ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-13046/18 от 10.01.2019 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                        Дело № А78-13046/2018

14 января 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 января 2019 года.

Решение изготовлено в полном объеме января 2019 года .

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Сюхунбин Е.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сумароковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Вертикаль» (ОГРН 1147536003867, ИНН 7536143973) к Государственной инспекции Забайкальского края (ОГРН 1167536058480, ИНН 7536162983) о признании незаконными предписаний об устранении нарушений жилищного законодательства от 24 июля 2018 года № 792, № 793 и № 794,

при участии в судебном заседании (до и после перерыва) представителей:

от ООО УК «Вертикаль»: не было (извещено);

от Инспекции: Кирилловой Е.С., по доверенности № 58 от 9 января 2018 года (до перерыва), по доверенности № 116 от 9 января 2019 года (после перерыва);

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Вертикаль» (далее – ООО УК «Вертикаль», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной инспекции Забайкальского края (далее – Инспекция) о признании незаконными предписаний об устранении нарушений жилищного законодательства от 24 июля 2018 года № 792, № 793 и № 794.

В заявлении Общество указывает, что оспариваемые предписания являются незаконными и необоснованными, поскольку ООО УК «Вертикаль» не является управляющей организацией по отношении к спорному дому по причине принятия собственниками помещений 15 мая 2018 года решения об изменении формы управления домом и переходе на непосредственное управление, о чем 29 мая 2018 года была уведомлена Инспекция.

Представитель Инспекции с доводами Общества не согласилась по мотивам, изложенным в отзывах на заявление.

О месте и времени рассмотрения дела Общество извещено надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК Российской Федерации), что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении определения суда с кодом доступа к судебным актам на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru/), а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражного суда Забайкальского края в сети «Интернет» (www.chita.arbitr.ru) определений о принятии заявления к производству и об отложении судебного разбирательства, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что не является препятствием для рассмотрения дела.

В судебном заседании 26 декабря 2018 года представителем Инспекции для приобщения к материалам дела представлены копии материалов проверки, на основании которых выданы предписания от 28 мая 2018 года № 541 и № 544.

Названные документы приобщены к материалам дела.

На основании статьи 163 АПК Российской Федерации в судебном заседании 26 декабря 2018 года объявлялся перерыв до 10 часов 15 минут 10 января 2019 года, о чем было сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда.

В судебном заседании 10 января 2019 года представителем Инспекции для приобщения к материалам дела представлены определение от 9 января 2019 года о внесении изменений в предписание от 24 июля 2018 года № 792, уведомление от 9 января 2019 года № 4, отчет об отправке по электронной почте от 9 января 2019 года.

Названные документы приобщены к материалам дела.

В судебном заседании 10 января 2019 года объявлялся перерыв до 15 часов 30 минут.

До начала судебного заседания (после перерыва) в суд через сервис «Мой арбитр» от Инспекции поступили копии отчетов об отправке по электронной почте от 23 и 30 июля 2018 года.

Данные документы приобщены к материалам дела.

После перерыва в судебное заседание явка представителей лиц, участвующих в деле, не обеспечена.

Заслушав доводы представителя Инспекции (до и после перерыва в судебном заседании), исследовав материалы дела, в том числе дополнительно представленные документы, арбитражным судом установлено следующее.

Согласно сведениям о юридическом лице из ЕГРЮЛ по состоянию на 8 августа 2018 года (т. 1, л.д. 6-11) ООО УК «Вертикаль» зарегистрировано в качестве юридического лица 2 июня 2014 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1147536003867.

27 апреля 2015 года заявителю бессрочно выдана лицензия № 33 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (т. 1, л.д. 64).

По договору № 11 от 10 июля 2014 года ООО УК «Вертикаль» осуществляет управление многоквартирным жилым домом № 2, расположенным по адресу: г. Чита, ул. 1-я Малая (т. 1, л.д. 66 на обороте – 69).

На основании поступившего 25 июня 2018 года обращения жителя дома № 2 по адресу: г. Чита, ул. 1-я Малая (т. 1, л.д. 36), Инспекцией издано распоряжение от 23 июля 2018 года № 1822-р/ж (т. 1, л.д. 47) о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО УК «Вертикаль».

24 июля 2018 года в ходе проведения должностным лицом Инспекции проверки выявлены следующие нарушения:

- неисправность кровельного покрытия, выполненного из асбестоцементных листов (шифера) – трещины, сколы, частичное отсутствие примыкания вокруг дымовых труб (нарушены пункты 1.8, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.13, 4.6.3.1 и 4.6.3.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила и нормы № 170), пункт 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (далее – Минимальный перечень));

- частичное разрушение дымовых труб кирпичных над поверхностью кровли (нарушены пункт 4.9.1.3 Правил и норм № 170, пункт 16 Минимального перечня);

- наличие сквозных отверстий, расположенных на фасаде дома с левого торца от входа (нарушены пункт 4.2.1.1 Правил и норм № 170, пункты 3 и 9 Минимального перечня);

- неудовлетворительное техническое состояние внутридомовой инженерной системы электроснабжения, расположенной в подъезде – наличие скруток, частичное отсутствие изоляции проводов, провисание проводов, отсутствие плафонов, отсутствие освещения при входе в подъезд и в тамбур (нарушены пункты 3.2.6, 5.6.2, 5.6.6 Правил и норм № 170, пункт 20 Минимального перечня);

- неудовлетворительное состояние деревянной лестницы, расположенной в подъезде дома – частичное отсутствие поручней и перил, истирание поверхности ступеней (нарушены пункты 1.8, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.8, 4.4.1, 4.4.2, 4.4.6, 4.8.14 Правил и норм № 170, пункты 11 и 12 Минимального перечня);

- неудовлетворительное состояние отделочных покрытий в подъезде дома – изменение окрасочных и побелочных слоев (шелушение, загрязнение, отслоение, наличие трещин) стен, потолка, пола, перил, окон и дверей (нарушены пункты 1.8, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.8, 4.4.1, 4.4.2, 4.4.6, 4.8.14 Правил и норм № 170, пункты 11 и 12 Минимального перечня);

- не плотный притвор двери входной в подъезд № 1 (нарушены пункты 3.2.3, 3.2.11, 4.8.12 Правил и норм № 170, пункт 9 Минимального перечня).

Результаты проверки отражены в акте от 24 июля 2018 года № 1801 (т. 1, л.д. 45).

24 июля 2018 года Обществу выдано предписание № 792 устранить допущенные нарушения в срок до 17 августа 2018 года (т. 1, л.д. 35).

На основании поступившего 15 января 2018 года обращения жителя дома № 2 по адресу: г. Чита, ул. 1-я Малая (т. 1, л.д. 92), Инспекцией издано распоряжение от 30 января 2018 года № 264-р/ж (т. 1, л.д. 110) о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО УК «Вертикаль».

13 февраля 2018 года в ходе проведения должностным лицом Инспекции проверки выявлены следующие нарушения (т. 1, л.д. 112):

- неудовлетворительное санитарное состояние уборной (яма переполнена, наличие мусора в кабинках, не продезинфицировано) (нарушены пункты 1.8, 3.7.1 и 3.7.20 Правил и норм № 170, пункты 23, 24 и 26 Минимального перечня, пункты 5.3.6, 5.3.8 и 5.3.9 Правил благоустройства территории городского округа «Город Чита», утвержденных решением Думы городского округа «Город Чита» от 19.10.2017 № 111 (далее – Правила благоустройства));

- неудовлетворительное санитарное состояние прилегающей территории к уборной и санприемнику (наличие жидких отходов) (нарушены пункты 1.8 и 3.7.1 Правил и норм № 170, пункты 24 и 26 Минимального перечня, пункты 5.3.6, 5.3.8 и 5.3.9 Правил благоустройства);

- неудовлетворительное санитарное состояние санприемника для жидких отходов (переполнение ямы) (нарушены пункты 1.8 и 3.7.1 Правил и норм № 170, пункты 23-24 и 26 Минимального перечня, пункты 5.3.6, 5.3.8 и 5.3.9 Правил благоустройства);

- отсутствие наблюдения за трещинами на фасаде жилого дома (нарушены пункты 4.2.1.1, 4.2.1.3 и 4.2.1.14 Правил и норм № 170, пункт 3 Минимального перечня);

- в подъезде жилого дома наблюдается значительное провисание перекрытия (нарушены пункты 1.8, 2.1.3, 4.3.3 и 4.6.1.3 Правил и норм № 170, пункты 4 и 6 Минимального перечня).

13 февраля 2018 года Обществу выдано предписание № 133 устранить допущенные нарушения в срок до 23 февраля 2018 года.

Определением Инспекции от 22 февраля 2018 года срок исполнения предписания № 133 от 13 февраля 2018 года продлен до 14 мая 2018 года.

В соответствии с распоряжением от 25 мая 2018 года № 1068-р/ж должностным лицом Инспекции проведена внеплановая выездная проверка исполнения Обществом предписания № 133 от 13 февраля 2018 года, в ходе проведения которой установлено, что такое предписание не исполнено.

В связи с чем Инспекцией в адрес Общества вновь выдано предписание от 28 мая 2018 года № 544 об устранении допущенных нарушений в срок до 8 июня 2018 года.

На основании распоряжения от 23 июля 2018 года № 1821-р/ж Инспекцией проведена внеплановая выездная проверка исполнения Обществом предписания от 28 мая 2018 года № 544.

В ходе проведения проверки Инспекцией установлено, что предписание от 28 мая 2018 года № 544 ООО УК «Вертикаль» также не исполнено в полном объеме.

По итогам внеплановой выездной проверки составлен соответствующий акт № 1802 от 24 июля 2018 года.

В этот же день (24 июля 2018 года) Обществу выдано предписание № 793 об устранении в срок до 7 августа 2018 года нарушений жилищного законодательства (т. 1, л.д. 91).

Судом также установлено, что на основании поступившего 28 ноября 2017 года обращения жителя дома № 2 по адресу: г. Чита, ул. 1-я Малая (т. 1, л.д. 80), Инспекцией издано распоряжение от 25 декабря 2017 года № 3911-р/ж (т. 1, л.д. 81) о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО УК «Вертикаль».

27 декабря 2017 года в ходе проведения должностным лицом Инспекции проверки выявлены нарушения пунктов 1.4.9.1.3 и 4.9.1.6 Правил и норм № 170, пункта 16 Минимального перечня, статьи 10 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»), а именно: разрушение двух дымовых труб (кирпичных) над кровлей квартиры 8, нарушение работоспособности печей (задымление во внутрь помещения квартиры 8) (т. 1, л.д. 83).

27 декабря 2017 года Обществу выдано предписание № 1375 устранить допущенные нарушения в срок до 30 января 2018 года.

Определением Инспекции от 11 января 2018 года срок исполнения предписания № 1375 от 27 декабря 2017 года продлен до 14 мая 2018 года.

В соответствии с распоряжением от 25 мая 2018 года № 1067-р/ж должностным лицом Инспекции проведена внеплановая выездная проверка исполнения Обществом предписания № 1375 от 27 декабря 2017 года, в ходе проведения которой установлено, что предписание не исполнено.

В связи с чем Инспекцией в адрес Общества вновь выдано предписание от 28 мая 2018 года № 541 об устранении допущенных нарушений в срок до 8 июня 2018 года.

На основании распоряжения от 23 июля 2018 года № 1820-р/ж Инспекцией проведена внеплановая выездная проверка исполнения Обществом предписания от 28 мая 2018 года № 541 (т. 1, л.д. 129).

В ходе проведения проверки Инспекцией установлено, что предписание от 28 мая 2018 года № 541 ООО УК «Вертикаль» не исполнено в полном объеме.

По итогам внеплановой выездной проверки составлен соответствующий акт № 1803 от 24 июля 2018 года (т. 1, л.д. 131).

В этот же день (24 июля 2018 года) Обществу выдано предписание № 794 об устранении в срок до 6 августа 2018 года нарушений жилищного законодательства (т. 1, л.д. 63).

Не согласившись с предписаниями от 24 июля 2018 года №№ 792, 793 и 794, ООО УК «Вертикаль» обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании решения государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

По сути, аналогичная правовая позиция содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 14044/10, от 5 июля 2011 года № 651/11 и от 16 июля 2013 года № 3372/13.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК Российской Федерации, суд полагает, что требования Общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемых предписаний Инспекции закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов ООО УК «Вертикаль» такими предписаниями.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования Общества удовлетворению не подлежат.

В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее – обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1).

Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 названного Кодекса случая (часть 1.3).

 В соответствии с частями 1.1 и 1.2 названной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся также в пунктах 10 и 11(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491).

В соответствии с подпунктом а) пункта 16 Правил № 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией или путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом).

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность, в том числе оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В силу части 2 статьи 163 Жилищного кодекса управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.

Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса).

Как следует из материалов дела, а также не оспаривается лицами, участвующими в деле, 27 апреля 2015 года Обществу бессрочно выдана лицензия № 33 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (т. 1, л.д. 64).

10 июля 2014 года между ООО УК «Вертикаль» и Комитетом Жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа «Город Чита» заключен договор № 11, по условиям которого Общество осуществляет управление, в том числе, многоквартирным жилым домом № 2, расположенным по адресу: г. Чита, ул. 1-я Малая (т. 1, л.д. 66 на обороте – 69).

В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться, в том числе, посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Согласно подпунктам а)-г) и е) пункта 2 Правил содержания № 491, в состав общего имущества включаются, в том числе: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее – помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи; крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами № 170, которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.

В силу абзаца третьего пункта 1.1 Правил и норм № 170 настоящие Правила и нормы определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

Следовательно, такие Правила и нормы обязательны для исполнения собственниками помещений и управляющей компанией.

Пунктом 1.8 Правил и норм № 170 установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя:

- управление жилищным фондом: а) организацию эксплуатации; б) взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками; в) все виды работы с нанимателями и арендаторами;

- техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий: а) техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; б) осмотры; в) подготовка к сезонной эксплуатации; г) текущий ремонт; д) капитальный ремонт;

- санитарное содержание: а) уборка мест общего пользования; б) уборка мест придомовой территории; в) уход за зелеными насаждениями.

Согласно разделу II Правил и норм № 170 Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.

Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.

Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.

Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

В частности, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки (пункт 4.6.1.1 Правил и норм № 170).

Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке) (пункт 4.6.1.2 Правил и норм № 170).

Кровельные покрытия в сопряжениях со стенами, вентиляционными блоками и другими выступающими над крышами устройствами следует заводить в штрабы и защищать фартуком из оцинкованной стали (при этом фартук должен быть выше кровли на 15 см., а в штрабе герметизирован), а в сопряжении с радиотрансляционными стойками и телеантеннами – устанавливать дополнительную стальную гильзу с фланцем (пункт 4.6.1.13 Правил и норм № 170).

На асбестоцементной кровле требуется обеспечить: плотное покрытие конька кровли; исправное состояние покрытия около труб и расжелобков (пункт 4.6.3.6 Правил и норм № 170).

Согласно пункту 7 Минимального перечня к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, относятся, в том числе: проверка кровли на отсутствие протечек; выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока; осмотр потолков верхних этажей домов с совмещенными (бесчердачными) крышами для обеспечения нормативных требований их эксплуатации в период продолжительной и устойчивой отрицательной температуры наружного воздуха, влияющей на возможные промерзания их покрытий; проверка и при необходимости очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, – незамедлительное их устранение. В остальных случаях – разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.

Однако в нарушение приведенных положений в ходе внеплановой выездной проверки должностным лицом Инспекции была установлена неисправность кровельного покрытия, выполненного из асбестоцементных листов (шифера) – трещины, сколы, частичное отсутствие примыкания вокруг дымовых труб. Вследствие данных нарушений в квартире № 6 наблюдаются следы намокания поверхности стен и потолка в жилой комнате возле печи и у окна.

Согласно пунктам 4.9.1.3 и 4.9.1.6 Правил и норм № 170 неисправности печей: неравномерный нагрев поверхностей, трещины в печах и трубах, щели вокруг разделки и выпадение из нее кирпичей, плохая тяга, перегревание и разрушение топливной камеры и дымоходов, повреждение топочной арматуры и ослабление ее в кладке, разрушение боровов и оголовков труб, а также обледенение оголовков дымовых газовых труб следует устранять по мере выявления недостатков, не допуская ухудшения состояния конструкций.

Очистку от сажи дымоходов и труб печей следует производить перед началом и в течение отопительного сезона через каждые три месяца

В соответствии с пунктом 16 Минимального перечня работы, выполняемые в целях надлежащего содержания печей, каминов и очагов в многоквартирных домах, заключаются в определении целостности конструкций и проверка работоспособности дымоходов печей, каминов и очагов; устранении неисправностей печей, каминов и очагов, влекущих к нарушению противопожарных требований и утечке газа, а также обледенение оголовков дымовых труб (дымоходов); очистке от сажи дымоходов и труб печей; устранении завалов в дымовых каналах.

В свою очередь, при проведении внеплановых выездных проверок Инспекцией в многоквартирном доме № 2 по ул. 1-я Малая установлено частичное разрушение дымовых кирпичных труб над поверхностью кровли, разрушение двух дымовых труб (кирпичных) над кровлей квартиры 8, нарушение работоспособности печей (задымление во внутрь помещения квартиры 8).

Пунктами 4.2.1.1, 4.2.1.3 и 4.2.1.14 Правил и норм № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность), устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.

Не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей.

Причины и методы ремонта устанавливает специализированная организация.

Допустимая ширина раскрытия трещин в панелях 0,3 мм., в стыках – 1 мм.

Организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать.

Согласно пунктам 3 и 9 Минимального перечня работы, выполняемые для надлежащего содержания стен многоквартирных домов, представляют собой выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней; в случае выявления повреждений и нарушений – составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.

Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, – выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; при выявлении повреждений и нарушений – разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.

В нарушение приведенных положений законодательства органом лицензионного контроля при проведении в отношении ООО УК «Вертикаль» внеплановых проверок выявлены наличие сквозных отверстий, расположенных на фасаде дома с левого торца от входа, а также отсутствие наблюдения за трещинами на фасаде жилого дома.

Освещенность искусственным светом лестничных клеток должна приниматься по установленным нормам (пункт 3.2.6 Правил и норм № 170).

Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию: шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда (пункт 5.6.2 Правил и норм № 170).

Организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающие электрооборудование жилого дома, обязаны: контролировать использование в осветительных приборах коридоров, лестничных клеток, подъездов и других общедомовых помещениях ламп с установленной мощностью, не превышающей требуемой по условиям освещенности; не допускать нарушения графиков работы электрооборудования; осуществлять очистку от пыли и грязи окон, потолочных фонарей и светильников на лестничных клетках в сроки, определяемые ответственным за электрохозяйство в зависимости от местных условий, чистку светильников следует, как правило, совмещать с очередной сменой перегоревших ламп и стартеров, с заменой вышедших из строя отражателей, рассеивателей и других элементов светильников (пункт 5.6.6 Правил и норм № 170).

Согласно пункту 20 Минимального перечня работы, выполняемые в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме, заключаются, в том числе, в техническом обслуживании и ремонте силовых и осветительных установок, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов, установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов, элементов молниезащиты и внутридомовых электросетей, очистка клемм и соединений в групповых щитках и распределительных шкафах, наладка электрооборудования; контроле состояния и замене вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной и охранной сигнализации.

Материалами дела установлено, что при проведении проверки Инспекцией выявлено неудовлетворительное техническое состояние внутридомовой инженерной системы электроснабжения, расположенной в подъезде – наличие скруток, частичное отсутствие изоляции проводов, провисание проводов, отсутствие плафонов, отсутствие освещения при входе в подъезд и в тамбур.

В соответствии с пунктами 8, 11 и 12 Минимального перечня  к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания лестниц многоквартирных домов относится выявление деформации и повреждений в несущих конструкциях, надежности крепления ограждений, выбоин и сколов в ступенях.

Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, состоят, в том числе, из проверки состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.

Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания полов помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, представляют собой проверку состояния основания, поверхностного слоя и работоспособности системы вентиляции (для деревянных полов); при выявлении повреждений и нарушений – разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.

Пунктами 3.2.1, 3.2.2 и 3.2.8 Правил и норм № 170 предусмотрено, что содержание лестничных клеток может включать в себя: техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования).

Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток.

Окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.

Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку; устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (пункт 4.4.1 Правил и норм № 170).

Разрушение окрасочного слоя деревянных полов, отсутствие и засорение вентиляционных решеток или щелей за плинтусами, подвижность и выпадение отдельных клепок должны устраняться по мере выявления. Местные просадки, зыбкость, истирание, рассыхание и коробление досок и паркетных клепок, скрип, отсутствие вентиляционных решеток, загнивание, отслоение покрытия от основания следует устранять при ремонте по проекту (пункт 4.4.2 Правил и норм № 170).

Дощатые полы следует красить масляной краской или эмалью не реже одного раза в три года с предварительной их шпаклевкой (пункт 4.4.6 Правил и норм № 170).

Входные двери должны иметь плотные притворы, уплотняющие прокладки, самозакрывающие устройства (доводчики, пружины), ограничители хода дверей (остановы) (пункт 4.8.12 Правил и норм № 170).

Должна быть обеспечена регулярная уборка на лестничных клетках: обметание окон, подоконников, отопительных приборов – не реже 1 раза в 5 дней; стены – не менее 2 раз в месяц; мытье – не реже 1 раза в месяц (пункт 4.8.14 Правил и норм № 170).

При проведении внеплановых выездных проверок должностным лицом Инспекции установлено, что в доме № 2 по ул. 1-я Малая неудовлетворительное состояние отделочных покрытий в подъезде дома – изменение окрасочных и побелочных слоев (шелушение, загрязнение, отслоение, наличие трещин) стен, потолка, пола, перил, окон и дверей, неудовлетворительное состояние деревянной лестницы, расположенной в подъезде дома – частичное отсутствие поручней и перил, истирание поверхности ступеней, а также имеется не плотный притвор двери входной в подъезд № 1.

Правилами благоустройства предусмотрена ответственность за благоустройство и содержание земельных участков, оформленных в установленном порядке под размещение многоквартирного дома – придомовых территорий, и находящихся на них пешеходных дорожек, тротуаров, внутридворовых проездов, объектов благоустройства и озеленения, въездов (выездов) во дворы, дворовой территории, которая возлагается на собственников помещений в многоквартирных домах. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме выбрали в качестве способа управления многоквартирным домом управление товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией, ответственность за благоустройство, содержание и уборку придомовых территорий возлагается на указанные организации (пункт 5.3.1).

Ответственные лица, указанные в подпункте 5.3.1, обязаны обеспечить санитарное содержание придомовой территории в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами (пункт 5.3.3).

Для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы и дворовые уборные с выгребом, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим. Организации, обслуживающие неблагоустроенный жилой фонд, обязаны обеспечивать проведение ассенизационных работ, содержать сборники (выгребы) для жидких отходов в исправном состоянии, без переполнения и загрязнения территорий (пункт 5.3.8).

В соответствии с пунктами 3.7.1 и 3.7.20 Правил и норм № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

В дворовых выгребных уборных, расположенных на неканализованных участках домовладения, должна ежедневно производиться уборка и дезинфекция уборных 20%-ным раствором хлорной извести.

Согласно пунктам 23 и 26 Минимального перечня в перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, включены работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом) и работы по обеспечению вывоза, в том числе откачке, жидких бытовых отходов (содержание сооружений и оборудования, используемых для накопления жидких бытовых отходов в многоквартирных домах, не подключенных к централизованной системе водоотведения; вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории; вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории).

В нарушение приведенных положений в доме № 2, расположенном по адресу: г. Чита, ул. 1-я Малая, органом лицензионного контроля выявлено неудовлетворительное санитарное состояние уборной (выгребная яма переполнена, наличие мусора в кабинках, отсутствие дезинфекции), санитарного приемника для жидких отходов (переполнение ямы), неудовлетворительное санитарное состояние прилегающей территории к уборной и санитарному приемнику (наличие жидких и твердых бытовых отходов).

Данные обстоятельства (выявленные нарушения) Обществом по существу не оспариваются, однако последнее полагает, что в его действиях (бездействии) не имеется нарушений в связи с отсутствием в его управлении спорного многоквартирного дома по причине принятия собственниками помещений решения об избрании нового способа управления – непосредственное управление.

Однако подобная позиция управляющей организации является неправомерной и необоснованной по следующим причинам.

Согласно статье 198 Жилищного кодекса сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 1).

В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2).

Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса (часть 3).

При выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи (часть 4).

Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса (часть 6).

Таким образом, возникновение у лицензиата права осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом обусловлено обязательным выполнением требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесением органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

Ранее уже отмечалось, что 27 апреля 2015 года Обществу бессрочно выдана лицензия № 33 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (т. 1, л.д. 64).

По договору № 11 от 10 июля 2014 года ООО УК «Вертикаль» осуществляет управление многоквартирным жилым домом № 2, расположенным по адресу: г. Чита, ул. 1-я Малая (т. 1, л.д. 66 на обороте – 69).

Названный дом включен в перечень сведений о многоквартирных домах, находящихся в управлении заявителя, реестра лицензий субъекта Российской Федерации (т. 1, л.д. 104-109).

15 мая 2018 года собственниками помещений спорного дома проведено внеочередное общее собрание, по итогам которого последними принято решение избрать в качестве способа управления многоквартирным домом, непосредственный способ управления, о чем в этот же день (15 мая 2018 года) составлен соответствующий протокол (т. 1, л.д. 15-18).

Однако с заявлением об исключении дома из реестра лицензий Забайкальского края в соответствии с положениями статьи 198 Жилищного кодекса Общество обратилось в Инспекцию лишь 13 августа 2018 года (т. 1, л.д. 49), то есть за четыре календарных дня до истечения сроков исполнения оспариваемых предписаний.

При этом о необходимости соблюдения процедуры внесения изменений в сведения о многоквартирном доме реестра лицензий субъекта Российской Федерации Общество надлежащим образом осведомлено Инспекцией в письме от 25 июля 2018 года № 3-7485.

24 августа 2018 года Инспекцией принято решение № 85 о внесении изменений в реестр лицензий Забайкальского края и исключении из реестра лицензий сведений л том, что деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Чита, ул. 1-я Малая, д. 2, осуществляет ООО УК «Вертикаль». Изменения в реестр вносятся с 01.09.2018 года (т. 1, л.д. 48).

В силу положений пунктов 24 и 25 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее – Правила № 416), в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, дата прекращения договора управления определяется днем, предшествующим дню начала управления многоквартирным домом управляющей организацией, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 5 статьи 200 Жилищного кодекса, или в случае, предусмотренном частью 6 статьи 200 Жилищного кодекса, выбранной без проведения открытого конкурса. Если способ управления многоквартирным домом был изменен, дата прекращения договора управления определяется днем, предшествующим дню начала реализации нового способа управления.

Управляющая организация в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, передает лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, по отдельному акту приема-передачи техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, технические средства и оборудование, а также документы и информацию, указанные в подпунктах «д» и «д(1)» пункта 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124, пункте 56(1) и подпункте «б» пункта 57 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 200 Жилищного кодекса.

Действительно, 15 мая 2018 года собственниками помещений дома №2 по ул. 1-я Малая принято решение избрать в качестве способа управления многоквартирным домом непосредственное управление домом.

Однако определить день начала реализации нового способа управления домом (непосредственное управление собственниками) для установления даты прекращения договора управления с ООО УК «Вертикаль» на момент проведения внеплановых выездных проверок и вынесения оспариваемых предписаний (23 июля 2018 года) не представляется возможным, поскольку фактически техническая документация по спорному дому передана управляющей организацией представителю собственников помещений только 21 августа 2018 года по акту приема-передачи (т. 1, л.д. 54).

Кроме того, в силу пункта 3 части 3 статьи 200 Жилищного кодекса лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса.

В свою очередь, частью 1 статьи 164 Жилищного кодекса предусмотрено, что при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.

15 мая 2018 года собственниками помещений дома № 2 по ул. 1-я Малая, помимо избрания непосредственного способа управления многоквартирным жилым домом, принято решение выбрать в качестве подрядной организации, обслуживающей многоквартирный жилой дом, ООО УК «Вертикаль», в качестве перечня услуг по ремонту и содержанию общего имущества дома, предоставляемых ООО УК «Вертикаль», определены управление, паспортное обслуживание, вывоз ТБО и КГМ за счет оплаты жителей.

Протокольным определением от 4 октября 2018 года (т. 1, л.д. 118) и определением от 13 ноября 2018 года (т. 1, л.д. 126) суд предлагал Обществу представить сведения о расторжении договора управления многоквартирным жилым домом, пояснения относительно перечня и объема полномочий в качестве подрядной организации, обслуживающей многоквартирный дом, в соответствии с протоколом собрания собственников от 15 мая 2018 года.

Однако соответствующие документы Обществом представлены в суд не были, в связи с чем суд делает вывод о том, что соответствующий договор с подрядной организацией на оказание услуг по содержанию и (или) выполнение работ по ремонту общего имущества спорного дома не заключался.

Следовательно, ООО УК «Вертикаль» на основании пункта 3 части 3 статьи 200 Жилищного кодекса в любом случае обязано было надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом (даже несмотря на исключение многоквартирного дома из реестра лицензий Забайкальского края).

К тому же в соответствии с пунктом 42 Правил № 491 именно управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

При этом в рассматриваемом случае Обществом не доказано, что нарушение обязательных требований вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, которые управляющая организация не могла предвидеть при обычной степени заботливости и осмотрительности.

По мнению арбитражного суда, факт отсутствия у собственников помещений денежных средств, а также наличие какой-либо задолженности перед управляющей организацией не могут рассматриваться как обстоятельства, освобождающие управляющую компанию, имеющую соответствующую лицензию на выполняемый ею вид деятельности, от соблюдения положений Жилищного кодекса и принятых в соответствии с ним технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Суд полагает, что в рассматриваемом случае подлежит учету и правовая позиция, изложенная в пункте 3.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с которой поскольку отношения между собственниками жилых помещений и управляющей организацией по поводу перечня услуг и работ, касающихся содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые предоставляет управляющая организация, а также порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения регулируются договором управления многоквартирным домом, тот факт, что у управляющей организации отсутствуют средства для проведения соответствующих работ в рамках утвержденного тарифа, сам по себе не является обстоятельством, исключающим ответственность по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП Российской Федерации.

Также не является таким обстоятельством сам по себе факт отказа собственников жилых помещений от дополнительного финансирования соответствующих работ.

Таким образом, в действиях Общества обоснованно и правомерно усмотрено нарушение положений жилищного законодательства (в частности, положений Жилищного кодекса, Правил и норм № 170, Правил № 491, Минимального перечня).

Процедура проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания Инспекцией не нарушена.

Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» изменено содержание части 7 статьи 20 Жилищного кодекса, которая в редакции, действующей с 01.05.2015 года, устанавливает, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.

С указанного момента в отношении лицензиатов и соискателей лицензии органами государственного жилищного надзора реализуется лицензионный контроль.

В соответствии с частью 2 статьи 193 Жилищного кодекса Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.

В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Положение о лицензировании № 1110).

В пункте 3 названного Положения определено, что лицензионными требованиями к лицензиату являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса; соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса.

Таким образом, требования, предусмотренные частью 2.3 статьи 161 и частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса, являются лицензионными, их соблюдение является обязанностью управляющих организаций при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

При этом положения Правил и норм № 170, Минимального перечня, Правил № 491, нарушение которых также выявлено Инспекцией в ходе проведенных проверок, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, которые в силу названных норм Жилищного кодекса, в числе прочих, должны соблюдаться управляющими организациями при управлении многоквартирными домами, следовательно, названные нормы также входят в круг требований, которым в обязательном порядке должна соответствовать лицензируемая деятельность управляющей организации, то есть являются лицензионными требованиями.

Следовательно, с 1 мая 2015 года в отношении управляющих компаний, имеющих лицензии по управлению многоквартирными домами, осуществляется лицензионный контроль на предмет соблюдения лицензионных требований, что и имело место в рассматриваемом случае.

В силу пункт 2 части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.

Согласно статье 196 Жилищного кодекса к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона № 294-ФЗ и положения Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи (часть 1).

Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 настоящего Кодекса. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата (часть 2).

Внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с частью 4.2 статьи 20 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.

Пунктом 1 Положения о Государственной инспекции Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 02.12.2016 № 443, Инспекция является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным осуществлять на территории Забайкальского края региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.

Как видно из материалов дела, требования Закона № 294-ФЗ, Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Жилищного кодекса Инспекцией соблюдены, процедуры проверок не нарушены. Внеплановые выездные проверки проведены и предписания выданы уполномоченным органом.

Согласно части 3 статьи 201 АПК Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предписания Инспекции соответствуют требованиям действующего законодательства, являются исполнимыми, в связи с чем заявленные ООО УК «Вертикаль» требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 169, 170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Вертикаль» (ОГРН 1147536003867, ИНН 7536143973) о признании незаконными предписаний Государственной инспекции Забайкальского края (ОГРН 1167536058480, ИНН 7536162983) об устранении нарушений жилищного законодательства от 24 июля 2018 года № 792, № 793 и № 794 отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца через Арбитражный суд Забайкальского края.


Судья                                                                                              Е.С. Сюхунбин