ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-14595/18 от 12.03.2019 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                Дело №А78- 95 / 8

15 марта 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 марта 2019 года

Решение изготовлено в полном объёме марта 2019 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Л.В.Бочкарниковой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.И.Галифастовой

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Министерству сельского хозяйства Забайкальского края (ОГРН 1087536008559, ИНН 7536095737)

о взыскании не доначисленной и не полученной субсидии в размере 244500 руб. за 2016 год в счет компенсации на затраты сельхозтоваропроизводителю, судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 15000 руб.

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО2, представителя по доверенности от  04.02.2019;

от ответчика: представитель не явился, извещен.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - истец, предприниматель ФИО1, глава КФХ ИП ФИО1) обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Министерства сельского хозяйства Забайкальского края (далее - ответчик, Минсельхоз Забайкальского края) не доначисленной и не полученной субсидии в размере 244500 руб. за 2016 год в счет компенсации на затраты сельхозтоваропроизводителю, судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 15000 руб.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.

Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика.

Рассмотрев заявление, заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд установил следующее.

Из искового заявления и материалов дела следует, ФИО1 зарегистрирован в качестве главы крестьянского фермерского хозяйства в Едином государственном реестре физических лиц 21.02.2012 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по г.Чите за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) <***>, ИНН <***>.

Основным видом деятельности является разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока (Код по ОКВЭД 01.41); дополнительным видом деятельности – разведение прочих пород крупного рогатого скота и буйволов, производство спермы (Код по ОКВЭД 01.42), пчеловодство (Код по ОКВЭД 01.49.1).

Глава КФХ ИП ФИО1 (Покупатель) произвел закуп молодняка крупного рогатого скота на основании договора № 6 купли-продажи сельскохозяйственных животных от 01.08.2016, заключенного с ООО «Талачинское» (Продавец).

Согласно пункту 1.1 данного договора истец приобрел животных: бычков до 2-х лет – 2 головы и телок старше года – 26 голов.

Общая стоимость всего поголовья составляет 1689000 руб. (Приложение № 1 к договору № 6 купли-продажи сельскохозяйственных животных от 01.08.2016) (л.д.70).

Платежными поручениями от 01.08.2016 № 453178, от 29.09.2016 № 2750 истец произвел оплату за племенной скот по данному договору на сумму 1100000 руб., и соответственно, на сумму 589000 руб. (л.д.48-49).

Ссылаясь на пункт 4.3 раздела 3 Постановления от 21.01.2016 г. № 26 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Забайкальского края в 2016 году государственной поддержки в виде субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Забайкальского края на поддержку племенного животноводства", истец указал, что у него возникло право на получение субсидии на возмещение части затрат по приобретению племенного молодняка крупного рогатого скота мясного направления продуктивности в размере 50% от потраченной суммы (1689000 руб.). Глава КФХ ИП ФИО1 пояснил, что неоднократно обращался в Минсельхоз Забайкальского края с заявлениями о получении гранта, а впоследствии о предоставлении соответствующей субсидии.

Из представленных в материалы дела документов видно, что в получении гранта было отказано, а субсидия одобрена и получена истцом в размере 644103,53 руб.

Вместе с тем, истец указывает, что субсидия им получена только 600000 руб., что подтверждается платежным поручением от 31.01.2017 № 9571, вместо причитающейся суммы 844500 руб.

Поскольку истец посчитал, что сумма субсидии должна была быть ему выплачена 50 % исходя из понесенных им затрат, что составляет 844500 руб. (1689000 руб. х 50%),  глава КФХ ИП ФИО1 обратился к ответчику с заявлением произвести доплату субсидии.

Письмом от 22.02.2017 № 04-13-1/137 в ответ на обращение истца Минсельхоз Забайкальского края сообщил, что субсидия на возмещение части затрат по приобретению племенного молодняка крупного рогатого скота мясного направления продуктивности начислена в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в 2016 году на выплату указанных субсидий в сумме 613597,60 руб. из федерального бюджета и 30505,93 руб. из бюджета Забайкальского края (л.д.59).

В судебном заседании истец подтвердил факт получения субсидии в сумме 644103,53 руб. (субсидия в сумме 613597,60 руб. из федерального бюджета и 30505,93 руб. из бюджета Забайкальского края), что также подтверждается информацией, указанной в письменном заявлении истца от 20.03.2017 (л.д.50).

Полагая, что ответчик своими действиями нарушил права истца в получении субсидии на приобретение племенного молодняка в полном объеме (844500 руб.), истец обратился в суд с требованием о взыскании с Министерства сельского хозяйства Забайкальского края не доначисленной и не полученной субсидии в размере 244500 руб. за 2016 год в счет компенсации на затраты сельхозтоваропроизводителю.

Оценив взаимоотношения между сторонами по делу, суд приходит к выводу о том, что спорные отношения в сфере получения субсидий носят публично-правовой характер. Порядок предоставления субсидий из бюджетов различных уровней регулируется нормами бюджетного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по их возврату.

Данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате, в том числе, принятия законов и (или) иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 85 БК РФ).

Бюджетный кодекс Российской Федерации не устанавливает ни обязанности заключения договора на получение субсидии из средств бюджетов субъектов Федерации, ни специальных правил определения момента возникновения бюджетного обязательства по выплате субсидии.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 21.01.2016 N 26 утвержден Порядок предоставления из бюджета Забайкальского края в 2016 году государственной поддержки в виде субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Забайкальского края на поддержку племенного животноводства (далее - Порядок).

Настоящий порядок определяет категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий в сфере государственной поддержки племенного животноводства, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок возврата в 2017 году остатков субсидий, не использованных в 2016 году, в случаях, предусмотренных соглашениями о предоставлении субсидий, а также регламентирует положения об обязательной проверке Министерством сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края и органами государственного финансового контроля Забайкальского края соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий (пункт 1 раздела 1).

Получателями субсидий в рамках настоящего порядка являются сельскохозяйственные товаропроизводители, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), организации по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных:

1) зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории Забайкальского края;

2) не находящиеся в стадии ликвидации;

3) в отношении которых не возбуждена процедура банкротства;

4) представившие в установленные сроки в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края (далее - Министерство):

отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2015 год, по формам, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством;

планы производственно-финансовой деятельности на 2016 год (пункт 3 раздела 1).

В соответствии с пунктом 18 подраздела 4.3 раздела 4 Постановления от 21.01.2016 г. № 26 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Забайкальского края в 2016 году государственной поддержки в виде субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Забайкальского края на поддержку племенного животноводства" субсидии на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота мясного направления продуктивности в племенных стадах, зарегистрированных в государственном племенном регистре, а также по импорту выплачиваются сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию части стоимости, но не более 50%, фактически произведенных затрат:

за счет средств бюджета Забайкальского края - по ставкам, утверждаемым Министерством;

за счет средств, поступивших из федерального бюджета в бюджет Забайкальского края, - по ставкам, утверждаемым Министерством.

При этом приобретаемый молодняк должен быть приобретен в период с 1 августа 2015 года по 1 октября 2016 года и иметь племенные свидетельства.

Ставки субсидий, выплачиваемых за счет средств бюджета Забайкальского края, устанавливаются Министерством. Ставки субсидий, выплачиваемых за счет средств, поступивших из федерального бюджета в бюджет Забайкальского края, устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, если данное право не предоставлено Министерству (пункт 5 раздела 1).

Так, ставки субсидий на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота молочного направления продуктивности за счет средств бюджета Забайкальского края составляет 2,5% от фактически произведенных затрат; за счет средств федерального бюджета, поступивших в бюджет Забайкальского края - 47,5% от фактически произведенных затрат.

Субсидии предоставляются из бюджета Забайкальского края в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Забайкальского края от 29 декабря 2015 года N 1289-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2016 год", и средств, поступивших из федерального бюджета в бюджет Забайкальского края, в целях реализации мероприятий Государственной программы Забайкальского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы" (пункт 2 раздела 1).

Как следует из отзыва на исковое заявление и материалов дела, поддержка племенного крупного рогатого скота мясного направления оказывалась в соответствии с вышеуказанным Порядком по двум мероприятиям:

1. Содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных мясного направления продуктивности, в т.ч. на содержание племенных быков-производителей старше 16 месяцев мясного направления продуктивности;

2. Субсидии на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота мясного направления продуктивности в племенных стадах, зарегистрированных в государственном племенном регистре, а также по импорту.

Общий лимит субсидий составил: 19 134 200 рублей, в том числе:

- за счет средств федерального бюджета - 18 098 100 рублей;

- за счет средств бюджета Забайкальского края - 1 036 100 рублей.

1. Субсидии на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных мясного направления продуктивности по ставке на 1 условную голову выплачиваются сельскохозяйственным товаропроизводителям, включенным в перечень сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств по племенному животноводству, утверждаемый Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, из расчета на 1 корову, от которой получен живой теленок в отчетном финансовом году:

- за счет средств бюджета Забайкальского края - по ставкам, утверждаемым Министерством;

- за счет средств, поступивших из федерального бюджета в бюджет Забайкальского края - по ставкам, утверждаемым Министерством.

Срок окончания приема документов 01 апреля 2016 года.

По данному направлению реестр получателей субсидии утвержден 31 марта 2016 года, справка-расчет утверждена 06 апреля 2016 года. Выплачено 15 сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидии в сумме 12 864 305 рублей, том числе:

- за счет средств федерального бюджета - 12 175 994 рублей;

- за счет средств бюджета Забайкальского края - 688 311 рублей.

2. Субсидии на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота мясного направления продуктивности в племенных стадах, зарегистрированных в государственном племенном регистре, а также по импорту выплачиваются сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию части стоимости, но не более 50%, фактически произведенных затрат:

- за счет средств бюджета Забайкальского края - по ставкам, утверждаемым Министерством;

- за счет средств, поступивших из федерального бюджета в бюджет Забайкальского края - по ставкам, утверждаемым Министерством.

Срок окончания приема документов 20 октября 2016 года.

Остаток лимита субсидий после выплаты субсидии на содержание племенных животных составило: 6 269 895 рублей, в том числе:

- за счет средств федерального бюджета - 5 922 106 рублей;

- за счет средств бюджета Забайкальского края - 347 789 рублей.

Ответчик указывает, что согласно рассмотренным документам, реестры получателей субсидии были утверждены в следующем порядке:

Наименование получателя

Дата утверждения реестра

Дата начисления справки расчета

Дата выплаты

Сумма выплаты

1

КФХ «Аргунь»

29.01.2016

06.04.2016

07.04.2016 29.04.2016

176842,50 9307,50

2

ООО     «Агрофирма Сретенская»

15.02.2016

06.04.2016

07.04.2016 29.04.2016

1187500,00 62500,00

3

ИП ФИО3

25.02.2016

06.04.2016

07.04.2016 29.04.2016

85500,00 4500,00

4

ООО     «Агрофирма Сретенская»

04.04.2016

06.04.2016

07.04.2016 29.04.2016

905197,95 47642,00

5

ИП ГКФХ ФИО4

04.04.2016

06.04.2016

07.04.2016 29.04.2016

22895,00 1205,00

6

ИП ГКФХ ФИО5

04.04.2016

06.04.2016

07.04.2016 29.04.2016

86070,00 4503,00

7

ИП ГКФХ ФИО6.

27.04.2016

27.04.2016

29.04.2016 29.04.2016

35625,00 1875,00

8

ИП ГКФХ ФИО7

27.04.2016

27.04.2016

29.04.2016 29.04.2016

45229,50 2380,50

9

ИП ФИО8

27.04.2016

27.04.2016

29.04.2016 16.06.2016 29.04.2016 01.06.2016

444885,00 23415,00

10

ИП ГКФХ ФИО9

27.04.2016

27.04.2016

16.06.2016 01.06.2016

71250,00 3750,00

11

ИП   ГКФХ   ФИО10

27.04.2016

27.04.2016

16.06.2016 01.06.2016

451943,50 23786,50

12

ИП ГКФХ ФИО11

27.04.2016

27.04.2016

16.06.2016 01.06.2016

96615,00 5085,00

13

ИП ГКФХ ФИО12

08.06.2016

08.06.2016

16.06.2016 28.10.2016

63650,00 3350,00

14

ИП ГКФХ ФИО13

08.06.2016

08.06.2016

16.06.2016 28.10.2016

460750,00 24250,00

15

СХК «Бырка»

08.06.2016

08.06.2016

16.06.2016 28.10.2016

920609,38 48453,13

16

ИП   ГКФХ   ФИО14

08.06.2016

08.06.2016

16.06.2016 28.10.2016

49761,00 2619,00

17

ООО     «Агрофирма Сретенская»

28.06.2016

29.06.2016

28.10.2016 23.12.2016 28.10.2016

36100,0 1900,00

18

АО   «Забайкальский центр     племенного животноводства»

03.10.2016

04.10.2016

11.10.2016 28.10.2018

75620,0 3980,00

19

ИП  ГКФХ  ФИО15

03.10.2016

04.10.2016

11.10.2016 28.10.2016

90273,75 4751,25

20

ИП ГКФХ ФИО16

24.10.2016

25.10.2016

31.10.2016 14.11.2016 14.12.2016

38290,82 1903,69

21

ИП ГКФХ ФИО1

24.10.2016

25.10.2016

31.10.2016

613597,60

В.А.

14.11.2016

30506,00

Итого выплачено субсидий на возмещение части затрат на приобретение КРС мясного направления - 6 269 895,00 рублей, в том числе:

- за счет средств федерального бюджета - 5 922 106,00 рублей;

- за счет средств бюджета Забайкальского края - 347 789,00 рублей,

По последнему реестру по двум получателям начислено и выплачено в пределах остатка лимитов бюджетных ассигнований - 684298,04 рублей, в том числе:

- за счет средств федерального бюджета - 651888,42 рублей;

- за счет средств бюджета Забайкальского края - 32409,62 рублей, в том числе:

ИП ГКФХ ФИО1 начислено и выплачено 644103,60 рублей, в том числе:

- за счет средств федерального бюджета - 613597,60 рублей;

- за счет средств бюджета Забайкальского края - 30506 рублей.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, истцом не опровергнуто.

Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее.

Письмом от 22.02.2017 № 04-13-1/137 в ответ на обращение истца Минсельхоз Забайкальского края сообщил, что субсидия на возмещение части затрат по приобретению племенного молодняка крупного рогатого скота мясного направления продуктивности начислена в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в 2016 году на выплату указанных субсидий в сумме 613597,60 руб. из федерального бюджета и 30505,93 руб. из бюджета Забайкальского края, в общей сумме 677103,53 руб. (л.д.59).

Присутствующий ранее в судебных заседаниях предприниматель ФИО1 подтвердил факт получения субсидии в сумме 644103,53 руб. (субсидия в сумме 613597,60 руб. из федерального бюджета и 30505,93 руб. из бюджета Забайкальского края), что также подтверждается информацией, указанной в письменном заявлении истца от 20.03.2017 (л.д.50).

Истец полагает, что сумма субсидии должна была быть ему выплачена 50% исходя из фактически понесенных им затрат, что составляет 844500 руб. (1689000 руб. х 50%), пояснил, что ответчик не доначислил ему сумму субсидии в размере 244500 руб. (844500 руб. – 600000 руб.).

В исковом заявлении истец ссылается на то, что субсидия выплачена не в полном объеме. Истцом получена субсидия в размере 600000 руб., что подтверждается платежным поручением от 31.01.2017 № 9571 (л.д.60).

Однако, данное платежное поручение подтверждает перечисление денежных средств главой КФХ ИП ФИО1 ФПМП ГП Первомайское, при этом в назначении платежа указано «Оплата по договору займа 16-16 от 04.04.2016» (л.д.60). Доказательств того, что денежные средства в размере 600000 руб. были перечислены ответчиком истцу в материалы дела, не представлено.

На основании вышеизложенного, суд считает, что исковые требования необоснованны и удовлетворению не подлежат.

Истец заявил о взыскании с ответчика судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 15000 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанцией в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (статья 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Из норм статьи 110 АПК РФ следует, что возмещение судебных издержек (в том числе расходов на оплату услуг представителя) осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда.

То есть процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования, в связи с чем, управомоченной на возмещение таких расходов будет являться сторона, в пользу которой состоялось решение суда.

Поскольку исковые требования оставлены без удовлетворения, в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, заявленные к возмещению на оплату услуг юриста, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины относятся на истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья                                                                                               Л.В. Бочкарникова