АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-13332/2023
26 февраля 2024 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2024 года
Решение изготовлено в полном объёме 26 февраля 2024 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи А.А. Артемьевой
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Ю.Р. Середа
рассмотрел в открытом судебном заседании исковое заявление
Заместителя прокурора Забайкальского края в интересах муниципального образования городского поселения «Давендинское» муниципального района «Могочинский район» в лице администрации городского поселения «Давендинское» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к администрации городского поселения «Давендинское» (ОГРН <***>, ИНН <***>) и обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство Теплосервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании договора недействительным, применении последствий недействительности сделки
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Забайкальского края;
от ответчиков – представители не явились.
Заместитель прокурора Забайкальского края (далее - истец) в интересах муниципального образования городского поселения «Давендинское» муниципального района «Могочинский район» в лице администрации городского поселения «Давендинское» обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением к администрации городского поселения «Давендинское» (далее – ответчик, администрация) и обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство Теплосервис» (далее – соответчик, общество) о признании недействительным договора аренды имущественного комплекса теплоснабжения, водоснабжения от 12.09.2022, о применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство Теплосервис» возвратить администрации городского поселения «Давендинское» муниципальное имущество (согласно перечню).
Определением от 13.11.2022 суд принял исковое заявление к рассмотрению по общим правилам искового производства.
Протокольным определением от 16.01.2024 суд отложил предварительное судебное заседание до 14.02.2024 с возможностью перехода к рассмотрению дела в судебном разбирательстве.
В судебном заседании 14.01.2024 судом по правилам статьи 49 АПК РФ принято уточнение иска в части реквизитов спорного имущества по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязании общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство Теплосервис» возвратить администрации городского поселения «Давендинское» следующее муниципальное имущество:
- здание котельной с оборудованием площадью 568,6 кв.м., кадастровый номер 75:28:000000:957, расположенное по адресу: <...>;
- здание автогаража площадью 979,5 кв.м., кадастровый номер 75:28:250122:39, расположенное по адресу: <...>;
- административное здание площадью 66,0 кв.м., кадастровый номер 75:28:250122:38, расположенное по адресу: <...>;
- здание водозабора площадью 13,7 кв.м., кадастровый номер 75:28:450101:341, расположенное по адресу: Забайкальский край, Могочинский район, п. Давенда, в 1,5 км. на северо-восток от п. Давенда;
- теплосети протяженностью 1217 м., кадастровый номер 75:28:000000:978, расположенные по адресу: Забайкальский край, Могочинский район, п. Давенда.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили, отзыв на иск не представили.
Учитывая отсутствие возражений со стороны истца и ответчиков, суд, признав дело подготовленным, завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу в судебном заседании по правилам статьи 137 АПК РФ и в соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 №65 «О подготовке дела к судебному разбирательству».
Дело рассмотрено судом по имеющимся доказательствам в соответствии со статьей 156 АПК РФ в отсутствие ответчиков.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
12.09.2022 администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды имущественного комплекса теплоснабжения, водоснабжения, согласно которому арендодатель передает арендатору во временное пользование комплекс объектов теплоснабжения и водоснабжения (приложение №1) для производственных целей в соответствии с конструктивным и эксплуатационным назначением.
Срок договора – до заключения концессионного соглашения (пункт 1.5 договора).
Имущество передано ответчику по акту приема-передачи 12.09.2022.
Объекты недвижимости включены в реестр муниципального имущества городского поселения «Давендинское», а право муниципальной собственности зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждено выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.25-40).
По итогам проверки межрайонная прокуратура направила администрации представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности и в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В письме от 10.03.2023 администрация сообщила, что принимала все возможным меры для исполнения действующего законодательства и проведения соответствующего конкурса на заключение концессионного соглашения, конкурс не состоялся, в настоящее время проводится работа по подготовке следующего конкурса.
Полагая, что договор аренды не соответствует действующему законодательству, прокурор обратился в арбитражный суд с иском о признании договора недействительным с применением последствий недействительности сделки.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ и статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Обращение заместителя прокурора Забайкальского края в арбитражный суд с иском о признании недействительным договоров соответствует пункту 3 статьи 35 указанного Закона, статье 52 АПК РФ.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 №15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» прокурор указал, что заявленное требование подано в интересах муниципального образования городского поселения «Ксеньевское» в лице администрации городского поселения «Ксеньевское».
Иск прокурора подлежит рассмотрению по существу.
Статьей 8 ГК РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, в том числе из договоров и иных сделок. Статья 9 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает принцип осуществления гражданами и юридическими лицами принадлежащих им гражданских прав по своему усмотрению.
Статья 153 ГК РФ признает сделками действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, сделки представляют собой действия, соответствующие требованиям законодательства, и направленные на достижение определенного правового результата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
По правилам статьи 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, также стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).
Статьей 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом, и иным правовым актам, действующим в момент его заключения.
Спорным является договор аренды муниципального имущества – объектов теплоснабжения и водоснабжения.
В пункте 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлены статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Частями 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, возможно только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением обстоятельств, предусмотренных частью 1 названной статьи.
Частью 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 №67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила №67), а также Перечень видов имущества, в отношении которого заключение подобных договоров, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса (далее - Перечень).
Пунктом 3.1 Правил определено, что заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса, с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее – Закон о теплоснабжении), статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее – Закон о водоснабжении).
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В силу части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Согласно части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных названным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 данного закона.
При этом в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (часть 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении).
Объекты, входящие в предмет договора аренды, введены в эксплуатацию в 1950-х, 1960-х, 1990-х годах. С учетом данного обстоятельства и, исходя из приведенных положений закона, передача прав владения и (или) пользования такими объектами может быть осуществлена только на основании концессионного соглашения.
Правовые отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, установлением гарантий прав и законных интересов сторон концессионного соглашения, регулируются Федеральным законом «О концессионных соглашениях» №115-ФЗ от 21.07.2005.
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (часть 1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях).
Согласно части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях (в редакции, действовавшей на дату заключения договоров) объектами концессионного соглашения являлись системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения;
Впоследствии в редакции части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях, действовавшей на дату соглашений о продлении срока договоров согласно, объектами концессионного соглашения определены в числе прочих объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Закона о концессионных соглашениях (часть 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях).
В силу части 1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 29, частью 7 статьи 32 настоящего Федерального закона, частями 2, 2.1, 2.2 и 4.10 настоящей статьи, а также с концессионером, определенным решением Правительства Российской Федерации, и в иных предусмотренных федеральным законом случаях.
Между тем, установленный законом порядок передачи объектов коммунальной инфраструктуры ответчиками не был соблюден, объекты были переданы во владение и пользование не на основании концессионного соглашения, а в результате заключения договоров аренды и безвозмездного пользования.
На основании пункта 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 23.06.2015 №25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Договор аренды заключен администрацией и обществом с нарушением норм законодательства о концессионных соглашениях, теплоснабжении и водоснабжении, в силу чего признается судом ничтожным.
Иск прокурора подлежит удовлетворению.
Истцом заявлено требование о применении последствий недействительности сделки.
Согласно пункту 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если, иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Таким образом, как следствие признания сделки недействительной (ничтожной), следует применить последствия недействительности ничтожной сделки: обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство Теплосервис» возвратить администрации городского поселения «Давендинское» имущество, переданное по акту приема-передачи к договору аренды.
Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Истец указал срок до 31.05.2024.
Ответчики каких-либо возражений не представили.
Суд полагает достаточным и разумным для исполнения решения суда установить срок возврата имущества до 31.05.2024 как заявлено истцом.
Расходы на уплату государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на сторону, не в пользу которой принят судебный акт.
Истец от уплаты государственной пошлины освобожден на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ответчик (администрация) освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
Соответчик не относятся к числу лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины, перечень которых установлен в статье 333.37 Налогового кодекса РФ.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными составляет 6 000 рублей.
С учетом пропорционального распределения судебных расходов с соответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в сумме 3 000 рублей, с ответчика государственная пошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным договор имущественного комплекса теплоснабжения, водоснабжения от 12.09.2022, заключенный между администрацией городского поселения «Давендинское» и обществом с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство Теплосервис».
Применить последствия недействительности сделки:
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство Теплосервис» в срок до 31.05.2024 возвратить администрации городского поселения «Давендинское» следующее имущество.
- здание котельной с оборудованием площадью 568,6 кв.м., кадастровый номер 75:28:000000:957, расположенное по адресу: <...>;
- здание автогаража площадью 979,5 кв.м., кадастровый номер 75:28:250122:39, расположенное по адресу: <...>;
- административное здание площадью 66,0 кв.м., кадастровый номер 75:28:250122:38, расположенное по адресу: <...>;
- здание водозабора площадью 13,7 кв.м., кадастровый номер 75:28:450101:341, расположенное по адресу: Забайкальский край, Могочинский район, п. Давенда, в 1,5 км. на северо-восток от п. Давенда;
- теплосети протяженностью 1217 м., кадастровый номер 75:28:000000:978, расположенные по адресу: Забайкальский край, Могочинский район, п. Давенда.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство Теплосервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Судья А.А. Артемьева