ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-1406/20 от 13.08.2020 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                Дело №А78- 6 / 0

13 августа 2020 года

Резолютивная часть решения оглашена 13 августа 2020 года, в полном объеме решение изготовлено 13 августа 2020 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Гениатулиной И.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литвинцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: 672000, <...> дело по иску Центрального Банка России в лице Отделения по Забайкальскому краю Сибирского ГУ ЦБ РФ о ликвидации юридического лица- Общества с ограниченной ответственностью «ЛОМБАРД ФИО3» (ОГРН <***>, ИНН <***>) с возложением обязанностей по ликвидации на учредителя Общества с ограниченной ответственностью «ЛОМБАРД ФИО3» на учредителя ФИО1

при участии в судебном заседании:

от истца- ФИО2- представителя по доверенности от 16.06.2020г.

от общества- не было

от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований (МИФНС № 2 по г. Чите)- не было

установил:

    Центральный Банк России в лице Отделения по Забайкальскому краю Сибирского ГУ ЦБ РФ обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «ЛОМБАРД ФИО3» (ОГРН <***>, ИНН <***>) с возложением обязанностей по ликвидации на учредителя Общества с ограниченной ответственностью «ЛОМБАРД ФИО3» на учредителя ФИО1.

Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

   Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

   Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, оценив всё в совокупности, суд пришел к следующим выводам.

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

     В соответствии пунктом 1 статьи 57 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ч.9.1 ст. 4, ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)» (далее - Закон о Банке России) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. Некредитными финансовыми организациями признаются, в том числе, лица, осуществляющие деятельность ломбардов.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее - Закон о ломбардах) ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Частью 2 статьи 2 Закона о ломбардах предусмотрено, что фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард».

Общество с ограниченной ответственностью «ЛОМБАРД ФИО3» (далее - ООО «ЛОМБАРД ФИО3») зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите 24.01.2019 (ОГРН <***>, ИНН <***>). Фирменное наименование ООО «ЛОМБАРД ФИО3» содержит слово «ломбард», основным видом его деятельности является «деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества» (вид деятельности по коду ОКВЭД 64.92.6), что подтверждается данными Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ), соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ 24.01.2019. Таким образом, ООО «ЛОМБАРД ФИО3» является ломбардом, то есть субъектом, поднадзорным Центральному банку Российской Федерации (далее - Банк России).

Согласно статьи 76.6 Закона о Банке России Центральный банк Российской Федерации устанавливает обязательные для некредитных финансовых организаций сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

Статьей 2.4 Закона о ломбардах предусмотрена обязанность ломбардов представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и персональном составе своих руководящих органов. Формы и сроки представления указанных документов определяются Банком России. Во исполнение данного требования Банком России был принят нормативно-правовой акт - Указание от 30.12.2015 № 3927-У «О формах, сроках и порядке составления и предоставления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда» (далее - Указание № 3927-У), вступившее в силу с 13.03.2016.

Документы, содержащие отчет о деятельности ломбарда и (или) отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда (далее при совместном упоминании - отчетность), представляются в Банк России в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», в соответствии с Указанием Банка России от 03.11.2017 № 4600-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовьми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета».

Пунктом 2 Указания № 3927-У установлены сроки предоставления отчета о деятельности ломбарда за квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. В нарушение указанных требований ООО «ЛОМБАРД ФИО3» не представлена в Банк России отчетность о деятельности Ломбарда за следующие отчетные периоды:

за первый квартал 2019 года, срок предоставления - не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода;

за полугодие 2019 года, срок предоставления - не позднее 23 рабочих дней по окончании отчетного периода;

за девять месяцев 2019 года, срок предоставления - не позднее 23 рабочих дней по окончании отчетного периода.

В соответствии с п. 3 ч. 3 и п. 5 ч. 4 ст. 2.3 Закона о ломбардах Банк России получает от ломбардов необходимую информацию об их деятельности, а также осуществляет надзор за выполнением ломбардами требований, установленных Законом о ломбардах, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России, и дает ломбарду обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.

Частью 8 статьи 2 Закона о ломбардах установлено, что ломбард обязан выполнять предписания и запросы Банка России и представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и об органах управления ломбарда в порядке, установленном Банком России, а также обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов и возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России.

В связи с непредставлением ООО «ЛОМБАРД ФИО3» обязательной отчетности о деятельности ломбарда Банком России в лице Центра по обработке отчетности г. Тверь на основании статьи 76.5 Закона о Банке России, пункта 5 части 4 статьи 2.3 Закона о ломбардах направлены в адрес ООО «ЛОМБАРД ФИО3» следующие обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации:

предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 16.05.2019 № Т128-99-2/21737;

предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 01.08.2019 №Т128-99-2/33134;

предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 01.11.2019 № Т128-99-2/43699.

Предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации направлялись в адрес ООО «ЛОМБАРД ФИО3» по месту его регистрации, указанному в

ЕГРЮЛ, почтовыми отправлениями с уведомлениями 17010035149162 (от 16.05.2019 № Т128-99-2/21737), 17010038248084 (от 01.08.2019 № Т128-99-2/33134), 17010040276488 (от 01.11.2019 № Т128-99-2/43699). Предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации возвращены ФГУП «Почта России» с отметками «возвращается за истечением срока хранения».

Таким образом, ООО «ЛОМБАРД ФИО3» неоднократно нарушены требования части 8 статьи 2, статьи 2.4 Закона о ломбардах и Указания № 3927-У, выразившиеся в непредставлении в Банк России отчетности, а также в неисполнении предписаний Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, что подтверждается Актом о неоднократном неисполнении требований законодательства Российской Федерации ООО «ЛОМБАРД ФИО3» от 21.01.2020 № ВН-6-16-3-1/3341.

Неисполнение ООО «ЛОМБАРД ФИО3» обязанности по предоставлению отчетности в Банк России создает серьезные препятствия Банку России в реализации целей контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями, предусмотренных статьёй 76.1 Закона о Банке России: обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках и иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).

Следует отметить, что данные отчетности ломбардов используются Банком России при расчете полной стоимости потребительского кредита (займа). Согласно частям 8 и 10 статьи 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее -Федеральный закон № 353-ФЗ), Указанию Банка России от 29.04.2014 № 3249-У «О порядке определения Банком России категорий потребительских кредитов (займов) и о порядке ежеквартального расчета и опубликования среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа)» (действовавшему до 31.05.2019), Указанию Банка России от 01.04.2019 № 5112-У «О порядке определения Банком России категорий потребительских кредитов (займов) и о порядке ежеквартального расчета и опубликования среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа) в процентах годовых» (действующему с 31.05.2019) Банк России в установленном им порядке ежеквартально рассчитывает и опубликовывает среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) по категориям потребительских кредитов (займов), определяемым Банком России, не позднее чем за сорок пять календарных дней до начала квартала, в котором среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) подлежит применению.

Рассматриваемый показатель имеет особое значение, так как в соответствии с частью 11 статьи 6 Федерального закона № 353-ФЗ на момент заключения договора потребительского кредита (займа) полная стоимость потребительского кредита (займа) не может превышать рассчитанное Банком России среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) соответствующей категории потребительского кредита (займа), применяемое в соответствующем календарном квартале, более чем на одну треть. При этом полная стоимость кредита служит универсальным показателем, позволяющим заемщику сравнивать цену (стоимость) различных кредитных продуктов на этапе их выбора.

Таким образом, рассчитанное Банком России среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) напрямую влияет на ограничение полной стоимости потребительского кредита (займа). Ограничение полной стоимости потребительского кредита (займа) является одним из важнейших элементов защиты прав потребителей финансовых услуг, предусмотренным Федеральным законом № 353-ФЗ.

В результате непредставления ООО «ЛОМБАРД ФИО3» в Банк России отчетности о своей деятельности у Банка России отсутствуют полные и достоверные данные, необходимые для расчета среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа) и, соответственно, для установления точного размера ограничения полной стоимости потребительского кредита (займа). Следовательно, в должной мере не будет обеспечена одна из основных задач законодательства — защита прав потребителей финансовых услуг, которая имеет не только правовое, но и существенное социальное значение.

По данным Единого государственного реестра юридических лиц, по состоянию на 06.02.2020, ООО «ЛОМБАРД ФИО3» является действующим юридическим лицом. Согласно письму Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите от 12.12.2019 № 7-18/60177 ООО «ЛОМБАРД ФИО3» не обладает признаками «недействующего ЮЛ», предусмотренными ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», так как представляет отчетность (дата предоставления последней отчетности - 27.10.2019).

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 6 пункта 4 статьи 2.3 Закона о ломбардах, Банк России обращается в суд с требованием о ликвидации ООО «ЛОМБАРД ФИО3» в связи с неоднократным нарушением законодательства Российской Федерации о ломбардах.

Согласно статье 57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон № 14-ФЗ) общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Еражданским кодексом Российской

Федерации, с учетом требований Закона № 14-ФЗ и устава общества, а также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано, в том числе, по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Требование о ликвидации юридического лица по данным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Ввиду того, что с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридическое лицо утрачивает правоспособность, прекращают деятельность и утрачивают полномочия органы управления юридического лица, а нереализованные права требования к обществу, погашаются, для соблюдения прав и интересов неопределенного круга лиц, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена определенная процедура ликвидации юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, решение суда о ликвидации юридического лица не означает его автоматического исключения из единого государственного реестра юридических лиц, оно является лишь основанием для начала ликвидационных процедур.

В силу пункта 5 статьи 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62 ГК РФ) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62 ГК РФ).

В Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что на основании пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд может возложить обязанность по ликвидации юридического лица на учредителей (участников) юридического лица либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, в этом случае в решении о ликвидации юридического лица указываются сроки представления ими в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры.

Обязанность по ликвидации юридического лица может быть возложена на одного или нескольких известных арбитражному суду участников (учредителей) с указанием в решении в отношении юридического лица его наименования и места нахождения, а в отношении граждан - фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц но состоянию на 10.02.2020 учредителем (участником) ООО «ЛОМБАРД ФИО3» является ФИО1, в связи с чем Банк России считает необходимым возложить на него обязанности по осуществлению ликвидации ООО «ЛОМБАРД ФИО3» и установить срок ликвидации, равный шести месяцам со дня вступления в законную силу судебного акта.

По общему правилу, предусмотренному в пп. 1.1 п.1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации, статьей 1 Закона 86-ФЗ Банк России как орган, имеющий конституционный статус, наделен государственными функциями и полномочиями.

В этой связи, льготы по уплате государственной пошлины предоставляются Банку России во всех случаях, когда он, действуя в пределах своей компетенции, обращается в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов («Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года», утв. Президиумом Верховного суда Российской Федерации 03.07.2013).

       Учитывая изложенное, анализируя характер нарушений, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования.

        Как предусмотрено статьей 61 ГК РФ, решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о ликвидации юридического лица-  Общества с ограниченной ответственностью «ЛОМБАРД ФИО3» (ОГРН <***>, ИНН <***>) с возложением обязанностей по ликвидации на учредителя Общества с ограниченной ответственностью «ЛОМБАРД ФИО3» на учредителя ФИО1., установив предельный срок представления ликвидационного баланса и завершения процедуры ликвидации- не более 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.   

 Расходы по уплате государственной пошлины распределяются по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
        В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец от уплаты госпошлины освобожден.

        Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты.
Положениями подпункт 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, подлежит уплате государственная пошлина в размере 6 000 рублей.

        Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                                        РЕШИЛ:

Иск Центрального Банка России в лице Отделения по Забайкальскому краю Сибирского ГУ ЦБ РФ удовлетворить.

Ликвидировать Общество с ограниченной ответственностью «ЛОМБАРД ФИО3» (ОГРН <***>, ИНН <***>).

 Обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица возложить на его учредителя- ФИО1.

Обязать ФИО1 представить в арбитражный суд утвержденный ликвидационный баланс и завершить ликвидационную процедуру общества в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ЛОМБАРД ФИО3» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей.

Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере  3 000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья                                                                                          И.А. Гениатулина