Арбитражный суд Чеченской Республики
364000, Чеченская Республика, город Грозный, ул.Калашникова, 8
E-mail: info@chechnya.arbitr.ru
http://www.chechnya.arbitr.ru
тел. (8712) 22-26-32
«25» октября 2011 г. Дело № А77-883/2011 г. Грозный
Арбитражный суд Чеченской Республики
в лице судьи Исмаилова Р.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Нурадиевой З.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению: Первого заместителя прокурора Чеченской Республики
(далее – Прокурор) адрес: ЧР, <...>
кответчику: директору Государственного унитарного предприятия «Грозненская опытно-мелиоративная станция» (далее – Директор)
заинтересованные лица:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республике (далее - Росреестр)
Министерство имущественных и земельных отношений Чеченской Республики (далее - МИЗО)
Министерство сельского хозяйства Чеченской Республики (далее - МСХ)
о признании незаконным бездействия
с участием представителей:
от заявителя – ФИО1 по служебному удостоверению
от ответчика – не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица Росреестра – не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица МИЗО – не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица МСХ – не явился, извещен надлежащим образом
Резолютивная часть решения объявлена 18 октября 2011 года. Полный текст решения изготовлен 25 октября 2011 года, что в соответствии со статьей 176 АПК РФ считается датой принятия судебного акта.
Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия должностного лица – директора ГУ «Грозненская опытно-мелиоративная станция», выразившемся в непринятии мер по обеспечению проведения кадастровых работ и подготовке межевого плана земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в пользовании предприятия, а также в нерегистрации права на указанный объект недвижимости, возложении обязанности на директора ГУ «Грозненская опытно-мелиоративная станция» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести кадастровые работы по подготовке межевого плана, кадастровый учет земельного участка сельскохозяйственного назначении площадью 591 гектар, а также государственную регистрацию права на указанный объект недвижимости.
Представитель заявителя в судебном заседании заявление поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Согласно отзыву, заявленные Прокурором требования признает полностью. Ходатайствует о рассмотрении дела без его участия.
Представители МИЗО, МСХ и Росреестра в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Ходатайства об отложении дела не заявлено.
С учетом положений ст.156 АПК РФ суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Из заявления и приложенных материалов следует, что прокуратурой Чеченской Республики в январе - августе 2011г. проведена проверкаГУ «Грозненская опытно-мелиоративная станция» (далее - Предприятие) при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции. В ходе проверки установлено, что земельный участок земель сельскохозяйственного назначения площадью 597 гектар используется предприятием без проведения кадастрового учета, подготовки межевого плана и регистрации права.
Заявитель считает, что в нарушение приказа Министерства сельского хозяйства №86 от 09.12.2009г., требований Земельного кодекса РФ, ФЗ №221 от 24.07.1997г. «О государственном кадастре недвижимости» и ФЗ №122 от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Директором, как должностным лицом, осуществляющим административно-хозяйственные функции по управлению юридическим лицом, допущено бездействие в виде непринятия мер по обеспечению проведению кадастровых работ, межевания и регистрации прав на земельный участок.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав совокупность представленных доказательств, проанализировав их относимость и допустимость, а также достаточность и взаимосвязь, суд приходит к выводу о том, что заявление Прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п.2.2 Положения о Министерстве сельского хозяйства Чеченской Республики, утвержденного Распоряжением Правительства Чеченской Республики Постановление Правительства Чеченской Республикиот 5 апреля 2005 г. N 23, Министерство осуществляет в пределах установленной компетенции правовое регулирование хозяйственной деятельности в сельском хозяйстве, пищевой и перерабатывающей промышленности.
Согласно п.1.12 Положения Министерство имеет в ведомственном подчинении Государственные унитарные предприятия (ГУП) и Государственные учреждения (ГУ).
Предприятие подотчетно Министерству сельского хозяйства ЧР по вопросам координации регулирования хозяйственной деятельности, относящимся к компетенции данного органа (п.1.9).
В соответствии с п.5 ч.3 ст.37 Конституционного закона Чеченской Республики №7-ркз от 31.10.2006г. «О системе органов исполнительной власти Чеченской Республики», руководитель республиканского органа исполнительной власти издает приказы и распоряжения по вопросам организации деятельности республиканского органа исполнительной власти, его структурных подразделений, а также деятельности входящих в структуру данного органа в качестве самостоятельного подразделения или подчиненных ему государственных органов, государственных учреждений, организаций и предприятий.
Приказом № 86 от 09 декабря 2009г. Министра сельского хозяйства Чеченской Республики на руководителей подведомственных предприятий в срок до 20 декабря 2009г. была возложена обязанность в установленном порядке закрепить право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки в Министерстве имущественных и земельных отношений ЧР, зарегистрировать его в Управлении Федеральной регистрационной службы по ЧР и внести соответствующие изменения в учредительные документы.
Согласно распоряжению Территориального управления по Чеченской Республике Министерства имущественных отношений РФ от 29.01.2004 г. №075-мш за Предприятием закреплен земельный участок площадью 591 га, расположенный по адресу: ЧР, г. Грозный, Старопромысловский район, городок ФИО2, директору предписано проведение в установленном законом порядке работ по формированию межевого дела и государственному учету Участка, а также обеспечение государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования.
По своей правовой природе данный приказ и распоряжение являются ненормативными правовыми актами, обязательным для исполнения указанными в нем должностными лицами.
Кроме того, письмом Министра сельского хозяйства ЧР №742 от 13.08.2010г. всем руководителям государственных унитарных предприятий, осуществляющих использование земель сельскохозяйственного назначения, предписано обеспечить постановку земельных участков на кадастровый учет за счет собственных средств.
Согласно п.5.2 типового Устава ГУП, директор действует от имени предприятия без доверенности, добросовестно и разумно.
Директор действует на принципе единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Уставом и заключенным с ним контрактом.
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, и подлежат государственной регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с ч.3 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – ФЗ №221) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Соответственно, регистрация права на земельный участок может быть произведена только после его индивидуализации как объекта недвижимости, которая осуществляется посредством кадастрового учета.
Согласно ст.ст.16, 36-38 ФЗ №221 постановка на учет объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления и необходимых для осуществления такого учета документов. Подготовка таких документов обеспечивается при проведении кадастровых работ, результатом которых является межевой план, содержащий сведения об образуемом земельном участке.
Бездействие директора создает угрозу нарушения имущественных прав Чеченской Республики, поскольку делает невозможным изъятие самовольно захваченных земельных участков, т.к. непроведение межевания, как составная часть кадастрового учета, затрудняет определение границ земельного участка на местности с последующим их описанием. Внесение соответствующих сведений в государственный кадастровый реестр объекта недвижимости обеспечивает учет имущественного комплекса, земельного участка, как индивидуально-определенной вещи.
Кроме того, отсутствие зарегистрированного права на используемый земельный участок нарушает права государственного унитарного предприятия, как хозяйствующего субъекта, в сфере налогообложения, препятствую исчислению налога на недвижимость, подлежащего уплате в республиканский бюджет. Отсутствие границ участка делает невозможным вступление предприятие в гражданско-правовые отношения, связанные с использованием земли, с другими субъектами экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий(бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Ответчик письменно признал в полном объеме заявленные истцом требования. В соответствии с ч. 3 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности бездействия должностного лица – директора ГУП «Грозненская опытно-мелиоративная станция» в вопросе проведения кадастрового учета используемых сельскохозяйственных земель и регистрации соответствующего права.
В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.В соответствии со ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно п.3 ч.1 ст.333.21. Налогового кодекса РФ, при подаче заявлений о признании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, с физических лиц уплате подлежит государственная пошлина в размере 200 рублей.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.37. НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
1.Требования Прокурора Чеченской Республики удовлетворить.
2.Признать незаконным бездействие должностного лица – директора ГУ «Грозненская опытно-мелиоративная станция», по непринятию мер к обеспечению проведения кадастровых работ и подготовке межевого плана земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в пользовании предприятия, а также к регистрации права на указанный объект недвижимости в соответствии с законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
3.Обязать должностное лицо, директора ГУ «Грозненская опытно-мелиоративная станция», в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, произвести кадастровые работы по подготовке межевого плана, кадастровый учет земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 591 га, расположенного в Старопромысловском районе г. Грозного, а также государственную регистрацию права ГУ «Грозненская опытно-мелиоративная станция» на названный объект недвижимости.
4.Взыскать с директора ГУП «Грозненская опытно-мелиоративная станция» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Чеченской Республики в срок, не превышающий одного месяца, в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, и в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья Р.В. Исмаилов