № 17 от стрелочного перевода № 307 через 305 до КП, расположенный от 2122 км ГГК 3 до 2122 км ПК 10, протяженностью 812 погонных метров, находящийся на территории Грозненского нефтеперерабатывающего комбината им. В.Л. Ленина и соответственно АО « Чеченнефтехимпром».

 Указанный вывод комиссии подтверждаются тем, что техническое состояние железнодорожного пути № 17 находится в плачевном состоянии, так как путь зарос травой и кустарниками, шпалы прогнили, в некоторых местах имеются провалы в насыпи,  отсутствует отвал, насыпь, на конце пути отсутствует железнодорожный упор, соответствующего образца,, который подтверждает продолжение пути дальше по территории ГНПК им. Ленина.

 При этом, параллельно с указанной частью железнодорожного пути № 17  проходит соответствующий железнодорожный путь ОАО «РЖД», который имеет вид,  соответствующий техническим требованиям, предъявляемым к состоянию железнодорожного пути.

2. В настоящее время железнодорожный путь № 17 находится в фактическом владении, пользовании и управлении ОАО ЧНК «Югойлпродукт», который использует его в своих хозяйственных целях, так как земельный участок, находящийся под ним передан ему в долгосрочную аренду.

3. По состоянию на 14.01.2020г. ОАО «Российские железные дороги» не понесли абсолютно никаких финансовых, материальных и иных затрат для технического содержания железнодорожного пути № 17. При этом фактические затраты по содержанию железнодорожного пути № 17 несет ОАО ЧНК «Югойлпродукт» (том 3, л.д. 45-47).

Таким образом, принимая во внимание, что указанный спорный участок железнодорожного пути № 17 по ст. Алды  протяженностью 812 метров, будучи подъездным путем необщего пользования к наливным эстакадам Грозненского нефтеперерабатывающего комбината им. В.И. Ленина с советских времен,  технологически неразрывно связан с процессом нефтепереработки, являлся государственным имуществом, включенным впоследствии в реестр федерального имущества, находился непрерывно в хозяйственном ведении у ФГУП  «Чеченнефтехимпром» вплоть до реорганизации последнего в форме акционирования, суд приходит к выводу о правомерности отнесения (включения) истцом спорного объекта в состав приватизированного АО «Чеченнефтехимпром» единого имущественного комплекса, и необоснованности включения спорного имущества в состав имущественного комплекса ответчика.

 Доводы ОАО «РЖД»  о том, что оспариваемые железнодорожные пути включены в единый имущественный комплекс на момент акционирования и приватизации имущества, которые соответственно зарегистрированы в органах юстиции по государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним – необоснованны в связи с

Противоречием с требованиями действующего законодательства, в частности, с частью 2 статьи 46 Федерального закона от 13 июня 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которая в императивной форме установливает, что государственная регистрация права собственности на предприятие как имущественный комплекс осуществляется после государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на каждый объект недвижимости, входящий в состав предприятия как имущественного комплекса.

Аналогичная норма права содержится и в статье 22 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122 - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавшего в период регистрации титульным собственником, ОАО «РЖД», вещных прав на объекты недвижимости в качестве имущественного комплекса.

 Вместе с тем, кроме свидетельства о государственной регистрации права собственности ОАО «РЖД»  на ПТК Гудермесской дистанции пути на направлении Серноводск-Гудермес от 2070 км пк 9+10 до 2163 км пк 0 от 25 марта 2004 года  в дело не представлены доказательства  персонального кадастрового учета и государственной регистрации в органах юстиции прав на спорный объект недвижимого имущества- железнодорожный путь № 17 по ст. Алды, включенный в приватизируемый ответчиком имущественный комплекс. Приведенный ответчиком довод в обоснование упрощения порядка  технического учета объектов, включаемых в приватизируемый имущественный комплекс, в силу наличии особого порядка подготовки технической документации таких объектов, утвержденного приказом Госстроя РФ от 19 сентября 2003г. № 356, не устраняет противоречие с требованием статьи 22 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122 - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в связи с  большей юридической силой последнего.

   На основании изложенного суд считает, что обязательное для легитимации истца требование доказывания зарегистрированности права за ответчиком без наличия к тому должных оснований,  истцом  соблюдено.

                              Довод возражений ответчика об отсутствии идентифицированности                    (конкретизированности параметров)  оспариваемого объекта –  железнодорожного пути № 17 протяженностью 812 метров, подлежит отклонению, поскольку необходимость такой идентификации возникла в связи с оспариванием действий ответчика по включению спорного объекта в состав своего имущества, заявленные параметры спорного объекта – протяженность 812 метров, соответствуют фактическим данным,  технически обусловлены началом пути необщего пользования со стрелочного перевода № 307 и  фактическим окончанием пути (тупиком), находящимся на территории истца. При этом, спорный объект ответчиком не используется и не препятствует эксплуатации АО «РЖД»  железнодорожного пути № 17 по ст. Алды.

                                Несостоятелен, по мнению суда,  и довод возражений ответчика об отсутствии железнодорожного пути № 17 в учетах имущества истца как до, так и после реорганизации           (акционирования), поскольку железнодорожный путь № 17 по ст. Алды протяженностью  1258,30 метров является инвентарной единицей учета лишь для производственно-технологического комплекса Гудермесской дистанции пути и  для АО «РЖД» соответственно, но не для АО «Чеченнефтехимпром».

           В связи с изложенным суд считает, что обязательное для легитимации истца требование тождественности объекта, а именно доказывании того, что право ответчика незаконно зарегистрировано именно на тот объект, который является объектом права собственности истца и в отношении которого истец осуществляет правомерное владение, истцом  соблюдено.

                               Иск о признании права собственности существует в двух видах: положительном и отрицательном. Первый вид иска направлен на судебное подтверждение наличия у истца искомого права на спорную вещь, второй – на подтверждение отсутствия у ответчика полагаемого за ним права на фактический объект спора. С помощью этого средства защиты заинтересованный субъект может подтвердить наличие или отсутствие между ним и нарушителем (субъектом, оспаривающим право) права отношений собственности по поводу спорной вещи. Необходимо учесть, что предмет этого иска направлен только лишь на констатацию юридического отношения, сложившегося (или не сложившегося) между сторонами спора.

                               Задача судебной защиты по искам о признании права состоит именно в том, чтобы суд подтвердил наличие или отсутствие права. Следовательно, отказ в удовлетворении положительного иска о признании права по своему внешнему результату фактически тождественен отказу в иске по мотиву отсутствия самого права у истца, равно как и отказ в удовлетворении отрицательного иска фактически подтверждает существование оспариваемого права у ответчика.

Частью 1 статьи 65 АПК РФ определено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Истец представил суду доказательства наличия вещного права на оспариваемый объект недвижимого имущества, возникшего до регистрации права собственности ответчика на него, а также доказательства фактического осуществления полномочий собственника по  владению, пользованию  и распоряжению спорным имуществом. 

Ответчик не представил суду доказательств обоснованности включения в состав приватизированного имущественного комплекса части железнодорожного пути № 17 по ст. Алды протяженностью 812 метров, являющейся фактически подъездным путем необщего пользования,  государственной собственностью, находящейся в хозяйственном ведении иного юридического лица, равно как и осуществление прав собственника по владению, пользованию и распоряжению  оспариваемым объектом недвижимости после государственной регистрации права.

В соответствии со статьей 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон и лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Вместе с тем, суд приходит к выводу об отсутствии основания для удовлетворения требований истца о признания недействительным и аннулирования государственной регистрации права собственности ответчика, АО «РЖД»,  в отношении  железнодорожного пути № 17 по ст. Алды, поскольку ни право ответчика на указанный объект недвижимости как на обособленный объект, входящий в состав имущественного комплекса, не зарегистрировано и весь железнодорожный путь № 17 по ст. Алды имеет протяженность большую, чем оспариваемый объект. В связи с изложенным в удовлетворении этой части иска следует отказать.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» определена правовая позиция по применению положений Гражданского кодекса РФ о способах защиты нарушенных прав и положений Закона о регистрации, устанавливающих возможность оспаривания зарегистрированного права собственности.

В пункте 52 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации содержится разъяснение, согласно которому оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в реестр.

   На основании изложенного, руководствуясь статьями  167,170 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции

р е ш и л :

  исковые требования  удовлетворить частично.

  Признать право собственности  акционерного общества «Чеченнефтехимпром»  /ОГРН <***>, ИНН <***>/ на  объект  недвижимого имущества -  часть подъездной железной дороги № 17 протяжённостью 812 метров, от стрелочного перевода № 307 через стрелочный перевод № 305 до мазутной эстакады на территории бывшего ГНПК им. Ленина, расположенный по адресу: Чеченская Республика, г. Грозный, Заводской район, ул. Индустриальная, б/н.

 В остальной части иска отказать.       

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный  апелляционный суд в месячный срок со дня  принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Судья                                                                                                          А.М. Зубайраев