ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-14345/18 от 10.10.2018 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Чита                                                                                                 Дело № А78-14345/2018

17 октября 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 октября 2018 года

Решение изготовлено в полном объёме октября 2018 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Судаковой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Абраменковой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью ТЭК "Восток Экспедиция" (ОГРН 1142724004708, ИНН 2724191297) к Читинской таможне (ОГРН 1027501148553, ИНН 7536030497) об изменении постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10612000-1095/2018 и назначении административного наказания в виде штрафа в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц ч.1 ст.16.2 КоАП РФ

и приложенными к заявлению документами,   

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился;

от заинтересованного лица: Мыхтонюк С.А. – представитель по доверенности от 20.06.2018 года, Широкий Д.О. – представитель по доверенности от 29.12.2017 года.

установил:

            Общество с ограниченной ответственностью ТЭК "Восток Экспедиция" (далее – заявитель, ООО ТЭК "Восток Экспедиция") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Читинской таможне (административный орган, таможенный орган) об изменении постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10612000-1095/2018 и назначении административного наказания в виде штрафа в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц ч.1 ст.16.2 КоАП РФ

и приложенными к заявлению документами.   

Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.

Определением суда от 07.09.2018 были определены дата и время судебного заседания. Сторонам было предложено высказать свои возражения относительно возможности перехода к рассмотрению дела по существу в судебном заседании в указанное время. Определение суда сторонами было получено.

Учитывая отсутствие возражений представителей сторон, на переход в судебное заседание, суд в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и пунктом 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 № 65 завершил предварительное судебное заседание и перешёл к рассмотрению дела по существу в судебном заседании.

В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом был объявлен перерыв в судебном заседании до 09 час. 30 мин., 10.10.2018, о чем сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».

Представитель заявителя явку в судебное заседание не обеспечил, на начало судебного заседания поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, заявленные требования поддерживают.

Представители административного органа в судебном заседании в удовлетворении требований заявителя просили отказать, ссылаясь на их необоснованность.

            В отзыве на заявленные требования административный орган указывает на то, что оспариваемое постановление вынесено законно и обоснованно.

Дело рассматривается по статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, дополнительно представленные документы, арбитражный суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 04.10.2017 на Петровск-Забайкальский таможенный пост Читинской таможни была представлена временная периодическая декларация №10612040/041017/0001634 (далее - ВТД), для таможенного декларирования товаров, предназначенных на вывоз за пределы таможенного союза в КНР с использованием периодического таможенного декларирования.

В соответствии с гр.31, 33, 35, 38, 41, 42 ВТД, к таможенному оформлению заявлен 1 товар:

- «пиломатериалы обрезные хвойных пород из лиственницы сибирской вида «LARIXSIBIRICA», брус, брусок. Технология обработки: распиленные вдоль, не строганные, необтесанные, нешлифованные, не имеющие соединений в шип, для строительных целей, ГОСТ 8486-86, сорт 1, изготовитель ООО ТЭК «Восток Экспедиция», код ТН ВЭД ТС 4407199800, вес нетто 115000, 00 кг, вес брутто 115000, 00 кг, объем товара 130,00 м3, цена товара 650000,00 руб.

Декларантом товаров, отправителем, а также лицом, ответственным за финансовое урегулирование, согласно гр. 2, 9, 14 ВТД, является ООО ТЭК «Восток-Экспедиция» (680031, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Выборгская, д.55А).

В гр.31 данной ВТД декларантом указан период времени, в течение которого предполагается вывозить российские товары: с 04.10.2017 по 04.01.2018.

04.05.2018 ООО ТЭК «Восток Экспедиция» на Петровск-Забайкальский таможенный пост представлена полная таможенная декларация № 10612040/040518/0000775 (далее - ПВД).

В соответствии с гр.31, 33, 35, 38, 41, 42 ПВД заявлены следующие сведения о вывезенных товарах:

- товар №1 «пиломатериалы обрезные хвойных пород из лиственницы сибирской вида «LARIXSIBIRICA», брус, брусок, доска. Технология обработки: распиленные вдоль, не строганные, необтесанные, нешлифованные, не имеющие соединений в шип, для строительных целей, ГОСТ 8486-86, сорт 1, изготовитель ООО ТЭК «Восток-Экспедиция», код ТН ВЭД ТС 4407199800, вес нетто 148020,00 кг, вес брутто 148020,00 кг, объем товара 180,95 м3, цена товара 860500,00 руб.

Согласно товаротранспортным документам, товар №1 по ВТД №10612040/041017/0001634 вывезен в период с 06.10.2017 по 13.10.2017 по международным товарно-транспортным накладным № 19/01 - 25,92м3, № 19/01 -25,92м3, № 19/01 - 25,92м3, №19/05 - 25,92м3, № 19/01 - 25,43м3, № 19/05 -25,92 м3, № 19/05 - 25,92 м3, общим объемом 180,95м3, что превышает заявленный объем по ПВД на 50,95м3.

Таким образом, в ходе документального контроля установлено, что ООО ТЭК «Восток Экспедиция» в ВТД № 10612040/041017/0001634 не заявлены по установленной форме товары: «пиломатериалы обрезные хвойных пород из лиственницы сибирской, вида «LARIX SIBIRICA», брус, брусок, доска, распиленные вдоль, нешлифованные, не строганные, не обтесанные, не имеющие соединения в шип, для строительных целей..., ГОСТ 8486-86, сорт 1», код товара ТН ВЭД ЕАЭС 4407199800, общим объемом 50,95 м3, подлежащие таможенному декларированию, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Указанное обстоятельство явилось поводом к возбуждению 04.05.2018 должностным лицом Читинского таможенного поста дела об АП №10612000 - 1095/2018 в отношении ООО ТЭК «Восток Экспедиция». по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ, - недекларирование по установленной форме части товаров, подлежащих таможенному декларированию.

04.07.2018 по выявленному факту составлен протокол об административном правонарушении № 10612000-1095/2018, предусмотренном ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ. При составлении протокола представитель общества отсутствовал, о дате и времени составления протокола извещены, посредством телеграммы 27.06.2018.

Определением от 05.07.2018 административным органом назначено рассмотрение дела об административном правонарушении на 19.07.2018, в 15 час. 30 мин., которое направлено почтовой связью и получено обществом 13.07.2017, что подтверждается почтовым уведомлением №85724 2.

19.07.2018 таможенным органом было вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении, рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 16.08.2018 в 16 час. 00 мин., которое было получено представителем общества 06.08.2018 (уведомление телеграфом), а также посредством электронной почты.

16.08.2018 в отношении ООО ТЭК «Восток Экспедиция» было вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 10612000-1095/2018 и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 202 240,17 рублей без конфискации предмета административного правонарушения.

Заявитель, полагая, что указанным постановлением нарушены его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

На основании части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии со статьей 30.3 КоАП Российской Федерации жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (часть 1).

На основании части 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно части 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности  может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

ООО ТЭК «Восток Экспедиция» при подаче настоящего заявления в суд обратилось с ходатайством о восстановлении пропущенного срока, на обжалование постановления.

Как следует из материалов дела, постановление о назначении административного наказания получено заявителем 16.08.2018 по электронной почте. Оригинал постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении АП № 10612000-1095/2018 получено заявителем посредством почтовой связи 06.09.2018.

Общество, считая незаконным постановление по делу об административном правонарушении № 10612000-1095/2018 от 16.08.2018 подало жалобу в Центральный районный суд г. Читы через ГАС «Правосудие» 24.08.2018, которая зарегистрирована 27.08.2018.

06.09.2018 заявителем получено определение Центрального районного суда г. Читы от 29.08.2018 о возвращении жалобы в связи с не подведомственностью.

При этом заявитель ссылается, что жалоба в суд общей юрисдикции была подана им исходя из постановления № 10612000-1095/2018 от 16.08.2018 на странице 9 которого указано, что постановление может быть обжаловано в Центральный районный суд г.Читы.

В арбитражный суд жалоба поступила 06.09.2018.

Возможность восстановления срока для оспаривания постановлений о назначении административного наказания, является одной из гарантий, позволяющей реализовать заявителю конституционное право на судебную защиту, провозглашенное в статьях 46, 47 Конституции Российской Федерации и закрепленное в статье 2 АПК РФ.

В связи с этим лицу, чье право нарушено, в любом случае должна быть предоставлена возможность для защиты своих прав именно в судебном порядке, то есть должен быть обеспечен доступ к правосудию. Данный вывод подтверждается правовой позицией Европейского Суда по правам человека и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Так, согласно части 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, ратифицированной Федеральным законом от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ, каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Информационном письме от 20 декабря 1999 N С1-7/СМП-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие" указал на необходимость учета правовых позиций Европейского Суда по правам человека при осуществлении правосудия арбитражными судами.

В пункте 3 названного Информационного письма приведена правовая позиция Европейского Суда по правам человека, согласно которой рассмотрению спора не должны препятствовать чрезмерные правовые или практические преграды, усложненные или формализованные процедуры принятия и рассмотрения исковых заявлений, а также указано, что отказ в правосудии запрещен.

Таким образом, суд учитывая названные выше правовые нормы, принимая во внимание факт, что первоначально жалоба была подана в установленный законом срок, руководствуясь статьями 46, 47 Конституции Российской Федерации, статьей 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным восстановить пропущенный заявителем срок на обжалование оспариваемого постановления.

 В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

            Согласно части 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в числе других проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Проверив процедуру привлечения к административной ответственности, суд пришел к выводу о том, что существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности административный органом не допущено, права заявителя на участие при составлении протокола об  административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении, а также иные права, предусмотренные КоАП РФ для лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, не нарушены, обеспечены надлежащим образом.

Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истек.

Согласно части 1 статьи 2.1 АПК РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно части 1 статьи 16.2 КоАП РФ не декларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Субъектом правонарушения являются юридические лица, руководители и иные работники организаций, а также иные граждане и должностные лица, виновные в не декларировании товаров.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является посягательство на установленный государством порядок декларирования товаров.

Объективную сторону составляют действия (бездействие) виновного лица, нарушающие установленный действующим законодательством порядок декларирования товаров.

Согласно пункту 1 статьи 6 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Союза) при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации.

В соответствии с пунктом 35 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), действовавшего до 31.12.2017 (на момент подачи и регистрации ВТД №10612040/040107/0001634) товар - любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу.

В соответствии с положениями пунктов 1,2 статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.

Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным 4    представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 180 ТК ТС декларация на товары является видом таможенной декларации, которая применяется при таможенном декларировании товаров.

Обязанность декларанта по осуществлению таможенного декларирования товаров возложена на него положениями пункта 1 статьи 188 ТК ТС.

Согласно статье 189 ТК ТС декларант несет ответственность за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, и неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 ТК ТС, в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза.

Согласно части 1 статьи 214 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 311-ФЗ) при вывозе с таможенной территории Таможенного союза товаров Таможенного союза, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения о количестве и (или) таможенной стоимости, допускается их временное периодическое таможенное декларирование путем подачи временной таможенной декларации (в том числе лицом, не являющимся уполномоченным экономическим оператором).

Согласно части 5 статьи 214 Федерального закона № 311-ФЗ после фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного Союза декларант обязан подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на все товары, вывезенные за пределы таможенной территории Таможенного Союза. Подача одной или нескольких полных и надлежащим образом заполненных деклараций осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по письменному заявлению декларанта. Предельный срок подачи полной и надлежащим образом заполненной декларации на товары в отношении товаров, которые не облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым не применяются ограничения, не может превышать восемь месяцев со дня регистрации временной декларации на товары, а в отношении товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются ограничения, указанный срок не может превышать шесть месяцев.

Согласно части 6 статьи 214 Федерального закона № 311-ФЗ во временной декларации на товары допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества товаров, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу Таможенного союза количеству товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств товаров и порядка определения их цены на день подачи временной декларации на товары. Убытие товаров в количестве, превышающем заявленное во временной декларации на товары, не допускается.

Согласно п. 7 ст. 190 ТК ТС с момента принятия таможенным органом таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

04.05.2018 ООО ТЭК «Восток Экспедиция» на Петровск-Забайкальский таможенный пост представлена полная таможенная декларация № 10612040/040518/0000775 (далее - ПВД).

В соответствии с гр.31, 33, 35, 38, 41, 42 ПВД заявлены следующие сведения о вывезенных товарах:

- товар №1 «пиломатериалы обрезные хвойных пород из лиственницы сибирской вида «LARIXSIBIRICA», брус, брусок, доска. Технология обработки: распиленные вдоль, не строганные, необтесанные, нешлифованные, не имеющие соединений в шип, для строительных целей, ГОСТ 8486-86, сорт 1, изготовитель ООО ТЭК «Восток-Экспедиция», код ТН ВЭД ТС 4407199800, вес нетто 148020,00 кг, вес брутто 148020,00 кг, объем товара 180,95 м3, цена товара 860500,00 руб.

Согласно товаротранспортным документам, товар №1 по ВТД №10612040/041017/0001634 вывезен в период с 06.10.2017 по 13.10.2017 по международным товарно-транспортным накладным № 19/01 - 25,92м3, № 19/01 -25,92м3, № 19/01 - 25,92м3, №19/05 - 25,92м3, № 19/01 - 25,43м3, № 19/05 -25,92 м3, № 19/05 - 25,92 м3, общим объемом 180,95м3, что превышает заявленный объем по ПВД на 50,95м3.

Таким образом, в ходе документального контроля установлено, что ООО ТЭК «Восток Экспедиция» в ВТД № 10612040/041017/0001634 не заявлены по установленной форме товары: «пиломатериалы обрезные хвойных пород из лиственницы сибирской, вида «LARIX SIBIRICA», брус, брусок, доска, распиленные вдоль, нешлифованные, не строганные, не обтесанные, не имеющие соединения в шип, для строительных целей..., ГОСТ 8486-86, сорт 1», код товара ТН ВЭД ЕАЭС 4407199800, общим объемом 50,95 м3, подлежащие таможенному декларированию, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ.

При этом обществом по существу не оспаривается факт совершенного правонарушения.

В связи с этим, суд пришел к выводу о том, что административным органом доказано наличие в действиях (бездействии) ООО ТЭК «восток Экспедиция» признаков объективной стороны вменяемого правонарушения.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 2.2 КоАП Российской Федерации предусмотрены формы вины, согласно части 2 административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 16 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Если объективных обстоятельств, препятствующих выполнению лицом обязанностей возложенных законодательством Российской Федерации нет и отсутствует факт реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, т.е. лицо было обязано, имело и правовую, и реальную возможность эту обязанность исполнить, но не предприняло соответствующих мер, то в соответствии с частью 2.1 КоАП РФ в действиях общества усматривается вина в совершении данного административного правонарушения.

Вина ООО ТЭК «Восток Экспедиция» в совершении данного административного правонарушения подтверждается материалами дела. 

Исходя из критериев оценки малозначительности, указанных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, и, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированную в Определениях № 349-О от 05.11.2003 и № 244-О от 14.12.2000, оснований для применения к ООО ТЭК «Восток Экспедиция» положений статьи 2.9 КоАП РФ в рассматриваемых правоотношениях судом не установлено.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае из материалов дела не усматривается, что имеется совокупность перечисленных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ условий. Недостоверное декларирование товаров посягает на экономическую безопасность государства, создает угрозу причинения имущественного ущерба бюджету в виде неуплаты таможенных пошлин, налогов.

С учетом изложенного у суда отсутствуют, основания для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Согласно частям 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность или отягчающие административную ответственность.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (пункт 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).

В силу пункта 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П следует, что суд вправе снизить размер назначенного административного штрафа в исключительных случаях, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

С целью соблюдения принципа справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, при решении вопроса о возможности снижения размера назначенного юридическому лицу административного штрафа необходимо учитывать характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, степень вины лица, привлекаемого к административной ответственности, иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ применение наказания в виде штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа относится к числу оценочных категорий, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Применение данных положений является правом, а не обязанностью.

При этом назначение наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа возможно при наличии исключительных обстоятельств, и прежде всего связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями.

Правонарушение, совершенное Обществом несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

Принимая во внимание обстоятельства дела, характер допущенных нарушений, степень угрозы охраняемым общественным правоотношениям, роль правонарушителя в ходе административного производства по делу установлено: любой состав административного правонарушения характеризуется общественной опасностью, поскольку это основное условие включения его в КоАП РФ. Общественная опасность и угроза общественным отношениям презюмируется для любого содержащегося в КоАП РФ состава правонарушения. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении ООО ТЭК «Восток Экспедиция» к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения таможенных норм и правил при перемещении товаров через таможенную границу.

Целью установления обязанности по декларированию товаров является недопущение несанкционированного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС. Вывоз товаров без выполнения всех необходимых обязанностей фактически означало бы их вывоз без таможенного декларирования и контроля, что, в конечном счете, сделало бы невозможным само таможенное регулирование и достижение его конституционно защищаемых ценностей и целей.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» определено, что угроза обороне страны и безопасности государства - это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и (или) государства.

Статьей 4 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" установлено, что государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.

Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент Российской Федерации.

Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации,     иных    концептуальных    и     доктринальных     документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации.

Согласно пунктам 6, 56,58,62 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента РФ от 3.12.2015 № 683 угроза национальной безопасности - совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам;

обеспечение национальной безопасности - реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов.

Главными стратегическими угрозами национальной безопасности в области экономики являются ухудшение состояния и истощение сырьевой базы, сокращение добычи и запасов стратегически важных полезных ископаемых.

Негативное воздействие на экономическую безопасность оказывает дефицит минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов.

В целях противодействия угрозам экономической безопасности органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества реализуют государственную социально-экономическую политику, предусматривающую, в том числе создание стратегических резервов минерально-сырьевых ресурсов, достаточных для гарантированного обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации и потребностей экономики страны на долгосрочную перспективу.

Ввиду стратегической важности леса, его экономического и ресурсного потенциала   предпринимательская    деятельность    в    сфере          экспорта лесоматериалов находится в зоне пристального внимания законодателя. За последние несколько лет было принято множество нормативных правовых актов регулирующих предпринимательство в сфере экспорта леса.

Так, постановлением Правительства РФ от 13.09.2012 № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» лесоматериалы отнесены к стратегически важным ресурсам и их незаконный вывоз карается уголовным кодексом наряду с вывозом оружия и наркотических средств.

Вывозу леса уделено особое внимание, что выражается в определении мест вывоза и декларирования лесоматериалов, необходимости представления разрешительных документов (лицензий, сертификатов). Осуществляется пристальный контроль со стороны государства за вывозом данного вида товара, имеющего стратегическое значение.

Важнейшей опасностью в сфере экономической безопасности является потеря контроля над национальными ресурсами. Явное неблагоприятное воздействие на обеспечение национальной безопасности может оказать дефицит стратегически важных ресурсов.

Бесконтрольный экспорт лесоматериалов представляют угрозу не только экономическим интересам России, но и экологической безопасности.

Недекларирование товаров, подлежащих обязательному таможенному декларированию, расценивается, как результат ненадлежащей организации обществом деятельности, с одной стороны, и пренебрежительное (халатное) отношение к исполнению публично-правовых обязанностей, с другой. Таможенное декларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию, является прямой обязанностью лица, вступающего в таможенные правоотношения.

ООО ТЭК «Восток Экспедиция», являясь лицом, вступившим в таможенные правоотношения, обязано строго соблюдать требования нормативных правовых актов в области таможенного дела при осуществлении деятельности, связанной с вывозом товаров за пределы территории ЕАЭС. Каких-либо документов, подтверждающих, возникновение объективно непредотвратимых обстоятельств, препятствующих реализации своих прав и исполнению обязанностей как в ходе административного расследования не установлено и ООО ТЭК «Восток Экспедиция» не предоставлялось.

Таким образом, из материалов настоящего дела исключительных обстоятельств суд не усматривает, поскольку существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения таможенного законодательства.

Заявителем в качестве доказательств тяжелого материального положения представлена налоговая декларация по налогу на прибыль  организаций и справка Дополнительного офиса №8 в г.Хабаровске филиал ОАО «МТС Банк».

Иные документы, подтверждающие тяжелое материальное положение (например, сведения об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях, выписки по счетам,  выписки из государственных учреждений о наличии/отсутствии движимого и недвижимого имущества) заявителем в суд не представлены.

Таким образом, обществом при заявлении требований в суд о применении наказания в виде штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, не представлено достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих как исключительность обстоятельств, связанных с характером совершенного им административного правонарушения и его последствиями, так и его тяжелое материальное положение.

В силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с этим арбитражный суд не производит распределение судебных расходов.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного требования общества с ограниченной ответственностью ТЭК "Восток Экспедиция" (ОГРН 1142724004708, ИНН 2724191297) к Читинской таможне (ОГРН 1027501148553, ИНН 7730176610) об изменении постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10612000-1095/2018 и назначении административного наказания в виде штрафа в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течении десяти дней со дня принятия.

Судья                                                                                               Ю.В. Судакова