ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-10417/19 от 03.12.2019 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-10417/2019

05 декабря 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2019 года

Решение изготовлено в полном объёме 05 декабря 2019 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Переваловой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Колосовой Л.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

акционерного общества «Буртуй» (ОГРН 1027500828629, ИНН 7523001604)

к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю (ОГРН 1097536005764, ИНН 7536104163)

о признании незаконным предписания от 23.07.2019 № 06/05000290,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов Забайкальского края (ОГРН 1087536008779, ИНН 7536095945)

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Роженцовой Л.С., представителя по доверенности от 16.04.2019 №55-04/2019 (до перерыва);

от заинтересованного лица – Мусихиной Д.А., представителя по доверенности от 25.03.2019 №6;

от третьего лица – Шагдарова Б.Б., представителя по доверенности от 05.11.2019 №139 (диплом по специальности «Юриспруденция» ВСГ №4125456 от 27.06.2009).

Акционерное общество "Буртуй" (далее- АО «Буртуй», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю (далее- заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным предписания от 23.07.2019 № 06/05000290.

Определением арбитражного суда от 23.08.2019 года заявление принято к производству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство природных ресурсов Забайкальского края (далее- третье лицо, Министерство).

В судебном заседание представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, указал на то, что надзорным органом, ввиду отсутствия установленных границ земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения, на общество незаконно возложена обязанность по приведению земельных участков в соответствие с разрешенным использованием и категорией земель. Обществом используются земельные участки на основании договоров аренды №153 от 10.06.2004, № 09-70 от 17.07.2009, №10-79 от 01.10.2010, №14-117 от 23.10.2014 в соответствии с целевым использованием – отработка месторождения.

Представитель Управления Россельхознадзора требования оспорил, по основаниям, приведенным в отзыве (т.1 л.д.126-134), указав на законность вынесенного предписания в пределах полномочий Управления. Земельные участки с кадастровыми номерами 75:20:540301:19, 75:20:540301:180, 75:20:540301:181, 75:20:540301:30 относятся к категории земель- земли сельскохозяйственного назначения, актом проверки подтверждается факт осуществления АО «Буртуй» деятельности на землях сельскохозяйственного назначения.

Представитель Министерства в судебное заседание представил письменные пояснения, согласно которых АО «Буртуй» переданы в аренду лесные участки, расположенные в выделах 33-35, 38, 39 квартала 98 Жипхегенского участкового лесничества Бадинского лесничества Хилокского района Забайкальского края. Земельный участок с кадастровым номером 75:20:540301:181 частично накладывается на земли лесного фонда в квартале 104 выделы 1, 2 Жипхегенского участкового лесничества Бадинского лесничества.

Судом объявлялся перерыв в судебном заседании до 16 часов 00 минут 03.12.2019, о чем сделано публичное извещение на сайте суда в сети интернет по адресу: http://www.chita.arbitr.ru.

После перерыва представитель заявителя явку не обеспечил, уведомлен в соответствии со ст.163 АПК РФ.

Представители заинтересованного лица и третьего лица поддержали ранее озвученные доводы.

Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в заявлении и отзыве на него, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Как установлено материалами дела, распоряжением Управлением Россельхознадзора по Забайкальскому краю от 09.07.2018 №591-ГК (т.2 л.д.25-27) проведена внеплановая выездная проверка деятельности АО «Буртуй» с целью проверки фактов, изложенных в мотивированном представлении заместителя Управления от 09.07.2018 №1559 (т.2 л.д.24) и обращении, направленном прокуратурой Хилокского района №56ж-2018 от 13.05.2018 (т.2 л.д.4).

Проверка согласована Прокуратурой Забайкальского края решением №07-1-32-2018 от 10.07.2018 (т.2 л.д.30).

По результатам проверки составлен акт №022-А от 13.07.2018 (т.2 л.д.53-55), которым установлено, что АО «Буртуй» осуществляет работы по разведке и добыче полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств – (добыча угля) на основании лицензии на право пользования недрами ЧИТ 01958 ТЭ (т.1 л.д.92-110). В результате добычи угля обществом разработаны карьеры общей площадью 33,4498 га, в результате чего происходит снятие и перемещение плодородного слоя почвы, при этом часть карьеров площадью 16,94 га разработана на землях сельскохозяйственного назначения: - 2,35 га на земельном участке с кадастровым номером 75:20:540301:19; - 14,59 га на земельном участке с кадастровым номером 75:20:540301:54. Также обществом осуществляется складирование вскрышных пород (отвалы) поверх плодородного слоя почвы общей площадью 17,7177 га вследствие чего, происходит перекрытие плодородного слоя почвы, при этом часть отвалов площадью 7,8531 га. размещена на земельных участках сельскохозяйственного назначения: - 0,4098 га. на земельном участке с кадастровым номером 75:20:540301:19; - 1,5135 га. на земельном участке с кадастровым номером 75:20:540301:30; - 5,9298 га. на земельном участке с кадастровым номером 75:20:540301:54.

13.07.2018 АО «Буртуй» Управлением выдано предписание №000142 (т.2 л.д.148-149), которым обществу предписано в срок до 20.06.2019 (с учетом определения о продлении срока т.1 л.д.147), устранить нарушение «Привести нарушенные земельные участки 75:20:540301:54, 75:20:540301:19, 75:20:540301:30 в состояние пригодное для использования в соответствие с видом разрешенного использования и целевым назначением доступным способом, в соответствии с действующим законодательством РФ.

Распоряжением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Забайкальскому краю №774-ГК от 25.06.2019 (т.1 л.д.137-138) в отношении АО «Буртуй» назначена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения обществом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения от 13.07.2018 №000142.

По результатам проверки был составлен акт от 23.07.2019 №05/29с (т.1 л.д.139-141), которым установлено, что ранее выданное предписание №000142 не исполнено. Снятие и перемещение плодородного слоя почвы на землях сельскохозяйственного назначения: - 2,35 га на земельном участке с кадастровым номером 75:20:540301:19; - 14,59 га на земельном участке с кадастровым номером 75:20:540301:180, 75:20:540301:181 (бывший участок с кадастровым номером 75:20:540301:54. Также обществом осуществляется складирование вскрышных пород (отвалы) поверх плодородного слоя почвы на земельных участках сельскохозяйственного назначения: - 0,4098 га. на земельном участке с кадастровым номером 75:20:540301:19; - 1,5135 га. на земельном участке с кадастровым номером 75:20:540301:30; - 5,9298 га. на земельных участках с кадастровыми номерами 75:20:540301:180, 75:20:540301:181. Документы, подтверждающие перевод земельных участков сельскохозяйственного назначения в иную категорию не предоставлены.

По результатам проверки Управлением Россельхознадзора выдано предписание №06/05000290 от 23.07.2019 (т.1 л.д. 24, 144-145).

Предписанием от 23.07.2019 указано на необходимость устранения АО «Буртуй» в срок до 20.06.2019 (с учетом определения о продлении срока от 21.12.2018 т.1 л.д.147) нарушения земельного законодательства и приведение земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 75:20:540301:19, 75:20:540301:180, 75:20:540301:181, 75:20:540301:30 в состояние пригодное для использования в соответствии с видом разрешенного использования и категорией земли, либо иным доступным способом.

Полагая, что указанное предписание Управления Россельхознадзора является незаконным и нарушает права и законные интересы АО «Буртуй», заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав обстоятельства дела и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений части 1 статьи 4, части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного акта и незаконным действия (бездействия) необходимо наличие двух условий: несоответствие этого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение этим актом, действием (бездействием) прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием ненормативного акта и действия (бездействия) незаконным.

Согласно пункту 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 5.1.2 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в пределах своей компетенции.

Последовательность и сроки административных процедур (действий) при исполнении государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения регламентированы Административным регламентом, утвержденным Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 591 (действующий на момент вынесения спорного предписания).

В пункте 85 Административного регламента в случае нарушений требований законодательства Российской Федерации должностные лица выдают проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.

На основании подпункта 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Согласно статье 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Оборот земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного для сельскохозяйственного использования, регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее- Закон №101-ФЗ).

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ оборот земель данной категории основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

Пунктом 2 Положения "О государственном земельном надзоре", утвержденного постановлением Правительства России от 02.01.2015 N 1 (далее - Положение), в числе органов, полномочных осуществлять государственный земельный надзор, указаны Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы.

При этом к их компетенции отнесено осуществление государственного земельного надзора за соблюдением требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (подпункт "а" пункта 4 Положения); требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (подпункт "б" пункта 4 Положения).

Предметом регулирования Закона №101-ФЗ, оборот земель, не имеющих статуса земель сельскохозяйственного назначения (в том числе земель промышленности, транспорта и иного специального назначения с разрешенным использованием "для производственных нужд"), не является.

Материалами дела подтверждается, что в отношении заявителя заинтересованным лицом на основании распоряжения № 774-ГК от 25.06.2019 проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения обществом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения от 13.07.2018 №000142.

По результатам проверки был составлен акт от 23.07.2019 №05/29с (т.1 л.д.139-141), которым установлено, что ранее выданное предписание №000142 не исполнено. Снятие и перемещение плодородного слоя почвы на землях сельскохозяйственного назначения: - 2,35 га на земельном участке с кадастровым номером 75:20:540301:19; - 14,59 га на земельном участке с кадастровым номером 75:20:540301:180, 75:20:540301:181 (бывший участок с кадастровым номером 75:20:540301:54. Также обществом осуществляется складирование вскрышных пород (отвалы) поверх плодородного слоя почвы на земельных участках сельскохозяйственного назначения: - 0,4098 га. на земельном участке с кадастровым номером 75:20:540301:19; - 1,5135 га. на земельном участке с кадастровым номером 75:20:540301:30; - 5,9298 га. на земельных участках с кадастровыми номерами 75:20:540301:180, 75:20:540301:181. Документы, подтверждающие перевод земельных участков сельскохозяйственного назначения в иную категорию не предоставлены.

В целях установления факта использования земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 75:20:540301:19, 75:20:540301:30; 75:20:540301:180, 75:20:540301:181 не по назначению, необходимо доказать, что субъект осуществляет на указанных земельных участках хозяйственную деятельность в нарушение разрешенного вида использования и категории земель.

В силу пункта 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) основаниями возникновения прав на такой вид имущества как земельные участки могут являться: договор или иная сделка; акт государственного органа или органа местного самоуправления; судебное решение, установившее право на земельный участок.

По смыслу статей 260 и 261 ГК РФ правом владения, пользования и распоряжения земельными участками обладают собственники данных участков.

Собственники земельных участков могут предоставлять их другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. В этом случае лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (статья 264 ГК РФ).

Из содержания статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается действия уполномоченного органа по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Согласно статье 6 ЗК РФ и статье 607 ГК РФ в аренду могут передаваться земельные участки в виде обособленных природных объектов - части поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном законом порядке.

Земельный участок как объект права, в соответствии с приведенными выше нормами права характеризуется границами, площадью, местом расположения, видом разрешенного использования и индивидуализируется путем присвоения кадастрового номера, под которым в силу пункта 1 статьи 5 Закона № 218-ФЗ понимается неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Именно кадастровый номер характеризует земельный участок в качестве индивидуально-определенного самостоятельного объекта гражданских правоотношений с уникальными характеристиками.

В силу части 1 статьи 25 и части 1 статьи 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

На основании части 3 статьи 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Из вышеизложенного следует, что в отношении земельных участков законодательством установлен особый порядок возникновения прав на их использование, сопряженный с необходимостью образования земельных участков как объектов земельных отношений и (или) государственной регистрации прав на них в качестве недвижимого имущества (формирование земельного участка, решение о предоставлении земельного участка на определенном праве, заключение и государственная регистрация соответствующих договоров, за исключением договоров аренды, субаренды, безвозмездного срочного пользования, заключенных на срок менее одного года).

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Главы Хилокского района № 92-р от 30.01.2004 (т.2 л.д.77) АО «Буртуй» на срок 15 лет предоставлен земельный участок кадастровый номер 75:20:540301:0003 из земель промышленности площадью 40,7436 га для геологоразведочных работ и отработки месторождения угля по адресу: Хилокский район, урочище «Буртуй».

Договором аренды земельного участка № 153 от 10.06.2004 (зарегистрирован 30.11.2004 № 75-01/20-121/2004-131), заключенным на срок 15 лет, заявителю указанный земельный участок предоставлен с обозначенными его границами на кадастровом плане (т. 2, л.д. 78-83).

Согласно договорам аренды лесного участка № 09-70 от 17.07.2009 (зарегистрирован 31.07.2009 № 75-75-24/010/2009-079), № 10-79 от 01.10.2010, № 14-117 от 23.10.2014, с учетом приказов Гослесслужбы Забайкальского края № 676 от 17.06.2009, № 1286 от 13.10.2014, и принятых к договорам соглашений от 02.11.2018 (зарегистрированы 04.12.2018 № 75:20:000000:75-75/062/2018-6, 04.12.2018 № 75:20:000000:75-75/062/2018-7, 04.12.2018 № 75:20:000000:75-75/066/2018-8), обществу в пределах земель лесного фонда предоставлены лесные участки Бадинского лесничества (Жипхегенское участковое лесничество) с целевым назначением – эксплуатация леса (для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки Буртуйского месторождения бурого угля); квартал 98 выделы 33, 34, 35, 36, 38, 39; площадью 20,33 га, 1,38 га и 43.42 га соответственно (т. 1, л.д. 58-10730-89, т. 2, л.д. 86-131).

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Закона N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 459-ФЗ, действовавшего на момент заключение договоров аренды) до 1 января 2017 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.

Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").

Из положений части 3 статьи 70.1 ЛК РФ следует, что местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Таким образом, действующее на момент заключения договоров аренды лесных участков, законодательство позволяло предоставлять в аренду лесные участки без проведения государственного кадастрового учета.

Актом №022-А от 13.07.2018 (т.2 л.д.53-55) установлено, что АО «Буртуй» осуществляет работы по разведке и добыче полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств – (добыча угля) на основании лицензии на право пользования недрами ЧИТ 01958 ТЭ (т.1 л.д.92-110). В процессе добычи угля, обществом разработаны карьеры общей площадью 33,4498 га, в результате чего происходит снятие и перемещение плодородного слоя почвы, при этом часть карьеров площадью 16,94 га разработана на землях сельскохозяйственного назначения с кадастровым номерами 75:20:540301:19, 75:20:540301:30; 75:20:540301:180, 75:20:540301:181.

Как указывалось выше, обществу на праве аренды земельного и лесных участков, предоставлены в пользование соответствующие объекты имущества в определенных границах и площадях, для геологоразведочных работ и отработки месторождения угля. При этом каких-либо доказательств оспаривания зарегистрированных прав общества на приведенные участки в судебном порядке, либо сведений о результатах такого оспаривания, материалы дела не содержат.

Из представленного заинтересованным лицом в материалы дела Акта проведения проверки от 19.04.2019 с приложением схемы с обозначением границ арендных участков АО «Буртуй» и схемы фактически используемых участков, из которых следует, что общая площадь по договорам аренды составляет 63,75 га, фактически используется площадь разработки – 105,4 га, в том числе на землях лесного фонда в квартале 98 - площадь 38,6 га, земли сельхозназначения ПСК «Мир» - 66,8 га.

При этом, проведенный 19.04.2019 обмер в натуре фактически используемого участка АО «Буртуй» в основу оспариваемого предписания положен не был. В оспариваемом предписании нарушения зафиксированы на площади 16,94 га – снятие и перемещение плодородного слоя почвы, а также перекрытие на площади 7,8531 га.

Таким образом, представленная в материалы дела информация, и в том числе положенная в основу оспариваемого предписания, по мнению суда, в данном конкретном случае является неточной и противоречивой.

Из пояснений представителя Министерства следует, что земельный участок с кадастровым номером 75:20:540301:181 из земель сельхозназначения частично накладывается на земли лесного фонда в квартале 104 выделы 1, 2 Жипхегенского участкового лесничества Бадинского лесничества.

В рамках дела №А78-3493/2019, решением, вступившим в законную силу, установлено, согласно выписки из ЕГРП в графе «Особые отметки» от 20.05.2019 № КУВИ-001/2019-10888974 в отношении земельного участка 75:20:540301:30 сведения о зарегистрированных правах отсутствуют, безусловных доказательств того, что спорный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, а не являлся лесным либо входит в состав земель промышленного назначения, которые были предоставлены заявителю на правах аренды по ранее приведенным договорам, в деле не содержится, а выписка на спорный земельный участок сама по себе не может быть принята во внимание как убедительное доказательство его отнесения к землям сельскохозяйственного назначения.

Исходя из письменной позиции заинтересованного лица, ходатайства последнего о необходимости приостановления производства по делу (разрешено протокольным определением от 23.10.2019) до рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч.1, 2 ст.8.6 КоАП РФ в отношении АО «Буртуй» (дело №12-85/2019 Хилокского районного суда т.3 л.д.24-26), где судом назначена землеустроительная экспертиза по установлению границ земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения, установление границ на местности фактически используемых земельных участков обществом, суд приходит к выводу, что на момент принятия оспариваемого предписания, надзорный орган не располагал достоверной информацией, что субъект осуществляет хозяйственную деятельность на земельных участках сельхозназначения в нарушение разрешенного вида использования и категории земель.

Безусловных доказательств того, что спорные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, а не являются лесными либо входят в состав земель промышленного назначения, которые были предоставлены заявителю на правах аренды по ранее приведенным договорам, материалы дела не содержат.

Довод Управления о невозможности рассмотрения настоящего дела до проведения в рамках рассмотрения дела Хилокского районного суда землеустроительной экспертизы по определению границ земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения, установление границ на местности фактически используемых земельных участков обществом, является необоснованным, поскольку суд рассматривает законность предписания на момент его принятия (23.07.2019), следовательно, результаты экспертизы не смогут повлиять на законность либо незаконность предписания, поскольку определение границ должно быть осуществлено надзорным органом до принятия спорного предписания.

Принятие предписания до разрешения вопроса об установлении границ лесных участков и земель сельхозназначения, являлось преждевременным.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 2423/13 разъяснено, что исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.

В данном конкретном случае суд, в силу ранее приведенных обстоятельств приходит к выводу о том, что у общества не может иметься реальной и объективной возможности исполнить предписание Управления, поскольку, по мнению общества оно осуществляет деятельность в границах лицензионного соглашения и арендуемых земельного и лесных участков, а при отсутствии установленных границ земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения и недоказанности границ на местности фактически используемых земельных участков обществом, предписание, безусловно, нарушает права заявителя в сфере его экономической деятельности, возлагая на него неисполнимые обязательства.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, оспариваемое заявителем предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы АО «Буртуй», следовательно, требования заявителя подлежат удовлетворению, доводы заинтересованного лица, изложенные в письменном отзыве, и приведенные в судебном заседании, подлежат отклонению, в силу чего, суд считает необходимым, обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.

Судебные расходы распределяются в соответствии с требованиями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Понесенные заявителем расходы на оплату государственной пошлины в размере 3 000 руб. подлежат возмещению заинтересованным лицом.

Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать предписание Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю (ОГРН 1097536005764, ИНН 7536104163) №06/05000290 от 23.07.2019 незаконным, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.

Обязать Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю (ОГРН 1097536005764, ИНН 7536104163) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.

Взыскать с Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю (ОГРН 1097536005764, ИНН 7536104163) в пользу акционерного общества «Буртуй» (ОГРН 1027500828629, ИНН 7523001604) судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 3000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья Е.А. Перевалова