ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-11032/16 от 16.11.2016 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-11032/2016

16 ноября 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2016 года

Решение изготовлено в полном объёме 16 ноября 2016 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шумаковой Л.М.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения здравоохранения «Краевая детская клиническая больница»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю

о признании незаконным решения о рассмотрении жалобы № 132 от 10.06.2016,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

1. ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю,

2. ГКУ «Центр материально-технического обеспечения медицинских организаций Забайкальского края»,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Капустиной Е.П., представителя по доверенности от 08.09.2016,

от заинтересованного лица: Осиповой А.О., представителя по доверенности от 17.03.2016,

от третьих лиц: не было, уведомлены.

Государственное учреждение здравоохранения «Краевая детская клиническая больница» (далее заявитель, ГУЗ «КДКБ») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения о рассмотрении жалобы № 132 от 10.06.2016 Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю.

Представитель заявителя требования поддержала, указав на ошибочность выводов УФАС в обжалуемом решении.

Представитель УФАС заявленное требование не признала, полагая его законным и обоснованным.

Суд, изучив материалы дела, установил.

Согласно пункту 13 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрольный орган в сфере закупок - федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну (далее - контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа).

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (п.1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 №331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»)

В соответствии с пунктом 1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (Приказ Федеральной антимонопольной службы от 23.07.2015 №649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы») территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

26 мая 2016 года уполномоченным учреждением - ГКУ ЦМТО для нужд государственного заказчика - ГУЗ «Краевая детская клиническая больница» в ЕИС размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона на поставку текстильных изделий (реестровый номер № 0891200000316004436).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 640 500,00 рублей.

В соответствии с порядком взаимодействия (утв. постановлением Правительства Забайкальского края от 17.12.2013 №544 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») уполномоченное учреждение и заказчик совместно утверждают аукционную документацию. В соответствии с пунктом 17 Порядка взаимодействия уполномоченное учреждение утверждает документацию в пределах переданных ему полномочий на определение поставщиков, то есть за исключением обоснования НМЦК, описания объекта закупки, проекта контракта.

Наименование, описание объекта закупки и количество товара утверждены заказчиком в разделе 21 аукционной документации.

На участие в аукционе поступило 8 заявок, из которых 7 заявок допущены к участию в аукционе (протокол рассмотрения первых частей заявок от 06.06.2016).

03 июня 2016 года в адрес Забайкальского У ФАС России поступила жалоба ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю на положения аукционной документации (закупка № 0891200000316004436), жалобе присвоен № 132.

Из существа жалобы следует, что заказчиком осуществляется закупка товаров (полотенец махровых и вафельных), по которым учреждениям уголовно-исполнительной системы должны предоставляться преимущества в отношении предлагаемой цены контракта в размере 15%. В нарушение части 2 статьи 28 Закона о контрактной системы преимущества не установлены. Также, по мнению ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю, заказчиком и уполномоченным учреждением нарушены требования Закона о защите конкуренции и статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку все закупаемые товары объединены в одну закупку, всем товарам присвоены неверные коды по ОКПД2, следствием чего явилось отсутствие в извещении и документации о закупке предусмотренного частью 2 статьи 28 Закона о контрактной системе преимущества учреждениям УИС.

На момент рассмотрения жалобы аукцион не был проведен, контракт не заключен.

10 июня 2016 года жалоба рассмотрена, принято решение:

Жалобу ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю признать обоснованной.

Государственного заказчика - «Краевая детская клиническая больница» признать нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 33, часть 2 статьи 28, часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.

Заказчику, уполномоченному учреждению выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

Передать материалы жалоб должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Передать материалы жалобы должностному лицу Забайкальского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Уполномоченному учреждению, заказчику также выдано предписание об аннулировании закупки, предписание исполнено.

Не согласившись с решением УФАС ГУЗ «КДКБ» обратилось в арбитражный суд.

Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного суд полагает, что требования могут быть удовлетворены в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: несоответствие оспариваемых им действий закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя при совершении этих действий.

Заявителем оспаривается решение Комиссии Забайкальского УФАС России исходя из того, что поскольку извещение о закупке сформировано в соответствии с ОКПД2, соответственно преимущества учреждениям уголовно-исполнительной системы не могут быть предоставлены, т.к. перечень товаров основан на кодах ОКПД.

В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона о контрактной системе при определении поставщиков заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

Перечень товаров (работ, услуг), в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 №649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта» (далее - Постановление №649).

Названным постановлением, среди прочих товаров, в перечень включено белье туалетное из тканей, Код ОКПД 17.40.14.110.

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (ОКПД) в категорию «17.40.14.110 Белье туалетное из тканей» включает:

полотенца для рук или лица;

полотенца банные и пляжные;

салфетки для лица;

перчатки туалетные.

Объектом закупки (позиции 1, 8 раздела 21 документации) являются полотенца для рук и лица (белье туалетное из тканей).

При осуществлении закупки белья туалетного из тканей учреждениям и предприятиям УИС заказчик обязан предоставить преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов, указав такую информацию в извещении и документации о закупке.

В нарушение части 2 статьи 28 Закона о контрактной системе заказчиком названные требования не исполнены.

Довод заявителя о неисполнимости требований части 2 статьи 28 Закона о контрактной системе ввиду установления перечня товаров (Постановление №649) в привязке к ОКПД, а размещении извещения о закупке в привязке к ОКПД2, является необоснованным по следующим основаниям.

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (ОКПД) (КПЕС 2002) введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 №329-ст.

Приказом Госстандарта от 31.01.2014 №14-ст принят Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) с датой введения в действие 1 февраля 2014 года, с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 года, с установлением переходного периода до 1 января 2017 г. и последующей отменой ОКПД с 1 января 2017 года.

Вне зависимости от используемого классификатора объектом закупки является товар - полотенца для рук и лица (белье туалетное), в отношении которого предоставляются преференции учреждениям и предприятиям УИС. Поскольку все правовые акты (Постановление №649, ОКПД и ОКПД2) на момент осуществления закупки являются действующими правовыми актами, каждый из них подлежит применению заказчиком. В связи с чем, в соответствии с частью 2 статьи 28 Закона о контрактной системе заказчик обязан при закупке белья туалетного предоставить преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов, указав такую информацию в извещении и документации о закупке.

Несмотря на то, что в перечне Постановления №649 товары классифицированы в соответствии с ОКПД, а функционалом официального сайта единой информационной системы при формировании плана-графика на 2016 год предусмотрено использование ОКПД 2, официальный сайт позволяет в дополнительной информации извещения указать соответствующие коды ОКПД (что, в том числе, подтверждено Министерством экономического развития РФ в письме от 25.04.2016 №Д28и-1095).

Для идентификации продукции по ОКПД2 в целях формирования извещения о проведении закупки можно воспользоваться переходными ключами от ОКПД к ОКПД2, разработанными Минэкономразвития России и расположенными на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации economy.gov.ru (раздел «Общероссийский классификаторы, закрепленные за Минэкономразвития России», файл «Ключи ОКПД2007-ОКПД2» 9,39 Мб).

По оспариваемому объекту закупки белье туалетное - код 17.40.14.110 ОКПД соотносится с кодом 13.92.14.110 ОКПД2 - позиция А6801 файла «Ключи ОКПД2007-ОКПД2».

Таким образом, довод заявителя о невозможности в 2016 году установления преимуществ учреждениям УИС, предусмотренных статьей 28 Закона о контрактной системе, является необоснованным.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 закона. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

При определении поставщиков заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг (часть 2 статьи 28 Закона о контрактной системе).

Для реализации порядка предоставления преимуществ учреждениям УИС необходимо, чтобы объект закупки, сформированный заказчиком в рамках одной закупки, состоял только из товаров, включенных в перечень Постановления №649.

Таким образом, в целях надлежащей реализации статьи 28 Закона о контрактной системе и обеспечения мер государственной поддержки учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы заказчики обязаны формировать объекты закупки, выделяя в отдельные процедуры закупки товаров, включенных в перечень (постановление №649), и устанавливать в извещениях об осуществлении закупок преимущества учреждениям УИС в отношении предлагаемой ими цены контракта.

Включение заказчиком в объект закупки товаров, включенных в перечень Постановления №649 (полотенца для рук и лица - позиции 1, 8 раздела 21 документации), и товаров, не включенных в указанный перечень, не носит объективный характер, поскольку названные действия противоречат требованиям части 2 статьи 28 Закона о контрактной системе, нарушая права учреждений и предприятий УИС, что приводит к необоснованному ограничению числа участников закупки и противоречит принципу обеспечения конкуренции (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).

Таким образом, заказчиком были нарушены пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 33, часть 2 статьи 28, часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.

Оценивая вышеизложенное, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В заявленном Государственным учреждением здравоохранения «Краевая детская клиническая больница» требовании о признании незаконным решения о рассмотрении жалобы № 132 от 10.06.2016 Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю, как несоответствующего Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Судья Горкин Д.С.