АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-12467/2021
21 января 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2022 года
Решение изготовлено в полном объёме 21 января 2022 года
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Ульзутуевой А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.А. Гурулёвой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А78-12467/2021 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Микс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
с участием в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю: ФИО1, доверенность № 15-Д от 30 сентября 2021 года, диплом о высшем юридическом образовании, служебное удостоверение;
от ООО «Микс»: ФИО2, генеральный директор, паспорт; ФИО3 представитель по устному заявлению генерального директора ООО «Микс», паспорт, диплом о высшем юридическом образовании,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю (далее – Управление Роскомнадзора, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Микс» (далее – ООО «Микс», Общество) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации).
В обоснование своей позиции Управление Роскомнадзора указывает, что Обществом допущены нарушения лицензионных требований, что выразилось в непредставлении в установленный срок сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежах) в резерв универсального обслуживания за 3 квартал 2021 года.
ООО «Микс» отзыв на заявление не представило. Руководитель и представитель Общества в судебном заседании факт нарушения признали, пояснив, что нарушение допущено по причине смены руководства и коллектива.
В предварительном судебном заседании 18 января 2022 года представители Управления Роскомнадзора и ООО «Микс» возражений относительно возможности перехода суда после завершения предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу не высказали.
Учитывая изложенное, арбитражный суд, признав дело подготовленным, завершил 18 января 2022 года предварительное судебное заседание и по правилам статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК Российской Федерации) (с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 года № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству») перешел к рассмотрению дела по существу в этом же судебном заседании.
Исследовав материалы дела и заслушав представителейУправления Роскомнадзора и ООО «Микс», арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Микс» зарегистрировано в качестве юридического лица 20 марта 2014 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер <***>. Основной вид деятельности - деятельность в области документальной электросвязи (л.д. 19-23).
ООО «Микс» выданы лицензии от 22 апреля 2019 года № 172330 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (л.д. 25-27) и от 22 апреля 2019 года № 172331 на оказание телематических услуг связи (л.д. 28-30).
Приложением к лицензии от 22 апреля 2019 года № 172330 являются лицензионные требования (л.д. 26-27), согласно пункту 12 которых, лицензиат обязан предоставлять сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Приложением к лицензии от 22 апреля 2019 года № 172331 также являются лицензионные требования (л.д. 29-30), согласно пункту 11 которых, лицензиат обязан предоставлять сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.
23 ноября 2021 года в Управление Роскомнадзора поступило письмо Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникацией Российской Федерации № П14-1-09-079-53546 (л.д. 31) с информацией о том, что ООО «Микс» не представило в установленный срок сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежах) в резерв универсального обслуживания за 3 квартал 2021 года.
Выявленные обстоятельства послужили поводом для возбуждения в отношении ООО «Микс» дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации, о чем 9 декабря 2021 года составлен соответствующий протокол № АП-75/2/1080 (л.д. 35-37).
На основании части 3 статьи 23.1 и части 1 статьи 28.8 КоАП Российской Федерации, статьи 202 АПК Российской Федерации Управление Роскомнадзора обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о привлечении ООО «Микс» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 205 АПК Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании).
Закон о лицензировании определяет лицензию как специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий. Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (статья 3).
Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (части 1 и 2 статьи 2 Закона о лицензировании).
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о лицензировании под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Частью 1 статьи 8 Закона о лицензировании установлено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частью 4.1 настоящей статьи (часть 2 статьи 8 Закона о лицензировании).
Таким образом, из приведенных норм можно заключить, что лицензия удостоверяет право лица на осуществление определенного вида деятельности, необходимым условием для получения такой лицензии является соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям. После получения лицензии соблюдение лицензионных требований является обязательным при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Иными словами, получив лицензию, ее обладатель принимает на себя обязательство по соблюдению требований, предусмотренных законодательством для осуществления данного вида деятельности.
Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения») указано, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации следует иметь в виду, что согласно статье 2 Закона о лицензировании под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
Перечень видов деятельности, для осуществления которых требуются лицензии, установлен статьей 12 Закона о лицензировании, в силу пункта 36 части 1 названной нормы деятельность по оказанию услуг связи подлежит лицензированию.
Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) также предусмотрено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 № 2385 «О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждено Положение о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи (далее – Положение о лицензировании), приложением № 1 к которому является Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, в котором, в числе прочих поименованы услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации; телематические услуги связи (пункты 14 и 16 Перечня).
В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании лицензиат при осуществлении лицензируемого вида деятельности должен выполнять обязательные для соблюдения лицензионные требования осуществления деятельности в области оказания услуг связи в соответствии с перечнем согласно Приложению № 2.
Приложением № 2 к Положению о лицензировании является Перечень лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности в области оказания услуг связи (далее - Перечень лицензионных требований).
Раздел XIV Перечня лицензионных требований определяет перечень лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности по оказанию услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, в пункте 13 которого названо представление сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи (в случае присоединения сети передачи данных лицензиата к сети связи общего пользования).
Раздел XVI Перечня лицензионных требований определяет перечень лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности по оказанию телематических услуг связи, в пункте 12 которого названо представление сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания утвержден Приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 № 41, согласно пункту 1 которого лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания по форме, приведенной в приложении № 1. Отсчет кварталов идет с начала календарного года.
Согласно пункту 2 названного Приказа Минкомсвязи России от 16.09.2008 № 41 сведения направляются в Федеральное агентство связи в электронной форме через раздел «Личный кабинет оператора связи» на официальном сайте Федерального агентства связи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://is.rossvyaz.ru:8081/rossvyaz) или на бумажных носителях по адресу: пер. Николоямский, д. 3А, стр. 2, Москва, 109289.
Приведенные требования направлены, в том числе, на реализацию норм, установленных Законом о связи, об универсальных услугах связи.
Согласно пункту 1 статьи 59 Закона о связи в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров формируется резерв универсального обслуживания.
Статья 60 Закона о связи определяет источники формирования резерва универсального обслуживания.
Источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники (пункт 1).
Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета (пункт 2).
Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1,2 процента (пункт 3).
Размер обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования рассчитывается им самостоятельно как соответствующая указанной в пункте 3 настоящей статьи ставке процентная доля доходов, определяемых в соответствии с настоящей статьей (пункт 4).
Операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года (пункт 5).
Из материалов рассматриваемого дела следует, что административным органом Обществу вменяется нарушение лицензионных требований, что выразилось в непредставлении в установленный срок сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежах) в резерв универсального обслуживания за 3 квартал 2021 года.
В силу статьи 26.1 КоАП Российской Федерации к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.
Такие обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП Российской Федерации, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации).
Допущенное ООО «Микс»нарушение зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 9 декабря 2021 года № АП-75/2/1080 (л.д. 35-37), подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе: лицензией от 22 апреля 2019 года № 172330 (л.д. 25-27), лицензией от 22 апреля 2019 года № 172331 (л.д. 28-30), письмом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 23 ноября 2021 года № П14-1-09-079-53546 (л.д. 31), извещением Федерального агентства связи о получении электронного документа «Сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания» (л.д. 33), объяснениями генерального директора ООО «Микс», данными при составлении протокола об административном правонарушении.
В частности в сообщении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникацией Российской Федерации от 23 ноября 2021 года № П14-1-09-079-53546 (л.д. 31) содержится информация о том, что ООО «Микс» не представило в установленный срок сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежах) в резерв универсального обслуживания за 3 квартал 2021 года, представлена соответствующая справка (л.д. 32).
Согласно представленному извещению о получении электронного документа «Сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания» (л.д. 33) Федеральное агентство связи подтвердило, что 8 декабря 2021 года 03:45:05 (мск.) был получен первичный электронный документ «Сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания» за 3 квартал 2021 года. То есть соответствующие сведения Обществом направлены лишь 8 декабря 2021 года.
Согласно объяснениям генерального директора ООО «Микс», данным при составлении протокола об административном правонарушении (л.д. 36 оборот), нарушение было допущено в связи со сменой руководства и полной кадровой перестановкой, налог оплачен в срок, ошибку исправили, отчет отправили 8 декабря 2021 года.
Таким образом, перечисленными доказательствами достоверно подтверждается факт нарушения ООО «Микс» требований пункта 1 Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного Приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 № 41, пункта 12 раздела XVI и пункта 13 раздела XIV Перечня лицензионных требований, пункта 12 лицензионных требований к лицензии от 22 апреля 2019 года № 172330, пункта 11 лицензионных требований к лицензии от 22 апреля 2019 года № 172331.
ООО «Микс» являясь обладателем лицензий в сфере оказания услуг связи, было обязано не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала (до 30 октября 2021 года), представить в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, однако в установленный срок такую обязанность не исполнило.
В судебном заседании 18 января 2022 года генеральный директор ООО «Микс» и представитель Общества факт нарушения признали, объяснив, что произошла смена руководства и коллектива, для организации работы было необходимо время, ввиду чего обязанность по предоставлению сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в установленный срок была упущена, при этом обязанность по уплате этого взноса исполнена в срок.
В материалы дела представлено платежное поручение от 15 октября 2021 года № 217 (л.д. 38), которым подтверждается уплата ООО «Микс» взноса в размере 1,2% в резерв универсального обслуживания за 3 квартал 2021 года.
Оценив по правилам статьи 71 АПК Российской Федерации упомянутые выше доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что они подтверждают нарушение установленных лицензионных требований и являются достаточными для квалификации противоправных действий ООО «Микс» по части 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации.
Относительно установления вины ООО «Микс» в совершении рассматриваемого административного правонарушения, суд руководствуется следующим.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП Российской Федерации формы вины не выделяет.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП Российской Федерации, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации.
Как было указано выше, получив лицензию, лицензиат принял обязательства соблюдать установленные требования государства к определенному виду деятельности, выраженные в виде лицензионных требований и условий.
Доказательств, объективно свидетельствующих о невозможности соблюдения ООО «Микс» требований, установленных в пункте 1 Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного Приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 № 41, пункте 12 раздела XVI и пункте 13 раздела XIV Перечня лицензионных требований, пункте 12 лицензионных требований к лицензии от 22 апреля 2019 года № 172330, пункте 11 лицензионных требований к лицензии от 22 апреля 2019 года № 172331, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности в области оказания услуг связи, либо существования чрезвычайных обстоятельств, препятствующих соблюдению таких требований, в материалы дела не представлено.
То есть, имея возможность для выполнения обязанности по соблюдению лицензионных требований, а именно по представлению в уполномоченный орган в установленный срок сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, ООО «Микс» не предприняло всех зависящих от него мер по их соблюдению, допустив нарушение лицензионных требований. Смена руководства и кадровая перестановка говорит лишь о внутренних организационных обстоятельствах юридического лица, однако такие обстоятельства не исключают его вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
При этом сам факт нарушения ООО «Микс» признается, что следует из объяснения руководителя, данного при составлении протокола об административном правонарушении, а также в судебном заседании 18 января 2022 года.
С учетом изложенного арбитражный суд приходит к выводу о доказанности вины ООО «Микс» в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Каких-либо существенных нарушений порядка привлечения ООО «Микс» к административной ответственности судом не установлено.
Согласно части 3 статьи 28.1 КоАП Российской Федерации дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП Российской Федерации установлено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В настоящем случае правонарушение выявлено по сообщению Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникацией Российской Федерации № П14-1-09-079-53546 (л.д. 31) с информацией о том, что ООО «Микс» не представило в установленный срок сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежах) в резерв универсального обслуживания за 3 квартал 2021 года.
Протокол об административном правонарушении от 9 декабря 2021 года № АП-75/2/1080 (л.д. 35-37) составлен главным специалистом-экспертом Управления Роскомнадзора с участием руководителя Общества ФИО2
В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП Российской Федерации помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20, частью 1 статьи 20.8 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в пределах компетенции соответствующего органа.
Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 данной статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством (часть 4 статьи 28.3 КоАП Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 27 Закона о связифедеральный государственный контроль (надзор) в области связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
В силу пункта 4 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 № 1045, государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами.
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
Пунктами 5.1.4 и 5.1.4.2 названного Положения установлено, что Роскомнадзор осуществляет полномочия в том числе по лицензированию деятельности, а также контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований в области оказания услуг связи.
В соответствии с пунктом 2 Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Роскомнадзора от 04.02.2014 № 16, в территориальных органах Роскомнадзора протоколы об административных правонарушениях вправе составлять, в том числе,главные специалисты-эксперты, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора.
Подпунктом 6 пункта 3.2. должностного регламента федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность главного специалиста – эксперта отдела по контролю и надзору в сфере связи предусмотрена обязанность организовывать и осуществлять в соответствии с требованиями действующего законодательства государственный контроль и надзор за деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в сфере связи. Подпунктом 7 пункта 3.2 этого же должностного регламента предусмотрено право составлять протоколы об административных правонарушениях (л.д. 40-47).
В настоящем случае протокол об административном правонарушении от 9 декабря 2021 года № АП-75/2/1080 (л.д. 35-37) составлен главным специалистом-экспертом Управления Роскомнадзора ФИО4, то есть уполномоченным должностным лицом.
Таким образом, требования статей 25.1, 25.4, 25.15, 28.2, 28.3 КоАП Российской Федерации административным органом соблюдены в полном объеме.
Трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации и исчисляемый в данном случае с 31 октября 2021 года, на момент рассмотрения дела в суде и принятия настоящего решения не истек.
Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации предусматривает наказание в виде предупреждения или назначение административного штрафа для юридических лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей.
Статьей 3.4 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что предупреждение является мерой административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица (часть 1). Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2).
Управление Роскомнадзора по Забайкальскому краю обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установило, в протоколе об административном правонарушении указано, что в течение года Общество не привлекалось к административной ответственности за совершение однородных правонарушений. В судебном заседании 18 января 2022 года представитель административного органа выразила позицию о возможности назначения Обществу наказания в виде предупреждения.
Судом установлено, что решением Арбитражного суда Забайкальского края от 26 января 2017 года по делу № А78-16096/2016 ООО «Микс» привлекалось к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации в виде предупреждения.
Исходя из нормы, закрепленной в статье 4.6 КоАП Российской Федерации, на момент рассмотрения настоящего дела ООО «Микс» не считается подвергнутым административному наказанию.
Доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинения имущественного ущерба вменяемым нарушением административным органом в материалы дела также не представлено.
Учитывая характер и обстоятельства совершенного ООО «Микс» административного правонарушения, факт привлечения ООО «Микс» к административной ответственности впервые, принимая во внимание отсутствие в действиях нарушителя возможного причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, какого-либо имущественного ущерба (с учетом исполнения обязанности по уплате взноса в установленный срок), суд считает возможным привлечь ООО «Микс» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.
Обстоятельств для признания допущенного правонарушения в качестве малозначительного в соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской Федерации арбитражным судом не установлено.
Из пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» также указано, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 4.2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года № 1-П, в системе действующего правового регулирования освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения не может использоваться для целей учета имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Кроме того, освобождение от административной ответственности путем признания правонарушения малозначительным во всех случаях, когда правоприменительный орган на основе установленных по делу обстоятельств приходит к выводу о несоразмерности наказания характеру административного правонарушения, противоречило бы вытекающему из принципа справедливости принципу неотвратимости ответственности, а также целям административного наказания и не обеспечивало бы решение конституционно значимых задач законодательства об административных правонарушения.
Из пункта 47 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденногоПрезидиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2019 года, следует, что применение рассматриваемого правового института не должно порождать правовой нигилизм, ощущение безнаказанности, приводить к утрате эффективности общей и частной превенции административных правонарушений, нарушению прав и свобод граждан, защищаемых законодательством.
Как указывалось выше, лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Соответствие соискателя лицензии установленным требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.Таким образом, возложение на лицензиата обязанности по соблюдению лицензионных требований и условий обусловлено повышенными требованиями государства к определенному виду деятельности, в настоящем случае деятельности по оказанию услуг связи.
Следовательно, несоблюдение лицензионных условий и требований, обязанность по соблюдению которых является императивной, и подлежит особому контролю со стороны государства, не может быть расценено как не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суд, исходя из своих дискреционных полномочий и с учетом характера деликта (оказание услуг связи с нарушением лицензионных требований), считает невозможным в данном конкретном случае признать совершенное ООО «Микс» правонарушение малозначительным.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 176 и 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Микс» (ОГРН <***>, ИНН <***>; зарегистрировано 20.03.2014 годаУправлением Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю; место нахождения: 672014, <...>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Забайкальского края.
Судья А.А. Ульзутуева