ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-14606/18 от 30.11.2018 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г. Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

О признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства

г. Чита                                                                                              Дело №А78-14606/2018

06 декабря 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2018 года.

Решение изготовлено в полном объёме декабря 2018 года .

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Архипенко Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чубаровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения по Забайкальскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации о признании Коммерческого банка «Центрально-Европейский Банк» (общество с ограниченной ответственностью) несостоятельным (банкротом),

при участии в судебном заседании:

представителя Центрального Банка Российской Федерации ФИО1 по доверенности от 22.02.2018;

руководителя временной  администрации по управлению Коммерческим банком «Центрально-Европейский Банк» (общество с ограниченной ответственностью) ФИО2 (приказ №ОД-2215 от 24.08.2018, выписка из ЕГРЮЛ от 15.10.2018);

заместителя руководителя временной  администрации по управлению Коммерческим банком «Центрально-Европейский Банк» (общество с ограниченной ответственностью) ФИО3 по доверенности №33-Д-ВА от 21.11.2018;

представителей ФИО4 (представителя совета директоров на основании протокола заседания совета директоров №49/2017 от 10.11.2017, протокола внеочередного общего собрания участников №175 от 10.11.2017), а также участников коммерческого банка «Центрально-Европейский Банк» (общество с ограниченной ответственностью) (на основании протокола внеочередного общего собрания участников от 15.10.2018)  –ФИО5 по доверенности от 09.10.2018;

представителя ФИО6 (представителя участников Коммерческого банка «Центрально-Европейский Банк» (общество с ограниченной ответственностью) на основании протокола внеочередного общего собрания участников от 15.10.2018)  – ФИО7 по доверенности от 16.10.2018,

установил:

производство по делу №А78-14606/2018 о банкротстве Коммерческого банка «Центрально-Европейский Банк» (общество с ограниченной ответственностью) (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 672000 <...>, далее также – должник, Банк, кредитная организация, ООО КБ «Центрально-Европейский Банк») возбуждено Арбитражным судом Забайкальского края на основании заявления Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения по Забайкальскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 672000 <...>, далее – Банк России), принятого к производству определением от 19 сентября 2018 года.

В заявлении (входящий №14606) Банк России просит: признать должника несостоятельным (банкротом); назначить конкурсным управляющим должника государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов».

В судебном заседании представитель Банка России требования, изложенные в заявлении, поддержала.

Руководитель временной  администрации, указав на обоснованность заявленных требований, просил требования заявителя удовлетворить, признать должника несостоятельным   (банкротом), в удовлетворении ходатайства о назначении финансово-экономической экспертизы просил отказать.

Государственная корпорация  «Агентство по страхованию вкладов» в отзыве на заявление выразила согласие с требованиями Банка России, просила признать должника банкротом, возложить на Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» функции конкурсного управляющего.

ФИО4 в отзыве на заявление Банка России выразил несогласие с заявленными требованиями, указав, что на дату отзыва лицензии (24.08.2018) у Банка отсутствовали признаки несостоятельности (банкротства), установленные пунктом 1 статьи 189.8 Закона о банкротстве, исходя из следующего:

- признаки банкротства Банка подлежат установлению на момент отзыва лицензии, а не на момент рассмотрения дела арбитражным судом;

- применение консервативного подхода при формировании резервов по выданным ссудам и оценки категории их качества недопустимо, поскольку это противоречит действующему законодательству;

- действия временной администрации по пересмотру категории качества ссуд, и увеличению размеров расчетного резерва по заёмщикам являются необоснованными, поскольку не соответствуют Положению Банка России от 28.06.2017 № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности»;

- временной администрацией и Банком России, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств, что первоначальная оценка качества кредитного портфеля и размера резервов осуществлена Банком неверно, отсутствуют доказательства, на основе которых сделаны выводы об очевидно ином реальном качестве обслуживания долга заемщиками или изменении финансового положения заемщиков;

- доводы представителей временной администрации относительно неправомерности оценки специалистами банка стоимости предметов залога без привлечения независимых оценщиков противоречит нормативным требованиям Банка России. В связи с чем, временной администрацией необоснованно не учтены залоги, при формировании резервов по заемщикам: обществу с ограниченной ответственностью «Стройтраст» и ФИО8, которые относятся ко 2 категории обеспечения, и влияют на размер фактически сформированного резерва;

- при анализе признаков банкротства суду, с учетом принципа приоритета
экономического содержания над юридической формой, надлежит учитывать, что в пассивах (обязательствах Банка), учитываются суммы вознаграждений, уплаченных Банку, за выдачу банковских гарантий в размере 321 987 000 руб., которые по своему экономическому содержанию являются доходом, а не обязательствами;

- на момент отзыва лицензии у Банка отсутствовала картотека неисполненных платежных поручений, что также свидетельствует об отсутствии признаков банкротства;   

- временная администрация согласилась с оценкой Банка, лишь по тем заемщикам, по которым Банком был сформирован 100 % резерв на момент отзыва лицензии, по остальным заемщикам временной администрацией необоснованно был доформирован максимальный резерв, указанное, по мнению Банка, свидетельствует, о недобросовестном поведении временной администрации и направленности их действий исключительно на искусственное создание признаков банкротства Банка, что недопустимо в соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании 20.11.2018 представитель ФИО4 представил ходатайство о назначении судебной финансово-экономической экспертизы.

В ходатайстве представитель ФИО4, сославшись на то, что в данном деле возникли вопросы, требующие специальные познания в области оценочной деятельности, указал на наличие потребности в назначении финансово-экономической экспертизы. Проведение экспертизы просил поручить: обществу с ограниченной ответственностью «АБН-Консалт» или обществу с ограниченной ответственностью «Оценочная компания «Вета». Денежные средства для проведения судебной финансово-экономической  экспертизы в размере 928 000 руб. внесены на депозитный счет арбитражного суда.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, суд установил следующие обстоятельства.

Согласно статье 32 Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 (далее – Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.

В соответствии со статьей 189.58 Закона о банкротстве, дело о банкротстве кредитной организации рассматривается арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

В силу абзаца 2 пункта  3 статьи 180 Закона о банкротстве отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, регулируются параграфом 4.1 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 3 статьи 189.7 Закона о банкротстве, отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций и не урегулированные § 4.1 Закона о банкротстве, регулируются главами I, III, III. 1, VII и XI Закона о банкротстве, а в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве, нормативными актами Банка России.

Согласно пунктам 5, 6 статьи 189.61 Закона о банкротстве в случае выявления временной администрацией по управлению кредитной организацией, назначенной Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации Банк России в течение пяти дней со дня получения ходатайства временной администрации по управлению кредитной организацией направляет в арбитражный суд заявление о признании кредитной организации банкротом. При обращении Банка России в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом принимаются во внимание представленные им доказательства наличия признаков несостоятельности (банкротства), предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом не применяются положения, предусмотренные пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 189.64 Закона о банкротстве заявление о признании кредитной организации банкротом может быть принято арбитражным судом, а производство по делу о банкротстве может быть возбуждено только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций на основании заявлений лиц, указанных в пункте 1 статьи 189.61 настоящего Федерального закона, если сумма требований к кредитной организации в совокупности составляет не менее тысячекратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, и если эти требования не исполнены в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения либо если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и уплаты обязательных платежей. Стоимость имущества (активов) и обязательств кредитной организации подлежит определению на основании методик, установленных нормативными актами Банка России.

ООО КБ «Центрально-Европейский Банк» зарегистрировано в качестве юридического лица 28.01.1994  за основным государственным регистрационным номером в Едином государственном реестре юридических лиц ОГРН <***>, ИНН <***>, по адресу: 672000 <...>.

Банк создан (учрежден) по решению его учредителей от 05.08.1993 (пункт 1.1 устава).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО КБ «Центрально-Европейский Банк» является денежное посредничество прочее (код вида деятельности 64.19).

Согласно материалам дела, Банк является кредитной организацией.

Судом установлено, что ООО КБ «Центрально-Европейский Банк» осуществлял банковские операции в соответствии с лицензиями Банка России на осуществление банковских операций от 14.09.2017 № 2670.

В связи с неисполнением ООО КБ «Центрально-Европейский Банк» федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов Банка России, неоднократным нарушением в течение одного года требований, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 №86-ФЗ (далее - Закон №86-ФЗ), наличием реальной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков, руководствуясь статьей 19, пунктом 6 части первой статьи 20   Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 (далее - Закон о банках и банковской деятельности), частью 11 статьи 74 Закона №86-ФЗ, приказом Банка России от 24.08.2018 № ОД-2214 у кредитной организации с 24.08.2018 отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

В соответствии с пунктом 2 статьи 189.26,статьями 189.31, 189.32, 189.35 Закона о банкротстве, в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций  у кредитной организации, приказом Банка России от 24.08.2018 №ОД-2215 назначена временная администрация по управлению должником.

В соответствии со статьей 189.8 Закона о банкротстве кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней после наступления даты их исполнения и(или) стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения ее обязательств перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

Под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, которые определены в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также обязанность кредитной организации по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

Исходя из приведенных правовых норм, для признания кредитной организации банкротом имеются два критерия: неисполнение обязательств в течение четырнадцати дней с даты наступления их исполнения и (или) превышение размера обязательств над стоимостью активов. 

Согласно пункту 2 статьи 189.32 Закона о банкротстве временная администрация по управлению кредитной организацией, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, обязана провести обследование кредитной организации и определить наличие у нее признаков несостоятельности (банкротства), предусмотренных пунктом 1 статьи 189.8 Закона о банкротстве. При обнаружении указанных признаков временная администрация по управлению кредитной организацией, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, направляет в Банк России ходатайство о направлении Банком России в арбитражный суд заявления о признании кредитной организации банкротом.

Статьей 23.1 Закона о банках и банковской деятельности и пунктом 5 статьи 189.61 Закона о банкротстве предусмотрено, что если ко дню отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), или наличие этих признаков установлено назначенной Банком России временной администрацией по управлению кредитной организацией после дня отзыва у кредитной организации указанной лицензии, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

Факт недостаточности стоимости имущества (активов) кредитной организации для исполнения обязательств перед кредиторами подтверждается данными, представленными временной администрацией в материалы дела.

С целью выявления у Банка признаков несостоятельности (банкротства) временной администрацией проведено обследование Банка в соответствии с требованиями статьи 189.64 Закона о банкротстве, пункта 22.15 Положения о временной администрации по управлению кредитной организацией, утвержденного Банком России 09.11.2005 №279-П, Положения о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности (далее - Положение №279-П от 09.11.2005), утвержденного Банком России 28.06.2017 №590-П (далее – Положение №590-П от 28.06.2017), Положения о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери, утвержденного Банком России 23.10.2017 №611-П (далее - Положение №611-П от 23.10.2017) и Указаний Банка России от 15.07.2015 № 3728-У «О методике определения стоимости имущества (активов) и обязательств кредитной организации».

Так, временной администрацией по управлению ООО КБ «Центрально-Европейский Банк» по данным бухгалтерского учета по состоянию на 24.08.2018 произведен расчет стоимости имущества (активов) и обязательств банка в соответствии с Указанием Банка России от 15.07.2015 № 3728-У «О методике определения стоимости имущества (активов) и обязательств кредитной организации», по методике расчета статей баланса, используемой для составления бухгалтерского баланса (публикуемая форма), регламентированной Порядком составления и представления отчетности по форме 0409806 «Бухгалтерский баланс (публикуемая форма)» приложения 1 к Указанию Банка России от 24.11.2016 № 4212-У «О перечне, формах и порядке составления, представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации».

В ходе обследования временной администрацией были проанализированы: качество активов Банка, с учетом  сформированных под них резервов, учитывая требования Положения №590-П от 28.06.2017, а также Положения №611-П от 23.10.2017.

Из расчета, сформированного временной администрацией по состоянию на 24.08.2018, следует, что  стоимость имущества (активов) Банка составила 722 506 тыс. руб., при общей сумме обязательств -  998 323 тыс. руб.

Таким образом, размер обязательств Банка превысил стоимость его имущества на 275 817 тыс. руб., что свидетельствует о наличии у кредитной организации признаков несостоятельности (банкротства), предусмотренных пунктом 1 статьи 189.8 Закона о банкротстве.

На дату отзыва лицензии в отношении кредитной организации также действовала мера воздействия, предусмотренная статьей 74 Закона №86-ФЗ, а именно: ограничение на осуществление операций по выдаче банковских гарантий (предписание от 27.04.2018 №36-11-5-1/7608ДСП).

В соответствии с пунктом 22.15 Положения №279-П от 09.11.2005 обследование кредитной организации проводится временной администрацией на дату отзыва у кредитной организации лицензии.

В ходе обследования временной администрацией проводится анализ качества активов кредитной организации с учетом сформированных под них резервов в соответствии с Положением о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, утвержденным  Банком России 26.03.2004 №254-П (далее - Положение Банка России №254-П от 26.03.2004) и Положением о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери, утвержденным  Банком России 20.03.2006 №283-П (далее - Положение Банка России №283-П от 20.03.2006).

В случае, если в ходе обследования временной администрацией выявлено, что при оценке стоимости активов резервы, формируемые в соответствии с Положением Банка России №254-П и Положением Банка России №283-П, были недосозданы, временная администрация обязана доформировать данные резервы в порядке, установленном указанными нормативными актами Банка России.

Во исполнение требований статьи 189.32 Закона о банкротстве и пункта 22.15 Положения Банка России от 09.11.2005 №279-П временной администрацией проведено финансовое обследование Банка с целью выявления у него наличия на дату отзыва лицензии  (24.08.2018)  признаков банкротства, предусмотренных пунктом 1 статьи 189.8 Закона о банкротстве. Обследование  финансового состояния Банка проведено на основе данных отчетности и регистров бухгалтерского учета на дату отзыва лицензии – 24.08.2018.

В ходе обследования временной администрацией установлено, что в соответствии с данными бухгалтерского учета Банка, отраженными в оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета на дату отзыва у Банка лицензии (24.08.2018) на осуществление банковских операций, суммарный объем активов банка составил 1 188 880 тыс. руб., при этом суммарный объем обязательств Банка на ту же дату составил 998 323 тыс. руб.

По результатам проведенного обследования кредитной организации, с учетом доформирования резервов на возможные потери установлено, что стоимость имущества (активов) Банка составила 722 506 тыс. руб., при этом обязательства составляют 998 323 тыс. руб.

Таким образом, временной администрацией установлено, что на дату отзыва лицензии по данным бухгалтерского учета Банка признаки несостоятельности (банкротства), установленные пунктом 1 статьи 189.8 Закона о банкротстве, отсутствовали, поскольку разница между суммарным объемом активов и обязательств Банка составила 275 817 тыс. руб.

По результатам проведенного временной администрацией финансового обследования Банка по состоянию на 24.08.2018 (т.3 л.д. 101-133) установлено следующее:

По данным Банка (на 24.08.2018) общая сумма высоколиквидных активов составляет 31 598 тыс. рублей (без учета суммы по строке 2.1 «Обязательные резервы» в размере 3 478 тыс. рублей). В результате проведенного временной администрацией обследования финансового состояния Банка общая сумма высоколиквидных активов составляет 31 735 тыс. рублей (также без учета суммы по строке 2.1 «Обязательные резервы» в размере 3 478 тыс. рублей).

Согласно данным Банка, основная доля активов приходится на чистую ссудную задолженность в размере 547 500 тыс. руб. (46,0% от общей суммы активов Банка), рассчитанную по форме 0409806, в соответствии с Указанием Банка России от 24.11.2016 № 4212-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации».

Чистая ссудная задолженность, рассчитанная временной администрацией на дату отзыва лицензии составляет 169 366 тыс. рублей.

Временной администрацией проведен анализ адекватности классификации Банком ссуд юридических лиц, по результатам которого установлены факты недооценки кредитного риска в отношении 8 заемщиков.

Проведен комплексный анализ деятельности заемщиков юридических лиц с учетом их финансового положения, качества обслуживания долга по ссудам, а также иных существенных факторов, оказывающих влияние в условиях отзыва у Банка лицензии, что потребовало доформирования резерва на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности (далее по тексту - РВПС) в рамках соответствующей категории качества, в которую классифицирована или реклассифицирована задолженность заемщиков.

Для оценки кредитного портфеля Банка временной администрацией были проанализированы показатели хозяйственной деятельности заемщиков Банка по данным бухгалтерской отчетности, а также иных документов.

Временной администрацией установлено, что по состоянию на 24.08.2018 основная доля ссудной задолженности Банка приходится на кредиты, предоставленные юридическим лицам.

Кредиты юридическим лицам выдавались в период с августа 2014 года по март 2018 года, со сроком погашения сентябрь 2015 - июнь 2022 года. Сумма ссудной задолженности составляет - 2 102 788 тыс. руб., в том числе просроченная задолженность - 679 587 тыс. руб. или 32,3 % от общей суммы ссудной задолженности.

По результатам финансового обследования Банка, проведенного временной администрацией, всего по кредитному портфелю юридических лиц сумма недосозданного Банком резерва на возможные потери по ссудам на дату отзыва лицензии составляет 351 598 тыс. рублей.

По состоянию на 24.08.2018 доля ссудной задолженности Банка, предоставленной физическим лицам, составляет 1,88% от общего объема ссудной задолженности Банка. Всего Банком выдано 9 кредитов, предоставленных 9 физическим лицам, на общую сумму 40 186 тыс. руб., в том числе просроченная задолженность - 32 049 тыс. руб. или 79,8% от общей суммы ссудной задолженности по физическим лицам. Кредиты, предоставленные физическим лицам, оценивались Банком на индивидуальной основе и выдавались в период с декабря 2015 года по июль 2018 года, со сроком погашения с декабря 2017 года по октябрь 2020 года.

По результатам финансового обследования Банка, проведенного временной администрацией, всего по кредитному портфелю физических лиц, оцениваемых Банком на индивидуальной основе, сумма недосозданного резерва на возможные потери по ссудной задолженности па дату отзыва лицензии (24.08.2018) составила 16 343 тыс. рублей;

Временной администрацией также доформирован РВПС в размере 10 193 тыс. рублей по принципалу ООО «Партнер» с учетом сведений ФНС о недостоверном юридическом адресе.

По результатам финансового обследования Банка, проведенного временной администрацией, по кредитному портфелю Банка сумма недосозданного РВПС на дату отзыва лицензии (24.08.2018) составила 378 134 тыс. рублей.

По состоянию на дату отзыва лицензии основные средства Банка составили 209 168 тыс. рублей.

По долгосрочным активам, предназначенным для продажи, сумма недосозданного Банком резерва на возможные потери на дату отзыва лицензии составила 60 344 тыс. рублей.

По данным Банка на дату отзыва лицензии (24.08.2018) прочие активы Банка составляют 198 866 тыс. руб. (16,72% от общего объема активов).

По результатам финансового обследования Банка, проведенного временной администрацией, по прочим активам сумма недосозданного Банком РВП на дату отзыва лицензии составляет 28 120 тыс. рублей.

Во исполнение пункта 22.15 Положения №279-П от 09.11.2005, а именно в случае если в ходе обследования временной администрацией выявлено, что при оценке стоимости активов резервы, формируемые в соответствии с Положением №590-П от 28.06.2017 и Положением №611-П от 23.10.2017, были недосозданы, временная администрация обязана доформировать данные резервы в порядке, установленном указанными нормативными актами Банка России. В связи с указанными обстоятельствами, временной администрацией были доформированы резервы на общую сумму 466 598 тыс. рублей.

По состоянию на дату отзыва лицензии обязательства в сумме 998 323 тыс. руб. представлены следующими статьями:

-средства клиентов, не являющихся кредитными организациями - 349 467 тыс. руб., в том числе вклады (средства) физических лиц и индивидуальных предпринимателей - 10 779 тыс. рублей;

-прочие обязательства - 543 561 тыс. рублей;

-резервы на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, прочим возможным потерям и операциям с резидентами оффшорных зон - 105 295 тыс.

По результатам проведенного финансового обследования кредитной организации временной администрацией установлено, что стоимость имущества (активов) Банка на дату отзыва лицензии (24.08.2018) составляет 722 506тыс. рублей, при величине обязательств 998 323тыс. рублей, следовательно, недостаточность активов Банка для погашения своих обязательств перед кредиторами и вкладчиками составляет 275 817тыс. рублей.

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 189.32 Закона о банкротстве, пунктов 22.15, 22.16 Положения №279-П от 09.11.2005 по результатам обследования временной администрацией не установлены признаки преднамеренного банкротства, подпадающие под определение подпунктов б), в), г), пункта 9 и подпункта а) пункта 10 раздела II «Порядка определения признаков преднамеренного банкротства» Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №855.

Операций, повлекших за собой ухудшение финансового состояния Банка, в том числе связанных с реализацией высоколиквидных активов (в период, предшествующий отзыву лицензии), в ходе обследования временной администрацией не установлено, заявления в Следственный Департамент МВД Российской Федерации, в том числе в порядке, предусмотренном пунктом 22.15 Положения №279-П, временной администрацией по данному факту не направлялись.

На момент составления заключения о финансовом состоянии Банка, сделок, повлекших за собой значительный отрицательный финансовый результат, временной администрацией не установлено.

Дополнительно временная администрация сообщила, что:

- задолженность по обязательным платежам, текущим расходам и заработной плате отсутствует;

- на дату отзыва лицензии (24.08.2018) в отношении Банка возбуждено исполнительное производство №19012/18/77039-ИП от 19.06.2018 (по исполнительному листу от 08.05.2018 №ФС 024530424) на сумму 62 037 678,66 руб.;

- в отношении Банка (в качестве ответчика) в производстве судов (арбитражных и судов общей юрисдикции) находятся 18 исковых заявлений.

Временной администрацией осуществлены следующие публикации:

- в газете «Коммерсант» от 08.09.2018 №163 (стр.34) опубликовано объявление, содержащее сведения о кредитной организации в целях предъявления кредиторами требований к кредитной организации;

- в   информационно-телекоммуникационной   сети   «Интернет»   в   Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 26.09.2018 размещено сообщение о принятии Арбитражным судом Забайкальского края к производству (дело №А78-4606/2018)   заявления   о   признании   ООО   КБ   «Центрально-Европейский   Банк» несостоятельным (банкротом);

- в газете «Забайкальский Рабочий» от 25.09.2018 №183 (27621) размещено (опубликовано) сообщение о принятии Арбитражным судом Забайкальского края к производству (дело №А78-14606/2018) заявления о признании ООО КБ «Центрально-Европейский Банк» несостоятельным (банкротом);

- для размещения сообщения о принятии Арбитражным судом Забайкальского края к производству (дело №А78-14606/2018) заявления о признании Банка несостоятельным (банкротом) в «Вестник Банка России» временной администрацией в адрес Департамента допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России было направлено письмо от 20.09.2018 №65-ВА.

Статьями 189.13 и 189.73 Закона о банкротстве предусмотрено, что в деле о банкротстве кредитной организации применяется только процедура конкурсного производства; принятие арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Конкурсное производство вводится сроком на один год. 

Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о наличии у должника признаков несостоятельности (банкротства), обоснованности заявления Банка России и необходимости признать должника несостоятельным (банкротом) с открытием в отношении него конкурсного производства сроком на один год. 

Поскольку кредитная организация имела лицензию Банка России на привлечение во вклады  денежных средств  физических лиц, конкурсным управляющим данной кредитной организации в силу пункта 1  статьи 189.77 Закона о банкротстве  является Государственная корпорация « Агентство  по страхованию вкладов».           

Таким образом, заявление Банка России подлежит удовлетворению, кредитную организацию следует признать  несостоятельной (банкротом), открыть в отношении неё  конкурсное производство  сроком на один год и утвердить  конкурсным управляющим Банка Государственную корпорацию « Агентство  по страхованию вкладов».

Относительно доводов представителя участника ФИО4 о неправомерном применении консервативного подхода при формировании резервов,  неправомерных действиях временной администрациипо пересмотру категории качества ссуд, необходимости назначения по делу судебной  финансово-экономической экспертизы с целью проверки правильности доформирования временной администрацией резервов, суд исходит из следующего.

В ходатайстве ФИО4, сославшись на то, что в данном деле возникли вопросы, требующие специальные познания в области оценочной деятельности, указал на наличие потребности в назначении финансово-экономической экспертизы. Проведение экспертизы просил поручить: обществу с ограниченной ответственностью «АБН-Консалт» или обществу с ограниченной ответственностью «Оценочная компания «Вета», перед экспертом просит поставить следующие вопросы:

- определить финансовое положение заемщиков Банка на дату отзыва лицензии (24.08.2018), перечисленных в ходатайстве, в соответствии с утвержденной кредитной политикой Банка, положением о создании и формировании резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, и нормативами Банка России;

- определить стоимость реализации залогового имущества (перечень) с рыночным сроком экспозиции и со сроком экспозиции 270 календарных дней на 24.08.2018 по заёмщикам, указанным в ходатайстве;

- определить размер резервов на возможные потери по ссудам,по ссудной задолженности  и приравненной к ней задолженности Банка на дату отзыва лицензии (24.08.2018) по ссудной задолженности заемщиков, обозначенных в ходатайстве, в соответствии с положением Банка о создании и формировании резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней  задолженности и нормативами Банка России;

- определить стоимость имущества (активов) и обязательств кредитной организации на дату отзыва лицензии (24.08.2018) в соответствии с Указанием Банка России от 15.07.2015 № 3728-У «О методике определения стоимости имущества (активов) и обязательств кредитной организации».

 Денежные средства для проведения судебной финансово-экономической  экспертизы в размере 928 000 руб. внесены на депозитный счет арбитражного суда.

Круг лиц, имеющих право участвовать в деле о банкротстве, а также принимать участие в арбитражном процессе по делу о банкротстве, определен в статьях 34, 35, 189.59, 189.60 Закона о банкротстве.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 189.59 Закона о банкротстве лицами, участвующими в деле о банкротстве кредитной организации, наряду с другими указанными в пункте 1 статьи 34 настоящего Федерального закона лицами признаются: 1) конкурсный управляющий; 2) Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора; 3) иные физические или юридические лица, привлекаемые к участию в деле о банкротстве при рассмотрении вопросов, предусмотренных пунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 189.67 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 189.60 Закона о банкротстве в арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют: 1) представитель работников кредитной организации; 2) представитель учредителей (участников) кредитной организации; 3) представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов кредитной организации; 4) иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

При этом, лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи, не могут обладать правами лиц, участвующих в деле о банкротстве (пункт 2 статьи 189.59 Закона о банкротстве).

Представитель учредителей (участников) кредитной организации входит в круг лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, и в силу пункта 2 статьи 189.59 Закона о банкротстве не  наделен правами лица, участвующего в деле, о банкротстве.

В соответствии с пунктом 3 статьи 126 Закона о банкротстве представители собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также учредителей (участников) должника в ходе конкурсного производства обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Ходатайство заявлено лицом, не участвующим в деле о банкротстве (пункт 2 статьи 189.59 Закона о банкротстве), исходя из чего, не подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле; в случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.

В соответствии с пунктом 3 статьи 50 Закона о банкротстве при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству, а также при рассмотрении дела о банкротстве для решения вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд вправе назначить экспертизу, в том числе по своей инициативе.

Указанная норма носит диспозитивный характер и применяется по усмотрению суда.

Из содержания указанной нормы права следует, что совершение такого процессуального действия как назначение экспертизы является правом, а не обязанностью суда.

В соответствии со статьей 72 Закон №86-ФЗ,  Банк России устанавливает методики определения собственных средств (капитала) и обязательных нормативов кредитной организации (банковской группы). В целях определения размера собственных средств (капитала) кредитной организации и банковской группы Банк России проводит оценку их активов и пассивов на основании методик оценки, устанавливаемых нормативными актами Банка России. Кредитная организация и банковская группа отражают в своей бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности размер собственных средств (капитала), определенный Банком России.

Обязанностью Банка России и назначенной им временной администрации по управлению кредитной организацией является определение наличия признаков банкротства кредитной организации, что следует из положений статьи 23.1 Закона о банках и банковской деятельности, статьи 189.61 Закона о банкротстве.

Доводы о том, что выводы, приведенные временной администрацией в заключении, не соответствуют действующим общеприменимым методикам, инструкциями и положениям Банка России, исследованы и отклонены как необоснованные.

В соответствии с пунктом 2 статьи 189.26,статьями 189.31, 189.32, 189.35 Закона о банкротстве, в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций  у кредитной организации, приказом Банка России от 24.08.2018 №ОД-2215 назначена временная администрация по управлению должником.

Согласно приложению к приказу Банка России от 24.08.2018 №ОД-2215, в состав временной администрации вошли: руководитель временной администрации, консультант отдела временных администраций финансовых организаций Управления прекращения деятельности финансовых организаций Сибирского ГУ Банка России, заместитель руководителя временной администрации, главный эксперт отдела временных администраций    финансовых    организаций    Управления    прекращения деятельности финансовых организаций Сибирского ГУ Банка России; члены временной администрации: консультант отдела временных администраций финансовых организаций Управления прекращения деятельности финансовых организаций Сибирского ГУ Банка России, начальник отдела временных администраций финансовых организаций Управления прекращения деятельности финансовых организаций Сибирского ГУ Банка России; ведущий эксперт отдела временных администраций финансовых организаций Управления прекращения деятельности финансовых организаций Сибирского ГУ Банка России; эксперт 1 категории отдела временных администраций финансовых организаций Управления прекращения деятельности финансовых организаций Сибирского ГУ Банка России; главный эксперт отдела временных администраций финансовых организаций Управления прекращения деятельности финансовых организаций Сибирского ГУ Банка России, заведующий сектором банковского надзора Отделения Чита, руководитель направления экономического отдела Отделения Чита, заведующий сектором организационно-аналитического обеспечения, визуального контроля и проверки персональных данных отдела безопасности и защиты информации Отделения Чита, инженер 2 категории сектора сопровождения пользователей отдела информатизации Отделения Чита, ведущий экономист сектора наличного денежного обращения отдела наличного денежного обращения и кассовых операций Отделения Чита, главный экономист сектора межбанковских расчетов операционного отдела Отделения Чита; главный экономист сектора банковского надзора Отделения НБ-Республика Бурятия, консультант отдела временных администраций финансовых организаций № 2 Управления временных администраций финансовых организаций ГУ Банка России по Центральному федеральному округу, консультант отдела временных администраций  финансовых организаций №  1  Управления  временных администраций финансовых организаций ГУ Банка России по Центральному федеральному округу, главный эксперт сектора оперативного взаимодействия и обеспечения работы временных администраций № 1 отдела временных администраций финансовых организаций № 1 Управления временных администраций финансовых организаций ГУ Банка России по Центральному федеральному округу, ведущий эксперт сектора оперативного взаимодействия и обеспечения работы временных администраций № 1 отдела временных администраций финансовых организаций № 1 Управления временных администраций финансовых организаций ГУ Банка России по Центральному федеральному округу, главный эксперт отдела временных администраций финансовых организаций № 1 Управления временных администраций финансовых организаций ГУ Банка России по Центральному федеральному округу, ведущий инспектор отдела инспекционных проверок и работы во временных администрациях банков Департамента страхования банковских вкладов государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (по согласованию), главный инспектор отдела инспекционных проверок и работы во временных администрациях банков Департамента страхования банковских вкладов государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (по согласованию), главный специалист отдела сопровождения ликвидационных процедур и реструктуризации финансовых организаций Департамента информационных технологий государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (по согласованию), эксперт 1 категории второго аналитического      отдела      Экспертно-аналитического      департамента государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (по согласованию), ведущий эксперт отдела анализа реестров обязательств банков перед вкладчиками Экспертно-аналитического департамента государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (по согласованию).

Суд полагает, что названный состав временной администрации обладает специальными и достаточными познаниями для проведения и дачи заключения в области финансового состояния кредитной организации, в том числе и по сравнению с квалификацией заявленных экспертов.

Согласно пункту 22.15 положения №279-П от 09.11.2005 в ходе обследования кредитной организации временной администрацией проводится анализ качества активов банка с учетом сформированных под них резервов в соответствии с положениями №254-П от 26.03.2004 и №283-П от 20.03.2006.

В случае, если в ходе обследования временной администрацией выявлено, что при оценке стоимости активов резервы, формируемые в соответствии с положением Банка России №254-П от 26.03.2004 и №283-П от 20.03.2006 были недосозданы, временная администрация обязана доформировать данные резервы в порядке, установленном указанными нормативными актами Банка России.

Временной администрацией произведено доначисление резервов на возможные потери по ссудам с учетом выявленных временной администрацией фактических обстоятельств с присвоением определенной категории качества и в пределах значений предусмотренных Положением №254-П от 26.03.2004.

В ходе обследования временной администрацией проводится анализ качества активов кредитной организации с учетом сформированных под них резервов в соответствии с Положениями № 590-П от 28.06.2017 и № 611-П от 23.10.2017.

Кроме того, суд принимает во внимание, что заключение временной администрации анализировалось Банком России на предмет соблюдения методик, установленных нормативными актами Банка России, по результатам которого нарушений выявлено не было.

Проведение обследование кредитной организации, составление заключения о финансовом состоянии должника является основной функцией и обязанностью временной администрации (статья 189.32 Закона о банкротстве).

Временная администрация является независимым органом по отношению как к Банку и его учредителям, так и к Центральному Банку Российской Федерации.

Исходя из того, что назначаемая Банком России временная администрация по управлению кредитной организацией обладает специальными знаниями, необходимыми для проведения обследования финансового состояния банка, которое является обязанностью временной администрации в силу пункта 2 статьи 189.32 Закона о банкротстве, оснований для назначения экспертизы суд не находит.

Обследование кредитной организации проводится временной администрацией на дату отзыва у кредитной организации лицензии.

Обследование Банка было проведено временной администрацией в период с 24.08.2016 по 04.10.2018, по результатам которого членами временной администрации было подготовлено заключение о финансовом состоянии кредитной организации.

Результаты обследования оформляются заключением о финансовом состоянии кредитной организации, с приложением сформированного Временной администрацией баланса кредитной организации на дату отзыва у кредитной организации лицензии.

В ходе проведения финансового обследования Банка Временная администрация, руководствуясь требованиями статьи 189.64 Закона о банкротстве, пункта 22.15 Положения №279-П от 09.11.2005, Положениями №590-П от 28.06.2017 и №611-П от 23.10.2017 и Указанием Банка России от 15.07.2015 № 3728-У «О методике определения стоимости имущества (активов) и обязательств кредитной организации» выявила у кредитной организации признак несостоятельности (банкротства), а именно недостаточность имущества (активов) кредитной организации для исполнения обязательств перед кредиторами.

В соответствии с положением №279-П от 09.11.2005, проверка достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности Банка является одной из приоритетных обязанностей временной администрации.

Согласно пункту 22.15. Положения № 279-П от 06.12.2005 временная администрация обязана провести обследование кредитной организации с целью выявления наличия у нее признаков несостоятельности (банкротства).

Результатом проведенного обследования (определения финансового состояния) является заключение о финансовом состоянии, в котором дается мотивированный ответ на вопрос о наличии либо отсутствии признаков банкротства.

Исходя из изложенного, заключение о финансовом состоянии должника является основным документом, содержащим выводы временной администрации о наличии признаков банкротства.

При этом доказательства, свидетельствующие о недостоверности, сформированной временной администрацией отчетности, в материалы дела не представлены.

Основания, позволяющие поставить под сомнение отчетность временной администрации, материалы дела не содержат.

Суд отклоняет доводы представителя участников о недостоверности заключения о финансовом состоянии Банка, протокольным определением от 30.11.2018 оказал в удовлетворении ходатайства о проведении по делу судебной экспертизы.

При рассмотрении заявления о признании Банка банкротом суд поставил для исследования вопрос о наличии (отсутствии) признаков банкротства кредитной организации на день рассмотрения дела в суде.

Представителями участников не представлены доказательства улучшения финансового состояния Банка.

Вместе с тем, по данным временной администрации, за период от даты отзыва лицензии на осуществление банковских операций и по состоянию на 26.11.2018 появились негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении финансового состояния Банка, а именно увеличивающаяся задолженность заемщиков/дебиторов:

- по юридическим лицам просроченная задолженность увеличилась на 7,8 % (или на 52,7 млн. рублей) по основному долгу и на 29,2 % (или на 19,5 млн. рублей) по просроченным процентам;

- по физическим лицам просроченная задолженность увеличилась на 13,8 % (или на 4,4 млн. рублей) по ссудной задолженности и на 19,5 % (или на 1,7 млн. рублей) по просроченным процентам;

-  по банковским гарантиям на 16,8 % (или на 21,4 млн. рублей).

На дату отзыва лицензии Банк в качестве кредитора был включен в реестр требований кредиторов в отношении нескольких должников с требованиями на общую сумму 892 123,4 тыс. рублей, однако, за период с середины 2016 года по настоящее время, в погашение задолженности поступила сумма 271,0 тыс. рублей, что составляет 0,03 % от общей суммы задолженности перед Банком.

Основная масса должников находится в процедурах банкротства, открыто конкурсное производство, перспектива получения долгов крайне мала.

По состоянию на 26.11.2018 к Банку предъявлены денежные требования, в т.ч. по исполнительным листам, на общую сумму 302 293,7 тыс. рублей; в качестве взыскателя Банком предъявлены исковые требования о взыскании задолженности на общую сумму 992 347,4 тыс. рублей.

Исходя из величины процента, рассчитанного от суммы предъявленных требований к сумме полученной Банком - 0,03, вероятность поступления денежных средств от всех сумм исковых требований, которые составляют 476 435,1 тыс. рублей составит около 300,0 тыс. рублей.

За весь период деятельности Банка бенефициарам по банковским гарантиям выплачены требования на сумму 346 800,5 тыс. рублей, которые в последствие, в качестве регрессного требования, предъявлены принципалам. Из данной суммы принципалами, по состоянию на 26.11.2018 года, погашены требования на сумму 25 358,3 тыс. рублей, что составляет менее 7,4 % от общей суммы задолженности. Недополученная сумма составляет 321 442,2 тыс. рублей.

На 26.11.2018 года продолжают действовать 106 банковских гарантий, выданных Банком, на сумму 6,3 млрд. рублей. Транспонируя на них анализ по выплатам по банковским гарантиям за весь срок работы Банка, временной администрацией сделан вывод о том, что вероятность предъявления бенефициарами требований о возмещении сумм возможна по 2 гарантиям на общую сумме 75 600,0 тыс. рублей.

В заключение о финансовом состоянии кредитной организации (приложения 2, 3, 4) указано, что из 19 действующих заемщиков - юридических лиц 11 заемщиков (или 58 %) самим Банком отнесено к 4 и 5 категории качества обслуживания долга, из 9 текущих заемщиков - физических лиц 3 отнесены к 4 и 5 а категории качества (или 30 %).

Временная администрация полагает, что данные факты о незначитеьном возврате средств по исковым требованиям и исполнительному производству, низкой категории качества действующих заемщиков, свидетельствуют о некачественной работе по подбору клиентов для предоставления займов (ссуд) и банковских гарантий, неверном определении финансового положения заемщиков, неправильной оценке кредитного риска.

На основании решений Никулинского районного суда г.Москвы по делу № 02-1533/2018, Центрального районного суда г. Омска по делу № 2-4/452810-16 о взыскании задолженности и обращении взыскании на заложенное имущество имеется вероятность получения возмещения от реализации залогового имущества - квартиры (с установлением начальной продажной стоимости 41 млн. рублей), а также жилого дома стоимостью 6 млн. рублей.

По данным временной администрации, итоговая сумма, предполагаемая к зачислению (оставлению за собой имущества), с учетом положений статей 57, 58 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», составит около 35,4 млн. рублей.

Согласно сведениям, полученным временной администрацией с официального сайта kad.arbitr.ru«Картотека арбитражных дел» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определением Арбитражного суда Омской области от 25.09.2017 №А46-5158/2016 сделка об отступном № 1 от 16.01.2016 (заключенная между обществом с ограниченной ответственностью «СТИНКО» (далее -ООО «СТИНКО») и Банком), а также перечисление денежных средств в размере 60 000 тыс. руб. ООО «СТИНКО» в пользу Банка (в счет выплаты части действительной стоимости доли в уставном капитале в связи с выходом Банка из состава участников ООО «СТИНКО») были признаны недействительными, применены последствия недействительности сделок. Арбитражный суд Омской области взыскал с Банка в пользу ООО «СТИНКО» денежные средства в размере 60 000 тыс. руб., а также обязал возвратить в конкурсную массу ООО «СТИНКО» имущество - жилой дом.

На дату отзыва лицензии Банк возвратил в конкурсную массу общества с ограниченной ответственностью «СТИНКО» 48 000 млн. руб.

По состоянию на 14.11.2018 Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии осуществлена перерегистрация жилого дома (назначение: жилое, площадь общая 924,8 кв.м., этажность 3, находящегося по адресу: <...>, кадастровый (или условный) номер 55:36:130112:128, а также земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов - для размещения домов индивидуальной жилой застройки, площадью 1 500 кв.м.), ранее полученного Банком по отступному и принадлежащего ему на праве собственности.

Таким образом, у Банка отсутствуют права на владение и учет жилого дома, учитываемого на балансовом счете 62001 «Долгосрочные активы, подлежащие реализации» стоимостью 57 248 тыс. руб.

По результатам проведенного дополнительного финансового обследования кредитной организации и осуществления арифметического расчета, основанного на Указании Банка России от 24.11.2016 №4212-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» временной администрацией составлена промежуточная форма 0409806 «Бухгалтерский баланс (публикуемая форма)» с расшифровкой движения по счетам, на основании расшифровки к форме 0409806 «Бухгалтерский баланс (публикуемая форма)» в виде разработочной таблицы для составления Бухгалтерского баланса (публикуемой формы), а также формы 0409101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации»,  временной администрацией установлено, что стоимость имущества (активов) ООО КБ «Центрально-Европейский Банк» на дату рассмотрения дела в суде (по состоянию на 26.11.2018) составляет 664 342тыс. руб., при величине обязательств 914 591тыс. руб., следовательно, недостаточность активов Банка для погашения своих обязательств перед кредиторами и вкладчиками на день проведения судебного заседания составляет 250 249тыс. руб.

По данным  анализа временной администрации вероятность превышения суммы обязательств над активами Банка составит 652 840,7 тыс. рублей.

Таким образом, как на день отзыва у Банка лицензии, так и на день рассмотрения дела в суде у должника имеются признаки банкротства.

Материалы дела не содержат доказательств злоупотребления правом со стороны временной администрации при установлении признаков банкротства Банка.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации определено что, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу части 4 данной статьи никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Как установлено частью 1 статьи 10  Гражданского кодекса Российской Федерации  не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В соответствии со статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежит нарушенное право или законный интерес, а избранный способ защиты должен вести к их восстановлению.

Временная администрация по управлению кредитной организацией является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России в порядке, установленном параграфом 4.1 Закона о банкротстве и нормативными актами Банка России (пункт 1 статьи 189.25 Закона о банкротстве).

В пункте 2 статьи  189.32 Закона о банкротстве определены функции временной администрации по управлению кредитной организацией после отзыва у последней лицензии на осуществление банковских операций, к которым относятся: обследование кредитной организации и определение наличия признаков несостоятельности (банкротства), предусмотренных пунктом 1 статьи 189.8 Закона о банкротстве.

Выявленные временной администрацией признаки несостоятельности (банкротства) возникли в связи с превышением размера обязательств Банка над стоимостью его имущества и свидетельствуют о намерении временной администрации выполнить возложенные на неё действующим законодательством обязанности по их установлению.

Выводы, положенные в основу заключения о финансовом состоянии кредитной организации основываются на разработанных и утвержденных Банком России методиках и положениях, являющихся подзаконными актами.

Заключение временной администрации – это документ, содержащий выводы о наличии признаков банкротства, и в силу действующего законодательства является надлежащим доказательством.

Статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязывает каждое лицо, участвующее в деле, доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Иного порядка доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, Закон о банкротстве не устанавливает.

Исходя из частей 1, 2 статьи 66 названного Кодекса доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

Деятельность арбитражного суда в процессе доказывания ограничена его правом предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства, необходимые для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, принятия законного и обоснованного судебного акта; а также истребованием доказательств, находящихся у третьих лиц в случаях, установленных в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 65, статьями 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации участники спора используют любые допустимые и относимые доказательства, доказывают обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.

В силу положений части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требованияи возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанномуна всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд установил наличие у должника признаков несостоятельности (банкротства).

Исходя из представленных в материалы дела документов, а также доводов и возражений лиц, участвующих в деле, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, установленных судом при проверке обоснованности заявления Банка России, суд признает заявленные требования обоснованными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 189.43 Закона о банкротстве, после вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) Банк России принимает решение о прекращении деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией.

Как указано ранее, поскольку кредитная организация имела лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, конкурсным управляющим утверждается Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (ГК «АСВ»). 

В силу пункта 4 статьи 189.68 Закона о банкротстве конкурсный управляющий приступает к осуществлению своих функций со дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) и действует до дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации кредитной организации. 

Согласно пункту 4 части 1 статьи 189.76 Закона о банкротстве со дня принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования к кредитной организации, за исключением требований о признании права собственности, о компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, а также требований по текущим обязательствам, предусмотренным статьей 189.84 Закона о банкротстве, могут быть предъявлены только в деле о банкротстве в порядке, установленном статьями 189.73 - 189.101 Закона о банкротстве. 

На основании пункта 1 статьи 189.85 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявлять свои требования к кредитной организации в любой момент в ходе конкурсного производства, а также в порядке, установленном статьей 189.32 Закона о банкротстве. 

В целях конкурсного производства конкурсный управляющий устанавливает срок предъявления требований кредиторов, по истечении которого реестр требований кредиторов считается закрытым.  Срок предъявления требований кредиторов не может быть менее шестидесяти дней со дня опубликования сообщения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (пункт 2 статьи 189.85 Закона о банкротстве). 

Указанные требования предъявляются не в суд, а конкурсному управляющему с приложением вступивших в силу решений суда, арбитражного суда, определений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда или иных судебных актов, а также подлинных документов либо их надлежащим образом заверенных копий, подтверждающих обоснованность этих требований.

Возражения кредитора по результатам рассмотрения конкурсным управляющим такого требования могут быть заявлены уже в арбитражный суд, но не позднее, чем в течение пятнадцати календарных дней со дня получения кредитором уведомления конкурсного управляющего о результатах рассмотрения этого требования. К указанным возражениям должны быть приложены уведомление о вручении конкурсному управляющему копии таких возражений или иные документы, подтверждающие направление конкурсному управляющему копии возражений и приложенных к возражениям документов (пункт 5 статьи 189.85 Закона о банкротстве). 

В силу пункта 7 статьи 189.85 Закона о банкротстве требования кредиторов, по которым заявлены возражения, рассматриваются арбитражным судом в порядке, установленном статьей 60 Закона о банкротстве без оплаты госпошлины. 

Требование кредитора, предъявленное должнику, в период деятельности в ней временной администрации и внесенное в реестр требований кредиторов в порядке, установленном статьей 189.32 Закона о банкротстве, считается установленным в размере, составе и очередности удовлетворения, которые определены временной администрацией, если в течение шестидесяти рабочих дней со дня опубликования сообщения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства конкурсный управляющий с учетом положений подпункта 1 пункта 3 настоящей статьи не направит кредитору уведомление о полном или частичном исключении указанного требования из реестра требований кредиторов (пункт 10 статьи 189.85 Закона о банкротстве). 

Государственная пошлина в размере 6 000 рублей подлежит взысканию с должника в доход федерального бюджета в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку заявитель освобожден от ее уплаты в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Денежные средства в размере 928 000 руб., внесенные на депозитный счет Арбитражного суда Забайкальского края по чеку-ордеру от 19.11.2018 в счет оплаты судебной финансово-экономической экспертизы, подлежат возврату ФИО4 после представления заявления, содержащего реквизиты для их возврата.

Доступ к судебным актам по делу № А78-14606/2018 , выполненным в форме электронных документов, может быть получен на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru), с использованием кода – .

Руководствуясь статьями 189.8, 189.61, 189.64, 189.67, 189.68, 189.71, 189.73 Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002, статьями 4, 64 - 68, 71, 75, 110, 167-170, 176, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

заявление Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Забайкальскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации о признании Коммерческого банка «Центрально-Европейский Банк» (общество с ограниченной ответственностью) (ОГРН <***>, ИНН <***>) несостоятельным (банкротом) признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Признать несостоятельным (банкротом) Коммерческий банк «Центрально-Европейский Банк» (общество с ограниченной ответственностью).

Открыть в отношении Коммерческого банка «Центрально-Европейский Банк» (общество с ограниченной ответственностью) конкурсное производство сроком на один год.

Утвердить конкурсным управляющим Коммерческого банка «Центрально-Европейский Банк» (общество с ограниченной ответственностью) Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов».

Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» представить в соответствии со статьей 189.77 Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 сведения о назначении представителя в деле о банкротстве, который будет осуществлять полномочия конкурсного управляющего, а также сведения о его доверенности.

Взыскать с Коммерческого банка «Центрально-Европейский Банк» (общество с ограниченной ответственностью) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Прекратить полномочия временной администрации и иных органов управления Коммерческого банка «Центрально-Европейский Банк» (общество с ограниченной ответственностью). Временной администрации передать в установленном порядке конкурсному управляющему бухгалтерскую и иную документацию, печати, штампы и иные материальные ценности должника.

Со дня принятия арбитражным судом решения о признании Коммерческого банка «Центрально-Европейский Банк» (общество с ограниченной ответственностью) несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства наступают последствия, предусмотренные статьей 189.76 Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002.

Конкурсному управляющему в течение пяти рабочих дней с даты утверждения направить для опубликования сведения о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии в отношении него конкурсного производства в порядке, предусмотренном статьей 189.74 Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002. Доказательства проведения публикации представить в суд. Заблаговременно до даты окончания срока конкурсного производства представить в арбитражный суд документально обоснованный отчет о своей деятельности с приложением документов, предусмотренных статьей 189.99 Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002.

Назначить судебное заседание по рассмотрению промежуточного отчета конкурсного управляющего Коммерческого банка «Центрально-Европейский Банк» (общество с ограниченной ответственностью) на  14 часов 30 минут на 27 марта 2019 года.

Конкурсному управляющему представить: отчет о своей деятельности, реестр требований кредиторов должника. Конкурсному управляющему обеспечить явку представителя для участия в судебном заседании.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Т.В. Архипенко