ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-10150/2021 от 27.01.2022 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Чита                                                                                                      Дело № А78-10150/2021

03 февраля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена  27 января 2022 года

Решение изготовлено в полном объёме 03 февраля 2022 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Ячменёва Г.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Самедовой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А78-10150/2021 по заявлению Публичного акционерного общества «Россети Сибирь» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю о признании незаконным и отмене постановления от 30 сентября 2021 года о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 075/04/9.21-147/2021,

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»,

при участии в судебном заседании представителей:

 от ПАО «Россети Сибирь»: Григорьева В.Б., доверенность от 6 декабря 2019, диплом о высшем юридическом образовании, паспорт;

от УФАС России по Забайкальскому краю: Рик О.Е., доверенность от  10 января 2022 года №8, диплом о высшем юридическом образовании, служебное удостоверение;

от ФГУП «РТРС»: Терехова Т.В., доверенность от 18 января 2022 года №12-16-02/213, диплом о высшем юридическом образовании, паспорт,

установил:

Публичное акционерное общество «Россети Сибирь» (далее – ПАО «Россети Сибирь», Общество, сетевая организация) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (далее - Забайкальское УФАС, антимонопольный орган, УФАС России по Забайкальскому краю, административный орган) с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК Российской Федерации)  об отмене постановления от 30 сентября 2021 года о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 075/04/9.21-147/2021.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (далее – ФГУП «РТРС», предприятие).

Во исполнение указанного определения суда антимонопольный орган представил копии материалов дела об административном правонарушении в полном объеме.  

В обоснование своей позиции о незаконности оспариваемого постановления Общество в первоначальном заявлении и письменных пояснениях по делу указывает, что ему вменяется превышение количества часов отключений электрической энергии в отношении объектов предприятия, а также нарушение положений договора энергоснабжения № 090091, заключенного между акционерным обществом «Читаэнергосбыт» и ФГУП «РТРС». Кроме того, привлечение к административной ответственности осуществлено в отсутствие нормы, устанавливающей нарушение порядка оказания услуг и за пределами полномочий административного органа.Привлекая к ответственности ПАО «Россети Сибирь», административный орган руководствовался данными сводной таблицы ФГУП «РТРС» о количествах часов отключении электроэнергии. Между тем Обществом в рамках производства по административному делу были проанализированы данные сводной таблицы, представлены пояснения о причинах отключений, а также о случаях согласования отключений с Забайкальским управлением Ростехнадзора в целях проведения ремонтных работ. При этом в антимонопольный орган представлен значительный объем доказательств, свидетельствующих о законности внерегламентных отключений электрической энергии за пределами 72 часов, незамедлительном принятии мер сетевой организацией по восстановлению энергоснабжения, проведению ремонтных плановых и внеплановых работ, что свидетельствует о добросовестном поведении Общества, отсутствии с его стороны действий, направленных на создание дискриминации для объектов ФГУП «РТРС» при доступе к услугам сетевой организации.

По мнению Общества, конкретного действия (бездействия) сетевой организации, нарушающего закон и являющегося основанием для привлечения к административной ответственности по статье 9.21 КоАП Российской Федерации, антимонопольным органом не установлено, в оспариваемом постановлении не описано. В этой связи ПАО «Россеть Сибирь» полагает неверной квалификацию вмененного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации. Кроме того, Общество просит учесть, что за отключение электрической энергии в 2020 году более 72 часов Забайкальское УФАС привлекло его к ответственности по аналогичным основаниям четырьмя отдельными постановлениями, установив наказание в размере 600 000 рублей по каждому случаю. В совокупности сумма штрафов составляет 2 400 000 рублей. Все постановления обжалованы в судебном порядке, жалобы находятся в производстве Арбитражного суда Забайкальского края.

Забайкальское УФАС  в своем отзыве от 15 ноября 2021 года, а также дополнениях от 15 декабря 2021 года, возражениях от 20 декабря 2021 года и от 18 января 2022 года полагает, что вынесенное постановление является законным и обоснованным. Квалификацию деяния по части 2 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации считает верной, указывая, что объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления доступа к субъектам естественной монополии, объективную сторону правонарушения составляет нарушение правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии. Преимущественное положение к каким-либо другим субъектам в сравнении с ФГУП «РТРС» антимонопольным органом в рамках административного производства не рассматривался, действия ПАО «Россети Сибирь» расценивались с точки зрения соответствия требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, действия сетевой организации воспринимаются административным органом как отказ в предоставлении надлежащих услуг филиалу ФГУП «РТРС». В рамках проверки  ПАО «Россети Сибирь» представляло информацию о количествах отключений  электроэнергии, не противоречащую данным предприятия. При этом сетевой организацией не представлены доказательства согласования отключений с Ростехнадзором, журналы, фиксирующие отключения, тогда как аварийный характер отключений должен быть подтвержден документально. Относительно же возможности объединения административных дел № 075/04/9.21-146/2021 и № 075/04/9.21-147/2021 в одно производство, антимонопольный орган поясняет, что такая возможность является правом, а не обязанностью должностного лица.

В своем отзыве от 8 ноября 2021 года предприятие считает квалификацию по части 2 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации верной, а также отмечает, что публичный статус ПАО «Россети Сибирь» как организации, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии, предопределяет повышенные требования законодательства к деятельности хозяйствующего субъекта, поскольку любые не основанные на нормах права действия нарушают права лиц, потребляющих электроэнергию. ФГУП «РТРС» полагает, что в рассматриваемом случае действия сетевой организации должны быть расценены, как многократное пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей; угроза общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении какого-либо материального ущерба, а в безразличном отношении хозяйствующего субъекта к требованиям закона, выразившимся в неисполнении всех имеющихся возможностей для современного исполнения своих обязанностей по отношению к  обратившемуся третьему лицу за своевременным обеспечением энергоснабжением объекта. Довод же Общества о причинах внерегламентного отключения ввиду неблагоприятных погодных условий не доказан.

В дополнительных пояснениях от 15 декабря 2021 года предприятие отмечает, что статья 9.21 КоАП Российской Федерации предусматривает ответственность за нарушение недискриминационного доступа, в том числе и при оказании услуг, что подтверждается частью 3 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», согласно которому Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии устанавливаются Правительством Российской Федерации и включают в себя правила заключения и исполнения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе существенные условия указанных договоров, из чего следует, что доступ к услугам по передаче электроэнергии неразрывно связан с самим фактом оказания услуг.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства и пришел к следующим выводам.

В Забайкальское УФАС поступило заявление филиала ФГУП «РТРС» на незаконные действия акционерного общества «Читаэнергосбыт» (далее – АО «Читаэнергосбыт»), выразившиеся в превышении допустимого числа отключений электрической энергии в год (72 часа) энергопринимающих установок, что свидетельствует о совершении правонарушения по статье 9.26 КоАП Российской Федерации. Из заявления следует, что  ФГУП «РТРС» является владельцем телекоммуникационных контейнеров цифрового эфирного телерадиовещания, установленных на территории Забайкальского края (далее – объекты). Энергоснабжение указанных объектов осуществляется в рамках заключенного между предприятием и АО «Читаэнергосбыт» договора от 28 февраля 2011 года № 090091.

Определением от 3 июня 2021 года Забайкальским УФАС было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку согласно представленных актов об осуществлении технологического присоединения объекты имеют непосредственное технологическое присоединение к объектам электроэнергетики, принадлежащим ПАО «Россети Сибирь», категория надежности объектов – третья. Таким образом, АО «Читаэнергосбыт» не является субъектом естественной монополии и не может выступать в качестве субъекта административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.26 КоАП Российской Федерации.

Кроме того, предприятие обратилось в Забайкальское УФАС с жалобами на действия ПАО «Россети Сибирь» по аналогичным основаниям, ссылаясь на наличие в действиях последнего состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП Российской Федерации.

В частности, 11 мая 2021 года в антимонопольный орган поступило заявление ФГУП «РТРС» от 11 мая 2021 года № 12-16-06/бн (т. 2, л.д. 3-5). В подтверждение своих доводов предприятием представлена сводная таблица, отражающая количество часов отключений электрической энергии с превышением допустимых величин за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года в отношении 28 объектов с третьей категорией надежности (т. 2, л.д. 6).

2 июня 2021 года Забайкальским УФАС России вынесено определение о возбуждении дела № 075/04/9.21-147/2021 об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ПАО «Россети Сибирь» по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации.

По окончании административного расследования (срок проведения которого продлевался определениями от 2 июля 2021 года и от 2 августа 2021 года), а именно 18 августа 2021 года, в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 075/04/9.21-147/2021.

Постановлением от 30 сентября 2021 года о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 075/04/9.21-147/2021 ПАО «Россети Сибирь» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации в виде штрафа в размере 600 000 рублей (т. 1, л.д. 13-21).

Суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеются основания для признания оспариваемого постановления незаконным ввиду следующего.

В соответствии со статьей 210 АПК Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4).

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6).

Арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7).

Как следует из материалов дела, ПАО «Россети Сибирь» привлечено к ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации.

Частью 1 названной статьи установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Повторное совершение такого правонарушения влечет привлечение к ответственности по части 2 той же статьи. 

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления доступа к услугам субъектов естественных монополий. Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.

Объективная сторона правонарушения заключается, в том числе, в несоблюдении субъектом естественной монополии при технологическом присоединении энергопринимающих устройств требований соответствующих нормативных актов, устанавливающих правила недискриминационного доступа или порядок подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Исходя из Разъяснений № 7 «Порядок применения закона о защите конкуренции с учетом правил технологического присоединения, правил недискриминационного доступа, правил подключения и законодательства о теплоснабжении», утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 30 ноября 2016 года № 15 (далее – Разъяснения № 7), объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения составляет, в частности, нарушение субъектами естественных монополий правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа к электрическим сетям.

Недискриминационный доступ предусматривает обеспечение равных условий предоставления соответствующих услуг их потребителям независимо от их организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим такие услуги.

На основании статей 3 и 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ПАО «Россети Сибирь» является субъектом естественной монополии.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц одним из видов осуществляемой ПАО «Россети Сибирь» деятельности является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям (ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)) Код и наименование вида деятельности 35.12 - Передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.

Материалами дела подтверждается, что между РТРС и АО «Читаэнергосбыт» заключен договора энергоснабжения от 28 февраля 2011 года № 090091 (т. 2, л.д. 7-16).

В ходе проведенного Забайкальским УЧАС административного расследования установлено, что согласно актов об осуществлении технологического присоединения объекты ФГУП «РТРС» имеют непосредственное технологическое присоединение к объектам электроэнергетики, принадлежащим ПАО «Россети Сибирь».

Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и лицами, участвующими в деле, по существу оспариваются.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные 7 законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются.

В силу пункта 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.

В целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее – Правила № 861) и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

На основании пункта 15 Правил № 861 при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением величин аварийной и технологической брони, а также осуществлять передачу электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор).

Согласно пункту 33 Правил № 861 перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности. О перерыве, прекращении или ограничении передачи электрической энергии в указанных случаях сетевая организация обязана уведомить потребителя услуг в течение 3 дней с даты принятия такого решения, но не позднее чем за 24 часа до введения указанных мер.

Как следует из материалов настоящего дела, 28 объектов ФГУП «РТРС» относятся к третьей категории надежности энергоснабжения.

Пунктом 31(6) Правил № 861 предусмотрено, что для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Порядок введения ограничения режима потребления в целях проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства определяется Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Правила № 442).

На основании пункта 30 Правил № 442 в случае, если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации невозможно без ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к ее сетям, сетевая организация в порядке, установленном договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомляет потребителя напрямую или (если это предусмотрено указанным договором) через действующего в его интересах гарантирующего поставщика) о проведении таких работ и о сроках ограничения режима потребления в связи с их проведением. При этом, если договором оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенным в отношении такого потребителя с действующим в его интересах гарантирующим поставщиком, предусмотрено, что такое уведомление потребителю передает гарантирующий поставщик, то он обязан при получении от сетевой организации указанного уведомления в течение 1 суток передать его потребителю способом, позволяющим определить дату и время передачи.

Уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления осуществляется способом, определенным договором энергоснабжения, в том числе посредством направления короткого текстового сообщения (далее - смс-сообщение) на номер мобильного телефона, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления, посредством направления сообщения на адрес электронной почты, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления, посредством публикации на официальном сайте инициатора введения ограничения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированном в качестве средства массовой информации, посредством включения текста уведомления в счет на оплату потребленной электрической энергии (мощности), а если указанными договорами ни один из данных способов не определен, посредством опубликования в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, или любым позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления способом (пункт 8 Правил № 442).

Исходя из пункта 3.1.6 договора от 28 февраля 2011 года № 090091 АО «Читаэнергосбыт» приняло на себя обязательство доводить до потребителя утвержденные Сетевой организацией в уполномоченном органе исполнительной власти и предоставленные Поставщику «Графики аварийного ограничения режима потребления э/энергии».

По утверждению предприятия, указанные нормы законодательства и положения договора в 2020 году не выполнялись, надлежащих уведомлений об ограничении режима потребления от АО «Читаэнергосбыт» и ПАО «Россети Сибирь» в адрес филиала ФГУП «РТРС» не направлялось. Убедительных доказательств иного ни в ходе производства по делу об административном правонарушении, ни в ходе судебного разбирательства Обществом в материалы дела не представлено.

Как установлено административным органом, ограничение режима потребления превышено за 2020 год в отношении следующих 28 объектов ФГУП «РТРС»:

Число часов отключений за период с 01.01.2020-31.12.2020 г., часов

№ п/п

Адрес нахождения объекта

Акт разграниче­ния балансовой принадлеж­ности

Суммарная продолжи­тельность

Кол-во случаев перерывов

Плановое, час

Внерегла-ментное отключе ние, час

Согласовано с Забайкаль­ским управ­лением Рос-технадзора

Превышение

часов отключений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Шелопугинекий район, с. Нижняя Шахтома

№ 1900 от 24.12.2010 г.

89,58

33

32,20

57,38

17,58

2

Ононский район, с. Новая Заря

№7.28.419 от 31.08.2015 г.

157,33

47

7,30

150,03

85,33

3

Читинский район, с. Новая Кука

№ 3978 от 25.08.2015г.

94,73

27

8,33

86,39

22,73

4

Каларский район, п.ст. Новая Чара

№6195 от 22.12.2016 г.

173,61

45

10,78

162,83

101,61

5

Приаргунский район,

с. Новоивановка

№ 121 от 20.12.2010 г.

83,68

23

38,01

45,66

11,68

6

Акшинский район, с. Новокургатай

№ 5000057999 от 21.07.2015 г.

82,51

68

17,25

62,26

10,51

7

Газимуро-Заводский район, п. Новоширокинский

№ 61 от 20.12.2010.Г.

84,91

21

63,11

21,80

12,51

8

Александрово-Заводский район, с. Новый Акагуй

№ 26 от 26.06.2012 г.

79,41

54

3,80

75,61

7,41

9

Чернышевский район, с. Новый Олов

№ 3004/1 от 23.09.2015 г.

145,13

64

0,65

144,48

73,13

10

Шилкинский район,

с. Номоконово

75.1907.937.11 от 16.09.2011г.

143,38

51

6,35

137,03

71,78

11

Приаргунский район, с. Норинск,

№ 69 от 20.12.2010 г.

95,15

24

29,19

65,96

23,15

12

Нерчинско-Заводский район, с. Олочи

№ 37 от 20.12.2010 г.

232,36

47

137,43

94,93

154

78,36

13

Шилкинский район, с Ононское

№ 1134/1 от 23.09.2015 г.

168,25

26

41,92

126,33

96,26

14

Могойтуйский район, с.Ортуй

№ 5000153206 от 06.10.2015 г.

99,48

39

7,47

92,01

27,48

15

Борзинский район, с. Передняя Бырка

№ 7.28.430 от 31.10.2014 г.

82,86

31

0,83

82,03

10,86

16

Шилкинский район, с. Размахнино

№ 2433/1 от 17.06.2016 г.

93,35

22

3,07

90,28

21,35

17

Приаргунский район, с. Селинда, ул. Нагорная

№ 66 от 20.12.2010 г.

122,48

26

59,68

62,80

114

8,48

18

Могочинский район,

с. Семиозерный

№ 103/1 от 31.08.2015 г.

96,51

48

1,30

95,21

24,51

19

Шелопугинский район, с. Сивачи

№ 1898 от 24.12.2010 г.

78,05

24

16,87

61,18

6,05

20

Краснокаменский район, п.

Среднеаргунское, пер. Школьный

№ 55 от 20.12.2010 г.

79,55

21

0,00

79,55

7,55

21

Калганский район, с. Средняя Борзя

№26 от 20.12.2010 г.

221,60

41

88,26

133,33

172

49,60

22

Агинский район, с. Сутундуй

5000148055 21.09.2015г.

185,21

116

18,5

166,71

113,21

23

Читинский район, с. Сыпчегур

№ 4001 от 27.08.2015г.

282,51

58

18,22

264,29

210,51

24

Могочинский район, ш'ст Таптугары, ул. Школьная, д. 5а

№ 108/1 от 31.08.2015 г.

96,98

48

8,40

88,58

24,98

25

Улетовский район, с. Татаурово

№3104 от 17.12. 2014 г.

74,12

34

10,05

64,08

2,12

26

Дульдургинский район, с. Токчино

5000153099 от

09.10.2015 г.

228,63

90

35,40

193,23

156,63

27

Карымский район, с. Тыргетуй

№ 4002 от 27.08.2015 г.

101,69

27

7,52

94,18

29,69

28

Оловяннинский район, с. Улятуй

№ 7-28-579 от 05.11.2015 г.

138,30

59

20,88

117,41

66,30

Как отмечалось выше, согласно пункту 31(6) Правил № 861 для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Ростехнадзором.

Аналогичное условие содержится и в пункте 6.1.1 договора от 28 февраля 2011 года № 090091, предусматривающем, что допустимое число часов отключений не может составлять более 72 часов. Для третьей категории надежности допустимое число отключений в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая восстановление энергоснабжения.

В связи с установленными в ходе административного расследования обстоятельствами, свидетельствующими о том, что объекты ФГУП «РТРС» имеют непосредственное технологическое присоединение к объектам электроэнергетики, принадлежащим ПАО «Россети Сибирь», следует признать, что на сетевую организацию возложена ответственность по обеспечению надежности электроснабжения, включая необходимость соблюдения предусмотренной Правилами № 861 продолжительности отключения от электроснабжения – не более чем на 72 часа в год.

По мнению суда, в рамках производства по делу об административном правонарушении антимонопольным органом было собрано достаточное количество доказательств, подтверждающих превышение ПАО «Россети» допустимого числа (продолжительности) отключений в год, что указывает на наличие в его действиях признаков вмененного правонарушения. 

Вместе с тем суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого постановления ввиду следующего.

Как установлено судом, постановлением Забайкальского УФАС от 28 сентября 2021 года о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 075/04/9.21-146/2021 ПАО «Россети Сибирь» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации в виде штрафа в размере 600 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 3 февраля 2022 года по делу № А78-10081/2021 подтверждена законность названного постановления административного органа, в удовлетворении требования Общества об отмене постановления отказано.

Из содержания решения суда следует, что основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужили допущенные им в 2020 году нарушения требований пункта 31(6) Правил № 861 в отношении 30 других объектов ФГУП «РТРС».

В этой связи суд полагает, что вмененное ПАО «Россети Сибирь» в рамках оспариваемого постановления правонарушение не может рассматриваться как самостоятельное нарушение.

Противоположный подход будет означать повторное привлечение к ответственности за отдельные эпизоды одного и того же нарушения Правил № 861, допущенных в период с 1 января по 31 декабря 2020 года в отношении объектов одного и того же потребителя (филиала ФГУП «РТРС»).   

Однако такой подход не соответствует требованиям законности, соразмерности и справедливости.

Изложенное согласуется с правовой позицией, выраженной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года № 305-ЭС20-12596 и от 1 февраля 2021 года № 301-ЭС20-15182.

Одной из задач законодательства об административных правонарушениях является, как следует из КоАП Российской Федерации, предупреждение административных правонарушений (статья 1.2), а целью административного наказания как установленной государством меры ответственности за совершение административного правонарушения - предупреждение совершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1). Реализация указанной цели в аспекте общей и частной превенции обеспечивается посредством неотвратимости наказания и за счет введения таких мер юридической ответственности, которые, будучи соразмерными и справедливыми, позволяют в конкретных обстоятельствах стимулировать участников правовых отношений к правомерному поведению (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2014 года № 13-П).

Одним из универсальных принципов законодательного регулирования юридической ответственности является правило non bis in idem, получившее директивное закрепление в статье 50 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

  Раскрывая нормативное содержание части 1 статьи 50 Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации последовательно констатировал, что, несмотря на ее буквальное содержание, ограниченное только уголовной ответственностью, Конституция Российской Федерации не допускает неоднократного привлечения к административной ответственности за одно и то же деяние (Постановление от 11 мая 2005 года № 5-П).

Повторное привлечение лица к одному и тому же виду ответственности за одно и то же деяние было бы - вопреки конституционным требованиям правовой безопасности, правовой определенности и стабильности - ответственностью без правонарушения, что неприемлемо в правовом государстве (Постановления от 21 марта 2013 года № 6-П и от 6 апреля 2021 года № 10-П).

Как указано в пункте 4.3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2019 года № 8-П, положение статьи 50 (часть 1) Конституции Российской Федерации конкретизировано федеральным законодателем применительно к сфере действия КоАП Российской Федерации посредством абсолютного запрета несения кем-либо административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение.

Так, в силу части 5 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Обеспечивая соблюдение этого правила, данный Кодекс закрепляет, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при выявлении, в частности, наличия по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела (пункт 7 части 1 статьи 24.5).

  На необходимость соблюдения требований части 5 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации обращено внимание в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года № 305-ЭС20- 12596 по делу № А40-205624/2019, от 16 ноября 2020 года № 305-ЭС20-11431 по делу № А40-189755/2019, от 16 ноября 2020 года № 305-ЭС20-11900 по делу № А40-189753/2019 и от 14 сентября 2021 года № 305-ЭС21-9512.

В свою очередь, на обязательность применения судами пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 3 июля 2013 года, в котором со ссылкой на Постановление Европейского суда по правам человека от 10 февраля 2009 года по делу «Сергей Золотухин против Российской Федерации» отмечается, что статья 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод запрещает преследование или предание суду за второе преступление (правонарушение), «если они вытекают из идентичных фактов или фактов, которые в значительной степени являются теми же».

С учетом приведенных норм, правовых позиций и установленных судом фактических обстоятельств по настоящему делу и делу № А78-10081/2021, привлечение ПАО «Россети Сибирь» по результатам проведенных административных расследований за нарушение недискриминационного доступа, выразившегося в превышении в течение 2020 года количества отключений более 72 часов в год в отношении 58 (30 + 28) объектов ФГУП «РТРС», свидетельствует о повторном привлечении ПАО «Россети Сибирь» к административной ответственности, что недопустимо.

Делая такой вывод, суд исходит из того, в рассматриваемых случаях поводом для возбуждения дел об административных правонарушениях послужили заявления ФГУП «РТРС» от 28 апреля 2021 года № 12-16-06/бн и от 11 мая 2021 года № 12-16-06/бн, в которых соответственно сообщалось о нарушениях продолжительности отключений, имевших место на протяжении 2020 года, в отношении 30 и 28 объектов предприятия.

На соответствующие вопросы суда представитель ФГУП «РТРС» пояснила, что заявления подавались в антимонопольный орган по мере сбора информации в отношении конкретных объектов и подготовки доказательственной базы.

Представители Забайкальского УФАС в ходе судебного разбирательства не отрицали, что количество возбужденных производств по делу об административном правонарушении, по сути, было обусловлено количеством поданных предприятием заявлений, а не какими-либо особенностями таких дел.   

Иными словами, если бы ФГУП «РТРС» подало одно заявление, указав в нем на нарушения в отношении 58 объектов, антимонопольный орган возбудил бы одно дело об административном правонарушении, и, напротив, если бы заявления были поданы предприятием в отношении каждого объекта в отдельности, то количество дел об административном правонарушении было бы соответствующим.

По убеждению суда, подобный подход административного органа к производству по делам об административных правонарушениях, зависящий исключительно от действий потерпевшего (а именно его активности по подаче жалоб), является произвольным и не отвечает обозначенным выше задачам и принципам действующего законодательства.    

Проанализировав содержание постановлений УФАС России по Забайкальскому краю от 28 сентября 2021 года № 075/04/9.21-146/2021 (оспаривалось в рамках дела № А78-10081/2021) и от 30 сентября 2021 года № 075/04/9.21-147/2021, суд установил, что все установленные нарушения требований пункта 31(6) Правил № 861 имели место в один и тот же период времени – с 1 января по 31 декабря 2020 года (именно такое время совершения правонарушения указано в обоих названных постановлениях), все нарушения являются однотипными (различается только продолжительность отключений, то есть превышение лимита в 72 часа в год в отношении конкретных объектов предприятия, а также количество таких объектов – 30 и 28 соответственно), все нарушения допускались в отношении одного и того же потребителя – ФГУП «РТРС».

С учетом изложенного, а также имея в виду весьма значительный размер административного штрафа, установленный санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации (от 600 000 до 1 000 000 рублей), суд полагает, что после принятия постановления от 28 сентября 2021 года о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 075/04/9.21-146/2021 законных оснований для вынесения оспариваемого постановления у Забайкальского УФАС не имелось.

По мнению суда, в рассматриваемом случае антимонопольный орган должен был либо объединить дела № 075/04/9.21-146/2021 и № 075/04/9.21-147/2021 в одно производство и рассмотреть их совместно (на такую возможность обращено внимание в абзаце восьмом пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года  № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»), либо после принятия 28 сентября 2021 года постановления по первому из названных дел прекратить производство по делу об административном правонарушении № 075/04/9.21-147/2021 (именно так поступила ФАС России при рассмотрении соответствующих административных дел по части 1 статьи 15.37 КоАП Российской Федерации, что впоследствии нашло поддержку в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года № 305-ЭС20-12596 по делу № А40-205624/2019, от 16 ноября 2020 года № 305-ЭС20-11431 по делу № А40-189755/2019, от 16 ноября 2020 года № 305-ЭС20-11900 по делу № А40-189753/2019).

Делая такой вывод, суд считает необходимым отметить, что заявления ФГУП «РТРС» поступили 29 апреля и 11 мая 2021 года (то есть с незначительной разницей во времени), определения о возбуждении дел об административных правонарушениях и проведении административных расследований от 28 мая 2021 года и от 2 июня 2021 года вынесены одним и тем же должностным лицом - главным специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы Неделькиной Л.А., протоколы об административных правонарушениях от 16 августа 2021 года № 075/04/9.21-146/2021 и от 18 августа 2021 года № 075/04/9.21-147/2021 были составлены одним и тем же должностным лицом антимонопольного органа – главным специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы Рик О.Е., а оба постановления вынесены заместителем руководителя Забайкальского УФАС Горбуновой А.В. 

То есть административный орган располагал всеми необходимыми сведениями для решения вопроса о возбуждении одного дела об административном правонарушении либо объединении двух таких дел в одно производство. 

Довод представителя антимонопольного органа Рик О.Е. о том, что объединение административных дел № 075/04/9.21-146/2021 и № 075/04/9.21-147/2021 в одно производство  является правом, а не обязанностью должностного лица, с учетом приведенных выше конкретных обстоятельств подлежит отклонению, поскольку вступает в явное противоречие с упомянутыми принципами привлечения к ответственности.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2019 года № 575-О указано, что не стоит забывать, что в правовом государстве юридическая ответственность ограничена рамками закона, а потому ее неотвратимость не может, какими бы аргументами она ни подкреплялась, служить оправданием для отступления от принципа законности. Рассуждать по-другому - значит попросту закрывать глаза как на статью 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации, обязывающую всех без исключения (в первую очередь, носителей публичной власти) к безусловному соблюдению законов, так и на часть 1 статьи 1.6 КоАП Российской Федерации, запрещающую привлечение кого-либо к административной ответственности иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным.

Руководствуясь 167, 168, 169, 170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд

РЕШИЛ:

Заявление Публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (ОГРН  1052460054327, ИНН 2460069527) удовлетворить.

Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 30 сентября 2021 года о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 075/04/9.21-147/2021 признать незаконным и отменить полностью.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Забайкальского края.

Судья                                                                                               Г.Г. Ячменёв