ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-14399/17 от 28.11.2017 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-14399/2017

28 ноября 2017 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Голобоковой О.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1

о признании незаконными действия (бездействия) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г.Чите, выразившиеся во невнесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о полномочиях исполнительного директора общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Вариант» ФИО2,

обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г.Чите внести изменения о полномочиях исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Вариант» в отношении директора и учредителя общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Вариант» ФИО2,

обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г.Чите зарегистрировать изменения в Едином государственном реестре юридических лиц в связи с прекращением полномочий директора общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Вариант» ФИО1,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора:

1. общество с ограниченной ответственностью «Ломбард Вариант»,

2. Центральный банк Российской Федерации,

3. ФИО2,

при участии в судебном заседании: лица, участвующие в деле в судебное заседание представителей не направили, о месте и времени его проведения уведомлены надлежащим образом.

ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о признании незаконными действия (бездействия) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г.Чите, выразившиеся во невнесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о полномочиях исполнительного директора общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Вариант» ФИО2, обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г.Чите внести изменения о полномочиях исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Вариант» в отношении директора и учредителя общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Вариант» ФИО2, обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г.Чите зарегистрировать изменения в Едином государственном реестре юридических лиц в связи с прекращением полномочий директора общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Вариант» ФИО1.

В судебном заседании, начатом 21.11.2017, объявлялся перерыв до 15-30 28.11.2017.

Суд, изучив материалы дела, установил.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что требование может быть удовлетворено только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов общества таким решением.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с пп.«л» п.1 ст.5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001 (далее - Закон № 129-ФЗ) в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) должны содержаться сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

В соответствии со ст.53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц.

При изменении сведений о должностном лице и месте нахождения юридическое лицо обязано в течение трех дней с момента таких изменений сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (п.5 ст.5 Закона № 129-ФЗ).

Законом N 129-ФЗ установлен заявительный порядок регистрации, в нем отсутствуют нормы, предписывающие проведение регистрационных действий самостоятельно регистрирующим органом.

В соответствии с п. 4. ст. 5 Федерального закона 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закона № 129-ФЗ) записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. В регистрационном деле юридического лица, сведения о государственной регистрации которых внесены в соответствующий государственный реестр, должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с названным Законом. Регистрационные дела юридических лиц являются частью соответственно ЕГРЮЛ.

Обязанность обеспечивать достоверность и актуальность, содержащихся в ЕГРЮЛ сведений возложена на юридических лиц.

Наличие в ЕГРЮЛ сведений о лице, полномочия которого прекратились, означает недостоверность указанных сведений и необходимость изменения данных сведений. Само по себе исключение обязательных сведений из ЕГРЮЛ не предусмотрено действующим законодательством.

Данный способ не может быть применен, так как удовлетворение требований заявителя повлечет возникновение ситуации, при которой в отношении зарегистрированного юридического лица в реестре будут отсутствовать сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, что прямо противоречит требованиям Закона N 129-ФЗ.

Исключить недостоверные сведения можно только путем внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ. В данном случае необходимо не исключение сведений из ЕГРЮЛ, а изменение на достоверные сведения путем предоставления соответствующего заявления на основании решения суда о признании сделки купли-продажи доли в уставном капитале Общества.

В силу пункта 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом подлинность подписи заявителя на заявлении, представленном в регистрирующий орган, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п.1.2 ст. 9 Федерального закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждена форма N Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц", которая предусматривает необходимость заполнения сведений, как в отношении прежнего руководителя, так и в отношении нового руководителя юридического лица.

Законодательством не предусмотрена возможность отражения в ЕГРЮЛ информации о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица без одновременного внесения сведений о вновь назначенном на эту должность лице.

Взаимоотношения между руководителем юридического лица и юридическим лицом, не выполняющим свои обязательства по отношению к бывшему работнику, не регулируются Законом N 129-ФЗ и не носят экономического характера.

Гражданское законодательство не связывает возникновение либо прекращение полномочий исполнительного органа юридического лица с моментом внесения соответствующих сведений в реестр.

Полномочия единоличного исполнительного органа общества в силу ст.40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее – Закон № 14-ФЗ) возникают с момента его избрания общим собранием участников общества и прекращаются с момента принятия решения о прекращении полномочий. Гражданское законодательство не связывает возникновение либо прекращение полномочий исполнительного органа юридического лица с моментом внесения соответствующих сведений в реестр.

Кроме того, согласно п.11 ст.21 Закона № 14-ФЗ сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, подлежит нотариальному удостоверению. В соответствии с п.14 Закона № 14-ФЗ нотариус, удостоверивший договор об отчуждении доли или части доли в уставном капитале общества подает в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявление о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

На основании заявления, поступившего в регистрирующий орган 29.06.2016 от нотариуса г.Читы ФИО3, 06.07.2016 в ЕГРЮЛ внесена запись об изменении сведений об участниках ООО " Ломбард Вариант ":

- внесение сведений о прекращении участия ФИО2

- внесении сведений о новом участнике ФИО1

Доля или часть доли в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

15.07.2016 в ЕГРЮЛ внесены сведения о новом руководителе ФИО1 Основанием послужило заявление Р14001 с приложением решения учредителя ФИО1 Сведения о признании данного решения недействительным в регистрирующем органе отсутствуют.

Решением Арбитражного суда от 19.05.2017 договор купли-продажи доли в уставном капитале ООО "Ломбард Вариант", признан недействительным и в качестве единственного участника Общества признан ФИО2. При этом обязанность предоставить достоверные сведения в регистрирующий орган для внесения в ЕГРЮЛ судом ни на кого не возложена.

Таким образом, регистрирующий орган (Межрайонная ИФНС №2 по г.Чите) не уполномочена на проведение регистрационных действий самостоятельно (отсутствует соответствующее заявление с идентифицирующими сведениями, такими как паспортные данные, адрес места жительства физических лиц). Согласно Закону № 129-ФЗ такое заявление необходимо подать руководителю юридического лица либо учредителю, основанием для представления заявления будет являться решение суда.

Более того, с 01.01.2016 вступила в силу новая редакция ст.11 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, дополненной пунктом 5, согласно которому регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании представленных ФИО1 заявлений по форме Р34001 (заявление физического лица о недостоверности сведений о нем), 16.08.2017 в ЕГРЮЛ внесены записи о недостоверности сведений об учредителе и руководителе ООО «Ломбард Вариант» в целом.

Таким образом, в данном случае необходимо не исключение недостоверных сведений из ЕГРЮЛ, а изменение на достоверные сведения об участнике ООО «Ломбард Вариант» и лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, путем предоставления соответствующего заявления на основании решения суда о признании сделки купли-продажи доли в уставном капитале Общества.

Оценивая вышеприведенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

При обращении в суд заявителем была уплачена госпошлина в размере 2000 руб. Вместе с тем, в соответствии со ст.333.21 Налогового кодекса РФ требование о признании незаконными действия (бездействия) при обращении в суд физических лиц облагается госпошлиной в размере 300 руб., излишне уплаченная госпошлина в соответствии со ст.333.40 Налогового кодекса РФ подлежит возврату.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В заявленных ФИО1 требованиях о признании незаконным действия (бездействия) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г.Чите, выразившиеся во невнесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о полномочиях исполнительного директора общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Вариант» ФИО2, как несоответствующего Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001, обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г.Чите внести изменения о полномочиях исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Вариант» в отношении директора и учредителя общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Вариант» ФИО2, обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г.Чите зарегистрировать изменения в Едином государственном реестре юридических лиц в связи с прекращением полномочий директора общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Вариант» ФИО1, отказать.

Возвратить ФИО1 излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1700 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Судья Горкин Д.С.