АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-10089/2011
24 января 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 17 января 2012 года
Решение изготовлено в полном объёме 24 января 2012 года
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Сидоренко В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Логуновой А.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления Государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО2 – представителя Управления государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю по доверенности от 11.01.2012 № 6 – заместителя начальника организационно-аналитического отдела;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО1 – предпринимателя.
Управление Государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю (далее – Управление) обратилось в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель) за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Определением суда от 12.12.2011 были определены дата и время судебного заседания. Сторонам было предложено высказать свои возражения относительно возможности перехода к рассмотрению дела по существу в судебном заседании в указанное время. Определение суда сторонами было получено.
Учитывая отсутствие возражений на переход в судебное заседание, суд в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и пунктом 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 № 65 завершил предварительное судебное заседание и перешёл к рассмотрению дела по существу в судебном заседании.
Представитель заявителя, требования о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ поддержала в полном объеме.
Предприниматель факты совершения административного правонарушения оспорил частично.
Заслушав доводы представителя заявителя и предпринимателя, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
ФИО1 в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Предприниматель занимается перевозкой пассажиров автотранспортом, имея на данный вид деятельности лицензию от 18.05.2009 № АСС 75 050388.
Заявителем в соответствии с распоряжением от 24.10.2011 № 827 была проведена внеплановая проверка деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1, по результатам которой был составлен Акт проверки индивидуального предпринимателя от 18.11.2011 № 588-л.
Проверка проводилась в связи с дорожно-транспортным происшествием, в результате которого погиб 1 человек и 12 пассажиров получили травмы.
По результатам проверки был составлен Акт проверки от 18.11.2011 № 588-л.
В результате проведенной проверки было установлено нарушение условий осуществления деятельности предпринимателем, предусмотренных Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортном…, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, а также выданной предпринимателю лицензией. Указанным нормативным документом установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров является, в том числе, соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
На основании Акта поверки составлен Протокол об административном правонарушении от 18.11.2011 № 001442/385, выявленное правонарушение квалифицировано по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с абзацем 1 части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с абзацем 1 части 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, частью 3 статьи 14.1 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортном…, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637 “Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом…”, лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
Согласно пункту 1 Положения об Управлении государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утверждённого Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.08.2009 № ВП-918фс региональным территориальным органом федерального органа исполнительной власти – Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по надзору и контролю в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства на территории Забайкальского края является Управление государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Протокол об административном правонарушении от 18.11.2011 № 001442/385 составлен заместителем начальника отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю ФИО3 в соответствии с полномочиями, предоставленными ему КоАП РФ, в присутствии лица, привлекаемого к ответственности.
Как усматривается из материалов дела, предпринимателем ФИО1 допущены нарушения условий предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В нарушение подпункта “г” пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортном…, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, и пункта 1 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утвержденного Приказом Министерства транспорта и Министерством труда России от 11.03.1994 № 13/11, предприниматель, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, не прошел в установленном порядке аттестацию на право занятия этой должности (пункт 1.7 акта проверки от 18.11.2011).
В нарушение раздела II Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утверждённых Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 года № 152, предпринимателем нарушается порядок ведения путевой документации: в путевых листах отсутствуют обязательные сведения о водителе “… имя и отчество водителя” и “время прохождения медицинских осмотров”. Н обеспечена сохранность путевых листов (пункт 4.1 акта проверки от 18.11.2011).
В нарушение пункта 2.6.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утверждённого приказом Министерства транспорта Российской Федерации 30.03.1994 № 15, предприниматель допускает нарушения по организации контроля за соблюдением режима рабочего времени и времени отдыха водителей:
- не установлен состав продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и продолжительность времени проведения медицинских осмотров водителей.
В нарушение пунктов 4 и 20 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждённого приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, предприниматель составляет графики работы (сменности) водителей за октябрь – ноябрь 2011 года без указания времени еженедельного отдыха. Не учтено рабочее время водителей ФИО4, ФИО5, ФИО6 в табеле учета рабочего времени и времени отдыха водителей за 19, 20, 22, 23, 26, 27, 28 и 29 октября 2011 года.
В нарушение пунктов 4.1 и 7.18 Приложения “Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств” к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, предприниматель допускал на линию автобус ГАЗ – 2705 с регистрационным знаком <***> с условиями, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств: в конструкцию автобуса внесены изменения без согласования с органами ГИБДД – автобус переоборудован из категории “В” в категорию “Д” – установлены дополнительные 6 пассажирских сидений (всего 13 пассажирских сидений); места для сидения пассажиров не оборудованы ремнями безопасности.
В нарушение пункта 29 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, предприниматель на автобусе ГАЗ – 2705 с регистрационным знаком <***> не обеспечил размещение информации – указатель маршрута регулярных перевозок на правой стороне кузова по ходу транспортного средства и на заднем окне транспортного средства.
Соблюдение указанных норм права является обязательным условием, указанным в лицензии от 18.05.2009 № АСС 75 050388, выданной предпринимателю ФИО1, при осуществлении перевозок пассажиров.
Оценив вышеуказанные правонарушения в совокупности, суд пришёл к выводу, о том, что предпринимателем, при осуществлении предпринимательской деятельности нарушены условия, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), то есть, совершено административное правонарушение, предусмотренное пунктом 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Административный орган также просит привлечь предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП за совершение следующих нарушений:
- предприниматель 23.10.2011 допустил водителя ФИО6, осуществляющего междугороднюю автомобильную перевозку пассажиров по маршруту № 546 “г. Чита – с. Нерчинский завод” на автобусе марки ГАЗ – 2705 с регистрационным знаком <***>, не имеющего непрерывного стажа работы в качестве водителя автобуса в течение трех последних лет;
- водитель ФИО6 23.10.2012 был допущен к работе на линии без проведения ему стажировки, документ подтверждающий проведение стажировки отсутствует. Кроме того согласно трудовому договору № 1-11 от 01.08.2011 водитель ФИО6 принят на работу водителем транспортных средств категории “В”, то есть автомобилей, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
- также 23.10.2011 водителю ФИО6 не был проведен предрейсовый инструктаж (что подтверждается журналом учета инструктажей).
С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что совершение указанных нарушений явилось причиной дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погиб 1 человек и 12 пассажиров получили травмы, то есть данные нарушения не образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП, поскольку указанные нарушения в силу подпункта “а” пункта 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортном…, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, являются грубыми нарушениями лицензионных требований и условий.
Так же административный орган просит привлечь предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП за совершение таких нарушений, как:
- предприниматель не обеспечил проведение служебного расследования по факту совершения дорожно-транспортного происшествия 23.10.2011 в 15 часов 30 минут;
- предприниматель составляет графики работы (сменности) водителей за октябрь – ноябрь 2011 года без указания времени начала, окончания и продолжительности ежедневной работы, времени перерывов для отдыха и питания, времени ежедневного отдыха.
В ходе судебного разбирательства предпринимателем представлен Акт проведения расследования ДТП от 24.10.2011 и график режима труда и отдыха водителей на регулярном автобусном маршруте ЧИТА – НЕРЧИНСКИЙ ЗАВОД, содержащий время начала, окончания и продолжительности ежедневной работы, времени перерывов для отдыха и питания, времени ежедневного отдыха водителей.
Представление данных доказательств свидетельствует об отсутствии события указанных нарушений.
Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении правонарушения предусмотренного пунктом 3 статьи 14.1 КоАП РФ в полном объёме подтверждается изученными в суде письменными материалами дела и объяснениями предпринимателя, подтвердившего факты, зафиксированные в протоколе об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как установлено судом, предприниматель ранее уже привлекался к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
С учетом указанного суд считает необходимым применить в отношении предпринимателя административное наказание в виде административного штрафа.
При решении вопроса о назначении размера наказания, суд с учётом обстоятельств, смягчающих ответственность, считает возможным назначить предпринимателю минимальное наказание, предусмотренное данной статьёй, в виде наложения административного штрафа в размере трёх тысяч рублей. В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность лица, привлекаемого к ответственности, суд учитывает совершение правонарушения впервые.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <...>, проживающего по адресу: Забайкальский край, г. Чита, мкр. 5, д. 55, кв. 67, (ОГРН <***>, ИНН <***>), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Получатель штрафа:
УФК по Забайкальскому краю (УГАДН по Забайкальскому краю)
ИНН <***>
КПП 753601001
Расчетный счет <***>
ГРКЦ ГУ Банка России по Забайкальскому краю г. Чита
БИК 047601001
КОД 106 1 16 90040 04 0000 140
ОКАТО 76401000000
Л/С <***>
Штраф в соответствии со ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
Квитанция об уплате штрафа (её копия) подлежит направлению (представлению) в Арбитражный суд Забайкальского края с обязательным указанием номера дела.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья В.А. Сидоренко