АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78- 42 / 9
25 февраля 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2020 года
Решение изготовлено в полном объёме февраля 2020 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи М.И. Обуховой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Беляевой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя Салтанова Николая Михайловича (ОГРН 304753418700372, ИНН 753400000403) к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) о взыскании пени за просрочку доставки груза в размере 122040,09 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО2, представителя по доверенности от 15.04.2015;
от ответчика – ФИО3, представителя по доверенности от 31.05.2019.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о взыскании пени за просрочку доставки груза в размере 190658,43 руб.
Определением от 22.11.2019 исковое заявление принято судом к рассмотрению.
В процессе рассмотрения дела ответчик возражал против заявленного иска в части начисления пени за просрочку доставки груза по железнодорожным накладным ЭЯ071885, ЭЯ302669, ЭЯ204881, ЭЯ292057 в размере 68618,34 руб., поскольку требования о взыскании пени за просрочку доставки груза в отношении данных накладных предъявлены в рамках дела №А78-10286/2019 грузоотправителем АО «Ангарский цементно-горный комбинат». В отношении взыскания пени по железнодорожным накладным ЭЭ308081, ЭЭ331678, ЭЯ128003, ЭЯ028548, ЭЯ070077, ЭЯ071330 ответчиком заявлен довод о пропуске истцом срока исковой давности. В отношении начисления пени по остальным железнодорожным накладным в размере просил применить статью 333 ГК РФ.
От истца в материалы дела поступили возражения на отзыв ответчика, в соответствии с которыми истец возражал относительно применения статьи 333 ГК РФ, уточнение исковых требований с учетом доводов ответчика о двойном взыскании пени по железнодорожным накладным ЭЯ071885, ЭЯ302669, ЭЯ204881, ЭЯ292057, в соответствии с которым просит взыскать 122040,09 руб. (л.д. 54, 58-59).
Определением от 13.01.2020 суд принял к рассмотрению уточненные требования.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
Предметом иска является взыскание суммы пени за просрочку доставки груза.
Фактическим основанием иска указано ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по перевозке.
Правоотношения, возникшие между сторонами, регулируются главой 40 ГК РФ и Федеральным законом от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав).
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в качестве перевозчика осуществляло доставку груза истцу (грузополучателю) по следующим транспортным железнодорожным накладным: ЭЭ308081, ЭЯ303849, ЭЭ331678, ЭЯ128003, ЭЯ028548, ЭЯ070077, ЭЯ071330, ЭЯ071885, ЭЯ032669, ЭЯ204881, ЭЯ292057.
Истец, полагая, что груз доставлен с просрочкой, рассчитал пени в соответствии со статьей 97 Устава и направил в адрес ответчика претензии о добровольной уплате пени.
Отсутствие добровольной оплаты послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Истец скорректировал исковые требования с учетом доводов ответчика о двойном начислении пени по железнодорожным накладным ЭЯ071885, ЭЯ302669, ЭЯ204881, ЭЯ292057 в размере 68618,34 руб., представил уточнение исковых требований, согласно котором просит взыскать пени в размере 122040,09 руб.
Суд, рассмотрев материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
По смыслу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
По настоящему делу между сторонами возникли правоотношения, вытекающие из договора перевозки, предусмотренного нормами главы 40 ГК РФ.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договоров перевозки подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. В материалы дела представлены железнодорожные накладные, свидетельствующие о заключении между истцом и ответчиком договора перевозки железнодорожным транспортом.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно требованиям, предусмотренным статьей 33 Устава, перевозчик обязан доставлять грузы по назначению и в установленные правилами перевозки сроки.
Исчисление таких сроков осуществляется в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 07.08.2015 №245.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в накладной срока перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения (при наличии договора) или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
В соответствии со статьей 97 Устава (в редакции, действующей в спорный период) за просрочку доставки грузов, не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 9 процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 этого Устава обстоятельств.
Расчет срока доставки груза по спорным железнодорожным накладным определяется исходя из норм суточного пробега на основании п.2.2 Правил №245.
Расчет истца произведен с учетом указанных требований.
По расчетам истца с учетом уточнения сумма пеней за просрочку доставки груза по всем спорным накладным составляет 122040,09 руб.
Ответчик факт доставки груза с нарушением установленного срока не оспорил, возражений относительно арифметической верности расчета количества дней просрочки и суммы неустойки, приведенных в уточненном иске, не заявил.
Уточненный расчет истца проверен судом и признан правильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующие в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Бремя доказывания обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за задержку вагонов, возлагается на перевозчика.
Пени за просрочку доставки грузов, установленные статьей 97 Устава, подлежат уплате перевозчиком, если последний не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 этого Устава обстоятельств.
Наличие такого рода обстоятельств ответчиком не доказано.
По правилам статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Доказательств отсутствия вины в просрочке доставки груза по данным железнодорожным накладным ответчиком не представлено.
Таким образом, с учетом нарушения сроков доставки вагонов перевозчик обязан уплатить грузополучателю пени в размере, установленном статьей 97 УЖТ РФ.
Ответчиком с учетом положений статьи 797 ГК РФ, статьи 125 УЖТ заявлен довод о пропуске истцом срока исковой давности по железнодорожным накладным ЭЭ308081, ЭЭ331678, ЭЯ128003, ЭЯ028548, ЭЯ070077, ЭЯ071330, ответчик считает, что срок исковой давности наступил 12.10.2019, 14.10.2019, 16.10.2019, 17.10.2019, 22.10.2019. Исковое заявление подано в суд 18.11.2019, то есть за пределами годичного срока исковой давности.
Истец в возражениях от 09.01.2020 на довод ответчика указал, что согласно статье 125 Устава железнодорожного транспорта иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов могут быть предъявлены в случае неполучения ответа на претензию не ранее тридцатидневного срока, установленного статьей 124 УЖТ. Ввиду того, что претензии поданы 2-8 ноября 2018 года, то срок исковой давности начинает течь с момента окончания срока для рассмотрения претензий, то есть с 2-8 декабря 2018 года.
В возражениях от 17.02.2020 истец указал, что течение срока исковой давности начинается в отношении просрочки доставки со дня выдачи груза. При предъявлении рекламации в письменном виде течение срока исковой давности приостанавливается до дня, когда перевозчик отклоняет рекламацию с письменным заверением и возвращает прилагаемые к ней документы. Претензии по договору перевозки могут быть заявлены в течение 1 года. Начало течения срока претензионной и исковой давности исчисляется по претензиям и искам за просрочку доставки груза со дня выдачи груза. При предъявлении письменной претензии течение срока давности приостанавливается, течение срока давности продолжается с того дня, когда истец дает письменный ответ о частичном или полном отклонении претензии или не дает ответ по претензии в 180-дневный срок. Претензия в адрес перевозчика направлена до истечения годичного срока исковой давности, поэтому срок исковой давности был приостановлен и продолжался после получения ответа на претензию. Срок исковой давности не пропущен.
Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности судом отклоняется на основании следующего.
В соответствии со статьей 125 Устава железнодорожного транспорта иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, могут быть предъявлены в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий. Событием, наступление которого послужило основанием для предъявления истцом претензии и иска, является факт просрочки доставки вагонов, выявленный 12.10.2018, 14.10.2018, 16.10.2018 (дата прибытия вагонов на станцию назначения).
Согласно пункту 3 статьи 202 ГК РФ если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры. Отнесение претензионного порядка к процедуре разрешения споров во внесудебном порядке соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 16 Постановления № 43, и пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции».
Статьей 120 Устава железнодорожного транспорта установлен обязательный претензионный порядок урегулирования споров, связанных с осуществлением перевозок. Срок подачи претензионных требований – сорок пять календарных дней, срок рассмотрения претензии перевозчиком - тридцать календарных дней с даты получения претензии (статьи 123, 124 Устава железнодорожного транспорта).
В рассматриваемом случае истец воспользовался процедурой внесудебного разрешения спора, направив 14.11.2018 ответчику соответствующие претензии, полученные последним 19.11.2018 (л.д. 76).
Учитывая установленные обстоятельства по настоящему делу и вышеприведенные нормы права, течение срока исковой давности начинается 13.10.2018, 15.10.2018, 17.10.2018 (следующей день после выявления факта просрочки доставки вагонов), приостанавливается на время проведения процедуры обязательного претензионного порядка урегулирования спора - на 35 дней (с 14.11.2018 - даты направления претензии по 19.12.2018 включительно - истечение 30 календарных дней с момента получения претензии ответчиком), продолжает течь с 20.12.2018 и истекает 18.11.2019, 20.11.2019. Следовательно, требование о взыскании пени в размере 122040,09 руб. предъявлено истцом (18.11.2019) в пределах срока исковой давности.
Иные способы определения начала течения срока исковой давности с учетом вышеприведенных обстоятельств противоречат смыслу действующего законодательства.
Ответчиком также заявлено ходатайство о снижении суммы пени в соответствии со статьей 333 ГК РФ.
Ответчик указывает, что размер пени несоразмерен последствиям нарушения обязательства в связи с кратковременностью периода просрочки, в связи с чрезмерно высоким процентом неустойки и в связи со значительным превышением размера пени над суммой возможных убытков.
В силу статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Аналогичное положение содержится в пункте 69 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее – Постановление Пленума №7).
В пункте 78 данного постановления разъясняется, что правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ применяются также в случаях, когда неустойка определена законом, в том числе положениями Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Рассмотрев ходатайство ответчика о снижении пени, суд приходит к следующим выводам.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Гражданский кодекс Российской Федерации предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, при этом, имея компенсационную и штрафную функцию, неустойка не является гарантированным доходом кредитора и по своей природе не может служить средством обогащения.
Суд исходит из того, что законный размер спорной неустойки предполагает его соразмерность.
Как указано в пункте 73 Постановления Пленума №7 бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
Доказательств явной несоразмерности заявленной истцом неустойки ответчиком не представлено.
В силу абзаца 3 части 1 статьи 2 ГК РФ ответчик, как юридическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, такая деятельность сопровождается определенными рисками. Нарушая нормы действующего законодательства, ответчик не мог не предвидеть в момент предъявления вагонов к перевозке и определения срока для их доставки о тех отрицательных последствиях, которые могут произойти в случае нарушения указанных сроков.
Размер пени 9% соответствует нормам действующего законодательства, то есть при введении такой нормы законодатель исходил из ситуации, когда возможно взыскание пени в размере, не превышающем провозную плату.
Такой размер неустойки предусмотрен с целью надлежащего исполнения перевозчиком своих обязательств в части своевременной доставки грузов, что объясняется спецификой перевозочных отношений в Российской Федерации.
Штрафной характер неустойки, установленный Уставом, направлен, в том числе на профилактику совершения перевозчиком нарушений, которые могут повлиять на своевременное исполнение обязательств перед иными лицами.
Кроме того, снижение неустойки в отсутствие доказательств, подтверждающих наличие оснований для этого, повлечет за собой для ОАО «РЖД» пользование чужими денежными средствами. Вместе с тем никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Заявленный истцом размер пени не является завышенным, рассчитан в соответствии со статьей 97 Устава и не превышает размер провозной платы.
Снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 77).
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Поскольку требование о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации заявлено ответчиком, он должен был представить доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушенного обязательства.
Между тем, ответчик не доказал, что законный размер неустойки 9% от провозной
платы за доставку вагона за каждые сутки просрочки, определенный законодателем с учетом интересов участников процесса перевозки железнодорожным транспортом, не соответствует компенсационному характеру гражданско-правовой ответственности, предполагающему адекватность и соразмерность неустойки нарушению интересов кредиторов, последствиям нарушения обязательства (пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации). Сам по себе размер неустойки в общей сумме составивший 31,68% от общего размера провозной платы спорных отправок, незначительное количество суток просрочки не подтверждают несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства и нарушения баланса интересов сторон, как участников гражданского оборота с учетом принципа повышенной ответственности перевозчика, предусмотренной законом.
Ввиду того, что ответчик не представил доказательств отсутствия у истца неблагоприятных последствий в результате просрочки доставки вагонов, ссылка на указанное обстоятельство не состоятельна.
Ссылка ответчика на судебную практику, сложившуюся по разрешению споров по
искам ОАО «РЖД» о взыскании неустойки с грузоотправителей или грузополучателей за
допущенные теми различные нарушения, не принимается во внимание ввиду того, что не относима к предмету исследования в настоящем деле, определенному в порядке, установленном частью 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанные ответчиком судебные акты вынесены по делам с иными обстоятельствами, чем имеют место в настоящем деле.
Уменьшение неустойки в отсутствие к тому оснований вступает в противоречие с принципом состязательности (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Факт нарушения ответчиком обязательств по доставке груза по спорным железнодорожным накладным в установленный срок подтвержден материалами дела.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, отсутствие доказательств, подтверждающих явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств, исходя из соблюдения баланса имущественных интересов сторон, суд не находит оснований для применения статьи 333 ГК РФ.
Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению в размере 122040,09 руб.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Истец при обращении в суд уплатил по платежному поручению государственную пошлину в размере 6719,77 руб. по платежному поручению от 16.08.2019 №2609.
Исходя с цены иска с учетом ее уточнения в соответствии с п. 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ уплате подлежала государственная пошлина в размере 4661 руб.
Ответчик не относится к числу лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины, перечень которых установлен в статье 333.37 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, уплаченная государственная пошлина подлежит возмещению истцу за счет ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ в размере 4661 руб. Государственная пошлина в размере 2058,77 руб. подлежит возврату истцу как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) пени за просрочку доставки грузов в размере 122040,09 руб., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4661 руб., всего 126701,09 руб.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению № 2609 от 16.08.2019 государственную пошлину в размере 2058,77 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия через Арбитражный суд Забайкальского края.
Судья М.И. Обухова