АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-13412/2023
22 января 2024 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2024 года
Решение изготовлено в полном объёме 22 января 2024 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Обуховой М.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мишиной К.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Читинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>) об установлении факта прекращения существования (отсутствия) объекта федерального недвижимого имущества – жилого строения, площадью 20,0 кв.м., по адресу: Росссия, Забайкальский край, Читинский район, Арахлей, мкр. Восточный, 16/03, стр. 25, реестровый номер в реестре федерального имущества (РНФИ) В12750009829,
при участии в деле заинтересованных лиц - Министерства здравоохранения Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>), Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, представителя по доверенности от 03.07.2023;
от заинтересованного лица 1 – представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица 2 – представитель не явился, извещен надлежащим образом.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Читинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с заявлением об установлении факта прекращения существования (отсутствия) объекта федерального недвижимого имущества – жилого строения, площадью 20,0 кв.м., по адресу: Росссия, Забайкальский край, Читинский район, Арахлей, мкр. Восточный, 16/03, стр. 25, реестровый номер в реестре федерального имущества (РНФИ) В12750009829.
Определением от 10.11.2023 заявление принято судом к производству.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в суд не обеспечили.
12.01.2024 от заинтересованного лица 2 поступил отзыв на заявление, в соответствии с которым разрешение заявления оставил на усмотрение суда, возражений не высказал (вх. А78-Д-4/1157 от 15.01.2024).
16.01.2024 от заинтересованного лица 1 поступили пояснения, согласно которым учреждение письмом от 01.10.2015 №18/2263 обращалось в адрес Минздрава России о согласовании актов о списании с баланса объекта недвижимого имущества. Минздрав России письмом от 29.10.2015 направлен ответ о том, что поскольку объекты демонтированы в настоящее время, согласовать акты об их списании не представляется возможным. Письмом от 23.09.2020 учреждение повторно обращалось в Минздрав России по вопросу списания объектов недвижимого имущества. Письмом от 09.11.2020 Минздрав России повторно сообщил о невозможности согласования указанных актов о списании в порядке, установленным Положением. Одновременно указал, в связи с тем, что указанные объекты недвижимого имущества фактически отсутствуют, учреждению необходимо обеспечить внесение соответствующих изменений в сведения бухгалтерского учета согласно установленному Инструкцией порядку, а также привести в соответствие записи в отношении учета данных объектов и прав на них в реестре федерального имущества и Едином государственном реестре недвижимости, в том числе обратившись для указанных целей в судебные органы в порядке особого производства для установления факта отсутствия данных объектов федерального недвижимого имущества.
Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заинтересованных лиц 1,2, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, ФГБОУ ВО ЧГМА Минздрава России является федеральным государственным бюджетным учреждением, учредителем которого выступает Российская Федерация.
В соответствии с Уставом заявителя полномочия его учредителя осуществляет Министерство здравоохранения Российской Федерации.
В отношении имущества, закрепленного за организацией на праве оперативного управления, полномочия и функции собственников имущества осуществляют Министерство здравоохранения Российской Федерации и территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия.
По передаточному акту от 15.04.1999 № 130, утвержденному решением от 15.04.1999 № 245 Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области - территориальным органом Министерства государственного имущества Российской Федерации, в оперативное управление ФГБОУ ВО ЧГМА Минздрава России было передано государственное имущество, в том числе «База отдыха на озере Арахлей».
Данная база отдыха размещается на земельном участке с кадастровым номером 75:22:610101:67, на который осуществлены государственная регистрация права собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВО ЧГМА Минздрава России.
Далее заявителем постепенно оформлялась техническая документация и осуществлялась государственная регистрация вещных прав (право собственности Российской Федерации и право оперативного управления организации) на объекты недвижимого имущества, входящего в состав базы по передаточному акту от 15.04.1999 № 130.
Так в составе объектов недвижимости базы отдыха в 2007 году было инвентаризировано (под инвентарным номером объекта учете № 28759/U) здание - жилое строение, площадью 20 кв.м., по адресу: Россия, Забайкальский край, Читинский район, Арахлей, мкр. Восточный, 16/03, стр. 25. Данный объект федерального недвижимого имущества (строение 25) под временным номером РНФИ В12750009829 был включен в реестр федерального имущества.
Полномочия по учету федерального имущества и ведению реестра федерального имущества осуществляет МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия (пункт 4.1.22 Положения о территориальном органе, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 28.05.2019 № 128).
В 2008 году по причине значительного эксплуатационного износа и аварийного состояния строение 25 было снесено по инициативе ФГБОУ ВО ЧГМА Минздрава России.
На кадастровый учет данное строение 25 не поставлено, вещные права (право собственности Российской Федерации и право оперативного управления заявителя) на него не зарегистрированы.
В соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае от 08.04.2011 № 937, в Приложение к передаточному акту от 15.04.1999 № 130 по ходатайству ФГБОУ ВО ЧГМА Минздрава России и на основании выписки из технического паспорта базы отдыха от 12.11.2009 были внесены изменения, и пункт 13 раздела недвижимости в части базы отдыха был изложен в новой редакции с перечислением всех фактически существовавших на тот момент объектов данной базы. При этом строение 25 не было включено в перечень объектов данной базы по состоянию на апрель 2011 года, однако в настоящее время продолжает числиться в реестре федерального имущества как объект федерального недвижимого имущества.
Сведения о кадастровом учете строения 25 в справочной информации Росреестра по объектам недвижимости, а также о регистрации прав на данный объект недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Для целей бухгалтерского учета строение 25 числится на забалансовом учете ФГБОУ ВО ЧГМА Минздрава России под инвентарным номером 01010022 и исключить данный объект недвижимости имеется возможность только после того, как в реестр федерального имущества будет внесена запись об исключении сведений о строении 25.
Факт прекращения существования строения 25 был зафиксирован актами обследования КГУП «Забайкальское БТИ» от 10.12.2009, а также кадастрового инженера ФИО2 от 15.07.2021.
В соответствии с указанными актами объект капитального строительства – жилое строение, расположенное по адресу: Забайкальский край, Читинский район, оз. Арахлей, мкр. Восточный, вл. 16/03, стр. 25 с учетным номером 28759/U (сведения указаны на дату инвентаризации 06.06.2007) был снесен (акт о сносе от 10.12.2009). На его месте был выстроен новый объект капитального строительства – жилое строение, расположенное по адресу: Забайкальский край, Читинский район, оз. Арахлей, мкр. Восточный, вл. 16/03 стр. 40 с учетным номером 28759/5А (сведения указаны на дату инвентаризации 12.11.2009).
Поскольку одним из оснований прекращения права собственности на вещь, в том числе и недвижимую, в силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации является гибель или уничтожение этого имущества, ФГБОУ ВО ЧГМА Минздрава России принято решение о списании указанного объекта.
Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 834 (далее - Положение № 834) определены особенности списания федерального имущества, в том числе, основания для списания федерального имущества, необходимость и порядок согласования списания недвижимого и особо ценного движимого имущества.
Согласно подп. «а» пункта 3 Положения № 834 решение о списании федерального имущества принимается в случае, если федеральное имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа.
В соответствии с подп. «з» пункта 4 Положения № 834 решение о списании федерального имущества принимается в отношении федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за федеральными бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральными бюджетными учреждениями учредителем либо приобретенного федеральными бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - бюджетными учреждениями по согласованию с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных учреждений.
В соответствии с пунктом 13 Положения № 834 после завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, утвержденный руководителем организации акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено Положением № 447, направляются организацией в месячный срок в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, если иное не установлено актами Правительства РФ, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества.
В целях урегулирования сложившейся ситуации ФГБОУ ВО ЧГМА Минздрава России в 2015 и 2020 годах (письмо от 23.09.2020г. № 24/1204) обращалось в Министерство здравоохранения Российской Федерации, как к учредителю, за согласованием списания строения 25 в виду сноса и прекращения существования данного объекта.
По результатам рассмотрения обращений учредитель в соответствии с письмом от 09.11.2020 № 23-1/806 (получено 30.11.2020) отказал заявителю в оформлении необходимого письменного согласования для данного списания в виду несоблюдения порядков списания объекта недвижимого имущества, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 №834 и совместным приказом от 10.03.2011 Минэкономразвития России № 96, Минфина России №30н.
Также ФГБОУ ВО ЧГМА Минздрава России в соответствии с письмом от 02.12.2022 №24/1955, основываясь на вышеприведенных доводах (фиксация факта отсутствия кадастровым инженером, исключения объекта недвижимости из передаточного акта от 15.04.1999 № 130), обращалось в МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия с просьбой исключить из реестра федерального имущества строение 25, как объект прекративший свое существование.
В ответном письме от 21.02.2023 № 75-НП/1611 территориальный орган Росимущества, ссылаясь на отсутствие согласования списания объекта со стороны учредителя - Министерства здравоохранения Российской Федерации, сообщил об отсутствии правовых основании для исключения строения 25 из реестра федерального имущества.
В связи с тем, что объект в настоящее время фактически отсутствует, заявитель лишен возможности выполнить требование Минздрава России о соблюдении порядка списания, предусмотренного Постановлением №834 и завершить процедуру списания.
Ссылаясь на отсутствие иного порядка списания федерального имущества, ввиду отказа Министерства здравоохранения Российской Федерации в списании указанного объекта ФГБОУ ВО ЧГМА Минздрава России из-за нарушения заявителем порядка списания федерального имущества, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (проведение демонтажа объекта без согласования с Минздравом России актов о списании указанных объектов недвижимости, а именно фактического отсутствия объекта) обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд, рассмотрев заявленные требования, изучив представленные документы и оценив доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 30 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 218 АПК РФ арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов (часть 1 статьи 219 АПК РФ).
Из указанных норм права следует, что для удовлетворения требования об установлении юридического факта необходимым условием является невозможность получить или восстановить надлежащие документы иным способом и отсутствие иного (внесудебного) порядка установления юридического факта.
Частью 2 статьи 217 АПК РФ установлено, что производство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
При рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд в судебном заседании проверяет, не предусмотрен ли законом или иным нормативным правовым актом иной внесудебный порядок установления данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы, устанавливает, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, выясняет, не затрагивает ли права других лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве (часть 3 статьи 221 АПК РФ).
По смыслу данной нормы права, арбитражный суд рассматривает заявление об установлении юридического факта при наличии в совокупности следующих условий: если этот факт согласно закону порождает юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; установление факта не связывается с последующим спором о праве; заявитель не имеет другой возможности получить или восстановить надлежащие документы, подтверждающие этот факт; действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок его установления.
Заявитель в материалы дела представил надлежащие доказательства в обоснование того, что здание – жилое строение площадью 20 кв.м. по адресу: Россия, Забайкальский край, Читинский район, Арахлей, мкр. Восточный, 16/03 стр. 25 фактически отсутствует.
Между тем, указанный объект содержится в федеральном реестре имущества, правообладателем указан заявитель, что нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствуют приведению содержания данных бухгалтерского учета и документации по закрепленному за ним имуществу в соответствие с действующей документацией, и не позволяет внести сведения в Реестр об отсутствии на балансе указанного объекта.
Установление юридического факта по данному делу не связано с разрешением спора о праве, поскольку какие-либо правопритязания на вышеуказанное недвижимое имущество и споры в отношении него отсутствуют.
При этом заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт отсутствия объектов недвижимости у заявителя.
В соответствии со статьей 222 АПК РФ решение арбитражного суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, является основанием для регистрации такого факта или оформления прав, которые возникают в связи с установленным фактом, соответствующими органами и не заменяет собой документы, выдаваемые этими органами.
Учитывая наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 219 АПК РФ требований, заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, а именно факта отсутствия объекта недвижимости, отсутствие правопритязаний третьих лиц, заявление подлежит удовлетворению.
Из содержания пункта 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации усматривается, что государственная пошлина взимается с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, за совершение в отношении них юридически значимых действий.
Следовательно, государственная пошлина, уплаченная заявителем при обращении с заявлением об установлении юридического факта, относится на лицо, обратившееся за совершением в отношении него юридически значимых действий - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Читинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Читинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации удовлетворить.
Установить факт прекращения существования (отсутствия) объекта федерального недвижимого имущества – жилого строения, площадью 20,0 кв.м., по адресу: Росссия, Забайкальский край, Читинский район, Арахлей, мкр. Восточный, 16/03, стр. 25, реестровый номер в реестре федерального имущества (РНФИ) В12750009829.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия через Арбитражный суд Забайкальского края.
Судья М.И. Обухова