ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-12059/2022 от 26.07.2023 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Чита Дело № А78-12059/2022

02 августа 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2023 года

Решение изготовлено в полном объёме 02 августа 2023 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Судаковой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Володиной М.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Акционерного общества «Тепловодоканал» (ОГРН 1107524000341, ИНН 7506004852)

к Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН 1087536008790, ИНН 7536095977)

о признании недействительным Приказа «Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе тепловодоснабжения АО «Тепловодоканал» объекта «Создание поселка нового образца в пгт. Новая Чара. Среднеэтажная жилая застройка. Участок 725:25:100106:715 на территории Каларского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Новая Чара)» от 15.07.2022 №146-НПА,

о признании недействительным Приказа «Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе тепловодоснабжения АО «Тепловодоканал» объекта «Создание поселка нового образца в пгт. Новая Чара. Участок 725:25:100107:165. Этап 2. Культурно-досуговый центр» на территории Каларского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Новая Чара) от 15.07.2022 №147-НПА.

третье лицо, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Администрация Каларского муниципального округа Забайкальского края (ОГРН 1027500562781, ИНН 7506000311),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Мурзина Т.С., представитель по доверенности от 30.12.2022, диплом о наличии высшего образовании по специальности «Юриспруденция»;

от заинтересованного лица: до перерыва Дорожкова О.Н., представитель по доверенности от 10.01.2023, представлена копия диплома о наличии высшего образовании по специальности «Юриспруденция»;

третье лицо явку представителя не обеспечило (извещено надлежащим образом).

Акционерное общество «Тепловодоканал» (далее – заявитель, общество, АО «Тепловодоканал») обратилось в арбитражный суд к Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – РСТ Забайкальского края, служба, заинтересованное лицо) с вышеназванными требованиями.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена - Администрация Каларского муниципального округа Забайкальского края (ОГРН 1027500562781, ИНН 7506000311).

Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, что подтверждается почтовыми уведомлениями.

В судебном заседании представитель Общества, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель службы в судебном заседании суду пояснил, что заявленные требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В отзыве на заявленные требования ссылается на то, что оспариваемые приказы выданы в соответствии с законом и соответствуют нормам права.

Третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечили.

В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом был объявлен перерыв в судебном заседании до 16 час. 30 мин., 26.07.2023, о чем сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».

Дело рассматривается по правилам статьи 200 АПК РФ.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, дополнительно представленные документы, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

АО «Тепловодоканал» поставлено на учет в налоговом органе, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1107524000341, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Как следует из материалов дела, АО «Тепловодоканал» является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей коммунальные услуги в сфере теплоснабжение на территории муниципального образования Каларский муниципальный округ Забайкальского края

19.05.2022 № исх. 1007/ЧТ/08 АО «Тепловодоканал» обратилось в РСТ Забайкальского края за установлением платы за подключение объектов к сетям теплоснабжения, расположенных на территории пгт. Новая Чара муниципального округа Забайкальского края в индивидуальном порядке:

- «Среднеэтажная жилая застройка», расположенная по адресу: Забайкальский край, Каларский муниципальный округ, пгт. Новая Чара, кадастровый номер земельного участка 75:25:100106:717, 725:25100106:715, с нагрузкой на отопление 1,624 Гкал/час;

- «Культурно-досуговый центр», расположенный по адресу: Забайкальский край, Каларский муниципальный округ, пгт. Новая Чара, кадастровый номер земельного участка 75:25:100107:165, с нагрузкой на отопление 0,873 Гкал/час.

Приказами РСТ Забайкальского края № 146 - НПА1, 147-НПА2 от 15.07.2022г. установлена плата за подключение к системе теплоснабжения в размере:

- 26 742 416, 25 руб. (1 этап);

- 14 506 703,14 руб. (2 этап).

Общая стоимость мероприятий, необходимых для осуществления подключения (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения АО «Тепловодоканал» объектов определена РСТ Забайкальского края в Приложении № 1 к Экспертному заключению по установлению платы за подключение (технологическое присоединение), в сумме 41 249 119,38 руб.

Вместе с тем, по мнению заявителя, органом регулирования при установлении платы за технологическое присоединение к системе теплоснабжения АО «Тепловодоканал» не включены следующие расходы:

- доставка материалов по железной дороге в рамках проведения работ по реконструкции теплосетей от УТ-31 до УТ32, протяженностью 140 м;

- стоимость 3 П образных компенсаторов на стальных трубопроводах 250 мм на участке теплосети от УТ-31 до УТ-32, заложенных в локально сметном расчете № 160/22 (позиция 37);

- расходы по демонтажу стальных водопроводных труб холодного водоснабжения (в целях проведения реконструкции теплосетей от УТ-31 до УТ32), монтаж временного трубопровода холодного водоснабжения (на период проведения работ по реконструкции теплосети от УТ-31 до УТ32), демонтаж временного трубопровода холодного водоснабжения, монтаж водопроводных труб холодного водоснабжения - в сумме;

- доставка материалов по железной дороге в рамках проведения работ по новому строительству теплосети от УТ-32 до границ земельных участков МКЖД и КДЦ;

- расходы на проектирование.

Учитывая изложенное, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, считая оспариваемые приказы недействительными и нарушающими его права и законные интересы.

Рассмотрев, заявленное требование общества, суд приходит к следующему.

Указанные дела подлежат рассмотрению арбитражными судами на общих основаниях в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (пункт 1 статьи 65 АПК РФ).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что требование заявителя может быть удовлетворено только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемых приказов закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя такими приказами.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регламентированы Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).

На основании пункта 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.

На основании подпункта «г», пункта 4, раздела 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее - Основы № 1075) плата за подключение к системе теплоснабжения относится к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 15.1.7 Положения о Региональной Службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденном постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года № 196 «Об утверждении положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края» в полномочия РСТ Забайкальского края входит установление платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (в том числе в поселениях, муниципальных и городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения).

Таким образом, РСТ Забайкальского края полномочно на издание оспариваемых приказов.

Согласно пункту 31 статьи 2 Закона о теплоснабжении платой за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения является плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых (технологически присоединяемых) к системе теплоснабжения, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение).

На основании статьи 10 Закона о теплоснабжении подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных названным Законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В статье 14 Закона о теплоснабжении определены критерии установления платы за подключение к системе теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 8 статьи 14 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определенных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 9 статьи 14 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования в сфере теплоснабжения (далее - Правила N 1075).

Согласно пункту 106 Основ ценообразования плата за подключение к системе теплоснабжения определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения в соответствии с Законом теплоснабжении, градостроительным законодательством Российской Федерации, Основами ценообразования, Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307, и методическими: указаниями, исходя из подключаемой тепловой нагрузки, а также в случае, указанном в пункте 109 настоящего документа, - в индивидуальном порядке.

Как установлено п. 108 Основ ценообразования, плата за подключение устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки исходя из необходимости компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя (включая проектирование), а также налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.

На основании пункта 109 Основ ценообразования при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение для потребителя, суммарная подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/ч суммарной установленной тепловой мощности системы теплоснабжения, к которой осуществляется подключение, устанавливается в индивидуальном порядке.

Пунктом 110 Основ ценообразования предусмотрено, что в размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации:

а) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика;

б) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей;

в) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии;

г) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.

Пунктом 111 Основ ценообразования предусмотрено, что стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры.

Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов (п. 33 Основ ценообразования).

Оценка экономической обоснованности затрат производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений, а также Методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 163 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания) органом регулирования утверждается плата за подключение в индивидуальном порядке при отсутствии технической возможности подключения (в тысячах рублей).

Согласно п. 166 Методических указаний № 760-э в целях установления платы за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки теплоснабжающая (теплосетевая) организация на очередной расчетный период регулирования представляет в орган регулирования следующие материалы:

1) расчет расходов на проведение мероприятий по подключению объектов
заявителей в соответствии с приложением 7.1 к настоящим Методическим указаниям;

2) расчет расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением
создания (реконструкции) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или
источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей в соответствии
с приложением 7.2 к настоящим Методическим указаниям;

3) расчет расходов на создание (реконструкцию) тепловых пунктов от
существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения
объектов заявителей в соответствии с приложением 7.3 к настоящим Методическим
указаниям.

В адрес РСТ Забайкальского края поступило заявление (вх. от 19 мая 2022 года № 2907) от АО «Тепловодоканал» об установлении платы за подключение объектов «Среднеэтажная жилая застройка» и «Культурно-досуговый центр» к сетям теплоснабжения на территории Каларского муниципального округа Забайкальского края в индивидуальном порядке (т.1, л.д. 50).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Регламентом открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 07 июня 2013 года № 163 (далее - Регламент), открыто дело по предложению АО «Тепловодоканал» об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения объектов «Среднеэтажная жилая застройка» и «Культурно-досуговый центр» на территории Каларского муниципального округа Забайкальского края.

15 июля 2022 года на заседании Правления приняты, оспариваемые в настоящем деле:

- приказ РСТ Забайкальского края № 146-НПА «Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения АО «Тепловодоканал» объекта «Создание поселка нового образца в пгт. Новая Чара. Среднеэтажная жилая застройка. Участок 725:25:100:106:715 на территории Каларского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Новая Чара)».

- приказ РСТ Забайкальского края № 147-НПА «Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения АО «Тепловодоканал» объекта «Создание поселка нового образца в пгт. Новая Чара. Участок 725:25:100107:165. Этап 2. Культурно-досуговый центр» на территории Каларского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Новая Чара)».

В рамках настоящего дела АО «Тепловодоканал» оспаривает исключение при расчете платы за подключение к централизованной системе теплоснабжения расходов на проведение мероприятий по подключению объектов застройщика, в том числе:

1а - расходы по доставке материалов по железной дороге в рамках проведения работ по реконструкции теплосетей от УТ-31 до УТ32, протяженностью 140 м, в сумме 1 984 164,29 (расход по доставке материала по локально сметному расчету № 160/22 от 05.07.2022г. (позиция 71).

Как указывает заявитель, технологическое присоединение объектов Администрации Каларского муниципального округа планируется на территории пгт. Новая Чара и ввиду отсутствия необходимых поставщиков на территории муниципального образования, закупку материалов в силу указанных обстоятельств, предполагается проводить у поставщиков, осуществляющих деятельность на территории субъектов, расположенных вдоль Байкало-Амурской магистрали.

С дальнейшей транспортировкой груза железной дорогой, иной способ поставки материалов меньшей стоимости отсутствует.

Стоимость расходов на доставку материалов, необходимых в рамках проведения реконструкции тепловой сети индивидуального объекта рассчитана исходя из общего веса материалов (252,53 тонн) и грузоподъемности железнодорожных вагонов (универсальные четырехосные грузовые железнодорожные вагоны имеют грузоподъемность 68-71 тонн), а также стоимости железнодорожной перевозки товара транспортными компаниями (550 000 руб. - стоимость перевозки 1 ж/д вагона).

1б - доставка материалов по железной дороге в рамках проведения работ по новому строительству теплосети от УТ-32 до границ земельных участков МКЖД и КДЦ в сумме 5 499 224,22 руб. (расход по доставке материала по локально сметному расчету № 258/22 от 05.07.2022г. (позиция 292 «Локального сметного расчета № 258/22 от 05.07.2022г.»).

По новому строительству теплосети от УТ-32 до границ земельных участков МКЖД и КДЦ». Стоимость расходов на доставку материалов, необходимых в рамках проведения реконструкции тепловой сети индивидуального объекта рассчитана исходя из общего веса материалов (699,901 тонн) и грузоподъемности железнодорожных вагонов (универсальные четырехосные грузовые железнодорожные вагоны имеют грузоподъемность 68-71 тонн), а также стоимости железнодорожной перевозки товара транспортными компаниями (550 000 руб. - стоимость перевозки 1 ж/д вагона).

Первоначально в представленных в орган регулирования локальных сметных расчетах АО «Тепловодоканал» № 160/2022 «На реконструкцию теплосетей и ХВС от УТ-31 до УТ-32, протяженностью 145 м», № 176/22 «На новое строительство тепловой сети для подключения многоквартирных ж/домов и КДЦ» отсутствовали расходы по доставке материалов железной дорогой.

Однако в дальнейшем в ходе корректировки дефектных актов и локальных сметных расчетов с целью исключения внутриквартальных сетей АО «Тепловодоканал» было выявлено отсутствие в расчетах расходов на доставку железнодорожным транспортом, о чем 30.06.2022 в орган регулирования было направлено уведомление (№ исх 1450/ЧТ/08).

05.07.2022 № исх. 1504/ЧТ/04 скорректированные локальные сметные расчеты для установления платы за подключение объектов к сетям теплоснабжения были представлены АО «Тепловодоканал» в РСТ Забайкальского края (№ вх. 3704).

При этом, согласно абз. 2 п. 18 Правил регулирования цен в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее Правила регулирования цен) регулируемая организация вправе представить по своей инициативе в орган регулирования дополнительные документы и материалы к предложению об установлении цен (тарифов) не позднее 7 календарных дней до заседания правления (коллегии) органа регулирования, по итогам которого принимается решение об установлении цен (тарифов).

Соответствующие дополнительные документы и материалы приобщаются к делу об установлении цен (тарифов) и являются неотъемлемой частью предложения об установлении цен (тарифов).

Таким образом, скорректированные локальные сметные расчеты АО «Тепловодоканал» были — представлены в орган регулирования в установленные сроки, заседание Правления РСТ Забайкальского края об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения АО «Тепловодоканал» проводилось 15.07.2022.

Однако данные документы регулятором не были исследованы и надлежащим образом опровергнуты.

Каким образом регулятор пришел к выводу об обоснованности включения суммы 550 000 рублей, расходов на доставку такого большого количества материалов в столь отдаленный район из протокола не следует.

- расходы по приобретению 3-х П образных компенсаторов на стальных трубопроводах 250 мм на участке теплосети от УТ-31 до УТ-32, заложенных в локально сметном расчете № 160/22 (позиция 37) на сумму 52 173,3 руб. из расчета (69 564,4 руб. (общая сумма по смете) - 17 391,1 руб. (стоимость 1-го П образного компенсатора).

Согласно схеме сети теплоснабжения пгт. Новая Чара на участке теплосети от УТ-31 до УТ-32 имеется 2 П- образных компенсатора, которые в свою очередь состоят из двух ветвей компенсаторов, на подающем и на обратном трубопроводе (всего 4 П компенсатора). В рамках реконструкции планируется замена трубопровода диаметром 200 мм, на трубопровод 250 мм, чем обусловлена необходимость замены 4-х П образных компенсаторов.

В возражениях РСТ Забайкальского края ссылается на технические характеристики конструктивных решений и видов работ, учтённых в показателях «13-06-002-006» раздела 6 ч. 2 укрупненных нормативов цен строительства (НЦС 81-02-13-2022 «Сборник 13. Наружные тепловые сети. Укрупненные нормативы цены строительства», согласно которым необходимое количество компенсаторов для диаметров ДУ 150-300 составляет 12 штук на протяженности 1 км. сети. С учетом подающего и обратного трубопровода общее количество компенсаторов составляет 24 штуки на 1 км.

Согласно указанных строительных нормативов количество П-образных компенсаторов с учетом протяженности реконструируемого участка сети 140 м составляет 3,36 = 24 /1000 *140.

При этом органом регулирования немотивированно в расходную часть принята стоимость только 2 П-образных компенсаторов.

- расходы по демонтажу стальных водопроводных труб холодного водоснабжения (в целях проведения реконструкции теплосетей от УТ-31 до УТ32), монтаж временного трубопровода холодного водоснабжения (на период проведения работ по реконструкции теплосети от УТ-31 "до УТ32), демонтаж временного трубопровода холодного водоснабжения, монтаж водопроводных труб холодного водоснабжения - в сумме 1 083 455 руб.

Указанные мероприятия необходимы в рамках проведения реконструкции теплосети. В соответствии с п. 9.7 СП 124Д3330.2012 тепловые сети пгт. Новая Чара Каларского округа проложены совместно в одном лотке с сетями холодного водоснабжения, таким образом, при замене бетонных лотков, в которых проложена тепловая сеть необходимо демонтировать и сети холодного водоснабжения.

Кроме того, в целях обеспечения непрерывной поставки холодной питьевой воды ГУ потребителям поселения, АО «Тепловодоканал» будут проведены работы по монтажу наземного «временного трубопровода» на период работ по реконструкции сети теплоснабжения, с последующим его демонтажем и монтажом сетей водоснабжения в установленным лотке совместно с теплосетями.

АО «Тепловодоканал», указанные расходы были включены в работы по реконструкции сетей ХВС от УТ-31 до УТ-32 (в том числе замена стальных труб на полиэтиленовые трубы), в локальном сметном расчете № 160-1/22.

РСТ Забайкальского края при установлении тарифа на подключение к централизованной системе холодного водоснабжения были исключены расходы по реконструкции участка сети водоснабжения от УТ-31 до УТ-32, с указанием в Экспертном заключении на то, что реконструкция сети водоснабжения не требуется.

При этом указанные работы по демонтажу трубопровода, монтажу/демонтажу «временного трубопровода», монтажу трубопровода в виду реконструкции сети теплоснабжения не Включены ни в тариф по технологическому присоединению к системе ХВС, ни в плату за подключение к системе теплоснабжения.

- расходы на проектирование. При определении расходов на проектирование РСТ Забайкальского края была принята сумма расходов в размере 4,76 % от суммы расходов на реконструкцию и строительство тепловых сетей, сумма расходов, принятых органом регулирования составила 1 561 870,05 руб.

Органом регулирования при расчете расходов на проектирование в части работ по строительству тепловых сетей от УТ-32 до границ земельных участков некорректно применены нормативы цен строительства по таблице «13-06-002 Наружные инженерные сети теплоснабжения из стальных труб в изоляции минераловатными плитами и стеклопластиком: прокладка в непроходных сборных железобетонных каналах в сухих грунтах, в траншеях с откосами, с разработкой грунта в отвал».

При этом, в рамках проведения работ по строительству тепловых сетей от УТ-32 до границ земельных участков запланированы разработка грунта под лотки с вывозом грунта автомобилями-самосвалами к месту хранения в отвал и дальнейшей перевозкой грунта для обратной засыпки (позиции локального сметного расчета № 258/22 от 05.07.2022г.: № 3 «Разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторы», № 5 «Погрузочные работы при автомобильных перевозках: грунта растительного слоя (земля, перегной)», № 6 «Перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью Ют», № 54 «Погрузочные работы при автомобильных перевозках: грунта растительного слоя (земля, перегной) для обратной засыпки», № 56 «Перевозка грунтов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т»).

Соответственно, при определении расходов на проектирование органом регулирования должны были применены укрупненные нормативы, установленные в таблица № 13-06-001 «Наружные инженерные сети теплоснабжения из стальных труб в изоляции минераловатными плитами и стеклопластиком: прокладка в непроходных сборных железобетонных каналах в сухих грунтах, в траншеях с откосами, с погрузкой и вывозом грунта автотранспортом».

Кроме того, согласно приложению № 1 Экспертного заключения при определении стоимости расходов, необходимых в рамках технологического присоединения (строительство тепловых сетей), РСТ Забайкальского края принимает величину в размере 22 772 661,65 руб. АО «Тепловодоканал» в локальном сметном расчете № 258-22 заявлены затраты (без доставки) в сумме 22 872 661,65 руб., отклонение составило 100 000,00 руб.

Вместе с тем, органом регулирования в экспертном заключении (абз.2 п. 2 разд. 3 экспертного заключения) отмечено, что все технические мероприятия для строительства тепловых сетей приняты по предложению предприятия. Соответственно, при установлении платы за технологическое присоединение объектов необоснованно занижена расходная часть, что также повлияло на стоимость проектных работ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что Службой в данном случае при установлении платы, в том числе не учтены дополнительные материалы, направленные регулируемой организацией.

Таким образом, РСТ РБ не соблюдены цели и принципы государственного регулирования тарифов, не выполнено требование указанных пунктов Правил N 1075, статьи 7 Закона о теплоснабжении, предусматривающей, что регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.

Кроме того, исходя из сложившейся судебной практики, именно на тарифном органе не лежит безусловная обязанность запрашивать по собственной инициативе дополнительные документы. Вместе с тем, в контексте конкретных обстоятельств рассматриваемого дела тарифный орган в случае недостаточности обосновывающих документов должен был предложить Обществу представить дополнительные материалы.

Исходя из этого, а также практики оценки обосновывающих материалов, подход тарифного органа должен быть предсказуемым для регулируемой организации и не создающим непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованного тарифа.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что РСТ Забайкальского края в указанной части не соблюден порядок утверждения индивидуального тарифа за подключение объектов капитального строительства, предусмотренный действующим законодательством.

Таким образом, размер платы за технологическое присоединение к централизованной системе теплоснабжения объектов Администрации Каларского муниципального округа, утвержденный приказами РСТ Забайкальского края № 146 - НПА, 147-НПА от 15.07.2022г. является экономически необоснованным, поскольку не обеспечит АО «Тепловодоканал» компенсацию всех расходов, необходимых для подключения объектов к тепловым сетям. Установленный размер платы на подключение (технологическое присоединение) рассчитан органом регулирования с нарушением основных начал тарифного законодательства, а именно положений пп. 2, 3 ч. 1 ст. 7 Закона о теплоснабжении, п.п. 108, 110 Основ ценообразования, п. 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, п. 167 Методических указаний № 760-э.

Прочие доводы, указанные сторонами по делу, оценены судом, однако они не влияют на вышеуказанные выводы о несоответствии оспариваемых приказов требованиям действующего законодательства.

На основании изложенного, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые приказы, не соответствует положениям действующего законодательства, а также нарушает права и законные интересы АО «Тепловодоканал», в связи с чем такие приказы подлежат признанию незаконными.

В силу части 2 статьи 201 АПК Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Из буквального толкования названных положений следует, что арбитражные суды не только констатируют незаконность оспариваемых ненормативных правовых актов, решений, но и обязывают соответствующие органы и должностные лица к совершению активных действий по восстановлению нарушенных прав заявителя. Иными словами, признав незаконным (недействительным) решение государственного органа (должностного лица), арбитражный суд автоматически обязывает такой орган (должностное лицо) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания решения соответствующего органа (должностного лица) незаконными является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.

В данном случае арбитражный суд считает возможным указать на обязанность РСТ Забайкальского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов прав и законных интересов АО «Тепловодоканал» в установленном законом порядке.

Уплаченная заявителем государственная пошлина при обращении в арбитражный суд в соответствии со ст.110 АПК РФ в размере 6 000 рублей подлежит взысканию со службы.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительными приказы Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН 1087536008790, ИНН 7536095977) от 15.07.2022 №146-НПА «Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе тепловодоснабжения АО «Тепловодоканал» объекта «Создание поселка нового образца в пгт. Новая Чара. Среднеэтажная жилая застройка. Участок 75:25:100106:715 на территории Каларского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Новая Чара)» и №147-НПА «Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе тепловодоснабжения АО «Тепловодоканал» объекта «Создание поселка нового образца в пгт. Новая Чара. Участок 725:25:100107:165. Этап 2. Культурно-досуговый центр» на территории Каларского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Новая Чара), как несоответствующие Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".

Обязать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН 1087536008790, ИНН 7536095977) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.

Взыскать с Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН 1087536008790, ИНН 7536095977) в пользу Акционерного общества «Тепловодоканал» (ОГРН 1107524000341, ИНН 7506004852) судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 6 000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья Ю.В. Судакова