ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-10469/2021 от 26.05.2022 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                Дело № А78-10469/2021

01 июня 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена  26 мая 2022 года

Решение изготовлено в полном объёме 01 июня 2022 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи О.В. Новиченко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.А. Кручина, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Олерон+" к  гаражно-строительному кооперативу "Островок" о взыскании суммы долга за период с 01.01.2020 по 30.04.2021 в размере 83066,48 руб., неустойки, начисленной за несвоевременную оплату оказанных услуг в размере 6814,65 руб. с последующим начислением  по день фактического исполнения обязательства, при привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края,

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1,  представителя по доверенности от 21.12.2021;

от ответчика, третьего лица – представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Общество с ограниченной ответственностью "Олерон+" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ,   к гаражно-строительному кооперативу "Островок" о взыскании суммы долга за период с 01.01.2020 по 30.04.2021 в размере 25 357,12 руб., неустойки, начисленной за несвоевременную оплату оказанных услуг в размере 3 557,80 руб.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения, исследовав письменные доказательства, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Олерон+»  (далее – истец, региональный оператор)  зарегистрировано 26.11.2013 в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>.

Гаражно-строительный кооператив «Островок» (далее – ответчик)  зарегистрирован 06.09.2005 в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 672020, <...>.  

В целях урегулирования отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Забайкальского края Постановлением Правительства Забайкальского края №430 от 05.11.2019 утверждена территориальная схема обращения с отходами Забайкальского края.

Согласно результатам проведенного конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории Забайкальского края статус регионального оператора присвоен ООО "Олерон+".

Между региональным оператором  и ответчиком письменный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не подписан.

По расчетам истца задолженность ответчика за оказанные услуги по обращению с ТКО по месту осуществления им деятельности за период 01.01.2020 по 30.04.2021 составляет  25 357,12 руб.

Ответчику направлена претензия с приложением счетов и актов оказанных услуг с требованием оплатить образовавшуюся задолженность.

Отсутствие оплаты явилось основанием для обращения истцу в арбитражный суд.

Истцом начислены пени   за нарушение срока оплаты оказанных услуг.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно пункту 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязан по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В пункте 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон №89-ФЗ) предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ).

В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Как следует из п. 1 ст. 123.2 ГК РФ  потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Согласно п. 148(7) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.

В соответствии с пп. б п. 148(5) Правил N 354 условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, ответчик в силу вышеприведенных норм является лицом, уполномоченным собственниками твердых коммунальных отходов (членами гаражного кооператива) на заключение с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу пункта 8 (17) Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила № 1156) в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно пункту 8 (18) Правил № 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.

Таким образом, в соответствии с Законом №89-ФЗ и Правилами № 1156 отсутствие договора, заключенного сторонами, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором.

В связи с чем суд признает, что в спорный период  договор между истцом и ответчиком заключен  на условиях типового договора, установленного Правилами № 1156.

Кроме этого, согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 10 пункта 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 №14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее: фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.

Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО является частью бремени содержания имущества, при этом потребитель в силу закона лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он обязан утилизировать их не иначе, как посредством услуг регионального оператора.

Постановка иных выводов создавала бы предпосылки для нарушения собственниками ТКО экологических требований, установленных Законом №89-ФЗ, путем уклонения от оформления договорных отношений с региональным оператором, как единственно возможным субъектом по сбору, транспортированию и захоронению ТКО.

В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно расчетам истца за период с 01.01.2020 по 31.07.2021 ответчику начислено 25357,12  руб.  основного долга исходя с объема  потребления в месяц (0,008 куб. м/расч. ед./мес.), установленного для гаражей, парковок закрытого типа Приказом Региональной службы по тарифам Забайкальского края от 18.02.2021 № 21-НПА, с учетом  366 гаражей, а также тарифов, установленных Приказами Региональной службы по тарифам Забайкальского края №  611-НПА от 20.12.2019, № 590-НПА от 18.12.2020,  что соответствует  доказательствам, представленным в материалы дела. 

При этом суд обращает внимание, что Приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 14.08.2019 N 173-НПА "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Забайкальского края" нормативы накопления установлены  в размере 0,288 куб. м/расч. ед./мес. для предприятий  транспортной инфраструктуры.
            Приказом Минстроя России от 28.07.2016 N 524/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов"  определены категории объектов, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов рекомендуется определять в соответствии с приложением 1 к настоящим методическим рекомендациям. В частности, в разделе предприятия транспортной инфраструктуры перечислены  следующие категории: автомастерские, шиномонтажная мастерская, станция технического обслуживания; автозаправочные станции; автостоянки и парковки;  гаражи, парковки закрытого типа; автомойка; железнодорожные и автовокзалы, аэропорты, речные порты.

Вместе с тем  согласно представленным по запросу суда  Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края   сводным сезонным  и годовым  ведомостям определения нормативов накопления ТКО, на основании которых  Региональной службой по тарифам  утверждены тарифы  приказом № 173-НПА от 14.08.2019, замеры производились только на автозаправочных  станциях и станциях технического обслуживания (т. 2 л.д. 1-15).  

Таким образом, применительно к гаражам нормативы накопления  впервые определены Приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края 18.02.2021 № 21-НПА, заменяющим Приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 14.08.2019 N 173-НПА.

С учетом изложенного, расчет основного долга исходя  из норматива, установленного заменяющим нормативным  правовым  актом, как  в большей степени  охватывающим  осуществляемую  потребителем  деятельность, по мнению суда является верным и соответствует основным принципам  государственной политики в области обращения с отходами, закрепленными статьей 3 Закона № 89-ФЗ. 

   Произведенный истцом расчет задолженности судом проверен, завышений не выявлено, ответчик соответствующий контррасчет суду не представил.

Количество машиномест истцом определено путем осмотра в связи с отсутствием данных о государственной регистрации (т. 1 л.д. 98-193), ответчиком не оспорено (несмотря на неоднократные предложения суда (определения от 25.10.2021, 15.12.2021, 26.01.2022, 22.02.2022, 21.03.2022, 28.04.2022), что в соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ считается установленным фактом.

В силу подпункта "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", автомобильные транспортные средства, используемые для транспортирования ТКО, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Оказание услуг  подтверждено представлением  данных спутниковой  системы «Глонасс» о движении мусоровозов, маршрутными журналами  о движении мусоровоза (т. 1 л.д. 49-60, 71-86),  при отсутствии доказательств  предъявления заказчиком  исполнителю в спорном периоде  претензий относительно объема и качества оказываемых услуг, а также доказательств оказания услуг  по транспортировке ТКО  иными лицами. 

Направление актов оказания услуг, счетов на оплату осуществлено истцом одновременно с направлением претензии.

Доказательства неоказания услуг региональным оператором в период действия договора, в том числе путем соблюдения порядка оформления факта неоказания региональным оператором услуг, предусмотренного договором,  материалы дела не содержат.

Доказательств того, что в заявленном к взысканию периоде гаражный кооператив не функционировал и гаражи не эксплуатировались в материалы судебного дела не представлено.

Поскольку в процессе любой деятельности образуются ТКО, а истец является единственным  лицом, уполномоченным на их вывоз и утилизацию, то в отсутствие доказательств обратного  следует исходить из того, что истец оказал соответствующие услуги.

Согласно пунктам 9, 10 Правил N 1156 потребители обязаны осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Пунктами 9, 12 Правил N 1156 предусмотрено, что места расположения мест накопления определяются в соответствии со схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.

В силу пункта 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов,  утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

Пунктом 8(18) Правил N 1156 предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, по смыслу положений Правил N 1156 при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО без письменной формы местоположение контейнерной площадки по конкретному договору следует определять в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

Каких-либо возражений относительно указанных обстоятельств от ответчика в суд не поступило. Доказательств наличия собственной контейнерной площадки, включенной в реестр органом местного самоуправления, а также доказательств установки на контейнерной площадке в заявленном к взысканию периоде контейнеров в материалы дела не представлено.

Из представленных истцом в материалы дела документов следует, что истцом осуществлялся вывоз твердых коммунальных отходов с близлежащей контейнерной площадки.

Таким образом, основной долг подлежит взысканию в полном объеме.

Учитывая, что обязательства по оплате ответчиком не исполнены в установленные сроки, истец произвел расчет пени.

В статье 329 ГК РФ предусмотрены способы обеспечения исполнения обязательств, в том числе и неустойка (пени).

Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Пунктом 7.2 договора предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Указанное условие соответствует пункту 22 типового договора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №1156 от 12.11.2016.

В пункте 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств"  указано, что на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).

Из указанных норм права, а также из правовой природы неустойки следует, что обязанность должника уплатить кредитору неустойку в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения основного обязательства представляет собой обязанность, являющуюся дополнительным (акцессорным) денежным обязательством.

Следовательно, правовым основанием для взыскания неустойки является положение договора или закона, предусматривающие ответственность стороны за нарушение установленного обязательства.

Учитывая, что ответчиком допущена просрочка исполнения денежного обязательства, принимая во внимание характер сложившихся между сторонами правоотношений, а также пункт 7.2 договора и пункт 22 типового договора, суд приходит к выводу о наличии оснований для применения к ответчику гражданско-правовой ответственности в виде взыскания пени в размере 3557,80 руб. за период с 21.09.2021  по 31.03.2022.

Расчет пени проверен судом, прав  и законных интересов ответчика не нарушает.

На основании изложенного, уточненные требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

При обращении в суд истец оплатил государственную пошлину в сумме 3763 рублей.

Ответчик не относится к числу лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины, перечень которых установлен в статье 333.37 Налогового кодекса РФ.

Расходы истца по уплате госпошлины распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ. С ответчика в пользу истца подлежат возмещению расходы по уплате государственной пошлины с учетом цены уточненных требований  в размере 2000  рублей, остальная часть государственной пошлины подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с гаражно-строительного кооператива «Островок» (адрес: 672020, <...>,  ОГРН <***>, дата присвоения ОГРН 06.09.2005, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Олерон+» (адрес: <...>, ОГРН <***>, дата присвоения ОГРН 26.11.2013, ИНН <***>)  25357,12  руб. основного долга, 3557,80 руб. неустойки,   2000  руб. расходов по уплате государственной пошлины, всего 30914,92   руб.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Олерон+»  из федерального бюджета  государственную пошлину в размере  1763 руб., уплаченную платежным поручением № 7756 от 06.05.2021.                                

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия через Арбитражный суд  Забайкальского края.

Судья                                                                                   О.В. Новиченко