ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-11730/2023 от 07.11.2023 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Чита Дело № А78-11730/2023

07 ноября 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2023 года

Решение изготовлено в полном объёме 07 ноября 2023 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Ячменёва Г.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колесниковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А78-117302/2023 по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Чите к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации,

при участии в судебном заседании:

от УМВД России по г. Чите: ФИО2, служебное удостоверение, доверенность от 7 сентября 2023 года № 54-Д, диплом о наличии высшего юридического образования;

от предпринимателя: ФИО1, паспорт,

установил:

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Чите (далее – УМВД России по г. Чите, орган внутренних дел, административный орган) обратилось в суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – предприниматель, ФИО1) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации.

В обоснование своего заявления орган внутренних дел указывает, что предприниматель осуществляет хранение для последующей реализации алкогольной продукции без сопроводительных документов (товарно-транспортных накладных), а именно: пиво «Хайлар» светлое пастеризованное фильтрованное, объемом 0,5 литра, дата розлива 17 апреля 2023 года, стоимостью 150 рублей за одну штуку, в количестве 29 штук в жестяной таре, что образует состав вменяемого правонарушения.

Лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьями 122 и 123 АПК Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями с идентификаторами №№ 67200287104797, 67200287104803, 67200287104810 и 67200287104827, телефонограммой от 2 ноября 2023 года, отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражного суда Забайкальского края в сети «Интернет» (www.chita.arbitr.ru) определения о принятии заявления к производству.

От предпринимателя ФИО1 отзыва на заявление не поступило, однако в судебном заседании 7 ноября 2023 года она пояснила, что с вмененным правонарушением согласна; пиво «Хайлар» производства КНР купил ее муж в пгт. Забайкальск для дальнейшей реализации в магазине «Маньчжурия», поскольку на него имеется спрос покупателей; товарно-транспортных накладных на пиво нет; в содеянном раскаивается, просит учесть при назначении наказания наличие малолетних детей и кредитных обязательств.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя органа внутренних дел и предпринимателя ФИО1, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства и пришел к следующим выводам.

ФИО1 зарегистрирована в качестве предпринимателя 23 октября 2018 года, ей присвоен основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя ФИО3 <***>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

11 сентября 2023 года в 16 часов 33 минуты дежурному УМВД России по г. Чите поступило телефонное сообщение от гражданина ФИО4 о том, что в магазине «Маньчжурия» осуществляется продажа спиртного.

Для проверки данного сообщения сотрудниками полиции в тот же день проведен осмотр магазина «Маньчжурия», в ходе которого выявлено, что магазин расположен на первом этаже нежилого здания, вход в магазин осуществляется со стороны улицы Июньская. Над входом в магазин имеются вывеска «Магазин Маньчжурия», вывеска с указанием режима работы с 09:00 по 20:00 и вывеска с надписью «Продукты из Китая». Напротив прилавка с кассовым аппаратом располагается холодильник с алкогольной и безалкогольной продукцией, в котором на второй полке снизу расположено пиво «Хайлар» объемом 0,5 л., дата розлива – 17 апреля 2023 года, по цене 150 рублей, при этом товарно-транспортные накладные на данную продукцию отсутствуют.

На основании протокола изъятия от 11 сентября 2023 года у предпринимателя изъята одна банка пива «Хайлар» светлое пастеризованное фильтрованное объемом 0,5 л., содержание спирта 3,7 %, дата розлива – 17 апреля 2023 года (л.д. 24).

В тот же день на алкогольную продукцию в количестве 29 банок пива «Хайлар» наложен арест, о чем составлен соответствующий протокол. Пиво передано на ответственное хранение продавцу магазина ФИО5 (л.д. 25).

Продавец магазина «Маньчжурия» ФИО6 в объяснениях от 11 сентября 2023 года пояснила, что не знала о запрете продажи алкогольной продукции 11 сентября (во Всероссийский день трезвости).

Продавец магазина «Маньчжурия» ФИО5 в объяснениях от 11 сентября 2023 года также пояснила, что не знала о запрете продажи алкогольной продукции 11 сентября во Всероссийский день трезвости.

Предприниматель ФИО1 в своих пояснениях от 26 сентября 2023 года сообщила, что не знала о запрете продажи алкогольной продукции 11 сентября во Всероссийский день трезвости. Алкогольную продукцию (пиво «Хайлар») приобрел муж в магазине в Забайкальске, когда ехал из Китая. Товарно-транспортных накладных на алкоголь не было.

Названные обстоятельства (отсутствие сопроводительных документов) послужили поводом для возбуждения в отношении предпринимателя ФИО1 дела об административном правонарушении, о чем должностным лицом органа внутренних дел 26 сентября 2023 года составлен соответствующий протокол 75 № 1172234/5677 (л.д. 27).

На основании части 3 статьи 23.1 и части 1 статьи 28.8 КоАП Российской Федерации, статьи 202 АПК Российской Федерации УМВД России по г. Чите обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации.

Рассмотрев дело по правилам параграфа 1 главы 25 АПК Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом конкретном случае в действиях ФИО1 имеется состав вмененного ей административного правонарушения.

Согласно части 6 статьи 205 АПК Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП Российской Федерации).

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года № 17-П, от 23 мая 2013 года № 11-П, от 30 марта 2016 года № 9-П, от 18 февраля 2019 года № 11-П и от 29 апреля 2020 года № 22-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ).

Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.

Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ запрет на оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.

Применительно к розничной продаже алкогольной продукции аналогичный запрет установлен подпунктом 12 пункта 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ.

Действующим законодательством пиво и пивные напитки отнесены к алкогольной продукции (пункты 7 и 13.2 статьи 2 Закона № 171-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ оборот алкогольной продукции (в том числе и иностранного производства) осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, а именно товарно-транспортной накладной.

В силу пункта 2 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ алкогольная продукция, оборот которой осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 данной статьи, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Приведенные требования Закона № 171-ФЗ находятся во взаимной связи с законодательством о техническом регулировании и о защите прав потребителей.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее – Закон о безопасности пищевых продуктов) запрещается обращение пищевых продуктов (к таковым относится и алкогольная продукция), в отношении которых не может быть подтверждена прослеживаемость и которые не имеют товаросопроводительных документов.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (далее - ТР ТС 021/2011), пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.

Под прослеживаемостью пищевой продукции понимается возможность документарно (на бумажных и (или) электронных носителях) установить изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, кроме конечного потребителя, а также место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья (абзац сорок четвертый статьи 4 ТР ТС 021/2011).

Пунктом 8 Технического регламента ЕАЭС «О безопасности алкогольной продукции» (ТР ЕАЭС 047/2018), утвержденного решением Евразийской экономической комиссии от 05.12.2018 № 98 и вступающего в силу с 1 января 2024 года, также предусмотрено, что алкогольная продукция, находящаяся в обращении на территориях государств-членов, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота алкогольной продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит алкогольная продукция, если ее оборот осуществляется без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции.

В силу пункта 4 статьи 3 Закона о безопасности пищевых продуктов пищевые продукты, не имеющие товаросопроводительных документов, признаются некачественными и подлежат утилизации или уничтожению в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, исходя из приведенных взаимосвязанных положений статей 10.2, 16, 25 и 26 Закона № 171-ФЗ и статьи 3 Закона о безопасности пищевых продуктов для признания алкогольной продукции находящейся в незаконном обороте достаточно установления одного лишь обстоятельства полного или частичного отсутствия названных выше сопроводительных документов.

Юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 26 Закона № 171-ФЗ).

Так, частью 2 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.

Понятие оборота раскрыто в пункте 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ, где указано, что под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

Следовательно, объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует, в том числе, хранение и розничная продажа алкогольной продукции без документов, удостоверяющих легальность производства и оборота такой продукции.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2007 года № 15206/06 указано, что квалификация административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации может иметь место в случае отсутствия документов, свидетельствующих о легальности алкогольной продукции, находящейся на реализации, либо их непредставления суду, органу, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. Представление необходимых документов лишь на момент составления протокола об административном правонарушении подтверждает нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция изложена также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 июня 2007 года № 2375/07.

В силу статьи 26.1 КоАП Российской Федерации к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.

Такие обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП Российской Федерации, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации).

Как уже отмечалось выше, из материалов настоящего дела следует, что 11 сентября 2023 года при осмотре магазина «Маньчжурия» было выявлено, что в холодильниках хранится алкогольная и безалкогольная продукция, в том числе пиво «Хайлар» объемом 0,5 л., дата розлива – 17 апреля 2023 года по цене 150 рублей, в количестве 29 штук, однако сопроводительные документы на указанную продукцию отсутствовали.

В своих пояснениях от 26 сентября 2023 года ФИО1 сообщила, что алкогольную продукцию (пиво «Хайлар») приобрел муж в магазине в Забайкальске, когда ехал из Китая. Товарно-транспортных накладных на алкоголь не было (л.д. 28).

Обстоятельства совершения правонарушения достаточно подробно отражены в протоколе об административном правонарушении от 26 сентября 2023 года 75 № 1172234/5677 (л.д. 27), составленном с участием предпринимателя и подписанным ею без замечаний и, более того, с указанием на то, что «с протоколом согласна» (оборот л.д. 27).

С учетом изложенного следует признать, что факт розничной продажи в магазине «Маньчжурия» алкогольной продукции (пива) без соответствующих сопроводительных документов (товарно-транспортных накладных) установлен и достоверно подтверждается материалами дела.

Ни в ходе производства по делу об административном правонарушении, в том числе при проведении 11 сентября 2023 года осмотра магазина, ни при составлении протокола об административном правонарушении от 26 сентября 2023 года 75 № 1172234/5677, ни в ходе судебного разбирательства (в том числе после получения определения от 4 октября 2023 года) предусмотренные пунктом 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ документы на спорную алкогольную продукцию предпринимателем не представлены.

Учитывая установленные обстоятельства, у суда не имеется оснований считать, что спорная алкогольная продукция находится в легальном обороте, как того требует закон.

Оценив по правилам статьи 71 АПК Российской Федерации и статьи 26.11 КоАП Российской Федерации упомянутые выше доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что они являются достаточными для квалификации противоправных действий ФИО1 по части 2 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации.

Делая вывод о виновности ФИО1 в совершении рассматриваемого административного правонарушения, суд исходит из следующего.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 2.2 КоАП Российской Федерации предусмотрены формы вины, согласно части 2 административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП Российской Федерации).

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП Российской Федерации лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации.

Арбитражный суд приходит к выводу о доказанности вины предпринимателя в совершении вменяемого ей административного правонарушения, имея в виду, что ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, что само по себе предполагает знание ею требований действующего законодательства в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции (в том числе о необходимости сопровождения оборота такой продукции, включая импортную, соответствующими документами).

С учетом изложенного суд полагает, что предприниматель имела возможность надлежащим образом выполнить требования Закона № 171-ФЗ (например, потребовать у продавца соответствующие документы либо не выставлять на продажу продукцию, не имеющую сопроводительных документов), однако не приняла всех зависящих от неё мер по их соблюдению и допустила хранение с целью дальнейшей розничной продажи в принадлежащем ей магазине «Маньчжурия» алкогольной продукции (пива «Хайлар») без товарно-транспортных накладных.

Каких-либо существенных нарушений порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности судом не установлено.

В частности, в силу части 3 статьи 28.1 КоАП Российской Федерации дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В свою очередь, в соответствии с пунктами 1, 2 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП Российской Федерации поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции) установлена обязанность полиции принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц.

В силу пункта 2 той же статьи на полицию возлагается обязанность прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия.

Права полиции закреплены в статье 13 Закона о полиции.

Так, на основании пункта 5 части 1 названной статьи полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 27 Закона о полиции сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

Из приведенных норм можно заключить, что сотрудники полиции обязаны принимать и регистрировать заявления и сообщения об административных правонарушениях, осуществлять проверку таких заявлений и сообщений, незамедлительно прибывать на место совершения административного правонарушения, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, обеспечивать сохранность следов административного правонарушения.

В развитие положений Закона о полиции приказом МВД России от 29.08.2014 № 736 утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее – Инструкция № 736).

В рассматриваемом случае 11 сентября 2023 года в 16 часов 33 минуты поступило телефонное сообщение гражданина ФИО4 о незаконной продаже в магазине «Маньчжурия» алкогольной продукции, которое было зарегистрировано под номером 25046 оперативным дежурным УМВД России по г. Чите.

В рамках проверки данного сообщения сотрудниками полиции осуществлен выезд по указанному адресу, что свидетельствует о соблюдении требований Закона о полиции и Инструкции № 736.

Поступившее сообщение на основании пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП Российской Федерации и пунктов 1 и 2 статьи 12 Закона о полиции послужило основанием для проведения осмотра принадлежащего предпринимателю магазина «Маньчжурия», в ходе которого были выявлены достаточные данные для возбуждения дела об административном правонарушении (в магазине обнаружена алкогольная продукция в количестве 29 банок пива без сопроводительных документов).

Протокол об административном правонарушении от 26 сентября 2023 года 75 №1172234/5677 составлен с участием предпринимателя ФИО1 уполномоченным должностным лицом органа внутренних дел (инспектором ОИАЗ УМВД России по городу Чите лейтенантом полиции ФИО2); предпринимателю были разъяснены права и предоставлена возможность дать объяснения; копия протокола получена, о чем свидетельствует соответствующая отметка. При составлении протокола предприниматель воспользовалась своими правами, дав пояснения на отдельном бланке.

Полномочия должностных лиц подразделений по исполнению административного законодательства на составление протоколов об административных правонарушениях установлены пунктом 1.4.11 Перечня должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного приказом МВД России от 30.08.2017 № 685.

Годичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации и исчисляемый в данном случае с 11 сентября 2023 года, на момент рассмотрения дела в суде и принятия настоящего решения не истек.

Санкция части 2 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации предусматривает для должностных лиц наказание в виде административного штрафа в размере от 10 000 до 15 000 рублей с конфискацией алкогольной продукции.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающих ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с данным Кодексом.

Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Исходя из объяснений ФИО1, данных в ходе производства по делу об административном правонарушении и в судебном заседании 7 ноября 2023 года она вину признает, раскаивается, впредь обязуется соблюдать требования законодательства о государственном регулировании оборота алкогольной продукции.

В пояснении от 2 ноября 2023 года административный орган указал, что предприниматель производству по делу об административном правонарушении не препятствовала, в совершенном правонарушении раскаялась, имеет двух малолетних детей (2017 и ДД.ММ.ГГГГ года рождения), кредитное обязательство перед Сбербанком.

Обстоятельств, отягчающих ответственность, в том числе предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП Российской Федерации, судом не установлено. В частности, в Картотеке арбитражных дел не имеется информации о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 14.16, частью 3 статьи 14.17 или части 2 статьи 14.17.1 КоАП Российской Федерации либо об оспаривании ею постановлений административных органов о привлечении к ответственности по части 3 статьи 14.16 того же Кодекса.

Определением от 4 октября 2023 года суд предлагал органу внутренних дел представить сведения о наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в том числе о привлечении предпринимателя к ответственности за совершение указанных выше правонарушений.

Согласно представленным УМВД России по г. Чите пояснениям от 2 ноября 2023 года и справке от 2 ноября 2023 года предприниматель ФИО1 к административной ответственности по части 2 и 3 статьи 14.16, части 3 статьи 14.17, части 2 статьи 14.17.1 и части 4 статьи 15.12 КоАП Российской Федерации не привлекалась. Иных обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не обнаружено.

В судебном заседании 7 ноября 2023 года представитель УМВД России по г. Чите ФИО2 сообщил, что предприниматель всячески содействовала производству по делу об административном правонарушении, просил учесть наличие у нее на иждивении двух малолетних детей.

С учетом изложенного, имея в виду положения пунктов 1 и 10 части 1 статьи 4.2 КоАП Российской Федерации и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд полагает возможным назначить административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, а именно в размере 10 000 рублей.

В то же время предприниматель вправе воспользоваться положениями части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП Российской Федерации, в соответствии с которой при уплате административного штрафа за административное правонарушение не позднее двадцати дней со дня вынесения настоящего решения (то есть до 27 ноября 2023 года включительно) административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, а именно в размере 5 000 рублей.

Предусмотренных законом оснований для применения преференции в виде замены административного штрафа на предупреждение в рассматриваемом случае не имеется.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 КоАП Российской Федерации).

Частью 3 статьи 3.4 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

В свою очередь, согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Частью 3.5 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации также предусмотрено, что административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4, части 3.5 статьи 4.1 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации следует признать, что факт совершения обществом достаточно грубого административного правонарушения в сфере оборота такой специфичной продукции, как алкогольная, выразившегося в ее обороте без товарно-сопроводительных документов, исключает замену административного штрафа предупреждением.

Делая такой вывод, суд исходит из того, что в силу части 2 статьи 3.4 и части 3.5 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации административное наказание в виде предупреждения может быть применено только при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

Как уже отмечалось, на основании пункта 2 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ алкогольная продукция, оборот которой осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ в целях пресечения незаконного оборота алкогольной продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных органов и должностных лиц подлежит алкогольная продукция в случае, если ее оборот осуществляется без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции.

То есть Законом № 171-ФЗ предусмотрена следующая юридическая презумпция: алкогольная продукция, оборот которой осуществляется без соответствующих товаросопроводительных документов, в силу одного лишь этого обстоятельства является находящейся в незаконном обороте и потому представляющей опасность для потребителей.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 3 Закона о безопасности пищевых продуктов не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые: не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации. Такие пищевые продукты признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации.

Таким образом, алкогольная продукции в отсутствие документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, в силу приведенных норм признается фальсифицированной и представляющей угрозу для потребителей.

Делая такой вывод, суд применительно к рассматриваемой ситуации дополнительно принимает во внимание, что спорная алкогольная продукция (пиво «Хайлар») произведена не в Российской Федерации.

В этой связи, а также с учетом того, что доказательств наличия документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ и подтверждающих легальность производства и оборота изъятой алкогольной продукции (пива «Хайлар») не представлено, суд приходит к выводу о невозможности применения к предпринимателю предусмотренной статьей 4.1.1 КоАП Российской Федерации преференции (в виде замены административного штрафа на предупреждение), поскольку исходит из того, что спорная алкогольная продукция в отсутствие документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, представляет угрозу жизни и здоровью потребителей такой продукции.

Обстоятельств для признания допущенного предпринимателем правонарушения в качестве малозначительного в соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской Федерации арбитражным судом также не установлено.

В частности, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствии? не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношении? (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» также указано, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).

Из пункта 47 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2019 года, следует, что применение рассматриваемого правового института не должно порождать правовой нигилизм, ощущение безнаказанности, приводить к утрате эффективности общей и частной превенции административных правонарушении?, нарушению прав и свобод граждан, защищаемых законодательством.

Исходя из своих дискреционных полномочии? и с учетом характера допущенного предпринимателем деликта, суд не считает возможным в данном конкретном случае признать совершенное предпринимателем правонарушения малозначительным.

Не находит суд и правовых оснований для применения положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации, поскольку размер административного штрафа за рассматриваемое правонарушение не превышает 50 000 рублей.

Частью 3 статьи 29.10 КоАП Российской Федерации определено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не может быть применено наказание в виде конфискации.

Согласно правовой позиции, выраженной в пунктах 1 и 2 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2018 года, (далее – Обзор) указанная в пункте 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ алкогольная продукция находится в незаконном обороте и подлежит изъятию, а не конфискации. Конфискация как безальтернативное (обязательное) дополнительное наказание, предусмотренное за совершение административного правонарушения, не может быть применена в отношении орудий совершения и предметов административных правонарушений, признаваемых на основании пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ находящимися в незаконном обороте.

Как уже отмечалось ранее, в силу пункта 2 статьи 10.2 и подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ в целях пресечения незаконного оборота алкогольной продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных органов подлежит алкогольная продукция в случае, если ее оборот осуществляется без соответствующих товарно-транспортных документов.

Таким образом, спорная алкогольная продукция как на момент ее изъятия и ареста (11 сентября 2023 года), так и на момент вынесения настоящего решения находится в незаконном обороте и поэтому в силу приведенной правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации не может быть конфискована.

В пункте 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте, то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами.

Следовательно, на основании части 3 статьи 29.10 КоАП Российской Федерации и пункта 2 статьи 25 Закона № 171-ФЗ изъятая у предпринимателя алкогольная продукция подлежит направлению на уничтожение в установленном порядке.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 205 и 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 4.1, 4.2 и 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 25 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», суд

РЕШИЛ:

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (дата и место рождения 9 июля 1996 года ст. Бырка Оловянинского р-на Читинской области, ФИО3: <***>, ИНН: <***>, адрес регистрации: Забайкальский край, Оловянинский район, ст. Бырка, адрес проживания: <...> рабочего, д. 15, кв. 71) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Административный штраф в соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:

УФК по Забайкальскому краю (УМВД России по г. Чите)

ИНН <***>

КПП 753601001

ОКТМО 76701000

р/с <***> в Отделение Чита // УФК по Забайкальскому краю г. Чита

Кор./сч.: 40102810945370000063

БИК 017601329

КБК 18811601331010000140

УИН 18880475237511722345.

Доказательства уплаты административного штрафа подлежат направлению (представлению) в Арбитражный суд Забайкальского края с обязательным указанием номера дела.

Разъяснить индивидуальному предпринимателю ФИО1, что на основании части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП Российской Федерации при уплате административного штрафа не позднее двадцати дней со дня вынесения настоящего решения административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.

В случае если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения у Арбитражного суда Забайкальского края будут отсутствовать сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях экземпляр настоящего решения будет направлен для взыскания административного штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебному приставу-исполнителю, определяемому исходя из статьи 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Алкогольную продукцию, изъятую на основании протокола изъятия вещей и документов от 11 сентября 2023 года и арестованную на основании протокола наложения ареста на товары, транспортные средства и иные вещи от 11 сентября 2023 года, направить на уничтожение в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Забайкальского края.

Судья Г.Г. Ячменёв