ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-106/2012 от 13.03.2012 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-106/2012

20 марта 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2012 года

Решение изготовлено в полном объёме 20 марта 2012 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Сидоренко В.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Душечкиной Т.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании

дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт”” (ОГРН <***>, ИНН <***>) у Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными постановления от 14 декабря 2011 года № 78 в части возложения на общество с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт”” обязанностей по осуществлению возврата поставщику арахиса общим весом 60 тонн в вагоне КНР 3103236, предоставлению товарно-транспортной накладной в трехдневный срок после возврата груза в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области и несению расходов по возврату груза, и постановления от 14 декабря 2011 года № 79 части возложения на общество с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт”” обязанностей по осуществлению возврата поставщику арахиса общим весом 60 тонн в вагоне КНР 3107764, предоставлению товарно-транспортной накладной в трехдневный срок после возврата груза в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области и несению расходов по возврату груза,

при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – открытого акционерного общества “Российские железные дороги”,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1 – представителя общества с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт”” по доверенности от 01.10.2009;

от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области – ФИО2 - представителя по доверенности от 05.12.2011 № 5 – главного специалиста-эксперта отдела правового обеспечения;

от открытого акционерного общества “Российские железные дороги” – ФИО3 – представителя по доверенности от 13.12.2011 № НЮ-558Д – ведущего юрисконсульта юридической службы Забайкальской железной доги – филиала открытого акционерного общества “Российские железные дороги”.

Общество с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт”” (далее – ООО “ПК “Руспродимпорт”” или общество) обратилось в суд к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области (далее – Управление) с требованием о признании незаконными постановления от 14 декабря 2011 года № 78 в части возложения на общество с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт”” обязанностей по осуществлению возврата поставщику арахиса общим весом 60 тонн в вагоне КНР 3103236, предоставлению товарно-транспортной накладной в трехдневный срок после возврата груза в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области и несению расходов по возврату груза, и постановления от 14 декабря 2011 года № 79 части возложения на общество с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт”” обязанностей по осуществлению возврата поставщику арахиса общим весом 60 тонн в вагоне КНР 3107764, предоставлению товарно-транспортной накладной в трехдневный срок после возврата груза в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области и несению расходов по возврату груза.

Кроме того, обществом дополнительно заявлено требование к Управлению о взыскании судебных издержек в размере 30 000,00 рублей.

Представитель ООО “ПК “Руспродимпорт”” заявленные требования в заседании поддержала в полном объеме. В обоснование заявленных требований общество ссылается на отсутствие у Управления законных оснований для вынесения оспариваемых постановлений.

Управление заявленные требования оспорило. В ходе судебного разбирательства представитель Управления пояснила, что в удовлетворении требований заявителя просит отказать, ссылаясь на то, что оспариваемые постановления вынесены в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов” (далее – Федеральный закон “О качестве и безопасности пищевых продуктов”).

Третье лицо отзыв на заявление не представило и не поддержало позицию ни одной из сторон.

Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы и материалы дела, суд установил следующее.

ООО “Пищевая компания “Руспродимпорт”” в качестве юридического лица зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц.

Как следует из материалов дела и подтверждено представителем заявителя 09.11.2011 и 20.11.2011 в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации на железнодорожную станцию Забайкальск из КНР поступил железнодорожные вагоны КНР 3103236 и 3107764 с поднадзорным грузом – зерна арахиса в количестве по 60 тонн.

Поставка товара осуществлялась во исполнение контракта от 25.03.1999 № АSG 99274, заключенного между индивидуальным предпринимателем ФИО4 с одной стороны и китайской Компанией по импорту и экспорту зерен и масел г. Цзинин, провинции Шаньдун, КНР с другой стороны.

В соответствии с дополнительным соглашением от 04.02.06 № 1, заключенным между индивидуальным предпринимателем ФИО4, китайской Компанией по импорту и экспорту зерен и масел г. Цзинин, провинции Шаньдун, КНР и ООО “Компания пищевого сырья “Гелиос””, права и обязательства по контракту были переуступлены ООО “Компания пищевого сырья “Гелиос””. Соглашением от 03.07.2008 № 3, заключенным между Компанией по импорту и экспорту зерен и масел г. Цзинин, провинции Шаньдун, КНР, ООО “Компания пищевого сырья “Гелиос”” и ООО “Пищевая компания “Руспродимпорт””, права и обязательства по контракту переуступлены обществу с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт”, являющемуся грузополучателем указанных товарных партий.

14 декабря 2011 года Управлением вынесены постановления № 78 и № 79 о запрете ввоза в Российскую Федерацию партии поднадзорного груза арахиса поступившего в железнодорожном вагоне КНР № 3103236 и в железнодорожном вагоне КНР № 3107764.

В качестве основания запрещения ввоза арахиса указано на то обстоятельство, что по результатам отбора проб и направления их на исследование установлено несоответствие арахиса требованиям нормативных документов по содержанию токсичного элемента кадмия. Так же в резолютивной части постановлений указано на необходимость владельцу груза ООО “Пищевая компания “Руспродимпорт”” осуществить возврат поднадзорного груза стране-экспортеру и в трехдневный срок после возврата поднадзорного груза представить в Управление товарно-транспортную накладную. Расходы по возврату несет владелец груза.

Не согласившись с принятыми постановлениями, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (пункт 1 статьи 65 АПК РФ).

Как следует из существа заявленных требований и представленных Управлением возражений предметом заявленных требований являются постановления от 14 декабря 2011 года № 78 и № 79, вынесенные Управлением, в части возложения на общество обязанностей по осуществлению возврата поставщику арахиса общим весом по 60 тонн в вагоне КНР 3103236 и 3107764, и предоставлению товарно-транспортных накладных в трехдневный срок после возврата груза в Управление и несению расходов по возврату груза.

Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулирует Федеральный закон “О качестве и безопасности пищевых продуктов”.

Согласно пункту 1 статьи 3 указанного закона в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Предназначенные для реализации пищевые продукты, материалы и изделия подлежат обязательному подтверждению соответствия обязательным требованиям нормативных документов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Перечень пищевых продуктов, материалов и изделий, обязательное подтверждение соответствия которых осуществляется в форме обязательной сертификации, и перечень пищевых продуктов, материалов и изделий, обязательное подтверждение соответствия которых осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, устанавливаются техническими регламентами, а до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительством Российской Федерации (статья 12 Федерального закона “О качестве и безопасности пищевых продуктов”).

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона “О качестве и безопасности пищевых продуктов” государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление соответственно федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного ветеринарного надзора, регионального государственного ветеринарного надзора, согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 указанной статьи установлено, что Федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 1 настоящей статьи, осуществляют соответственно санитарно-карантинный контроль и ветеринарный контроль за ввозимыми на территорию Российской Федерации пищевыми продуктами, материалами и изделиями в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее – специализированные пункты пропуска).

Перечень специализированных пунктов пропуска и порядок осуществления санитарно-карантинного контроля и ветеринарного контроля за ввозимыми на территорию Российской Федерации пищевыми продуктами, материалами и изделиями устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2005 № 491 “О мерах по обеспечению государственного контроля за качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна” установлено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет государственный контроль за качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна при их ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации.

В соответствии с данным постановлением Приказом Минсельхоза РФ от 21 августа 2009 года № 384 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна при осуществлении их закупок для государственных нужд, при поставке (закладке) зерна, крупы в государственный резерв, при их хранении в составе государственного резерва и транспортировке, при их ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации (далее – Административный регламент).

Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона “О качестве и безопасности пищевых продуктов” установлено, что предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям нормативных документов к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.

Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации установлены статьей 21 Федерального закона “О качестве и безопасности пищевых продуктов”.

С учетом указанных норм права в предмет доказывания по настоящему делу входит проверка соответствия оспариваемых постановлений требованиям статей 15 и 21 Федерального закона “О качестве и безопасности пищевых продуктов” и Административного регламента, а также установление наличия или отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о нарушении оспариваемыми постановлениями прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона “О качестве и безопасности пищевых продуктов” качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации, должны соответствовать требованиям нормативных документов.

В специализированных пунктах пропуска должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль и ветеринарный контроль, в соответствии со своей компетенцией проводят досмотр ввозимых на территорию Российской Федерации пищевых продуктов, материалов и изделий, проверку их товарно-сопроводительных документов и принимают решение о возможности оформления ввоза таких пищевых продуктов, материалов и изделий на территорию Российской Федерации.

В случае, если пищевые продукты, материалы и изделия, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации, вызывают у должностных лиц, осуществляющих санитарно-карантинный контроль и ветеринарный контроль, обоснованные сомнения в безопасности таких пищевых продуктов, материалов и изделий, указанные лица принимают решение о временном приостановлении оформления ввоза на территорию Российской Федерации таких пищевых продуктов, материалов и изделий.

В случае, если пищевые продукты, материалы и изделия, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации, признаются опасными, должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль и ветеринарный контроль, запрещают ввоз таких пищевых продуктов, материалов и изделий на территорию Российской Федерации и делают отметку в их товарно-сопроводительных документах о том, что такие пищевые продукты, материалы и изделия опасны для здоровья человека и не подлежат реализации.

Владелец опасных пищевых продуктов, материалов и изделий обязан в течение десяти дней вывезти их за пределы территории Российской Федерации.

В случае, если опасные пищевые продукты, материалы и изделия в установленный абзацем четвертым настоящего пункта срок не вывезены за пределы территории Российской Федерации, они конфискуются в соответствии с законодательством Российской Федерации, направляются на экспертизу, в соответствии с результатами которой утилизируются или уничтожаются (пункт 4 статьи 21 Федерального закона “О качестве и безопасности пищевых продуктов”).

Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна (далее – поднадзорная продукция) определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее – Россельхознадзор) при осуществлении полномочий по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью поднадзорной продукции при осуществлении ее закупок для государственных нужд, при поставке (закладке) зерна, крупы в государственный резерв, при их хранении в составе государственного резерва и транспортировке, при их ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации (пункт 1.1 Административного регламента).

Конечными результатами исполнения государственной функции являются:

- акт по результатам мероприятий по контролю;

- предписания об устранении выявленных нарушений;

- предписания о запрете реализации поднадзорной продукции;

- постановление о запрещении использования пищевой продукции по назначению, о ее утилизации или уничтожении (пункт 1.1 Административного регламента).

При проведении мероприятий государственного контроля за качеством и безопасностью поднадзорной продукции при ее ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации:

1) рассмотрение сопроводительных документов на ввозимую (вывозимую) поднадзорную продукцию;

2) отбор проб и направление их на исследование;

3) проведение экспертизы некачественной и опасной поднадзорной продукции, непригодной для использования в пищу;

4) вынесение постановления о запрещении использования пищевой продукции по назначению, о ее утилизации или уничтожении;

5) контроль за утилизацией или уничтожением некачественной и опасной продукции (пункт 3.1.2 Административного регламента).

Государственный контроль за качеством и безопасностью поднадзорной продукции при ее ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации осуществляется непосредственно территориальными управлениями Россельхознадзора с участием подведомственных федеральных государственных учреждений, аккредитованных Россельхознадзором для работ в области подтверждения соответствия качества и безопасности зерна и продуктов его переработки (пункт 3.3 Административного регламента).

Уполномоченное руководителем территориального управления Россельхознадзора должностное лицо (лица) после получения от владельца груза уведомления о ввозе (вывозе) поднадзорной продукции проводит проверку наличия и анализ сопроводительных документов на ввозимую (вывозимую) поднадзорную продукцию, удостоверяющих ее соответствие требованиям российского законодательства:

- контрактов на поставку поднадзорной продукции (в части условий к качеству и безопасности продукции);

- документов страны-экспортера, удостоверяющих соответствие качества и безопасности ввозимой поднадзорной продукции (при импорте);

- сертификата соответствия или декларации о соответствии (при экспорте);

- сертификата качества, выданного испытательной лабораторией (центром), аккредитованной Россельхознадзором для работ в области подтверждения соответствия качества и безопасности зерна и продуктов его переработки. Должностное лицо проверяет сертификат качества на предмет соответствия указанных в нем показателей качества и безопасности требованиям нормативных документов, контрактов, а также правильность его оформления (пункт 3.3.1 Административного регламента).

В соответствии с пунктами 3.3.2 и 3.3.3 Административного регламента должностное лицо (должностные лица), проводящее проверку, имеет право отбирать пробы поднадзорной продукции для исследований в рамках проведения экспертизы в случаях признания продукции некачественной и опасной (в соответствии с пунктом 3.2.6 настоящего Регламента).

Отбор проб для лабораторного исследования в рамках проведения экспертизы некачественной и опасной продукции осуществляется должностным лицом территориального управления или совместно со специалистом испытательной лаборатории, аккредитованной Россельхознадзором для проведения работ по подтверждению соответствия качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, в присутствии владельца поднадзорной продукции. Отбор проб оформляется актом (протоколом) отбора проб.

При выявлении некачественной и опасной ввозимой (вывозимой) поднадзорной продукции территориальное управление Россельхознадзора, в регион которого поступила такая продукция, организует проведение экспертизы в целях определения возможности ее дальнейшего использования или уничтожения (в соответствии с пунктами 3.2.5 – 3.2.7 и 3.2.9 настоящего Регламента).

Согласно пункту 3.2.5 Административного регламента Проводившие проверку должностные лица Россельхознадзора, территориальных управлений Россельхознадзора, выдают предписание об изъятии из оборота и запрещении реализации некачественной и опасной поднадзорной продукции, непригодной для использования в пищу (далее - предписание), до получения результатов экспертизы и/или принятия решения о дальнейшем ее использовании или уничтожении.

Предписание выдается, в том числе в случае, если поднадзорная продукция не соответствует требованиям нормативных документов (национальных стандартов, санитарно-эпидемиологических правил и норм).

Пунктом 3.2.6 Административного регламента установлено, что в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления (копии протокола испытаний) о выявлении испытательной лабораторией (центром) некачественной и опасной поднадзорной продукции, непригодной для использования в пищу, должностным лицом (председателем комиссии) принимается решение об организации проведения экспертизы некачественной и опасной продукции в целях определения возможности ее дальнейшего использования или уничтожения.

Результаты проведенных лабораторных исследований (испытаний), в рамках проведения экспертизы, оформляются испытательной лабораторией в виде заключения, в котором указываются выявленные несоответствия показателей качества и безопасности поднадзорной продукции, требованиям нормативных документов и направляется (в срок не более 10 дней со дня представления проб на экспертизу) в территориальное управление.

В соответствии с пунктом 3.2.7 Административного регламента на основании заключения экспертизы руководителем территориального управления Россельхознадзора или его заместителем в течение трех рабочих дней оформляется постановление о запрещении использования поднадзорной продукции на пищевые цели, о ее возврате поставщику, утилизации или уничтожении и вручается владельцу некачественной и опасной продукции.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, в целях получения сертификата качества общество обратилось в испытательную, аккредитованную в области подтверждения соответствия качества и безопасности зерна, лабораторию. По результатам исследования отобранных образцов проб установлено их несоответствие требованиям СанПиН 2.3.2 1078-01 “Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов” по содержанию токсичного кадмия.

В нарушение требований положений пункта 4 статьи 21 Федерального закона “О качестве и безопасности пищевых продуктов” при признании пищевых продуктов опасными, должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль и ветеринарный контроль, не запретили ввоз таких пищевых продуктов, на территорию Российской Федерации и не сделали отметку в их товарно-сопроводительных документах о том, что такие пищевые продукты, опасны для здоровья человека и не подлежат реализации.

Следовательно, у владельца спорных опасных пищевых продуктов, не возникла обязанность в течение десяти дней вывезти их за пределы территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.3.3 Административного регламента в силу признания пищевых продуктов опасными Управлением произведен отбор для исследования в рамках проведения экспертизы.

По результатам экспертизы Управлением в нарушение требований абзаца 5 пункта 4 статьи 21 Федерального закона “О качестве и безопасности пищевых продуктов” и пункта 3.3.3 вынесены постановления от 14 декабря 2011 года № 78 и № 79 о запрете ввоза в Российскую федерацию партий поднадзорного груза – арахиса в количестве по 60 тонн, и возложении на общество обязанностей по осуществлению возврата поставщику арахиса общим весом по 60 тонн в вагоне КНР 3103236 и 3107764, и предоставлению товарно-транспортных накладных в трехдневный срок после возврата груза в Управление и несению расходов по возврату груза.

Вынесение таких постановлений при осуществлении государственного контроля за качеством и безопасностью зерна при его ввозе на территорию Российской Федерации после проведения экспертизы в целях определения возможности его дальнейшего использования или уничтожения указанными нормами не предусмотрено.

Следовательно, постановления Управления в оспариваемой части являются незаконными, не соответствующим Федеральному закону “О качестве и безопасности пищевых продуктов”, и нарушающими права и законные интересы общества..

Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии со статьей 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе, расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 20 Информационного письма от 13.08.2004 № 82 “О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации” указал, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.

Таким образом, при разрешении вопроса о распределении судебных расходов арбитражный суд обязан установить обоснованность несения лицом, участвующим в деле, судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителя, и их фактический размер.

Согласно статье 65 АПК РФ доказательства, подтверждающие факт несения судебных расходов, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов.

Материалами дела подтверждено, что ООО “ПК “Руспродимпорт”” представителю ФИО1 оплачено 30 000,00 рублей, что подтверждено платежными документами.

Учитывая, что Управлением не предоставлено доказательств подтверждающих необоснованность расходов на оплату услуг представителя, суд полагает возможным и необходимым взыскать судебные издержки в полном объеме.

В соответствии со статьями 102 и 110 АПК РФ уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит взысканию с Управления в пользу ООО “ПК “Руспродимпорт””.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными постановление от 14 декабря 2011 года № 78, вынесенное Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), в части возложения на общество с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт”” (ОГРН <***>, ИНН <***>) обязанностей по осуществлению возврата поставщику арахиса общим весом 60 тонн в вагоне КНР 3103236, предоставлению товарно-транспортной накладной в трехдневный срок после возврата груза в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области и несению расходов по возврату груза, и постановление от 14 декабря 2011 года № 79, вынесенное Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области в части возложения на общество с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт”” обязанностей по осуществлению возврата поставщику арахиса общим весом 60 тонн в вагоне КНР 3107764, предоставлению товарно-транспортной накладной в 3-х дневный срок после возврата груза в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области и несению расходов по возврату груза, как не соответствующие Федеральному закону от 02.01.2000 № 29-ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов”.

Взыскать с Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области, находящегося по адресу: 672010, <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт”” (ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные издержки в виде расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000,00 рублей.

Взыскать с Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области, находящегося по адресу: 672010, <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000,00 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья В.А. Сидоренко