АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-15008/2019
08 июня 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 июня 2020 года
Решение изготовлено в полном объёме 08 июня 2020 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Сталичновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Петровой О.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску
Комитета по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об обязании в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу, освободить земельный участок с кадастровым номером 75:32:000000:1317, по адресу (местоположение): <...> путем демонтажа металлической конструкции расположенной на территории участка, в границах координат характерных точек: (657971X2351057); (657961X2351074); (657959X2351073); (657969X2351056); (657971X2351057), привести земельный участок площадью 54 кв.м., в первоначальное состояние, путем восстановления асфальтового покрытия тротуара,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Журавлёва 68" (ОГРН <***>, ИНН <***>).
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО2, представителя по доверенности от 17.01.2020;
от ответчика – ФИО3, представителя по доверенности от 11.11.2019;
от третьего лица – ФИО4, представителя по доверенности от 09.01.2020.
Комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" (далее – истец) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик 1) об обязании в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу, освободить земельный участок с кадастровым номером 75:32:000000:1317, по адресу (местоположение): <...> путем демонтажа металлической конструкции расположенной на территории участка, в границах координат характерных точек: (657971X2351057); (657961X2351074); (657959X2351073); (657969X2351056); (657971X2351057), привести земельный участок площадью 54 кв.м., в первоначальное состояние, путем восстановления асфальтового покрытия тротуара.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью управляющей компании "Журавлёва 68" (далее – третье лицо).
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика иск не признал, представил возражения на иск, акт экспертного исследования, заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Представитель третьего лица поддержал требования истца в полном объеме.
Протокольным определением от 02.06.2020 в удовлетворении ходатайства ответчика об отложении судебного разбирательства отказано.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения, исследовав письменные доказательства, суд установил:
Земельный участок c кадастровым номером 75:32:0:1317, общей площадью 31696 кв.м, по адресу: <...> категория земель: земли населенных пунктов – для обслуживания улиц, принадлежит городскому округу "Город Чита" на праве собственности.
В соответствии данными публичной кадастровой карты, вид разрешенного использования земельного участка - для общего пользования (уличная сеть).
Ответчику 20.07.2016 администрацией городского округа "Город Чита" выдано разрешение на использование земельного участка, площадью 54 кв.м, согласно прилагаемой схеме, входящего в состав земельного участка c кадастровым номером 75:32:0:1317, расположенного в кадастровом квартале 75:32:030738, для размещения элементов благоустройства (навес, лестница, веранда).
При проведении осмотра истцом установлено, что ответчик разместил металлическую конструкцию на земельном участке с c кадастровым номером 75:32:0:1317 в районе дома №91 по ул. Бутина.
Считая, что ответчик своими действиями создал препятствия к использованию тротуара, расположенного в границах улицы Угданской, истец отозвал выданное разрешение от 20.07.2016 и направил ответчику требование об освобождении земельного участка и приведении его в надлежащее состояние.
Ответчик требование истца не исполнил, металлическую конструкцию не убрал, асфальтовое покрытие не восстановил, в связи с чем истец обратился с рассматриваемым иском в суд.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правоотношения, касающиеся владения и пользования земли, регулируются положениями части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 60 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Избранный способ защиты предполагает необходимость доказать наличие нарушений прав обратившегося в суд лица другим лицом (ответчиком) и законность его требований.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников защищаются равным образом.
В силу пункта 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Как предусмотрено статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Неуправомоченное собственником лицо, совершая действия в отношении не принадлежащего ему имущества, нарушает права собственника, которые подлежат восстановлению на основании статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно разъяснениям пункта 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 №153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения", по смыслу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации владеющий собственник вправе требовать устранения всяких нарушений своего права, включая демонтаж произвольно установленного сооружения.
Согласно разъяснениям пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление №10/22), положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом; лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Спорная конструкция не является недвижимым имуществом, её принадлежность ответчиком не оспаривается.
Возражая против заявленных требований, ответчик ссылается на разрешение от 20.07.2016, которое, по мнению ответчика, позволяет ему разместить спорную металлическую конструкцию на земельном участке, являющемся землей общего пользования.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Одним из таких случаев использования указанных земель и земельных участков без их предоставления и установления сервитутов согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату выдачи разрешения) является размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 названной нормы использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 и 7 пункта 1 данной статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Таким образом, для случая, предусмотренного подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, разрешение на использование земельного участка не требовалось.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 03.12.2014 №1300 утвердило Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Постановление №1300).
Пунктом 4 Постановления №1300 к таким объектам отнесены элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.
Ответчик представил в материалы дела акт экспертного заключения №20/05/53 от 02.06.2020, в соответствии с которым спорная металлическая конструкция представляет собой металлический каркас размерами 19,7х2,88 м, стойки которого выполнены из труб квадратного сечения 80х80 мм, установлены в два ряда, первый ряд установлен в непосредственной близости от стены дома 91 по ул. Бутина, стойки оперты на металлические пластины или замоноличены бетоном, высота стоек 3,28-3,99 от уровня земли до прогонов, прогоны выполнены из труб квадратного сечения 80х80мм, кровельное покрытие отсутствует.
Экспертом указано, что металлический каркас может быть отнесен к металлическому каркасу навеса, не является пристройкой к дому, а является самостоятельной постройкой.
Представитель ответчика настаивает, что спорная конструкция является элементом благоустройства по смыслу пункта 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации "элементы благоустройства" представляют собой декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) деятельность по благоустройству территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно абзацу 18 части 1 статьи 2 Федерального закона №131-ФЗ под благоустройства территории поселения (городского округа) понимается - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территорий, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного эстетического состояния территории.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа, отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Перечень вопросов, которые регулируются правилами благоустройства территории муниципального образования приведен в статье 45.1 Федерального закона №131-ФЗ.
Приказом Минстроя России от 13.04.2017 №711-пр в целях оказания методологического содействия органам местного самоуправления при подготовке ими в рамках реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом №131-ФЗ, правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов, внутригородских районов утверждены Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений городских округов, внутригородских районов (далее - Методические рекомендации)
Указанные Методические рекомендации устанавливают общие параметры и рекомендуемое минимальное сочетание элементов благоустройства для создания безопасной, удобной и привлекательной среды территорий муниципальных образований. Рекомендации могут применяться полностью или частично для разработки норм и правил благоустройства территорий различных поселений при проектировании, контроле за осуществлением мероприятий по благоустройству территории, эксплуатации благоустроенных территорий.
В силу пункта 12.1.2 Методических рекомендаций в состав раздела по содержанию объектов благоустройства рекомендуется включать положения об уборке территории, порядке содержания элементов благоустройства, работ по озеленению территорий и содержанию зеленых насаждений, содержанию и эксплуатации дорог, освещению территории, проведению работ при строительстве, ремонту и реконструкции коммуникаций, содержанию животных, особым требованиям к доступности городской среды, праздничному оформлению населенного пункта, основные положения о контроле за эксплуатацией объектов благоустройства.
Решением Думы городского округа "Город Чита" от 19.10.2017 №111 приняты Правила благоустройства территории городского округа "Город Чита" (далее - Правила благоустройства территории городского округа "Город Чита"), в с соответствии с которыми элементами благоустройства территории являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные решения, элементы ландшафта, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, используемые как составные части благоустройства, а также система организации субъектов городской среды.
К малым архитектурным формам отнесены уличная мебель и иные объекты декоративного и рекреационного назначения, в том числе произведения монументального декоративного искусства (скульптуры, обелиски, стелы), памятные доски, коммунально-бытовое и техническое оборудование, скамьи, лавочки, оборудование детских, игровых и спортивных площадок, афишные тумбы и информационные щиты, ограды, ворота, навесы, садово-парковые сооружения, фонтаны, каскады, мостики, беседки, урны, декоративные скульптуры, лестницы, пандусы, балюстрады.
В соответствии с пунктом 3.11 "СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75" (утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 №972/пр) (ред. от 20.09.2019) к малым архитектурным формам отнесеныискусственные элементы садово-парковой композиции: беседки, ротонды, перголы, трельяжи, скамейки, арки, скульптуры из растений, киоски, павильоны, оборудование детских площадок, навесы и другие.
Из буквального толкования приведенных норм следует, что навес, как малая архитектурная форма, имеет свойство декоративного (улучшающего эстетическое состояние участка) и рекреационного (обеспечивающего благоприятное пребывание в зонах отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан) назначения.
О наличии таких свойств у спорной конструкции в ходе судебного разбирательства не заявлено, ни из описаний акта экспертного обследования, ни из фототаблиц не следует.
Из Правил благоустройства территории городского округа "Город Чита" следует, что навес, как малая архитектурная форма, и козырек (навес), как элемент входной группы, не являются тождественными понятиями.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика дал пояснения о том, что навес необходим для защиты помещений ответчика от залива дождевых вод.
Это косвенно подтверждается и поставленным перед экспертом вопросом о том, способствует ли рельеф при выпадении атмосферных осадков попаданию дождевых вод в подвальное помещение, требуется ли установка навеса, козырька над входом в подвальное помещение.
На поставленный вопрос эксперт дал ответ о необходимости устройства козырька над входом в помещение.
В соответствии с приведенными Правилами благоустройства территории городского округа "Город Чита" входные группы зданий жилого и общественного назначения, пешеходные дорожки должны быть оборудованы осветительным оборудованием, навесом (козырьком), элементами сопряжения поверхностей (ступени и т.п.), урнами для мусора, устройствами и приспособлениями для перемещения инвалидов и других маломобильных групп населения (пандусы, перила и пр.) (пункт 3.3.2).
Пристройка к заданию по адресу <...>, со стороны ул. Угданской , являющаяся входной группой в нежилые помещения ответчика, была предметом неоднократных судебных разбирательств.
Как следует из апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда по делу №33-1952-2014 от 08.10.2014, что пристройка к фасаду здания со стороны ул. Угданской (ограждение наружных заглубленных тамбуров) размещена за пределами красной линии в нарушение пункта 2.14 СП 42.13330.2011 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, обустроена с нарушением проекта, занимает площадь тротуара, создает стесненные условия для пешеходов, в связи с чем относится к незаконно выстроенным пристроенным ограждениям, возведенным без согласования с главным архитектором г.Читы проекта постройки.
Металлическая конструкция ответчика расположена на тротуаре пешеходной зоны улицы Угданской, являющейся территорией общего пользования.
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
К пешеходным коммуникациям относят: тротуары, аллеи, дорожки, тропинки.
Тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
В соответствии с Методическими рекомендациями. Пешеходные дорожки и тротуары в составе активно используемых общественных пространств рекомендуется предусматривать шириной, позволяющей избежать образования толпы, пешеходные маршруты рекомендуется озеленять (пункты 6.13.11, 6.13.17).
Истцом в материалы дела представлена выписка из плана застройки города Читы, Технический паспорт ул. Угданской с линейным графиком, ведомостями наличия и технического состояния элементов, в соответствии с которыми на территории от дома с адресом ул. Бутина, 91, до проезжей части по ул.Угданской расположены тротуар (асфальт), шириной 4,72 м, древесное озеленение, шириной 8,8 м.
К элементам благоустройства территории на территории основных пешеходных коммуникаций относятся твердые виды покрытия.
Покрытие пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов должно быть из твердых материалов, ровным, шероховатым, без зазоров, не создающим вибрацию при движении, а также предотвращающим скольжение, т.е. сохраняющим крепкое сцепление подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски при сырости и снеге.
Ответчик установил металлическую конструкцию на тротуаре пешеходной зоны ул. Угданской, вскрыв асфальтовое покрытие тротуара.
Указанная металлическая конструкция, нарушение асфальтового покрытия тротуара нарушают принципы комфортной организации пешеходной среды, поскольку очевидно мешает движению пешеходов, вынуждает их обходить препятствие по зоне озеленения, создает помехи в доступности для маломобильных пешеходов.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
При этом согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования.
Пункты 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяют, что красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения; территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
На основании пункта 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
По смыслу приведенных положений пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, названные выше объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.
В силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с цитируемым Федеральным законом не подлежат, в том числе, земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 12.04.2011 №15248/10 разъяснил, что земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Из изложенного следует, что оборот земельных участков, расположенных в границах фактически существующих территорий общего пользования, невозможен, поскольку к таким землям относятся земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них, ввиду чего земельный участок, находящийся в границах земель общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Суд, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что получение ответчиком разрешения от 20.07.2016 направлено на формальное предоставление земельного участка для размещения объектов благоустройства, в то время как фактически цели его использования ответчиком были направлены на обеспечение эксплуатации нежилого помещения, находящегося в собственности ответчика и используемого в предпринимательской деятельности.
Размещение сооружения, призванного защитить имущество ответчика от залива дождевыми водами за счет территории общего пользования, препятствует реализации неограниченным кругом лиц права на беспрепятственное использование такой территории, в то время как возможность единоличного использования земельного участка противоречит правовому режиму территории общего пользования.
Таким образом, поскольку размещенный ответчиком объект не является элементом благоустройства по смыслу статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, его размещение на землях общего пользования незаконно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений.
В пункте 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счёт.
Согласно пункту 47 постановления №10/22, удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.
С учетом изложенного требование собственника земельного участка о его освобождении подлежит удовлетворению на основании статей 209, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 60, 76 Земельного кодекса Российской Федерации.
Самовольно занятый ответчиком земельный участок подлежит возвращению истцу как лицу, осуществляющему полномочия собственника земельного участка, в состоянии пригодном для использования по целевому назначению.
Согласно части 1 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Суд считает необходимым установить срок освобождения земельного участка и восстановления асфальтового покрытия - 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Относительно доводов ответчика о том, что размещенная металлическая конструкция не использует фасад жилого дома, суд считает необходимым отметить следующее:
В соответствии с пунктом 1.7.8. Правил благоустройства территории городского округа "Город Чита" запрещается осуществление мероприятий по реконструкции, переоборудованию (переустройству) зданий и их конструктивных элементов, устройство пристроек, навесов и козырьков, крепление к зданиям (их конструктивным элементам) различных растяжек, подвесок, вывесок, рекламных конструкций, плакатов, указателей, флагштоков и других устройств без получения соответствующих разрешений в соответствии с действующим законодательством и с нарушением требований Правил.
Под изменением внешнего вида фасадов, согласно пункту 5.2.4.3 Правил, понимается, в том числе создание, изменение или ликвидация крылец, навесов, козырьков, карнизов, балконов, лоджий, веранд, террас, эркеров, декоративных элементов, дверных, витринных, арочных и оконных проемов.
Одновременно, изменение внешнего вида фасада осуществляется в соответствии с эскизным проектом архитектурно-градостроительного облика здания, строения и сооружения (далее - эскизный проект), согласованного с органом управления администрации городского округа в области архитектуры. Порядок выдачи согласования эскизного проекта утверждается постановлением администрации городского округа (пункт 5.2.4.1 Правил).
Устройство и оборудование входных групп осуществляются в соответствии с общими требованиями к устройству и изменению элементов фасада или цветового решения.
При этом при оформлении фасадов зданий не допускается изменение внешнего вида фасадов без согласования эскизного проекта с органом управления администрации городского округа в области архитектуры (пункт 5.2.4.13 Правил), в том числе перекрытие плоскости стены, оконных проемов, декоративных элементов, а также входов фасада здания, строения, сооружения полотнами профильного металлического листа, баннера, если не производится ремонт соответствующих объектов;
Как следует из экспертного заключения, металлические стойки конструкции навеса отстоят от фасада жилого дома на расстояние от 1 до 4,1 см, то есть, расположены в непосредственной близости от стены дома, что само по себе свидетельствует об изменении внешнего вида фасада дома. При этом сведений о согласовании эскизного проекта с органом управления администрации городского округа в области архитектуры, как и самого эскизного проекта, не имеется.
В соответствии со статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты.
Истец освобожден от оплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку осуществляет деятельность органа местного самоуправления.
Таким образом, с учетом итогов рассмотрения дела, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комитета по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) освободить земельный участок с кадастровым номером 75:32:000000:1317, адрес местоположения: <...> путем демонтажа металлической конструкции, расположенной на территории участка в границах координат характерных точек: (657971х2351057); (657961х2351074); (657959х2351073); (657969х2351056); (657971х2351057), и привести указанный земельный участок, площадью 54 кв.м, в первоначальное состояние путем восстановления асфальтового покрытия тротуара за счет ответчика в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Судья М.В. Сталичнова