ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-1174/08 от 13.05.2008 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

672000, г. Чита, ул. Выставочная 6

www.chita.arbitr.ru; E-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чита Дело № А78-1174/2008

С2-17/35

Резолютивная часть решения объявлена 13 мая 2008г., полный текст решения изготовлен 23 мая 2008г.

23 мая 2008г.

Судья Гениатулина И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Городецким Р.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «АНМЕТ»

к Забайкальской таможне

о признании недействительными решений Забайкальской таможни о классификации товара № 10617000/22-12/33 от 29.11.2007г. по ГТД № 10617020/060807/0003600 и № 10617000-22-12/34 от 29.11.2007г. по ГТД № 10617020/100807/0003665,

при участии в заседании:

от заявителя: Шевченко В.Н. - представитель (доверенность от 01.01.2008г.).

от Забайкальской таможни: Обыденко И.Н. - представитель (доверенность от 05.05.2008г.).

установил:

Открытое акционерное общество «АНМЕТ»обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решений Забайкальской таможни о классификации товара № 10617000/22-12/33 от 29.11.2007г. по ГТД № 10617020/060807/0003600 и № 10617000-22-12/34 от 29.11.2007г. по ГТД № 10617020/100807/0003665, как несоответствующие Таможенному кодексу РФ.

В заседании представитель заявителя поддержал требование, пояснив, что решения Забайкальской таможни о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД № 10617000/22-12/33 от 29.11.2007г. по ГТД № 10617020/060807/0003600 и № 10617000-22-12/34 от 29.11.2007г. по ГТД № 10617020/100807/0003665 не соответствуют п.1 и п. 3 ст. 40 Таможенного кодекса РФ, т.к. таможенным органом не установлены нарушения правил классификации товаров при их декларировании, соответственно таможенный орган не вправе был самостоятельно определить код товара.

Представитель Забайкальской таможни заявленных требований не признал, указав, что классификация товаров была выполнена декларантом неверно, код товара изменен в соответствии с действующим законодательством.

Суд, изучив материалы дела, дополнительно представленные доказательства, заслушав мнения представителей сторон, установил следующее:

Отделом товарной номенклатуры и торговых ограничений Забайкальской таможни приняты решения о классификации товара, в соответствии с ТН ВЭД России №№ 10617000/22-12/33, 10617000/22-12/34 от 29.11.2007 года (приказ ФТС России от 29.09.2004 года № 85 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД России и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД России»). Данные решения о классификации приняты в отношении товара «поливинилхлорид суспензионный», заявленного по ГТД №№ 10617020/100807/0003665, 10617020/060807/0003600, на основании заключений эксперта №№ 20071878, 20071891 от 25.09.07.

Заявленный код товара по данным ГТД - 3904 10 009 1 ТН ВЭД России (Полимеры винилхлорида или прочих галогенированных олефинов, в первичных формах: пастообразующие поливинилхлоридные эмульсионные, микросуспензионные и поливинилхлоридэкстендер смолы с массой сульфатной золы на более 0,25 %, со ставкой ввозной таможенной пошлины - беспошлинно).

Согласно заключений эксперта №№ 20071878, 20071891 от 25.09.07 ЭКС - региональный филиал ЦЭКТУ г. Новосибирск установлено, что проба товара, ввозимого по ГТД №№ 10617020/100807/0003665, 10617020/060807/0003600 из КНР, представляет собой поливинилхлорид в первичной форме в виде порошка непластифицированный, без дополнительных компонентов, не микросуспензионный, не пастообразующий с массовой долей сульфатной золы 0,17%. Согласно наименования товара «поливинилхлорид в первичной форме в виде порошка непластифицированный, без дополнительных компонентов, не микросуспензионный, не пастообразующий с массовой долей сульфатной золы 0,17%» и основных правил интерпретации 1-6 ТН ВЭД России, данный товар классифицируется в товарной подсуппозиции - 3904 10 009 9 ТН ВЭД России, со ставкой таможенной пошлины - 15%.

Таким образом, в соответствии с п.3 ст.40 Таможенного кодекса РФ (далее ТК РФ), в случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.

Под классификацией товаров понимается определение их классификационных кодов по ТН ВЭД. Иными словами, классификация товаров - это отнесение товаров в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД России к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям, указанным в ТН ВЭД, и соответствующим им цифровым кодам.

Классификация товаров осуществляется для целей определения мер тарифного и нетарифного регулирования, установленных в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, ведения таможенной статистики внешней торговли.

Классификация товаров может осуществляться как самим декларантом, так и таможенными органами.

При классификации товара декларантом последний определяет код товара в соответствии с ТН ВЭД при декларировании товара таможенному органу.

Код товара декларант определяет самостоятельно. Он может заявить код товара на основании предварительного решения о классификации товара, полученного им или лицом, перемещающим товары, до начала таможенного оформления товара.

Предварительное решение о классификации конкретного товара в соответствии с ТН ВЭД является обязательным для всех таможенных органов и действует в течение пяти лет со дня его принятия, если оно не изменено или не отозвано либо его действие не прекращено таможенными органами (ст. 43, 44 ТК РФ).

На основании п.8 приказа ФТС России от 29.09.2004 года № 85 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД России и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД России», таможенные органы осуществляют контроль правильности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России, произведенной декларантом:

- при проведении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, в том числе с учетом результатов исследований товаров экспертными учреждениями;

- после завершения таможенного оформления товаров, в том числе с учетом результатов исследований товаров экспертными учреждениями.

В случае выявления неправильной классификации товаров таможенный орган классифицирует эти товары самостоятельно.

Таможенный орган вправе направить образцы (пробы) товара для проведения исследований в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении, экспертно-криминалистической службе регионального таможенного управления или в ином экспертном учреждении в целях подтверждения соответствия характеристик и свойств декларируемого товара характеристикам и свойствам товаров, указанным в решении о классификации.

В случае выявления несоответствия товара, заявленного в таможенной декларации и представленного для таможенного контроля, товару, поименованному и описанному в решении о классификации товара, таможенный орган самостоятельно классифицирует этот товар.

Таможенные органы сами классифицируют товары, т.е. принимают решения об их классификации в следующих основных случаях:

- при выявлении неправильной классификации товаров, произведенной декларантом;

- по запросам, поданным в соответствующие таможни, региональные таможенные
 управления и ГТК России;

- в порядке принятия предварительного решения о классификации товара (§ 3 главы 6 ТК РФ);

- по запросам органов законодательной, исполнительной, судебной власти, органов прокуратуры, Всемирной таможенной организации, таможенных органов зарубежных стран, нижестоящих таможенных органов;

- в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами ГТК России (например, Приказ ГТК России от 23 апреля 2001г. N 388 (ред. от 22 апреля 2003 г.) "Об утверждении Инструкции о порядке классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов").

Решения таможенных органов о классификации являются обязательными.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 325 ТК РФ для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, соответствующие наименованию и классификации товаров в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» и положений Таможенного тарифа, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2001 № 830 размер ставки таможенной пошлины напрямую связан с кодом товара, определяемым в соответствии с ТН ВЭД России.

В соответствии со ст. 361 ТК РФ,  после выпуска товаров и транспортных средств, означающего, что заинтересованные лица получили от таможенного органа разрешение пользоваться и (или) распоряжаться товарами и транспортными средствами в соответствии с заявленным таможенным режимом, таможенный орган не утрачивает право осуществлять проверки достоверности сведений, заявленных декларантом при таможенном оформлении.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи такие проверки могут осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. Момент утраты товарами упомянутого статуса установлен законодателем в ст. 360  ТК РФ и заключается в следующем: ввезенные на таможенную территорию товары и транспортные средства приобретают статус товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на российскую территорию.

Утрата ввезенными товарами и транспортными средствами статуса находящихся под таможенным контролем связывается с наступлением одного из следующих фактов:

1) выпуск для свободного обращения  (товары поступают в оборот без запретов и
 ограничений, предусмотренных таможенным законодательством) - выпуск разрешен по ГТД №10617020/100807/0003665 - 10.08.2007 года, по ГТД № 10617020/060807/0003600 - 06.08.2007 года;

2) уничтожение;

3) отказ в пользу государства;

4) фактический вывоз товаров с таможенной территории РФ;

5) обращение товаров в федеральную собственность либо распоряжение ими иным способом в соответствии с нормами главы 41 ТК РФ.

Проверки достоверности сведений после выпуска товаров и транспортных средств осуществляются в порядке, предусмотренном главой 35 ТК РФ, которая предусматривает в ст.366 ТК РФ формы таможенного контроля, их десять в указанной статье, а не только одну форму таможенного контроля - таможенную ревизию, как указывает истец в своем заявлении. Также в ст.376  ТК РФ указывается формы проведения таможенной ревизии, как одной из форм таможенного контроля.

Таможенный контроль, проводимый таможенными органами при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ, в соответствии с  п. 3 ст. 361  ТК РФ осуществляется по двум основным направлениям:

- проверка сведений, подтверждающих выпуск товаров в соответствии с требованиями и условиями, которые установлены ТК РФ;

- проверка наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков,
 используемых для подтверждения легальности ввоза товаров.

Проверка достоверности сведений осуществляется путем сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, а также с информацией, добытой любыми другими способами, не запрещенными российским законодательством.

Кроме того, гарантируя соблюдение принципа законности в таможенной сфере, законодатель закрепляет в ТК РФ принцип, в соответствии с которым в течение одного года после выпуска товаров и транспортных средств проверки достоверности заявленных сведений могут проводиться, если имеются достаточные основания предполагать факт нарушения российского законодательства или международного договора РФ, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Также следует указать, что в соответствии со ст. 337  ТК РФ, таможенным органом было принято решение об обеспечении уплаты таможенных платежей, поскольку в п.1 ст.337 ТК РФ указаны случаи исполнения обязанности уплаты таможенных пошлин, налогов и одним из них является перевозка и (или) хранение иностранных товаров (таможенный режим - импорт), что и было заявлено в ГТД ОАО «AHMET».

В адрес Общества направлялись письма Забайкальской таможни от 05.12.2007 №№ 20-37/15898, 20-37/15899 «О направлении уведомления и требований об уплате таможенных платежей», от 10.12.2007 № 20-37/16100 «О направлении требований», от 17.01.2008 № 14-45/00488 «О направлении решений о бесспорном взыскании», а также письма таможни от ЗОЛ 1.2007 №№ 22-25/15623 «Об уведомлении».

Кроме того, следует отметить, что на основании п.38 приказа ФТС России от 29.09.2004 года № 85 уполномоченное должностное лицо ОТН и ТО информирует декларанта  о принятом Решении о классификации товара в форме письма в соответствии с установленными требованиями для переписки. Данное письмо подписывает начальник таможни или лица, им уполномоченные. Что и было сделано должностными лицами Забайкальской таможни (письмо от 30.11.2007 № 22-25/15623 «Об уведомлении»).

Должностные лица таможенных органов классифицируют товары, то есть принимают решения об их классификации в случаях, предусмотренных п. 8 приказа ФТС России от 29.09.2004 года № 85, а также при контроле правильности определения классификационного кода ТН ВЭД России при декларировании товаров и после выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом должностные лица таможенного органа осуществляют действия, предусмотренные п. 9 указанного приказа ФТС России.

В соответствии с общими принципами перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (Глава 2 ТК РФ), ввезенный товар по ГТД является одной товарной партией,  поскольку все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю  в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ.

Ст. 378 ТК РФ установлено, что экспертиза товаров, транспортных средств или
 документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении их, назначается в случаях, если при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания.   Кроме того, заключения, вынесенные экспертом ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ г. Новосибирск от 25.09.2007года № №20071878, 20071891, соответствуют требованиям ст. 379 ТК РФ и не обжаловались заявителем.

Акт проб и образцов товаров, ввезенных ОАО «AHMET» по вышеназванным ГТД, составленный должностным лицом таможенного органа соответствует требованиям приказа ГТК России от 23.12.2003 года № 1519 «Об утверждении порядка взятия проб или образцов товаров, а также порядка их исследования при проведении таможенного контроля».

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.110, 167, 170, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Открытого акционерного общества «АНМЕТ»о признании недействительными решений Забайкальской таможни о классификации товара № 10617000/22-12/33 от 29.11.2007г. по ГТД № 10617020/060807/0003600 и № 10617000-22-12/34 от 29.11.2007г. по ГТД № 10617020/100807/0003665, как несоответствующие Таможенному кодексу РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца.

Судья Гениатулина И.А.