АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-11483/2019
22 октября 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 октября 2019 года
Решение изготовлено в полном объёме октября 2019 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Высоцкой Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Хмель» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об отмене постановления № 420-Н-А/П-19 от 22.08.2019 о привлечении ООО «Хмель» к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: директора Общества ФИО1 (личность установлена по паспорту),
от заинтересованного лица: ФИО2 – представителя по доверенности от 08.07.2019 года.
Общество с ограниченной ответственностью «Хмель» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края № 420-Н-А/П-19 от 22.08.2019.
Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании, начатом 14.10.2019, объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 21.10.2019, о чем сделано публичное извещение на сайте суда в сети интернет по адресу: http://www.chita.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель заявителя указал на отсутствие события вмененного РСТ правонарушения, поскольку реализация алкогольной продукции по столь заниженным ценам, как указано в обжалуемом постановлению, значительно ниже даже её закупочной цены, не отвечает целям предпринимательской деятельности.
Представитель РСТ пояснил, что заявителем совершено нарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), данное нарушение подтверждается материалами дела, обжалуемое постановление вынесено РСТ в пределах представленных полномочий.
Суд, изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установил.
На основании приказа руководителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 05 марта 2019 года № 13 Д/К «О проведении мероприятий по анализу состояния исполнения обязательных требований по розничной продаже алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов не ниже цены за 0,5 литра готовой продукции, установленной федеральным законодательством, организациями на территории Забайкальского края», специалистами РСТ Забайкальского края проводились мероприятия по анализу данных сформированных в Единой государственной автоматизированной системе (далее - ЕГАИС), в ходе которых в действиях ООО «Хмель» обнаружены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Согласно данным сформированным в системе ЕГАИС «Отчет по реализации продукции ниже минимальной цены» установлено, что в феврале 2019 года в торговых объектах расположенных на территории Забайкальского края, в котором деятельность по розничной продаже алкогольной продукции осуществляет ООО «Хмель» осуществлена продажа алкогольной продукции:
Фактический адрес точки розничной торговли | Дата розничной продажи (чека) | Время розничной продажи (чека) | Наименование продукции | Код вида ирод. | Емкость (л) | Крепость, (%) | Цена (руб.) | |||||
Забайкальский край, Акшинский р-н, Новокургатай с, Центральная ул., 140 | 04.02.2019 | 10:39 | Водка "РУССКАЯ ВАЛЮТА" 38.000% | 200 | 0,5 | 38 | 9,00 | |||||
Забайкальский край, Ононский р-н, Новая Заря с, Механизаторская ул, | 04.02.2019 | 17:02 | Коньяк армянский товарный знак «IJEVAN» "НАЗЕЛИ" выдержка 3 года 40.000% | 229 | 0,25 | 40 | 37,00 | |||||
Забайкальский край, Ононский р-н, Новая Заря с, Механизаторская ул, 2 | 04.02.2019 | 17:02 | Коньяк армянский товарный знак «IJEVAN» "НАЗЕЛИ" выдержка 3 года 40.000% | 229 | 0,25 | 40 | 37,00 | |||||
Забайкальский край, Агинский р-н, Гунэй с, Учительская ул, 43 кв. 1 | 07.02.2019 | 19:27 | Водка "Добрый бутылек" 40.000% | 200 | 0,5 | 40 | 20,00 | |||||
Забайкальский край, Дул ьдурги некий р-н, Зуткулей с, Ленина ул, 20 | 07.02.2019 | 15:15 | Водка "ФИНСКИЙ СТАНДАРТ ОРИГИНАЛЬНАЯ" 38.000% | 200 | 0,5 | 38 | 1,00 | |||||
Таким образом, в результате анализа системы ЕГАИС в действиях ООО «Хмель» установлен факт оборота алкогольной продукции с нарушением требований приказа Минфина России от 11 мая 2016 года № 58н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продаж алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов», согласно данному приказу цена, ниже которой не осуществляется розничная продажа на водку установлена в размере 215 рублей за 0,5 литра, на коньяк установлена в размере 194 рублей за 0,25 литра, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ - нарушение порядка ценообразования.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» органы государственной власти субъектов Российской Федерации ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются поставка (за исключением экспорта), закупка (за исключением импорта) и розничная продажа алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона;
Согласно ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливающие или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Как следует из ст. 15 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» Правительство Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.
В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 28.02.1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» Правительство Российской Федерации устанавливает порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно - технического назначения, товары народного потребления и услуги.
Пунктом 1 Постановлением Правительства РФ от 07.03.1994 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» утвержден перечень продукции производственно - технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти.
В указанный перечень входит водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации.
19.07.2019 по результатам проверки РСТ в отношении Общества вынесен протокол об административном правонарушении, квалифицированном по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ - занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования. Данное деяние влечет в отношении юридических лиц наложение административного штрафа в размере ста тысяч рублей.
22.08.2019 РСТ было вынесено постановление № 420-Н-А/П-19 о привлечении ООО «Хмель» к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Вместе с тем, на основании пояснений заявителя, представленных им доказательств, в ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Согласно данным ЕГАИС 04.02.2019обществом в обособленном подразделении, расположенном по адресу: г. Чита, <...>, реализована алкогольная продукция Водка «Русская Валюта» 38% 0,5 л. по цене 9 рублей.
Согласно объяснительной, представленной продавцом ФИО3, она при продаже ошибочно ввела цену на ККТ 9 рублей, фактически данная бутылка коньяка реализована по цене 245 рублей. Произвести отмену операции, коррекгировку цены, «добитие» чека до правильной цены системой и кассовым аппаратом (АТОЛ 90Ф) используемым в данном обособленном подразделении не предусмотрено.
В связи с тем, что продавцом обособленного подразделения о данном факте своевременно не было сообщено, общество узнало о данной продаже только после сообщения об этом сотрудниками РСТ Забайкальского края. Соответственно акт инвентаризации денежных средств за данный период не составлялся.
Однако продажа бутылки водки вышеуказанного наименования по цене в 9 рублей опровергается объяснением продавца, согласно которой водка, данного наименования и емкости в указанном обособленном подразделении реализовывалась по цене 245 рублей, фотографией витрины с ценником на данную продукцию, а также сопроводительными документами на алкоголь, в частности, счет-фактурой № И-00027117 от 20.11.2018, согласно которым продукция водка «Русская валюта» 38%, 0,5 л. поставлена в обособленное подразделение ООО «Хмель» в количестве 20 бутылок, закупочная цена одной бутылки составляет 203,5 рублей, что значительно выше 9 рублей.
Таким образом, в совокупности все указанные выше документы, опровергают продажу водки по цене в 9 рублей, и наоборот подтверждают её реализацию по цене в 245 рублей, т.е. выше минимальной розничной цены на водку (215 рублей).
Согласно данным ЕГАИС 04.02.2019обществом реализована алкогольная продукция 2 бутылки коньяка армянский «Назели» выдержка 3 года 40% 0,25л по цене 37 рублей за бутылку в обособленном подразделении расположенном по адресу: <...>.
Продавец при продаже ошибочно ввела цену на ККТ 37 рублей, фактически данная продукция реализована по цене 370 рублей. Произвести отмену операции, корректировку цены, «добитие» чека до правильной цены системой и кассовым аппаратом (АТОЛ 90Ф) используемым в данном обособленном подразделении не предусмотрено.
В связи с тем, что продавцом обособленного подразделения о данном факте своевременно не сообщено, общество узнало о данной продаже только после сообщения об этом сотрудниками РСТ Забайкальского края. Соответственно акт инвентаризации денежных средств за данный период не составлялся.
Однако продажа 2-х бутылок коньяка вышеуказанного наименования по цене в 37 рублей опровергается объяснением продавца Циммерман и сопроводительными документами на алкоголь, в частности счет-фактурой № И-00034191 от 19.12.2018, согласно которым продукция коньяк армянский Назели 3 года выдержки 40% 0,25 л. поставлена в обособленное подразделение ООО «Хмель» в количестве 2 бутылок, закупочная цена одной бутылки составляет 285,30 руб., что значительно выше 37 рублей.
Согласно данным ЕГАИС 07.02.2019обществом реализована алкогольная продукция водка «Добрый бутылек» 40% 0,5 л. по цене 280 рублей в обособленном подразделении <...>
Согласно объяснительной представленной продавцом ФИО4 она при продаже ошибочно ввела цену на ККТ 20 рублей, фактически данная бутылка водки реализована по цене 280 рублей. Произвести отмену операции, корректировку цены, «добитие» чека до правильной цены системой и кассовым аппаратом (АТОЛ 90Ф) используемым в данном обособленном подразделении не предусмотрено.
В связи с тем, что продавцом обособленного подразделения о данном факте своевременно не сообщено, общество узнало о факте продаж только после сообщения об этом сотрудниками РСТ Забайкальского края. Соответственно акт инвентаризации денежных средств за данный период не составлялся.
Однако продажа бутылки водки вышеуказанного наименования по цене в 20 руб. опровергается объяснением продавца и сопроводительными документами на алкоголь, в частности счет-фактурой № И-00019697 от 10.10.2018, согласно которым продукция Водка «Добрый бутылёк» 0,5 л. поставлена в обособленное подразделение ООО «Хмель» в количестве 20 бутылок, закупочная цена одной бутылки составляет 186 руб., что значительно выше 20 рублей.
Таким образом, в совокупности все указанные выше документы, опровергают продажу водки по цене в 20 рублей, и наоборот подтверждают ее реализацию по цене в 280 рублей, т.е. выше минимальной розничной цены на водку (215 рублей).
Согласно данным ЕГАИС 07.02.2019 обществом реализована алкогольная продукция водка «Финский стандарт Оригинальная» 38%, 0,5 л. по цене 1рубль.
Согласно объяснительной представленной продавцом он при продаже ошибочно ввел цену на ККТ 1 рубль, фактически данная бутылка водки реализована по цене 300 рублей. Произвести отмену операции, корректировку цены, «добитие» чека до правильной цены системой и кассовым аппаратом (АТОЛ 90Ф) используемым в данном обособленном подразделении не предусмотрено.
Объяснения продавца подтверждаются актом инвентаризации наличных денежных средств по состоянию на 07 февраля 2019 г., согласно которому в кассе обособленного подразделения в конце рабочего дня имелся излишек 299 рублей.
Данный излишек и образовался в результате продажи 1 бутылки водки по цене 300 рублей, при пробитии на 1 рублей (300-299= 1).
То, что водка данной марки и емкости реализуется по цене 300 рублей за бутылку находит свое подтверждение и в товаро-учетной программе, выписке из кассовой книги.
Кроме того данное обстоятельство подтверждается фотографией данной алкогольной продукции и ценником на нее, сопроводительными документами на алкоголь, в частности счет-фактурой И-00002949 от 22.01.2019, согласно которой продукция Водка Финский стандарт Оригинальная 0,5 л. поставлена в обособленное подразделение ООО «Хмель, расположенное по адресу: <...> в количестве 12 бутылок, закупочная цена одной бутылки составляет 242,4 руб., что значительно выше 1 рубля.
Целью любой предпринимательской деятельности является получение прибыли, следовательно, продажа алкоголя по цене ниже закупочной более чем в 240 раз противоречит здравому смыслу и не отвечает целям предпринимательской деятельности.
Таким образом, в совокупности все указанные выше документы, опровергают продажу алкогольной продукции ниже минимальной розничной цены.
Также заявителем представлено заключение специалиста от 10.10.2019 – ФИО5, имеющего диплом о среднем специальном образовании Читинского техникума отраслевых технологий и бизнеса, выдан 27.06.2007 серия СБ № 5483460 о присвоении квалификации техник по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»; диплом о высшем образовании ФГБОУ высшего образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» г.Новосибирск, выдан 14.12.2017 серия 105418 № 0916395 по направлению 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника»; профессиональный стаж работы по специальности 13 лет, в том числе по техническому обслуживанию, обеспечению работоспособности ККМ.
Перед специалистом был поставлен вопрос: возможно ли провести корректировку чека, данных в ЕГАИС, ОФД о цене алкогольной продукции, в случае неверного указания цены по кассовому аппарату и отражении её в ЕГАИС, либо отмены операции.
Заключение содержит вывод, что при использовании ККТ, например, АТОЛ fprint-90Ф, сделать чек коррекции при продаже подакцизной продукции в ЕГАИС – невозможно.
Согласно ч. 4 ст. 1.5. КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Сам факт реализации алкоголя по столь заниженным ценам, уже должен вызвать сомнения в действительной продаже по такой цене.
Таким образом, суд приходит к выводу о недоказанности РСТ самого события вмененного заявителю по обжалуемому постановлению правонарушения, в связи с чем, оно подлежит отмене, заявленное требование удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить постановление Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края № 420-Н-А/П-19 от 22.08.2019.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Д.С. Горкин