ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-12970/18 от 15.11.2018 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                Дело №А78- 70 / 8

15 ноября 2018 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи И.В. Леонтьева

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Жигжитовой Б.Б.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску

Министерства сельского хозяйства Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании суммы гранта по соглашению о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство №24 от 24.05.2016 г. в размере 1 500 000 руб.,

при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора - Главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 (ОГРН <***>, ИНН <***>)

при участии в судебном заседании:

от истца – представитель не явился, извещен;

от ответчика - представитель не явился, извещен;

от третьего лица - представитель не явился, извещен.

Министерство сельского хозяйства Забайкальского края обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 о взыскании суммы гранта по соглашению о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство №24 от 24.05.2016 г. в размере 1 500 000 руб.

Стороны, третье лицо, извещенные о времени и месте предварительного судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, возражений против рассмотрения дела в их отсутствие спора по существу в суд не направили.

Ответчик представил отзыв в котором требования не признает и документы в подтверждение выполнения условий Соглашения о предоставлении гранта.

Суд  определением от 23.10.2018 г. предлагал стороне истца представить дополнительные документы. Документы не представлены, стороны явку не обеспечили.

Суд, изучив материалы дела, установил.

2016 году по результатам конкурсного отбора главе крестьянско фермерского хозяйства ФИО1 (далее - ФИО3 ответчик) Министерством сельского хозяйства Забайкальского края (далее Министерство, истец) в соответствии с Порядком предоставления грантов и (или) единовременной   помощи   в   форме   субсидий   за   счет   средств   бюджета Забайкальского  края   на  поддержку  начинающих  фермеров,  утверждённом постановлением Правительства Забайкальского края от 29.10.2014 г. № 617 (далее - Порядок) и на основании соглашения о предоставлении гранта на создание развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство от 24 мая 2016 года № 24 (далее - Соглашение была предоставлена государственная поддержка в виде гранта на поддержку начинающих фермеров. Сумма гранта составила 1500000 рублей. Основной целью предоставления данной государственной поддержки было приобретение сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной техники. Денежные средства грата в полном объеме были зачислены на счет ответчика 27 мая 2016 года (платежное поручение № 843410 от 27 мая 2016 года на сумму 1 321870 рублей 20 копеек) 29 июля 2016 года (платежное поручение № 405506 от 29 июля 2016 года на сумму 178129 рублей 80 копеек).

Одним из обязательных условий предоставления гранта на реализацию вышеуказанного проекта, определенных Порядком предоставления грантов и (или) единовременной помощи в форме субсидий за счет средств бюджета Забайкальскою края на поддержку начинающих фермеров, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 29.10.2014 г. № 617, явилось соотнесение затрат по плану расходов на создание производственной базы и (или) плану расходов на бытовое обустройство, включающему расходы в разрезе наименований (статей), соответствующие целям, предусмотренным пунктами 2 и 3 названного Порядка, должны осуществляться по каждому наименованию (статье) расхода средств в размерах не более 90 % за счет средств бюджета Забайкальского края и федерального бюджета и не менее 10 % за счет собственных средств заявителя. Так, в соответствии с подпунктом 2.3.4 пункта 2.3 Соглашения начинающий фермер обязан открыть для зачисления гранта и (или) единовременной помощи отдельный расчетный счет в кредитное организации. Перечислить на данный расчетный счет собственные средства в размере не менее 10 % стоимости от запрашиваемой суммы гранта и (или) единовременной помощи на реализацию проекта по созданию крестьянского (фермерского) хозяйства. До полного использования гранта и (или) единовременной помощи не зачислять на указанный расчетный счет иные средства.

Пунктом 1.2 Соглашения установлено, что проект по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства начинающий фермер реализует в соответствии с этапами и сроками, установленными графиком реализации проекта, являющегося приложением к Соглашению.

Грант должен быть использован исключительно в соответствии с планом расходов на развитие создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в течение 18 месяцев со дня поступления средств на расчетный счет начинающего фермера (пункты 1.3, 2.3.3 Соглашения). При этом план расходов определил сумму, необходимую для реализации Соглашения, следующим образом: бюджетные средства в сумме 1500000 рублей собственные средства в сумме 1655 000 рублей.

При исполнении рассматриваемого соглашения на расчетный счет ответчика, открытый для зачисления и использования гранта, были перечислены средства гранта и оговоренная сумма собственных средств.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.3 Соглашения на начинающего фермера также возложены следующие обязанности:

- реализовать проект по развитию своего крестьянского (фермерской)) хозяйства в соответствии с этапами и сроками, установленными графиком реализации проекта. По объективным причинам (причинам, не зависящим от начинающего фермера) допускается отклонение от графика не более чем 30 календарных дней;

использовать грант и (или) единовременную помощь исключительно и соответствии с планом расходов;

использовать грант (или) единовременную помощь в течение 18 месяце! i со дня поступления средств на расчетный счет начинающего фермера;

в течение срока реализации проекта создавать не менее 1 рабочего места на каждые 500000 рублей гранта;

зарегистрировать в собственность имущество, приобретаемое с использованием гранта и (или) единовременной помощи, в соответствии с: планом расходов;

использовать имущество, приобретаемое с использованием гранта и (или) единовременной помощи, на территории Забайкальского края и только в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства начинающего фермера.

Срок использования главой КФХ ФИО1 предоставленного гранта истек 29 января 2018 года.

По мнению истца целевые показатели, определенные проектом по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства, не достигнуты, документы, представленные в подтверждение освоения гранта, не дают основание считать проект реализованным.

Так, в соответствии с п. 2.3.13 Соглашения ответчик должен был ежеквартально не позднее 10 числа месяца следующего за отчетным кварталом, представлять в Министерство отчет об исполнении гранта.

В п. 2.3.14 Соглашения стороны согласовали, что получатель гранта в течение 5 дней со дня завершения очередного этапа, должен представлять в министерство документы, подтверждающие его выполнение.

Согласно п. 2.3.15 Соглашения в течение одного месяца со дня истечения срока, указанного в пункте 2.3.15 Соглашения, начинающий фермер должен представить в Министерство документы, подтверждающие целевое использование средств гранта.

В соответствии с планом расходов, а также с учетом полученных средств гранта, собственных средств ФИО1 должен был приобрести сенокосилку, 285 голов овец агинской породы, 3 головы овцы агинской породы.

Во исполнение первого этапа реализации плана создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства главой КФХ ФИО1 в адрес Министерства были  представлены  финансовые документы,  из  содержания которых следует, что общая сумма фактических затрат, потребовавшихся для сельскохозяйственных животных (овец агинской породы) в количестве 295 голов, сельскохозяйственной техники (косилка 2-х брусная прицепная КПФ-4М (рама цельная, пальцевая) в количестве 1 штука составила 1 6500000 рублей (из которых сумма собственных КФХ ФИО1 составила 150000 рублей, что вопреки пункту 2.3.5 Соглашения составляет менее 10 % стоимости от запрашиваемой суммы гранта).

Вопреки положению пункта 2.3.13 Соглашения главой КФХ ФИО1 в адрес Министерства последующие ежеквартальные (поэтапные) отчеты о результатах осуществления плана развития крестьянского фермерского хозяйства и целевом расходовании гранта.

В 2017 голу Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции У МВД России по Забайкальскому краю в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 была проведена процессуальная проверка, по результатам которой установлено, что арендуемый главой КФХ ФИО1 земельный участок не используется для ведения сельскохозяйственной деятельности, приобретенные на средстве гранта сельскохозяйственные животные (овцы агинской породы в порядке установленном действующими на территории Российской Федерации Ветеринарными правилами не идентифицированы и не поставлены учет вветеринарном органе), сельскохозяйственная техника (косилка 2-х брусная прицепная КПФ-4М (рама цельная, пальцевая) находятся в фактическом владении и пользовании главы КФХ ФИО2, рабочие места не созданы. Из  указанного следует, что крестьянско-фермерская деятельность ФИО1 фактически не осуществляется, что в свою очередь свидетельствует с существенных нарушениях обязательств, возложенных на ФИО1 Соглашением.

В п. 2.3.15 Соглашения стороны согласовали, что в случае наступления событий, указанных подпункте «г» подпункта 2.2.1 Соглашения, в течение 20 рабочих дней с даты получения требования возвратить в полном объеме полученный грант путем перечисления средств на расчетные счета указанные в уведомлении Министерства.

Главой КФХ ФИО1 не были выполнены условия Соглашения о целевом использовании средств гранта, предоставлении отчета о его исполнении.

Министерство обратилось в адрес главы КФХ ФИО1 с требованием о возврате гранта (письмо от 26 мая 2017 года №05-20/251).

До настоящего времени указанное требование ответчиком не исполнено.

Учитывая изложенное в иске суд установил  основания по которым истец просит взыскать с ответчика сумму гранта являются.

- не представление отчета об использовании гранта.

- нецелевое использование средств в связи с тем, что овцы агинской породы не идентифицированы и не поставлены учет вветеринарном органе, сельскохозяйственная техника (косилка 2-х брусная прицепная КПФ-4М (рама цельная, пальцевая) находятся в фактическом владении и пользовании главы КФХ ФИО2, рабочие места не созданы.

- не в полном объеме привлечены собственные средства.

Суд изучив материалы дела считает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период предоставления субсидии) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3).

Судом установлено и сторонами не оспаривается факт получения ответчиком денежных средств в виде гранта на развитие животноводческой фермы.

 Из Постановления Правительства Забайкальского края от 29 октября  2014 года №617 следует.

Грант должен быть использован получателем в соответствии с планом расходов на развитие семейной животноводческой фермы в течение 18 месяцев со дня его поступления на расчетный счет главы хозяйства. Неиспользованные средства гранта возвращаются в доход бюджета Забайкальского края в течение 30 календарных дней со дня окончания срока его использования (п. 20).

В течение 1 месяца со дня истечения срока, указанного в пункте 18 настоящего Порядка, получатель должен представить в Министерство документы, подтверждающие целевое использование гранта. Перечень указанных документов утверждается Министерством (п. 22).

В случае нецелевого использования хозяйством полученного гранта Министерство в течение 10 рабочих дней с даты установления указанного факта выставляет главе хозяйства требование о возврате предоставленного гранта в бюджет Забайкальского края. Глава хозяйства в течение 20 рабочих дней с даты получения требования перечисляет средства в доход бюджета Забайкальского края (23).

На основании соглашения о предоставлении гранта от 24.05.2016 г. ответчику перечислены денежные средства в сумме 1500000 руб. платежными поручениями от 27.05.2016 г и от 29.07.2016 г. (л.д. 58,59). Ответчик должен был приобрести 295 голов овец агинской породы (декабрь 2016 г.), 3 головы овцы агинской породы ( март 2017г), сенокосилку (Август 2017 г) (л.д. 38).

Истцом представлены документы в подтверждение того, что Главой КФХ ФИО1 приобретены 298 овец агинской породы на сумму 1475000 (л.д.69-69а, 74), сенокосилка стоимостью 175000 руб. (л.д.60-68), всего на 1650000 руб. В доказательства представлены договоры на приобретение животных и косилки, платежные поручения и акты приема-передачи материальных средств.

Из материалов дела следует, что ответчик приобрел 298 голов овец агинской породы 08.07.2016 г., сенокосилку 14.06.2016 г.г.

Таким образом, ответчик выполнил в сроки указанные в соглашении обязательства по приобретению животных и сенокосилки.

При этом ответчиком задействовано собственных средств 150000 руб.

В п. 2.3.4 Соглашения стороны согласовали, что фермер обязуется перечислить на открытый для получения гранта счет не менее 10 % стоимости запрашиваемой стоимости гранта. В п. 2.3.5 стороны согласовали, что фермер должен оплачивать за счет собственных средств не менее 10% приобретаемого имущества.

Учитывая, что истец ответчику перечислил 1500000 руб., то сумма собственных средств ответчика должна составлять 150000 руб. следовательно полные затраты ответчика должны составлять 1650000 руб. Истец в иске указал, что сумма ответчика также была перечислена на открытый расчетный счет. Ответчик подтвердил использование данной суммы первичными финансовыми документами, следовательно выполнил условия соглашения.

При таких обстоятельствах суд не усматривает в действиях ответчика нецелевого использования средств гранта.

Сведения о том, что материальные ценности приобретенные за счет средств гранта не используются самим фермером не подтверждены соответствующими материалами.

В п. 23 Постановления Правительства Забайкальского края от 10 апреля 2013 года №128 указано, что в случае нецелевого использования хозяйством полученного гранта Министерство в течение 10 рабочих дней с даты установления указанного факта выставляет главе хозяйства требование о возврате предоставленного гранта в бюджет Забайкальского края. Глава хозяйства в течение 20 рабочих дней с даты получения требования перечисляет средства в доход бюджета Забайкальского края.

В соответствии с пунктом 20 Порядка предоставления грантов предусмотрен лишь возврат неиспользованных денежных средств до установленного указанным порядком срока, полный же возврат денежных средств возможен только в случае нецелевого их использования (пункт 23 Порядка).

Учитывая, что нецелевого использования средств гранта судом не установлено, то требования удовлетворению не подлежат.

Непредставление отчета и не создание рабочих мест не является основанием для возврата всей суммы гранта.

В данном случае суд считает что истец не доказал необходимости возврата всей суммы гранта.

В соответствии со ст.9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствие со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Учитывая изложенное суд считает, что иске следует отказать.

Судебные расходы не распределяются по основаниям ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167, 168, 170, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                               И.В. Леонтьев