АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-10721/2019
08 ноября 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 08 ноября 2019 года
Решение изготовлено в полном объёме ноября 2019 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Высоцкой Ю.ВРютиной И.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Забайкальская Угольная Энергетическая Компания" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Забайкальскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным и отмене предписание № НЗАТ-043/3 от 26.04.2019,
при участии в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Общества с ограниченной ответственностью «Боградский горно-обогатительный комбинат» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было, уведомлен,
от заинтересованного лица: ФИО1 – представитель по доверенности от 16.10.2019,
от третьего лица: не было, уведомлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Забайкальская угольная энергетическая компания" (далее – заявитель, общество, ООО «ЗУЭК») обратилось в арбитражный суд заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю (далее – управление, заинтересованное лицо) с требованием о признании незаконным и отмене предписаний № НЗАТ-043/3 от 26.04.2019, № НЗАТ-043/1 от 26.04.2019. Делу присвоен № А78-9310/2019.
Суд протокольным определением от 28.08.2019 на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), выделил в отдельное производство требование Общества с ограниченной ответственностью "Забайкальская угольная энергетическая компания" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю о признании незаконным и отмене предписаний № НЗАТ-043/3 от 26.04.2019. делу присвоен № 10721/2019.
Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, что подтверждается почтовыми уведомлениями.
В судебном заседании 23.10.2019 представитель заинтересованного лица заявил устное ходатайство об уточнении наименования заинтересованного лица, и просил наименование заинтересованного лица считать следующим образом: Забайкальское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Суд, протокольным определением от 23.10.2019 удовлетворил заявленное ходатайство о смене наименования заинтересованного лица.
ООО «ЗУЭК» в заявлении, дополнении к нему, указало на незаконность обжалуемого предписания, поскольку переработку добываемого полезных ископаемых (угля) на Букачачинском месторождении не осуществляет.
Третье лицо в представленном отзыве указало, что в 2017 году самостоятельно смонтировало конвейерную ленту, облегчающую ручную сортировку угля. В дальнейшем планируется в 2020-2021 гг. строительство и запуск ДСК (дробильно-сортировочный комплекс) в целях обогащения угля. По объективным причинам ДСК в 2019 г запущен не был.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица, заявленные требования не признал, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление, дополнении к нему.
Дело рассматривается по правилам статьи 200 АПК РФ.
Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, дополнительно представленные документы, суд установил.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
ООО «ЗУЭК» поставлено на учет налоговым органом, ему присвоен основной государственный регистрационный номер <***>, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю (далее - Управление) проведена плановая выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Забайкальская Угольная Энергетическая компания» по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природоохранных требований. По результатам проверки составлен акт проверки № НЗАТ-043 от 26.04.2019.
В результате проверки установлено, ООО «ЗУЭК» при пользовании недрами по лицензии ЧИТ 01621 ТЭ осуществляет первичную переработку полезных ископаемых (угля) в отсутствии утвержденной в установленном порядке проектной документации (технологической схемы), обосновывающей рациональное использование полезного ископаемого при переработке, нарушен п.31 Правил охраны недр.
По выявленному нарушению выдано предписание от 26.04.2019 №НЗАТ-043/3, которым установлено: «ООО «ЗУЭК» при пользовании недрами по лицензии ЧИТ 01621 ТЭобеспечить разработку и утверждение в установленном порядке проектной документации (технологической схемы), обосновывающей рациональное использование полезного ископаемого при переработке полезных ископаемых (угля)».
Не согласившись с вынесенным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд полагает, что требования могут быть удовлетворены в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: несоответствие оспариваемых им действий закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов общества при совершении этих действий.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 11, частью 5 статьи 12 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Частью 7 статьи 9 Закона о недрах предусмотрено, что права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
Как следует из представленных в материалы дела документов, ООО «ЗУЭК» пользование недрами осуществляет на основании лицензии ЧИТ 01621 ТЭ (лицензия) с целевым назначением геологическое изучение и добыча каменного угля открытым способом на Букачачинском месторождении; лицензия зарегистрирована 11.07.2005 сроком окончания действия 30.04.2030, условия пользования недрами установлено лицензионным соглашением, которое является неотъемлемой составной частью настоящей лицензии.
В пункте 137 Правил охраны недр (ПБ 07-601-03), утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 71 от 06.06.2003 указано, что к первичной переработке добытого из недр минерального сырья относятся технологические процессы его преобразования в товарные продукты путем физических, химических и комбинированных методов воздействия.
Приказом Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых» (термины и определения) (далее - Правила) установлено: «переработка полезных ископаемых - технологический процесс (совокупность последовательных технологических процессов, составляющих законченный цикл) первичной механической обработки и обогащения добытого минерального сырья, направленных на отделение полезных компонентов от вредных примесей с целью обеспечения заданных потребительских свойств по величине вредных примесей и гранулометрическому составу выпускаемой продукции».
Переработка полезных ископаемых включает деятельность по ведению технологических процессов дробления, сортировки, обогащения, окускования и металлизации руд и концентратов (п. 791 Правил).
При осмотре территории (акт осмотра от 09.04.2019) автотранспортного парка (АТП) установлено, что на огороженном участке, в 300 м от карьера осуществляется разгрузка и складирование доставленной с участка добычных работ (добычи) - карьера угольной массы; на данной территории установлен дробильно-сортировочный комплекс (ДСК). При осмотре территории установлено, в непосредственной близости от ДСК размещены бурты угля, рассортированные по размерам (фракциям); пустая порода складируется в отдельные бурты, что подтверждено фотоматериалами (приложение к акту осмотра от 09.04.2019).
Суд критически относится к заявлению ООО «ЗУЭК» о том, что ДСК, расположенный на территории промплощадки, принадлежащий подрядчику ООО «Боградский ГОК», находится в стадии монтажа и не эксплуатируется, факт регистрации 18.02.2019 агрегата по сортировке угля в качестве источника выбросов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, не свидетельствует о том, что данный агрегат смонтирован и эксплуатируется на месторождении по назначению. Данное утверждение не соответствует фактическим обстоятельствам и требованиям законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктами 1,2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ №7-ФЗ) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается в уполномоченные органы не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Действующим законодательством (ст. 69.2 Федерального закона №7-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 №572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554) внесение в реестр строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, не предусмотрено.
Актом проверки № НЗАТ-043 от 26.04.2019 (раздел 4) установлено, что ООО «ЗУЭК» осуществляет эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС).
Объект НВОС: участок отработки Букачачинского месторождения каменного угля, код объекта 76-0175-000226-П (фактический адрес: Читинская область, Чернышевский район, 51 км ССЗ р.ц. Чернышевск, I категория), свидетельство от 29.12.2016 № A03CQGII.
В феврале 2019 г. ООО «ЗУЭК» была проведена актуализация учетных сведений об объекте НВОС: участок отработки Букачачинского месторождения каменного угля, код объекта 76-0175-000226-П (фактический адрес: Забайкальский край, Чернышевский район, 51 км ССЗ р.ц. Чернышевск, I категория), свидетельство от 19.02.2019 № DCSHFBM7. В результате чего добавились сведения по 16 стационарным источникам выбросов, с общей массой - 28,83201 т/г (в том числе: агрегат сортировки ДРО; склад угля мелкой фракции; склад угля средней фракции; склад угля крупной фракции), что также подтверждается служебной запиской представленной отделом государственной экологической экспертизы и нормирования Управления.
Наличие агрегата сортировки ДРО на участке недропользования, а также заявленных в ходе актуализации в 2019 г. ООО «ЗУЭК» (регистрационный № DCSHFBM7 от 18.02.2019) учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду на объекте НВОС: участок отработки Букачачинского месторождения каменного угля, код объекта 76-0175-000226-П, источников выбросов - складов угля мелкой, средней и крупной фракций, свидетельствует о том, что на участке Букачачинского месторождения каменного угля осуществляется переработка (дробление, сортирование по фракциям), доставленной с участка добычных работ (добычи) угольной массы.
Таким образом, ООО «ЗУЭК» на угольном складе Букачачинского месторождения каменного угля с применением технического средства - агрегата сортировки ДРО производится дробление и сортировка доставленной с участка добычных работ угольной массы с получением товарного продукта посредством механического (физического) воздействия, что в соответствии с п. 137 Правил охраны недр и приказом Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599 (термины и определения), является первичной переработкой добытого полезного ископаемого.
Согласно представленному ООО «ЗУЭК» договору № 08/15 от 01.07.2015 (т.1 л.д.119-122), ООО «Боградский ГОК» («Подрядчик») обязуется по заданию ООО «ЗУЭК» («Заказчик») выполнять работы по добыче каменного угля открытым способом на Букачачинском месторождении. Согласно п.п. 1.1 указанного Договора, объем полученного каменного угля сдается «Заказчику».В соответствии с п.п. 2.2.3 Подрядчик обязан осуществлять выполнение всех видов необходимых горно-подготовительных работ (вскрышные работы, работы по подготовке траншей, строительство и ремонт дорог, мостов, устройство путей и др.).Согласно п.п. 2.2.5 Подрядчик обязан осуществлять работы в соответствии с проектной документацией и требованиями промышленной безопасности.
Таким образом, в соответствии с договором от 01.07.2015 № 08/15 весь добытый ООО «Боградский ГОК» объем каменного угля без переработки сдается ООО «ЗУЭК».
Тем самым, ООО «ЗУЭК» при пользовании недрами по лицензии ЧИТ 01621 ТЭ осуществляет первичную переработку полезных ископаемых (угля).
Суд, оценивая пояснения ФИО2, исполнительного директора ООО «ЗУЭК», опрошенного судом в качестве свидетеля в заседании (аудиозапись судебного заседания от 28.10.2019), по ходатайству заявителя, и пояснившего, что работы по переработке не проводятся, планируются на момент проверки монтажа комплекса по переработке, уголь для охлаждения через бункер пускается на конвейерную ленту для охлаждения, выслушав также пояснения Росприроднадзора, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 137 Правил охраны недр (утверждены Постановлением Гос-гортехнадзора России от 06.06.2003 № 71), к первичной переработке добытого из недр полезного ископаемого относятся технологические процессы его преобразования в товарные продукты путем физических, химических и комбинированных методов воздействия.
В ходе проверки административным органом выполнены осмотры:
-эксплуатируемого участка, на котором пользователем недр проводятся работы по добыче из недр полезного ископаемого - угля (угольной массы); вид участка по добыче угля, карьер, пласты угля в карьере зафиксированы произведенной в ходе проверки фотосъемкой;
-угольного склада, на котором производится преобразование вывезенного из карьера полезного ископаемого - угля (угольной массы) в товарный продукт, в результате преобразования на угольном складе сформированы бурты пустой породы, бурты угля различной размерности (товарной продукции), о чем представлены прилагаемые к проверке фотоматериалы.
-Фотоматериалами демонстрируются:
-уголь в карьере (фототаблица, фото 2) представлен угольной массой с высоким содержанием пустой породы в обломках размером от первых сантиметров (дресва, щебень) до метра (глыбы, валуны);
-уголь сортированный на угольном складе (фототаблица, фото 3) представлен буртами сортированного по размерности угля (фото 4, 5), изъятая из угольной массы пустая порода складирована в отдельный бурт (фото 3), т.е. представлен уголь, преобразованный в товарный продукт;
-уголь сортированный на угольном складе (фототаблица, фото 4), преобразованный в товарный продукт (фото 4, 5) посредством механической сортировки с применением сортировочного комплекса, оборудованного бункером для загрузки угольной массы для переработки, в борту бункера имеются остатки угля (угольной массы), загруженного для переработки (фото 7).
Заявление свидетеля об отсутствии на угольном складе на момент проверки механического устройства для дробления угля (дробилки) не свидетельствует о не проведении на угольном складе работ по преобразованию добытого в карьере угля (угольной массы) в товарный продукт, т.е. его первичной переработки.
Таким образом, ООО «ЗУЭК» осуществляет добычу полезного ископаемого открытым способом (карьером) с доставкой добытого сырья (угольной массы) на угольный склад, на котором осуществляется преобразование добытого сырья (угольной массы) в товарный продукт путем физических (изъятие из угольной массы пустой породы вручную) и механических (с применением механизмов ДСК - бункер, конвейерная лента) методов воздействия, что является первичной переработкой добытого из недр полезного ископаемого.
Классификация запасов и прогнозных ресурсов угольных месторождений не содержит показателя «размерность (размер) угля - мелкий, средний, крупный; угли по размерности не классифицируются. В соответствии с «Методическими рекомендациями по применению классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов. Угли и горючие сланцы»(утверждены МПР России распоряжением от 05.06.2007 № 37-р), ископаемые угли подразделяют:
-по степени углефикации органического вещества на 3 вида;
-по генетическим параметрам на 49 классов;
-по технологическим параметрам - на марки, группы, подгруппы - 17 марок.
При разведке угольных месторождений определяются угольные пласты, классифицируемые по мощности (тонкие, средней мощности, мощные), сложности строения (простого, сложного, очень сложного); в зависимости от сложности строения и зольности угольные пласты разделяют на рабочие и нерабочие.
Качество углей определяют следующие показатели: зольность, массовая доля серы, выход летучих веществ, обогатимость, пластометрические показатели для спекающихся каменных углей, выход битумов для битумсодержащих углей, теплота сгорания горючих сланцев. Для подсчета запасов устанавливаются показатели: минимальная мощность пласта, максимальная мощность породных прослоев, зольность углей, границы подсчета запасов.
Таким образом, угли по размерности не классифицируются.
Согласно заключению Экспертной комиссии ФБУ «ГКЗ», выданному по представленным ООО «ЗУЭК» материалам «Технико-экономическое обоснование постоянных разведочных кондиций и подсчета запасов приповерхностной части Букачачинского каменноугольного месторождения по состоянию на 01.12.2010»(приложение № 1 к протоколу ГКЗ Роснедра от 24.08.2012 № 2836), угленосные отложения ... представлены пластами I, II, П-бис, Спутник, III, IV, V, VI, VII, VIII, мощность которых изменяется от 0,6 до 42 м. По размерности уголь в пластах («мелкий», «очень мелкий», «покрупнее» и т.д.)не классифицируется.
Красноярским филиалом ФБУ «ГКЗ» по представленным ООО «ЗУЭК» материалам «Технико-экономическое обоснование постоянных разведочных кондиций и подсчет запасов приповерхностной части Букачачинского каменноугольного месторождения по состоянию на 10.12.2015»выдано экспертное заключение (приложение 1 к протоколу ТКЗ Центрсибнедра от 18.03.2016 № 1291), угли месторождения по размерности в пластах («мелкий», «очень мелкий», «покрупнее»и т.д.) не классифицированы.
В соответствии с общим определением назначения технического устройства – бункер, он представляют собой сосуды большого объема с загрузочными и разгрузочными отверстиями, перекрываемыми задвижками, предназначены для приема, временного накапливания, хранения и подачи на транспортные средства насыпных грузов для их дальнейшей переработки. Бункеры загружаются через открытый верх или загрузочные отверстия, разгружаются через отверстия в днище или внизу боковых стенок. Продвижение груза по бункеру и истечение его через отверстия происходят под действием силы тяжести.
Применение бункера на установке ДСК, либо «монтируемой» установки ДСК для охлаждения угляв целях воспрепятствования возгоранию - не предусмотрено и фактически исключено, т.к. охлаждающими устройствами бункер не оборудован, что подтверждено фотосъемкой.
Кроме того, по показанию свидетеля данный способ обращения угля (через бункер на конвейерную ленту) «предусмотрен технологической схемой»,при этом технологическая схема, предусматривающая оборот угля в цепи бункер - конвейерная лента «для охлаждения угля», сопровождаемая потерями угля (просыпками, оставлению на бортах бункера и др.), в ООО «ЗУЭК» отсутствует.
Таким образом, заявленный довод свидетельствует о преобразовании угля в товарный продукт способами, не предусмотренными утвержденным в установленном порядке техническим проектом (технологической схемой), согласованной в части рационального использования и охраны недр.
Заявление о перемещении при длительном хранении верхнего саморазрушенного слоя угля экскаватором «на другую сторону»подтверждает вывод административного органа о проведении пользователем недр мероприятий по преобразованию добытого полезного ископаемого на угольном складе, т.е. переработке угля.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что оспариваемое обществом предписание не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований ООО "ЗУЭК" надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленного требования Общества с ограниченной ответственностью «Забайкальская угольная энергетическая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене предписания № НЗАТ-043/3 от 26.04.2019, как несоответствующего Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Судья Д.С. Горкин