АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Чита Дело № А78-13247/2018
28 февраля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2019 года
Решение изготовлено в полном объёме февраля 2019 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Судаковой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Абраменковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
публичного акционерного общества «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 1 от 07.08.2018 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, "Газпромбанк" (акционерное общество),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 09.01.2019 года;
от заинтересованного лица: ФИО2 - представитель по доверенности от 16.08.2018 года;
от третьего лица: не явился.
Публичное акционерное общество «Приаргунское производственное горно-химическое объединение»(далее – заявитель, общество, ПАО "ППГХО") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Забайкальскому краю (далее – налоговый орган)№ 1 от 07.08.2018, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП и назначено административного наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом был объявлен перерыв в судебном заседании до 16 час. 00 мин., 21.02.2019, о чем сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме. Полагает, что в связи с тем, что вступившей в силу с 01.03.2018 Инструкцией Банка России от 16.08.2017г. № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее - Инструкция ЦБ РФ № 181-И) не предусмотрена обязанность резидента по оформлению и представлению справок о валютных операциях в банк паспорта сделки, данное обстоятельство в силу ч.2 ст. 1.7 КоАП РФ улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение, на основании чего ПАО «ППГХО» не подлежит привлечению к ответственности по статье 15.25 КоАП РФ.
Представитель административного органа в судебном заседании в удовлетворении требований заявителя просил отказать.
В отзыве на заявленные требования административный орган ссылается на то, что оспариваемое постановление вынесено законно и обосновано.
Дело рассматривается по правилам статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, дополнительно представленные документы, арбитражный суд приходит к следующему.
ПАО "ППГХО" зарегистрировано в качестве юридического лица в налоговом органе и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) <***>.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки ПАО «ППГХО» по вопросам соблюдения валютного законодательства установлено, что ПАО «ППГХО» (заказчик) 16.03.2017 заключен договор возмездного оказания услуг №100-10-05/27959 с ОДО «Стрим», Беларусь (исполнитель), на разработку и произведение комплекта оборудования в соответствии с требованиями, изложенными в техническом задании, являющимся неотъемлемой частью договора (л.д.100-105).
В соответствии с договором исполнитель осуществляет доставку оборудования и комплектации, необходимых для выполнения работ, до места выгрузки (приемки), оказывает заказчику услуги в части проведения обучения работников заказчика работе с комплектом оборудования.
Общая сумма договора составляет 7 800 000 рублей.
Начальный и конечный сроки выполнения работ установлены: с момента подписания и 15.05.2017, соответственно. Документом, подтверждающим факт выполнения работ, является акт сдачи-приемки работ.
В соответствии с п.2.1.5 договора исполнитель обязан при готовности к сдаче конкретного результата работы устно и письменно извещать об этом заказчика в течение 3 рабочих дней. Заказчик в течение 3 календарных дней с момента утверждения технического задания производит оплату аванса исполнителю за поставляемый комплект оборудования в размере 80% от цены договора (6 240 000 руб.), оставшиеся 20% (1 560 000 руб.) заказчик перечисляет в течение 10 календарных дней с даты подписания акта сдачи-приемки.
Договор действует по 31.12.2017, а в части неисполненных обязательств до их полного надлежащего исполнения сторонами.
В соответствии с дополнительным соглашением №1 от 14.07.2017 сроком окончания оказания услуг является 30.11.2017г.; кроме того, внесены изменения в условия оплаты пени, указанные в п.9.9 договора; договор дополнен п.9.10, согласно которому исполнитель обязан произвести возврат заказчику оплаченных денежных средств за не ввезенные в РФ товары, невыполненные работы, не оказанные услуги в течение 90 календарных дней с даты окончания срока оказания услуг; внесены изменения в техническое задание. Указанное дополнительное соглашение распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 16.03.2017 (л.д.111).
Согласно дополнительному соглашению №2 от 20.11.2017 установлен новый срок окончания оказания услуг - 15.05.2018; договор дополнен п.3.12, касающимся порядка монтажа оборудования и осуществления пуско-наладочных работ; срок действия договора продлен по 31.12.2018. Указанное дополнительное соглашение распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 16.03.2017 (л.д.113-114).
В соответствии с уведомлением от 15.01.2018, представленным Обществом в АО «Газпромбанк», дополнительное соглашение №2 от 20.11.2017 аннулировано в связи с технической ошибкой в дате.
Взамен дополнительного соглашения №2 от 20.11.2017 стороны по договору заключили дополнительное соглашение №2 от 26.12.2017 с аналогичным содержанием (л.д.115-115).
На основании договора в АО «Газпромбанк» 20.03.2017 оформлен паспорт сделки № 17030007/0354/0000/9/1, переоформленный 28.12.2017, 25.01.2018 на основании дополнительных соглашений №2 (л.д.124).
Согласно ведомости банковского контроля по паспорту сделки № 17030007/03540000/9/1 (по состоянию на 07.02.2018) в счет исполнения обязательств по договору ПАО «ППГХО» 22.03.2017 произвело авансовый платеж в сумме 6 240 000 руб., иностранным партнером обязательства по договору не исполнялись (л.д.142-144).
Учитывая требования Инструкции ЦБ РФ № 138-И ПАО «ППГХО» 22.03.2017 представило в уполномоченный банк справку о валютных операциях и документы, подтверждающие совершение указанной валютной операции, которой, согласно приложению 2 к Инструкции № 138-И, соответствует код 21100 - расчеты резидента в виде предварительной оплаты выполняемых нерезидентом работ, оказываемых услуг, передаваемых информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, включая выполнение указанных обязательств по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (авансовый платеж), за исключением расчетов по коду 21400, расчетов, указанных в группе 23 Перечня валютных операций, и расчетов, связанных с выплатой вознаграждения нерезиденту-брокеру по договору о брокерском обслуживании (группа 58 Перечня валютных операций) (л.д.138).
В графах 11 и 12 справки о валютных операциях от 22.03.2017 в качестве срока возврата аванса и ожидаемого срока исполнения нерезидентом своих обязательств указана дата 31.05.2017.
Указанные сведения о сроке возврата аванса и ожидаемом сроке исполнения нерезидентом обязательств менялись путем представления Обществом в уполномоченный банк корректирующих справок о валютных операциях и документов, подтверждающих вносимые изменения.
Так, 15.01.2018 ПАО «ППГХО» представлена в уполномоченный банк корректирующая справка о валютных операциях от 22.03.2017 с признаком корректировки 3, в графах 11 и 12 которой указана дата 31.12.2018, а также дополнительное соглашение №2 от 26.12.2018 в качестве документа, подтверждающего изменение сведений.
Вместе с тем, из условий договора, в редакции дополнительных соглашений № 1 от 14.07.2017 и №2 от 26.12.2017, следует, что сроком окончания оказания услуг является 15.05.2018, где исполнитель обязан при готовности к сдаче конкретного результата работы устно и письменно извещать об этом заказчика в течение 3 рабочих дней (п.2.1.5 договора), исполнитель обязан произвести возврат заказчику оплаченных денежных средств за не ввезенные в РФ товары, невыполненные работы, не оказанные услуги в течение 90 календарных дней с даты окончания срока оказания услуг.
Учитывая условия договора, ожидаемый максимальный срок исполнения нерезидентом своих обязательств, указанный в графе 12 корректирующей справки о валютных операциях от 22.03.2017, представленной в банк 15.01.2018, не может превысить 18.05.2018, а срок возврата авансового платежа - 13.08.2018.
Следовательно, Обществом при представлении 15.01.2018 корректирующей справки о валютных операциях в банк представлена недостоверная информация, то есть совершено административное правонарушение, выразившееся в нарушении установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
В соответствии со ст.25 Закона № 173-ФЗ резиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
По выявленному факту заместителем начальника отдела камеральных проверок налогового органа 27.07.2018 составлен протокол об административном правонарушении № 753020180725000101 о совершении ПАО «ППГХО» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ. Протокол был составлен в присутствии представителя общества по доверенности, при надлежащем извещении о месте и времени составления протокола общества (л.д.134-136).
Постановлением административного органа № 1 от 07.08.2018 года ПАО «ППГХО» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей (л.д.127-131).
Постановление также вынесено в присутствии представителя общества по доверенности, при надлежащем извещении о месте и времени рассмотрении дела об административном правонарушении.
Заявитель, полагая, что указанным постановлением нарушены его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 30.3 КоАП Российской Федерации жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (часть 1).
На основании части 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно части 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
Согласно материалам дела, заявителем соблюден срок на обжалование постановления.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в числе других проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Суд, проверив процедуру привлечения общества к административной ответственности, пришел к выводу о том, что процедура привлечения общества к административной ответственности соблюдена, права общества на участие при составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении, а также иные права, предусмотренные КоАП РФ для лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, не нарушены, обеспечены надлежащим образом.
Постановление от 07.08.2018 N 1 о назначении административного наказания вынесено в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Частью 6 статьи 15.25 предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов.
Объектом административного правонарушения выступают экономические интересы государства, выражающиеся в контроле над внешнеэкономической деятельностью юридических и физических лиц в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении порядка предоставления информации и документов, при проведении валютной операции по внешнеэкономическому контракту.
Субъектом рассматриваемого правонарушения могут быть должностные лица и юридические лица.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 10.12.2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее по тексту - Закон о валютном регулировании) резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления (ч.4 ст. 5 Закона № 173-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям Центральным Банком РФ установлены единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспортов сделок при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Согласно п.2 ч. 1.1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ (в ред. от 18.07.2017) при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем выполнения для резидентов работ, оказания им услуг, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей. Порядок представления резидентами уполномоченным банкам информации, указанной в части 1.1 и последующего ее отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации (ч.1.2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ).
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, установлен Инструкцией ЦБ РФ от 04.06.2012г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - Инструкция ЦБ РФ № 138-И).
В соответствии с п.п.3.6, 3.7 Инструкции ЦБ РФ № 138-И резидент, при осуществлении валютных операций, связанных со списанием с его расчетного счета валюты Российской Федерации в пользу нерезидента, по контракту (кредитному договору), по которому оформлен паспорт сделки, представляет в уполномоченный банк документы, связанные с проведением валютных операций, и справку о валютных операциях, заполняемую резидентом в одном экземпляре в соответствии с приложением 1 к Инструкции № 138-И.
Согласно п. 11 приложения 1 к Инструкции ЦБ РФ № 138-И в графе 11 справки о валютных операциях в формате ДД.ММ.ГГГГ указывается информация о предусмотренном (предусмотренных) контрактом, по которому оформлен паспорт сделки, сроке (сроках) возврата в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за невыполненные работы, не оказанные услуги. При отсутствии указанного срока (сроков) в контракте в графе 11 указывается срок, совпадающий со сроком, указанным в графе 12 справки о валютных операциях.
В соответствии с п. 12 приложения 1 к Инструкции ЦБ РФ № 138-И в графе 12 справки о валютных операциях указывается информация об ожидаемом максимальном сроке исполнения нерезидентом обязательств по контракту, по которому оформлен паспорт сделки, путем выполнения для резидента работ, оказания ему услуг, в счет осуществляемого резидентом авансового платежа. В иных случаях графа 12 не заполняется. Ожидаемый срок указывается в виде последней даты (в формате ДД.ММ.ГГГГ) истечения срока исполнения нерезидентом обязательств в счет осуществляемого авансового платежа, который определяется резидентом следующим образом. При наличии в контракте указанного (указанных) в абзаце первом п. 12 приложения 1 к Инструкции ЦБ РФ № 138-И срока (сроков) к нему (к ним) прибавляется срок (прибавляются сроки), который (которые) в соответствии с обычаями делового оборота необходим (необходимы) для оформления документов, подтверждающих исполнение нерезидентом обязательств путем выполнения для резидента работ, оказания ему услуг. При отсутствии в контракте у казанных срока (сроков) указывается срок, рассчитанный резидентом самостоятельно в соответствии с обычаями делового оборота, с учетом сроков оформления документов, подтверждающих исполнение нерезидентом обязательств путем выполнения для резидента работ, оказания ему услуг. Указанный в графе 12 срок не может превышать даты завершения исполнения обязательств по контракту, указанной в графе 6 раздела 3 «Общие сведения о контракте» паспорта сделки (форма 1), а также срока, указанного в графе 11.
В соответствии с п.3.15 Инструкции № 138-И при изменении сведений, содержащихся в принятой уполномоченным банком справке о валютных операциях (за исключением изменения сведений об уполномоченном банке или резиденте), резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения, представляет в уполномоченный банк корректирующую справку о валютных операциях, заполненную в порядке, установленном приложением 1 к названной Инструкции, с приложением документов, подтверждающих такие изменения.
Как уже указывалось ранее, 15.01.2018 ПАО «ППГХО» в уполномоченный банк представлена корректирующая справка о валютных операциях от 22.03.2017 с признаком корректировки 3, в графах 11 и 12 которой указана дата 31.12.2018, а также дополнительное соглашение №2 от 26.12.2018 в качестве документа, подтверждающего изменение сведений.
Вместе с тем, из условий договора, в редакции дополнительных соглашений № 1 от 14.07.2017 и №2 от 26.12.2017, следует, что сроком окончания оказания услуг является 15.05.2018, исполнитель обязан при готовности к сдаче конкретного результата работы устно и письменно извещать об этом заказчика в течение 3 рабочих дней (п.2.1.5 договора), исполнитель обязан произвести возврат заказчику оплаченных денежных средств за не ввезенные в РФ товары, невыполненные работы, не оказанные услуги в течение 90 календарных дней с даты окончания срока оказания услуг.
Учитывая условия договора, ожидаемый максимальный срок исполнения нерезидентом своих обязательств, указанный в графе 12 корректирующей справки о валютных операциях от 22.03.2017, представленной в банк 15.01.2018, не может превысить 18.05.2018, а срок возврата авансового платежа - 13.08.2018.
Следовательно, Обществом при представлении 15.01.2018 корректирующей справки о валютных операциях в банк представлена недостоверная информация, то есть совершено административное правонарушение, выразившееся в нарушении установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
За несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям предусмотрена ответственность частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии со ст.25 Закона № 173-ФЗ резиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что Обществом не были приняты все зависящие от него меры по недопущению нарушений действующего законодательства, данный факт правонарушения достоверно подтверждается материалами дела.
Довод заявителя со ссылкой на Инструкцию Банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция N 181-И) подлежит отклонению, в силу следующего.
Указанная инструкция вступила в силу с 01.03.2018.
Согласно частям 3 и 4 статьи 4 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.
При этом, суд отмечает, что оговорки о возможности применения принципа обратной силы Инструкция N 181-И не содержит.
Кроме того, как следует из Инструкции N 181-И, последняя, не предусматривает обязанностей по оформлению резидентом паспорта сделки и представления справки о валютных операциях, которые были установлены Инструкцией N 138-И, однако Инструкция N 181-И устанавливает обязанность для резидентов по представлению в банк, принявший на учет контракт (далее - банк УК) в установленные сроки: - для экспортных контрактов: сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учет, в соответствии с порядком и формой, установленными банком УК и иную информацию, необходимую для формирования банком УК раздела I ведомости банковского контроля; - для импортных контрактов: импортный контракт, кредитный договор (выписку из контракта (кредитного договора), и иную информацию, необходимую для формирования банком УК раздела I ведомости банковского контроля, с учетом сроков постановки импортного контракта (кредитного договора) на учет, указанных в пункте 5.7 Инструкции N 181-И.
Таким образом, несмотря на отсутствие с момента вступления в силу Инструкции N 181-И обязанности резидентов по оформлению паспорта сделки и представлению в уполномоченный банк справки о валютных операциях, резиденты и нерезиденты в те же сроки, и на тех же основаниях обязаны представлять в банк документы, которые подтверждают необходимость внесения изменений в ведомость банковского контроля, в частности, контракт (договор), сведения о контракте (договоре), необходимые для постановки его на учет, все изменения и дополнения в указанный контракт (договор), заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и, в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Таким образом, то обстоятельство, что Инструкция N 138-И прекратила свое действие в связи с введением в действие с 01.03.2018 Инструкции Центрального Банка России от 16.08.2017 N 181-И, не свидетельствует о необходимости применения положений статьи 1.7 Кодекса, поскольку новая Инструкция N 181-И не исключила обязанность и сроки представления резидентами документов и информации при совершении валютных операций.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 13.12.2018 N 305-АД18-20555 по делу N А40-62657/2018.
Руководствуясь изложенным, суд полагает, что общество подлежит административной ответственности на общих основаниях в соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ и на основании части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Если объективных обстоятельств, препятствующих выполнению лицом обязанностей возложенных законодательством Российской Федерации нет и отсутствует факт реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, т.е. лицо было обязано, имело и правовую, и реальную возможность эту обязанность исполнить, но не предприняло соответствующих мер, то в соответствии с частью 2.1 КоАП РФ в действиях ПАО «ППГХО» усматривается вина в совершении данного административного правонарушения.
Вина ПАО «ППГХО» в совершении данного административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Таким образом, суд приходит к выводу, что у общества имелась возможность для соблюдения валютного законодательства, однако обществом не были приняты все меры для его соблюдения.
Прочие доводы, указанные сторонами по делу, оценены судом, однако они не влияют на вышеуказанные выводы о соответствии рассмотренного постановления от 07.08.2018 требованиям действующего законодательства.
Суд, учитывая конкретные обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного обществом правонарушения, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и отсутствии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суд исходит из оценки конкретных обстоятельств его совершения (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Применение положений о малозначительности является правом, а не обязанностью суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Вместе с тем, всесторонне, полно и объективно рассмотрев представленные в материалы дела доказательства и оценив их во взаимосвязи и в совокупности, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствие исключительности данного случая, приняв во внимание конкретные обстоятельства совершения правонарушения и установленное на основании их пренебрежительное отношение заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей участника валютной операции, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Из преамбулы Закона № 173 - ФЗ следует, что целью данного закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
По смыслу ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок в области валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, на достоверный учет и отчетность по валютным операциям, на порядок государственного регулирования в области валютного обращения и финансов, на проведение государством единой валютной политики, на устойчивость и стабильность внутреннего валютного рынка Российской Федерации, в связи с чем, в рассматриваемом конкретном случае административное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Оснований для применения судом ст. 4.1.1 КоАП РФ в данном случае не имеется, так как общество не включено в реестр субъектом малого и среднего предпринимательства.
Учитывая изложенное, у административного органа имелись все основания для привлечения Общества к административной ответственности. Причин считать вынесенное Управлением постановление о назначении административного наказания незаконным арбитражный суд не усматривает, в связи с чем, отказывает ПАО «ППГХО» в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167-171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленного требования публичного акционерного общества «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» (ОГРН <***>, ИНН <***>) - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Ю.В. Судакова