ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-10763/14 от 10.04.2015 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                       Дело № А78-10763/2014

17 апреля 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2015 года

Решение изготовлено в полном объёме апреля 2015 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Клишиной Ю.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гурулёвой Т.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя индивидуального предпринимателя ФИО1

к Администрации городского поселения «Борзинское», Совету городского поселения «Борзинское»

о признании незаконным бездействия,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – индивидуального предпринимателя ФИО1, ФИО2, представителя по доверенности от 06.05.2014;

от заинтересованных лиц:

от Администрации городского поселения «Борзинское» – ФИО3, представителя по доверенности от 02.02.2015;

от Совета городского поселения «Борзинское» - представитель не явился (извещен);

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее –предприниматель ФИО1, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, к Администрации городского поселения «Борзинское», Совету городского поселения «Борзинское» (далее Администрация ГП «Борзинское», Совет ГП «Борзинское», заинтересованное лицо)  о признании незаконным бездействия Администрации и Совета городского поселения «Борзинское» в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества ФИО1 площадью 311,8 м2, в том числе: тамбур пом. 1 площадью 6,9 м2, торговый зал пом. 2 площадью 295 м2, тамбур пом. 4 площадью 9,9 м2, расположенного но адресу: <...> п. 1, и совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, а именно: заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества, принятие решения об условиях приватизации арендуемого имущества, направление ФИО1 проекта договора купли-продажи арендуемого имущества;

- об обязании Администрации ГП «Борзинское» в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу решения суда заключить договор на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

- об обязании в двухнедельный срок с даты принятия отчета об оценке арендуемого имущества: - Администрацию ГП «Борзинское» направить в Совет ГП «Борзинское» проект решения о внесении изменений в прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества в части внесения в план имущества, арендуемого ФИО1, с указанием способа его приватизации;

- об обязании Совета ГП «Борзинское» внести изменения в прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества ГП «Борзинское» в части внесения в план недвижимого имущества, арендуемого Заявителем, с указанием способа его приватизации;

-об обязании Администрации ГП «Борзинское» в 10-дневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества направить заявителю проект договора купли-продажи недвижимого имущества площадью 311,8 м2, в том числе: тамбур пом. 1 площадью 6,9 м2, торговый зал пом. 2 площадью 295 м2, тамбур пом. 4 площадью 9,9 м2, расположенного по адресу: <...> п. 1.

-о взыскании судебных расходов в размере 52000 рублей.

Заявленные требования мотивированы тем, что предприниматель ФИО1 относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, арендует указанное помещение по договору аренды более двух лет на день вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2008 ;№ 159-ФЗ и отвечает требованиям, установленным статьей 3 этого Закона, в связи с чем имеет преимущественное право на выкуп арендуемого недвижимого имущества. Бездействие Администрации ГП «Борзинское» и Совета ГП «Борзинское» выражается в том, что по обращению предпринимателя, поданному 05.06.2014, о   намерении реализовать преимущественное право на приобретение в собственность арендуемого нежилого помещения, заинтересованные лица не совершили юридически значимых действий, предусмотренных частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ (проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества, принятие решения об условиях приватизации этого имущества и направление обществу проекта договора купли-продажи указанного имущества), обеспечивающих реализацию предпринимателю предоставленного ему Законом преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не предоставили ответ на заявление, и в результате такого бездействия нарушены права и законные интересы заявителя.

 В обоснование заявленных требований предприниматель указал, что в нарушение требований Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Администрация ГП «Борзинское» и Совет ГП «Борзинское», уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, не предоставили ответ на заявление предпринимателя от 05.06.2014 о   реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого нежилого помещения площадью, расположенного по адресу: <...> п. 1, вследствие чего указанное бездействие нарушает законные права и интересы  заявителя в сфере экономической и предпринимательской деятельности. Указывает, что предприниматель соответствует установленным статьей 3 данного Федерального закона требованиям, в силу чего заинтересованные органы незаконно бездействуют, не совершая юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. Кроме того, просит взыскать судебные расходы в размере 52000 рублей, понесенные заявителем на оплату услуг представителя  в связи с рассмотрением настоящего дела.

В судебном заседании предприниматель, его представитель требования поддержали в полном объеме.

   Представитель Администрации ГП «Борзинское»  в судебном заседании требования не признал, указал, что поскольку в утвержденный план (программу) приватизации муниципального имущества арендуемое предпринимателем нежилое помещение не было включено, проект решения о реализации преимущественного права на приобретение в собственность нежилого помещения был направлен в Совет ГП «Борзинское», который на очередном заседании принял решение отложить рассмотрение указанного вопроса при утверждении плана приватизации на 2015 год, в связи с чем отсутствует бездействие органов местного самоуправления в решении вопроса о реализации заявителем преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества, представил отзыв. Требования заявителя о взыскании судебных расходов в размере 52000 рублей находит чрезмерными.

            Представитель Совета ГП «Борзинское» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представил отзыв о несогласии с заявленными требованиями.

            Дело рассматривается в отсутствие представителя Совета ГП «Борзинское».

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 05.06.2014 заявитель обратилась в Администрацию ГП «Борзинское» с заявлением о соответствии условиям отнесения к её к  категории   субъектов   малого   или   среднего   предпринимательства   и   о   намерении реализовать преимущественное право на приобретение в собственность арендуемого нежилого помещения площадью 302,7 м2, состоящее из помещения тамбура площадью 8,6 м2 и помещения площадью 295 м2, расположенное по адресу: <...> этаж, и с просьбой выполнить Администрацию ГП «Борзинское» следующие действия:

- обеспечить формирование указанного помещения площадью 302,7 м2;

- обеспечить постановку на кадастровый учет;

- обеспечить рыночную оценку имущества;

- обеспечить принятие решения о приватизации помещения;

-направить договор купли-продажи указанного помещения Заявителю для заключения.

К заявлению были приложены следующие документы:

- копии договоров аренды нежилого помещения за 2011-2014г.г.;

- копии платежных поручений об оплате аренды за апрель и май 2014г.;

- сведения о средней численности работников на 31.12.2013г.;

- копия декларации за 2013г. для подтверждения выручки;

- выписка из ЕГРЮЛ на 04.06.2014г.;

- копия свидетельства ОГРН;

- копия свидетельства ИНН;

- копия письменной консультации ООО «Юридическая фирма Равновесие».

Письмом от 02.07.2014 исходящий номер 969 Администрация ГП «Борзинское» сообщило предпринимателю, что проект решения о реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого помещения, расположенного по адресу: <...> будет вноситься в Совет городского поселения «Борзинское» для решения данного вопроса депутатами.

Посчитав бездействие Администрации и Совета городского поселения «Борзинское» в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества по заявлению от 05.06.2014 и  в несовершении юридически значимых действий по реализации преимущественного права на приобретение спорных помещений незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предприниматель ФИО1  обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

 В силу положений части 1 статьи 4, части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного акта и незаконным действия (бездействия) необходимо наличие двух условий: несоответствие этого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение этим актом, действием (бездействием) прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием ненормативного акта и действия (бездействия) незаконным.

В соответствии со ст. ст. 64, 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

Статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон № 178-ФЗ) названный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.

На основании пункта 5 статьи 3 Закона № 178-ФЗ особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены иным федеральным законом.

Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, предусмотрены Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" (далее - Закон № 159-ФЗ).

Согласно статье 3 Федерального закона № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ), и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.06.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона № 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, арендатору предоставляется преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, при одновременном выполнении указанных условий.

Порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества предусмотрен статьей 4 Закона № 159-ФЗ, согласно части 1 которой орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности, в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов, соответствующих установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, на приобретение арендуемого имущества.

Часть 2 статьи 9 Закона № 159-ФЗ установлено, что субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ, и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

 В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона № 159-ФЗ в случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.

Пунктом 1 части 8 статьи 4 Закона № 159-ФЗ предусмотрено, что субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации отказ уполномоченного органа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

Решением Совета городского поселения «Борзинское» № 233 от 24.09.2010 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения «Борзинское» (далее Положение №233).

Согласно пункту 1.4 Положения городскому поселению «Борзинское», как собственнику, принадлежат права владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.

От имени городского поселения «Борзинское» права собственника в пределах предоставленных им полномочий осуществляют: Совет городского поселения «Борзинское», администрация городского поселения «Борзинское».

Совет городского поселения «Борзинское» вправе наделить органы администрации городского поселения «Борзинское» отдельными полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным имуществом.

Пунктом 7 Положения предусмотрены полномочия органов местного самоуправления городского поселения «Борзинское» в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом.

Согласно пункту 7.1 Совет городского поселения «Борзинское», в том числе:

- принимает нормативные правовые акты, регулирующие вопросы управления и распоряжения муниципальным имуществом;

- определяет порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом;

- определяет порядок и условия приватизации муниципального имущества;

Согласно пункту 7.2 Администрация городского поселения «Борзинское» в пределах своих полномочий:

7.2.1. Издает правовые акты по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом;

7.2.2. В сфере управления муниципальным имуществом, взаимоотнощений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории городского поселения «Борзинское»:

- управляет муниципальным имуществом городского поселения «Борзинское», решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципального имущества, вносит предложения в Совет городского поселения «Борзинское» об отчуждении недвижимого муниципального имущества

Согласно пункту 11.2.1 Положения приватизация муниципального имущества городского поселения «Борзинское» представляет собой возмездное отчуждение муниципального имущества, находящегося     в   муниципальной собственности городского поселения «Борзинское» в собственность физических или юридических лиц. 

Пунктом 11.2.2. предусмотрено, что приватизация муниципального имущества городского поселения «Борзинское»    осуществляется   в   соответствии   с   законодательством Российской Федерации и в порядке, определенном Советом городского поселения «Борзинское».

Решением Совета городского поселения «Борзинское» от 28.01.2011 № 267  утверждено Положение о порядке приватизации муниципального имущества городского поселения «Борзинское» (далее Положение №267), которым установлены основные принципы и порядок проведения приватизации муниципального имущества городского поселения «Борзинское».

Согласно пункту 2.4 Положения приватизация муниципального имущества городского поселения «Борзинское» осуществляется органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном федеральным законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества и настоящим Положением.

Согласно пункту 4.2 Положения в случаях, установленных Федеральным        Законом        «Об особенностях  отчуждения  недвижимого  имущества,   находящегося     в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22.07.2008 №159-ФЗ, отчуждение муниципального недвижимого имущества городского поселения «Борзинское» производится в соответствии с данным Федеральным законом.

Пунктом 5 Положения регламентирована компетенция органов местного самоуправления городского поселения «Борзинское» в сфере приватизации муниципального имущества:

 5.1. К полномочиям Совета городского поселения «Борзинское» в сфере приватизации муниципального имущества городского поселение «Борзинское» относится:

1) определение порядка приватизации муниципального имуществе;

2) утверждение прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества;

3) утверждение отчета о выполнении прогнозного плана (программ') приватизации муниципального имущества за прошедший год;

4) утверждение перечня объектов, находящихся в муниципальной собственности городского поселения «Борзинское» и не подлежащих отчуждению (приватизации).

5) принятие решения о распределении денежных средств, полученных в результате приватизации.

6) осуществление контроля за ходом приватизации муниципального имущества;

7) осуществление иных предусмотренных действующим законодательством полномочий.

5.2. К полномочиям администрации городского поселения «Борзинское» в сфере приватизации муниципального имущества городского поселения «Борзинское» относится:

1) внесение на рассмотрение в Совет городского поселения «Борзинское» проектов нормативных правовых актов по вопросам приватизации;

2) внесение в Совет городского поселения «Борзинское» предложения о формировании перечня объектов, находящихся в муниципальной собственности городского поселения «Борзинское», не подлежащих приватизации;

3) разработка и вынесение на утверждение Совета городского поселения «Борзинское» прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества на соответствующий год, условий приватизации муниципального имущества;

4) вынесение на утверждение Совета городского поселения «Борзинское» отчета о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества за прошедший год;

5) утверждение процедуры реализации прогнозного плана приватизации муниципального имущества, состава и порядка деятельности комиссии по проведению приватизации;

6) осуществление полномочий продавца муниципального имущества;

7) осуществление иных, предусмотренных действующим законодательством, полномочий.

В пункте 15 Положения содержатся особенности отчуждения недвижимого имущества городского поселения «Борзинское», находящегося в муниципальной coбственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства:

Так пунктом 15.1 предусмотрено, что субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном  отчуждении арендуемого недвижимого имущества из муниципальной собственности городского поселения «Борзинское» пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным Законом от 29.07.19.98 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». При этом, такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:

1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу Федерального Закона «Об особенностях отчужден]1я недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22.07.2008 года №159-ФЗ в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 ст. 4 ФЗ-159, а в случае, предусмотренном частью 2 ст. 9 ФЗ-159 - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;

3) площадь арендуемых помещений не превышает пятьсот квадратных метров;

4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07. 2007 года №209-ФЗ  «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

15.2. Совет городского поселения «Борзинское» по представлению администрации городского поселения «Борзинское» предусматривает в прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества преимущественное право арендаторов, соответствующих установленным п. 15.1. настоящего Положения требованиям, на приобретение арендуемого недвижимого имущества.

15.3. В течение десяти дней с даты принятия решения о внесении в              прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества городского поселения «Борзинское» указанного имущества, администрация городского поселения «Борзинское» направляет арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим установленным п. 15.1. настоящего Положения требованиям, копии указанного решения, предложение о заключении договоров купли-продажи арендуемого имущества, проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества, а также при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием её размера.

15.6. В случае согласия субъекта малого и среднего предпринимательства на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения указанным субъектом предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества.

15.7. Субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий     установленным     п. 15.1.     настоящего     Положения требованиям, по своей инициативе вправе направить в администрацию городского поселения «Борзинское»   заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 года №209-ФЗ «Оразвитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

15.8. При получении заявления администрация городского поселения «Борзинское» обязана:

1) обеспечить    заключение договора   на   проведение    оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным Законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;

2) направить в Совет городского поселения «Борзинское» проект решения о внесении изменений в прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества в части внесения в план указанного имущества с указанием способа его приватизации в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;

3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения о внесении изменений в прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества.

15.9. В случае, если заявитель не соответствует установленным п. 15.1настоящего Положения требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии федеральным законодательством, администрация городского поселения «Борзинское» в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.

15.22. Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ органов местного самоуправления в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, а также их бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действия, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

Как установлено материалами дела, предприниматель 05.06.2014 обратился в Администрацию ГП «Борзинское» с заявлением в порядке, установленном пунктом 2 статьи 9 Закона № 159-ФЗ, а также п.15.7 Положения №267.

Предприниматель обратился с указанным заявлением в уполномоченный орган, заявление содержало необходимую информацию, а также к нему были приложены необходимые документы, что заинтересованными лицами не оспаривается.

Письмом от 02.07.2014 исх.№ 969 Администрация ГП «Борзинское» сообщила предпринимателю, что проект решения о реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого помещения, расположенного по адресу: <...> будет вноситься в Совет городского поселения «Борзинское» для решения данного вопроса депутатами.

08.07.2014 письмом исх.№991 Администрация ГП «Борзинское» направила в Совет ГП «Борзинское» проект решения «О внесении дополнений в решение Совета ГП «Борзинское» от 03.03.2014 №155 «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества городского поселения «Борзинское» на 2014 год» для рассмотрения на ближайшем Совете ГП «Борзинское». Из содержания указанного проекта решения следует, что приложение необходимо дополнить следующим содержанием: нежилое помещение, местонахождение Забайкальский край. Г.Борзя, ул.карла Маркса, 87 пом.1, предполагаемые сроки приватизации- 4 квартал, способ приватизации – 159-ФЗ, предполагаемая цена приватизации 1100, срок рассрочки платежа- по согласованию. Согласно приложенному финансово-экономическому обоснованию Администрация ГП «Борзинское» считает экономически не целесообразным включение данного объекта в план приватизации на 2014 год.

Согласно протоколу №29 очередного заседания Совета ГП «Борзинское» от 17.07.2014 вопросом №5 повестки заседания был проект решения «О внесении дополнений в решение Совета ГП «Борзинское» от 03.03.2014 №155 «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества городского поселения «Борзинское» на 2014 год» по заявлению предпринимателя ФИО1 Большинством голосов депутаты проголосовали рассмотреть вопрос при утверждении плана приватизации на 2015 год.

Таким образом, из материалов дела следует, и представителями заинтересованных лиц не оспаривается, что по заявлению предпринимателя ФИО4 от 05.06.2014 Администрацией ГП «Борзинское» было направлено лишь письмо от 02.07.2014 исх.№ 969, иных решений органы местного самоуправления городского поселения «Борзинское», в том числе об отказе в отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действия, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в сроки установленные Законом №159-ФЗ (пункт 4 ст.9), а также Положением №267 (пункт 15.9), не принимали, заявление предпринимателю с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества, возвращено не было.

Следовательно, органами местного самоуправления городского поселения «Борзинское», в компетенцию которых входит в том числе, принятие решений по приватизации муниципального имущества, в нарушение пункта 4 ст.9 Закона №159-ФЗ, а также Положения №267, не было надлежащим образом рассмотрено заявление предпринимателя, не рассмотрены приложенные документы о соответствия заявителя требованиям ст.3 Закона №159-ФЗ, а также не принято конечное решение по заявлению в 30-дневный срок, а также не представлено доказательств о принятии решения по заявлению от 05.06.2014 на день рассмотрения дела судом.

При таких обстоятельствах, суд находит незаконным бездействие Администрации городского поселения «Борзинское», Совета городского поселения «Борзинское» выразившееся в  непринятии решения по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 от 06.06.2014 года о  реализации преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения, площадью 302,7 кв.м, состоящего из помещения тамбура, площадью 8,6 кв.м и помещения площадью 295 кв.м,  расположенного но адресу: <...> п. 1, поскольку не рассмотрение заявления является необоснованным препятствием для приобретения нежилого помещения предпринимателем,  нарушает права и законные интересы лица, как потенциального претендента на испрашиваемый объект.

На основании изложенного, суд считает требования заявителя в данной части обоснованными и подлежащими удовлетворению, вместе с тем, суд считает необходимым указать, что в заявлении от 06.06.2014 о  реализации преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения, предпринимателем указана площадь испрашиваемого нежилого помещения в размере 302,7 кв.м, в связи с чем, исходя из предмета заявленных требований, в порядке ст.201 АПК РФ, обязывает Администрацию городского поселения «Борзинское», Совет городского поселения «Борзинское» устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем совершения действий по принятию решения по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 от 06.06.2014 года в соответствии требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Положения №267.

Заявленные требования в виде признания незаконным бездействия Администрации городского поселения «Борзинское», Совета городского поселения «Борзинское» в части совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, а именно: заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества, принятие решения об условиях приватизации арендуемого имущества, направление ФИО1 проекта договора купли-продажи арендуемого имущества и обязании устранить нарушения прав и законных интересов заявителя,  суд находит неподлежащими удовлетворению, исходя из фактически установленных в судебном заседании обстоятельств. Так, в судебном заседании установлено, что заинтересованными лицами, соответствие заявителя требованиям ст.3 Закона№159-ФЗ,  и п. 15.1 Положения №267, не устанавливалось, следовательно, совершение юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, возможно только после надлежащего рассмотрения заявления, в порядке, установленном Положением №267.

В соответствии со ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Абзацем 2 части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено распределение судебных расходов пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований в случае, если иск удовлетворен частично.

Вместе с тем, исходя из неимущественного характера требований, к данной категории дел не могут применяться положения части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований. Поэтому с Администрации городского поселения «Борзинское», Совета городского поселения «Борзинское»  солидарно в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб., понесенные им при подаче заявления о признании незаконным бездействия.

В пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2007 года N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" указано, что если суд апелляционной (кассационной) инстанции не разрешил вопрос о распределении судебных расходов на оплату услуг представителя, понесенных в связи с рассмотрением дела в соответствующей инстанции, заявление о распределении указанных расходов может быть подано в суд первой инстанции.

В пункте 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 г. N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.

При этом, как указано в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 г. N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах", лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.

Таким образом, при разрешении вопроса о распределении судебных расходов арбитражный суд обязан установить обоснованность несения лицом, участвующим в деле, судебных расходов и их фактический размер.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.2008 г. N 18118/07 указано, что, заявляя о необходимости уменьшения размера подлежащих к взысканию расходов по оплате услуг адвоката, административный орган должен представить суду доказательства чрезмерности понесенных организацией расходов с учетом сложившейся в регионе стоимости оплаты услуг адвоката, а также сведений статистических органов о ценах на рынке юридических услуг. В отсутствие таких доказательств суд вправе по собственной инициативе возместить расходы в разумных, по его мнению, пределах лишь при условии явного превышения разумных пределов заявленным требованиям.

Вместе с тем, как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 г. N 454-О, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

Таким образом, для снижения арбитражным судом суммы возмещения проигравшей стороне необходимо не только активно возражать, но и представлять доказательства чрезмерности (неразумности) выплаченных представителю сумм. Только при условии заявления проигравшей стороной возражений и представления ею надлежащих доказательств чрезмерности взыскиваемых расходов арбитражный суд может уменьшить взыскиваемые в возмещение расходов на оплату услуг представителя суммы. Произвольное же уменьшение суммы возмещения расходов на оплату услуг представителя недопустимо.

В подтверждение понесенных расходов на оплату услуг представителя предпринимателем представлены следующие документы:

- договор оказания юридических услуг №175-Г  от 18.08.2014, заключенный между предпринимателем ФИО1 и ООО «Юридическая фирма «Равновесие», предметом которого являются юридические услуги по ведению дела в суде 1 инстанции по оспариванию бездействия Администрации и Совета ГП «Борзинское». Вознаграждение предусмотрено в размере 52000 рублей, которая уплачивается в порядке 100% предоплаты с момента подписания договора;

-платежное поручение №165 от 27.08.2014, подтверждающее перевод денежных средств предпринимателем ФИО1 в размере 52000 рублей за правовой услуги по договору №175 от 18.08.2014 ООО«Юридическая фирма «Равновесие».

Имеющимися материалами дела подтверждается, что фактически по договору исполнитель (ООО «Юридическая фирма «Равновесие») оказал Клиенту  следующие услуги: подготовка заявления в суд и непосредственное представление интересов в судебном заседании в Арбитражном суде Забайкальского края (8 судебных заседаний, включая предварительные заседания), подготовка уточненных требований и дополнительных документов, написание возражений на отзыв, подбор судебной практики.

Таким образом, указанными материалами дела подтверждается факт оказания ООО «Юридическая фирма «Равновесие» предпринимателю ФИО1 юридических услуг по условиям договора от 18.08.2014.

Заявляя о чрезмерности судебных расходов, Администрацией ГП «Борзинское» представлена справка Борзинского филиала Палаты адвокатов Забайкальского края о стоимости услуг по аналогичным делам и справка Структурного подразделения «Паритет» ИП ФИО5

Оценив представленные документы, суд считает, что указанные справки о стоимости услуг конкретными юридическими лицами, не свидетельствуют о чрезмерности заявленных требований.

Таким образом, принимая во внимание относимость произведенных судебных расходов к делу, учитывая степень сложности рассмотренного спора и объем доказательственной базы, учитывая, что факт оказания юридической помощи заявителю и ее оплаты предпринимателем подтверждаются материалами дела, иных доказательств того, что размер указанных расходов является завышенным не представлено, заявление о взыскании с заинтересованных лиц солидарно судебных расходов в размере 52000 руб. подлежит удовлетворению, заявленный размер судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 52000  рублей отвечает критериям разумности и соразмерности, доказательств обратного не представлено.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Администрации городского поселения Борзинское», Совета городского поселения «Борзинское» выразившееся в  непринятии решения по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 о  реализации преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения, площадью 302,7 кв.м, состоящего из помещения тамбура, площадью 8,6 кв.м и помещения площадью 295 кв.м,  расположенного но адресу: <...> п. 1 от 06.06.2014 года.

Обязать Администрацию городского поселения «Борзинское», Совет городского поселения «Борзинское» устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем совершения действий по принятию решения по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 от 06.06.2014 года в соответствии требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 В остальной части заявленных требований отказать.

 Взыскать с Администрации городского поселения Борзинское» и Совета городского поселения «Борзинское» солидарно в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 52000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья                                                                                               Ю.Ю. Клишина