ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-1105/20 от 20.03.2020 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                         Дело № А78-1105/2020

20 марта 2020 года

Решение изготовлено в полном объёме марта 2020 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сумароковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Подолье XXI» (ОГРН 5167746405481, ИНН 7703420474)

к Администрации городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» (ОГРН 1057505007581, ИНН 7505004271)

о признании недействительным градостроительного плана № RU92508101-30 от 4 июня 2018 года земельного участка с кадастровым номером 75:06:000000:138: категория земель: земли населенных пунктов – для размещения объектов оздоровительного и рекреационного назначения; площадь 910 556 кв.м., расположенного по адресу: Забайкальский край, Забайкальский район, пгт. Забайкальск, севернее здания базы «Читаавтотранс», и об обязании выдать градостроительный план земельного участка, оформленный в надлежащем виде в установленном законом порядке,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от заинтересованного лица: Гомбоевой Б.Б. – представителя по доверенности от 31.12.2109, диплом (до перерыва), не явился (после перерыва).

Общество с ограниченной ответственностью «Подолье XXI» (далее – ООО «Подолье XXI», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» (далее – Администрация) о признании недействительным градостроительного плана № RU92508101-30 от 4 июня 2018 года земельного участка с кадастровым номером 75:06:000000:138: категория земель: земли населенных пунктов – для размещения объектов оздоровительного и рекреационного назначения; площадь 910 556 кв.м., расположенного по адресу: Забайкальский край, Забайкальский район, пгт. Забайкальск, севернее здания базы «Читаавтотранс», и об обязании Администрации выдать градостроительный план земельного участка, оформленный в надлежащем виде в установленном законом порядке.

Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании, начатом 18.03.2020, объявлялся перерыв до 11 часов 00 минут 20.03.2020, о чем сделано публичное извещение на сайте суда в сети интернет по адресу: http://www.chita.arbitr.ru.

В судебном заседании представитель Администрации требование заявителя признала (аудиозапись судебного заседания от 18.03.2020).

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

ООО «Подолье XXI» принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 75:06:000000:138: категория земель: земли населенных пунктов - для размещения объектов оздоровительного и рекреационного назначения; площадь 910 556 кв. метров; расположенный по адресу: Забайкальский кр., Забайкальский р-н, пгт. Забайкальск, севернее здания базы «Читаавтотранс» (именуемый в дальнейшем по тексту «земельный участок»). Право собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном законном порядке 27 января 2017 года, о чем в Едином государственном реестре недвижимости (именуемый в дальнейшем по тексту «ЕГРН») 27.01.2017 года сделана запись 75:06:000000:138-75/007/2017-2, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Земельный участок общества находится на территории городского поселения «Забайкальское». Земельный налог общество уплачивает в бюджет данного муниципального образования и является участником градостроительных, общественно публичных отношений на территории городского поселения «Забайкальское».

Общество обратилось в 2017 году в Администрацию городского поселения "Забайкальское" за выдачей градостроительного плана, Администрация градостроительный план не выдала.

Общество обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края за обжалованием действий администрации. Решением суда по делу № А78-150/2018 от 20 апреля 2018 года бездействие администрации признано незаконным и суд обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества и выдать градостроительный план.

Выданный ГПЗУ в редакции №1 не соответствовал нормам законодательства РФ и не содержал информации для проектирования и строительства. Общество второй раз обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края за признанием выданного ГПЗУ недействительным. Решением суда по делу № А78-4028/2019 от 08 июля 2019 года ГПЗУ признан недействительным и суд обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества без указания способа такого устранения.

ГПЗУ в редакции №2, полученный от Забайкальского РОСП ФССП РФ 09 декабря 2019 года, по сути и содержанию остался неизменным.

Срок действия ГПЗУ от даты выдачи редакции №2 остается до 04.06.2021. Как указал заявитель, за оставшееся время, исходя из традиций делового оборота в сфере строительства, провести проектирование, согласования, государственную экспертизу и получить разрешение на строительство не представляется возможным.

В соответствии с действующим законодательством градостроительный план земельного участка является необходимым документом для прохождения экспертизы проектной документации и получения разрешения на строительство.

Основной целью ГПЗУ является обеспечение необходимой исходной информацией для архитектурно-строительного проектирования. ГПЗУ содержит важные сведения о границах земельного участка, границах зон действия публичных сервитутов, информацию об отступах от границ земельного участка в целях определения  мест допустимого  размещения  зданий,  требования  к назначению и параметрам размещаемых объектов, данные о технических условиях подключения объекта к инженерным сетям.

Правильное оформление ГПЗУ и достоверность содержащейся в нем информации напрямую влияют на процесс подготовки проектной документации и получения положительного заключения экспертизы проектной документации и разрешения на строительство объектов.

Администрация не надлежащим образом подготовила и оформила градостроительный план с нарушением закона, в нем отсутствует информация, необходимая для проектирования и строительства объекта капитального строительства.

В силу пункта 1 статьи 57.3 "Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. Однако, объем информации, находящийся в градостроительном плане не позволяет обществу, как субъекту градостроительной деятельности выполнить в установленном законном порядке архитектурно-строительное проектирование комплексного объекта приграничного туристического комплекса «Восточные ворота России «Забайкальск - Маньчжурия».

В соответствии с частью 9 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпунктом 5.2.3 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ выпустило приказ Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения» (именуемый в дальнейшем «приказ N 741»), в котором определены исчерпывающие и обязательные требования к форме заполнения градостроительного плана и объему информации, необходимой для размещения в градостроительном плане.

Согласно п.23 и п.24 раздела III.«Порядок заполнения раздела 1. Чертеж(и) градостроительного плана земельного участка» приказа №741: Чертеж, а в случае необходимости чертежи, градостроительного плана земельного участка выполняются на топографической основе вручную или в электронном виде в цветном исполнении. Чертеж или чертежи градостроительного плана земельного участка выполняются в масштабе 1:500, 1:1000 или 1:2000.

В нарушение норм п.23 и п.24 чертеж в градостроительном плане выполнен не на топографической основе и в масштабе 1:10 000. Данный масштаб является мелким и не позволяет отобразить на чертеже данные, необходимые для архитектурно-строительного проектирования.

Согласно п.25 раздела III. «Порядок заполнения раздела 1. Чертеж(и) градостроительного плана земельного участка» приказа №741: В правом нижнем углу чертежа или чертежей оформляется угловой штамп организации с подписями разработчиков.

В нарушение норм п.25 чертеж в градостроительном плане штампа организации разработчика с согласованиями, что указывает на отсутствие процедур согласования с установленными службами. Отсутствие явно выраженного согласования дает основания этим службам предъявлять претензии обществу в связи с неправильным освоением земельного участка получившегося из-за отсутствия согласовательных процедур при оформлении градостроительного плана.

Кроме этого, как указал заявитель, графическая информация на карте, по мнению администрации, выполнена неким «Забайкальским АГМ» (идентифицирующие признаки отсутствуют) еще в 2004 году (15 лет назад). Данная работа не могла выполняться по обращению общества, т.к. согласно приведенного выше, оно обратилось в администрацию за градостроительным планом только в 2017 году.

Информация 2004 года не может использоваться в документах 2018 года, т.к. является устаревшей. Срок использования информации в градостроительном плане определен законодателем в 3 года.

Согласно п.п. 1-11 п.26 раздела III. «Порядок заполнения раздела 1. Чертеж(и) градостроительного плана земельного участка» приказа №741: на чертеже должна быть размещена информация, условные обозначения и границы в определенных линиях.

Н нарушение норм п.п. 1-11 п.26 на чертеже градостроительного плана отсутствуют:

а)    схема расположения земельного участка в окружении смежно
расположенных земельных участков (ситуационный план);

б)        границы земельного участка с координатами характерных точек;

в) расположенные в границах земельного участка объекты капитального
строительства (с указанием номеров таких объектов по порядку), а также
расположенные в границах земельного участка сети инженерно-технического
обеспечения;

г) красные линии;

д) минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах
которых разрешается строительство объектов капитального строительства;

е) границы зон планируемого размещения объектов капитального
строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке
территории (при наличии);

ж) границы территории объекта культурного наследия;

з) границы зон с особыми условиями использования территорий (зон
охраны объектов культурного наследия, охранные, санитарно-защитные,
водоохранные зоны и иные зоны) с отдельным условным обозначением для
каждой зоны;

и) границы зон действия публичных сервитутов;

к)   точки   подключения   (технологического   присоединения)   объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа;

л) условные обозначения отображаемой информации.

Все вышеуказанные обозначения должны быть выполнены в порядке, определенном п. 27 приказа №741.

Согласно п.30 приказа №741 информация о градостроительном регламенте земельного участка заполняется, если в отношении земельного участка установлен градостроительный регламент и на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента. Градостроительный регламент в отношении земельного участка не вводился, а решение Совета городского поселения «Забайкальское» от 18.12.2009 №126 (п. 2.1. градостроительного плана) не является регламентом для участка общества.

Согласно п.31 приказа №741 если в отношении земельного участка установлен градостроительный регламент, в строке пишется "Земельный участок расположен в территориальной зоне "N". Установлен градостроительный регламент". В случае, если в отношении земельного участка не устанавливается градостроительный регламент или на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента, в строке вносится запись "Градостроительный регламент не устанавливается" или "Действие градостроительного регламента не распространяется".

В нарушение п. 30-31 Администрацией не указан регламент или его отсутствия в установленной форме.

Кроме того, информация о видах разрешенного использования (п.2.2. градостроительного плана) имеет расхождение с ЕГРН и видах разрешенного использования.

В нарушении статьи 57.3 ГК РФ (п. 3 перечень содержащейся в ГПЗУ информации) в ГПЗУ в разделе 9 отсутствует информация о подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям тепло-, водоснабжения и водоотведения, которая должна в соответствии с приказом Минстроя России №741/пр включать:

а) наименование органа (организации), выдавшего(ей) технические условия
подключения (технологического присоединения);

б) реквизиты документа, содержащего информацию о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

в) вид ресурса, получаемого от сетей инженерно-технического обеспечения;

г) информацию о максимальной нагрузке подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-
технического обеспечения;

д)  сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е)  срок действия технических условий.

8) В нарушении утвержденного приказом №741 порядка заполнения формы ГПЗУ (далее - Порядок заполнения):

а) в разделе общих сведений ГПЗУ в строке «Градостроительный план земельного участка подготовлен на основании» не указана дата регистрации заявления о выдаче ГПЗУ;

б) в разделе общих сведений ГПЗУ в строке «Информация о расположенных
в границах земельного участка объектах капитального строительства» указанная
информация противоречит приведенной в данном ГПЗУ информации в
подразделе 3.1. «Объекты капитального строительства»;

в) в разделе общих сведений ГПЗУ приведенная информация в строках
«Информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального
строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории
(при наличии)» и «Реквизиты проекта планировки территории и (или) проекта
межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах
территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и
(или) проект межевания территории» оформлена в нарушении пп. 17,18,19
Порядка заполнения;

г) приведенный в разделе 1 ГПЗУ чертеж ГПЗУ не соответствует
установленным п. 24 Порядка заполнения масштабам и требованием пп. 25-27
Порядка заполнения к содержанию и оформлению;

д) в разделе 2 «Информация о градостроительном регламенте либо
требованиях к параметрам и размещению объекта капитального строительства,
расположенного на земельном участке, на который действие градостроительного
регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент
не устанавливается» ГПЗУ отсутствуют требуемые п. 31 Правил заполнения
сведения;

е) оформление сведений подраздела 2.2. «Информация о видах разрешенного
использования земельного участка» не соответствует требованиям пп. 38-40
Порядка заполнения;

ж) заполнение таблицы в подразделе 2.3. «Предельные (минимальные и (или)
максимальные) размеры земельного участка и предельные параметры
разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального
строительства, установленные градостроительным регламентом для
территориальной зоны, в которой расположен земельный участок» не
соответствует требованиям пп. 43-51 Порядка заполнения (в соответствии с п. 51
Порядка заполнения если показатель отсутствует или не определён должно быть
указано «Без ограничений»)

з) приведенные в подразделе 3.1. «Объекты капитального строительства»
сведения противоречат приведенным в этом же ГПЗУ сведениям в строке
«Информация о расположенных в границах земельного участка объектах
капитального строительства»;

и) оформление подраздела 3.2. «Объекты, включенные в единый
государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры) народов Российской Федерации» не соответствует требованию п. 66
Порядка заполнения (в случае отсутствия информации в соответствующие
строки вписываются слова "Информация отсутствует");

к) оформление разделов 5, 6, 7 ГПЗУ не соответствует пп. 73-80 Порядка заполнения (при отсутствии информации и ЗсОУИТ в соответствующих графах должно быть указано «Отсутствует», «Информация отсутствует»);

л) в разделах 8 и 9 ГПЗУ отсутствует требуемые в соответствии с ГК РФ сведения;

м) порядок заполнения раздела 11 «Информация о красных линиях» не соответствует требованию. П. 85 Порядка заполнения;

о) отсутствуют сведения об ограничениях этажности возводимых зданий и иные важные сведения для архитектурно-строительного проектирования.

В силу пункта 4 Постановления Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 (ред. от 19.06.2017) "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления.

В силу статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1).

В пункте 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) закреплен основополагающий принцип, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Все земли в Российской Федерации подразделены на определенные категории, и должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункты 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса).

При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса закреплено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В свою очередь, зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

В части 3 статьи 17 Закона № 131-ФЗ указано, что полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.

В пункте 1 статьи 1 Градостроительного кодекса определено, что градостроительной деятельностью, к субъектам которой отнесены органы местного самоуправления городских округов, выступающие от имени муниципальных образований, является деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (пункты 1, 3 и 4 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса).

Таким образом, органам местного самоуправления соответствующего населенного пункта, к числу которых относится и Администрация, предоставлено право на осуществление в рамках их полномочий от имени и в интересах муниципальных образований деятельности по развитию своих территорий, регулированию землепользования и застройки в соответствии с установленным градостроительным зонированием, что является публичным правом администрации на развитие территории в соответствии с зонированием.

Согласно части 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

В соответствии с частью 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса (в редакции действующей на момент выдачи градостроительного плана) в градостроительном плане земельного участка содержится информация:

1) о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории;

2) о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии);

3) о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии);

4) о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;

5) об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом;

6) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается;

7) о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается;

8) о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории;

9) об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий;

10) о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон;

11) о границах зон действия публичных сервитутов;

12) о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок;

13) о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения;

14) о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов;

15) о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа;

16) о реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории;

17) о красных линиях.

Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства.

Форма градостроительного плана земельного участка, порядок ее заполнения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 57.3 Градостроительного кодекса).

В частности, приказом Минстроя России от 25.04.2017 № 741/пр утверждены форма градостроительного плана земельного участка и Порядок ее заполнения.

Несоответствие градостроительного плана земельного участка № RU92508101-30 от 4 июня 2018 года требованиям Градостроительного кодекса и Порядка заполнения № 741/пр в приведенной части по существу Администрацией не оспаривается.

В свою очередь, на основании пункта 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса градостроительный план является одним из обязательных документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной планировки требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев предусмотренных данным Кодексом.

Таким образом, содержание градостроительного плана обеспечивает предоставление заинтересованному лицу всех сведений, необходимых для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка в соответствии с основными видами разрешенного использования конкретной территориальной зоны, в которую входит такой участок.

То есть право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившегося за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана – документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информацию.

В этой связи, выдача Администрацией рассматриваемого в рамках настоящего дела градостроительного плана, не содержащего обязательную информацию, не позволяет лицу, обратившемуся с заявлением о выдаче градостроительного плана, запроектировать и построить объект, чем создает необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности такого лица.

Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что градостроительный план земельного участка № RU92508101-30 от 4 июня 2018 года не соответствует Градостроительному кодексу и Порядку заполнения № 741/пр, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем подлежит признанию недействительным в части приведенных выше разделов.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Из буквального толкования названных положений следует, что арбитражные суды не только констатируют недействительность оспариваемых актов, незаконность решений, но и обязывают соответствующие органы и должностные лица к совершению активных действий по восстановлению нарушенных прав заявителя. Иными словами, признав недействительным акт или незаконным решение органа (должностного лица), арбитражный суд автоматически обязывает такой орган (должностное лицо) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания недействительным акта или незаконным решения соответствующего органа (должностного лица) является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.

ООО «Подолье XXI» в своем заявлении в качестве способа восстановления нарушенных прав полагает необходимым обязать Администрацию выдать Обществу градостроительный план земельного участка, оформленный в надлежащем виде в установленном законом порядке со сроком действия три года с даты получения.

Учитывая, что Обществу был выдан градостроительный план, отдельные положения которого не соответствуют требованиям градостроительного законодательства, что не позволяет заявителю осуществить проектирование возводимого объекта, суд полагает подлежащими удовлетворению заявленные требования в полном объеме.

На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (часть 1). Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 3).

В пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 года № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» указано, что если судебный акт принят не в пользу государственного органа, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов на основании части 1 статьи 110 АПК РФ. Законодательством не предусмотрено освобождение органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.

Таким образом, предоставление Администрации как органу местного самоуправления льготы по уплате государственной пошлины не влечет за собой освобождение его от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение.

В связи с чем, уплаченная ООО «Подолье XXI» государственная пошлина в размере 3 000 рублей подлежит отнесению на Администрацию.

Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 169, 170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Градостроительный план земельного участка № RU92508101-30 от 4 июня 2018 года, выданный Администрацией городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» (ОГРН 1057505007581, ИНН 7505004271), признать недействительным как не соответствующий Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Обязать Администрацию городского поселения «Забайкальское» муниципального района Забайкальский район» (ОГРН 1057505007581, ИНН 7505004271) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Подолье XXI» (ОГРН 5167746405481, ИНН 7703420474) в порядке, установленном действующим законодательством, с выдачей градостроительного плана земельного участка, оформленного в надлежащем виде в установленном законом порядке со сроком действия три года.

Взыскать с Администрации городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» (ОГРН 1057505007581, ИНН 7505004271) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Подолье XXI» (ОГРН 5167746405481, ИНН 7703420474) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия через Арбитражный суд Забайкальского края.

Судья                                                                                               Д.С. Горкин