ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-15215/14 от 26.02.2015 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                        Дело № А78-15215/2014

26 февраля 2015 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Ломако Н.В.,

рассмотрел в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, в помещении арбитражного суда, расположенного по адресу: 672002 г. Чита ул. Выставочная  д.6, дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Шилке Забайкальского края (межрайонного) (ОГРН 1097527000845, ИНН 7527008569) к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Детская школа искусств" пгт. Кокуй (ОГРН 1027500742720, ИНН 7519002066) о взыскании задолженности в размере 29764,98 руб., а также взыскании судебных расходов в размере 47,1 руб., с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Забайкальскому краю.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) (далее также – заявитель, управление) обратилось в арбитражный суд с требованиями к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Детская школа искусств" пгт. Кокуй (далее также – учреждение, страхователь, заинтересованное лицо) о взыскании задолженности в размере 29764,98 руб., в том числе: 29631,95 руб. – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на страховую часть трудовой пенсии; 1,32 руб. – страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 130,38 руб. – пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 1,33 руб. – пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также взыскании судебных расходов в размере 47,1 руб., с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Забайкальскому краю.

Определение суда о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства  направлялось лицам, участвующим в деле. В деле имеются доказательства надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

Дело рассматривается в порядке статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова лиц, участвующих в деле.

Заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении. Заинтересованное лицо отзыв на заявление управления не представило, заявленные требования не оспорило.

Исследовав материалы дела, дополнительно представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств" пгт. Кокуй зарегистрировано в качестве юридического лица 24 июня 2002 года Администрацией муниципального образования Сретенского района, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 11 октября 2002 года за  ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 673530, Забайкальский край, Сретенский район, пгт. Кокуй, ул. 2-я Наберженая, дом 4.

16 октября 2014 года учреждением в управление представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2014 года, согласно которому к уплате исчислены страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в размере 101200,56 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 23460,13 руб.

31 октября 2014 года управлением в адрес учреждения выставлено требование №08502840088723 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Требованием №08502840088723  от 31 октября 2014 года страхователю в срок до 22 ноября 2014 года предложено уплатить следующие суммы задолженности: 29631,95 руб. – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на страховую часть трудовой пенсии; 1,32 руб. – страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 130,38 руб. – пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии; 1,33 руб. – пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Указанное требование №08502840088723  от 31 октября 2014 года с расчетами пени к нему направлено в адрес учреждения по почте.

В связи с неисполнением требования в добровольном порядке, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности в размере 29764,98 руб.

По  существу заявленных требований суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 года №212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе - организации.

Статьей 2 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ установлено, что  организациями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

На основании пункта 1 части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.

Частью 1 и 3 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ предусмотрено, что за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно, начисляются пени. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Из правовой природы пени следует, что она является мерой компенсационного характера, направленной на восстановления потерь связанных с фактом несвоевременной уплаты обязательных платежей. Изложенное подтверждается правовой позицией, высказанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года №20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции", согласно которой уплата пени восстанавливает потери государственной казны в случае задержки уплаты налога.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

На основании части 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.

Частью 5 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ установлено, что ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Согласно части 8 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.

На основании части 8 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ поручение на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов в бюджет государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется плательщиком страховых взносов в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При обнаружении плательщиком страховых взносов ошибки в оформлении поручения на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов, не повлекшей их неперечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, плательщик страховых взносов вправе подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату им страховых взносов.

Из приведенных норм права следует, что уплата страховых взносов плательщиками производится на основании платежных документов в соответствии с указанными в них реквизитами платежа (основание, тип, принадлежность платежа, отчетный (расчетный) период, статус плательщика страховых взносов). В связи с чем, произвольное зачисление поступающих от страхователя платежей не допускается.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В ходе судебного разбирательства установлено, что управлением в отношении расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2014 года  была проведена камеральная проверка. По итогам камеральной проверки управлением составлена справка о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов №085 028 14 СН 0052762 от 29 октября 2014 года. Согласно справке №085 028 14 СН 0052762 от 29 октября 2014 года у учреждения имеется недоимка по страховой части трудовой пенсии в размере 29631,95 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1,32 руб. В соответствии с пояснениями управления и реестру поступления платежей до настоящего момента учреждением указанные в справке №085 028 14 СН 0052762 от 29 октября 2014 года суммы недоимок не уплачены в части взыскиваемой в рамках настоящего дела. На основании чего, а также учитывая отсутствие возражений учреждения, суд приходит к выводу об обоснованности требований управления о взыскании суммы недоимки по страховым взносам.

В соответствии с расчетами пени к требованию №08502840088723  от 31 октября 2014 года учреждением уплата страховых взносов в течение 9 месяцев 2014 года (отчетного периода) производилась несвоевременно. В связи с чем, управлением были начислены взыскиваемые в рамках настоящего дела суммы пени. Однако расчеты пени является документами управления, содержащими информацию одностороннего характера. В связи с чем, содержащаяся в расчетах пени информация подлежит документальному обоснованию.

Заявителем обоснованность произведенных расчетов пени документально не подтверждена. Представленные управлением реестры поступления платежей от страхователя содержат сведения о размерах платежей, дате их уплаты и номерах платежных документов за период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года. Однако представленные реестры поступления платежей не содержат информации о назначениях платежей, что исключает возможность проверить правильно ли зачислялись управлением платежи страхователя в рамках отчетного периода по конкретным месяцам. В свою очередь, в случае зачисления платежей не в соответствии с их назначениями возникает риск искусственного увеличения периодов просрочки исполнения страховых обязательств, в результате чего, возрастает размер задолженности по пени, которая впоследствии, с учетом бюджетного финансирования заинтересованного лица, будет уплачиваться из бюджетных средств. Следовательно, представленные в материалы дела реестры поступления платежей обоснованность расчетов пени не подтверждают.

При этом суд считает необходимым отметить, что согласно реестру поступления платежей учреждение платежом №439 от 30 июля 2014 года уплатило 27 532 руб., но в расчете пени платеж №439 от 30 июля 2014 года отражен в сумме 13 645,14 руб. Платеж №444 от 30 июля 2014 года отражен в расчете пени в сумме 374,8 руб., но согласно реестру платежей учреждение указанным платежом уплатило 2250,06 руб.

Представленный заявителем расчет по начисленным и уплаченным взносам за 9 месяцев 2014 года содержит сведения о том, что учреждением страховые обязательства за отчетный период исполнены не в полном объеме. Однако конкретные периоды просрочки исполнения обязательств по уплате страховых взносов из указанного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2014 года не следуют. То есть данные расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2014 года не позволяют проверить обоснованность расчетов пени.

Справка №085 028 14 СН 0052762 от 29 октября 2014 года о выявлении недоимки, которая согласно требованию об уплате является основанием для взыскания пени, сведений о наличие у учреждения сумм задолженности по пени не содержит. Следовательно, указанная справка №085 028 14 СН 0052762 от 29 октября 2014 года наличие взыскиваемой задолженности не подтверждает.

Из справки №085 028 14 СН 0052762 от 29 октября 2014 года также невозможно установить конкретные периоды просрочки исполнения страховых обязательств, что не позволяет суду проверить расчеты пени. Более того, указанная справка составлена по состоянию на 29 октября 2014 года, однако расчеты пени произведены до 31 октября 2014 года.

На основании изложенных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что управлением расчеты пени не подтверждены.

При этом суд считает необходимым отметить, что определением суда от 30 декабря 2014 года управлению предлагалось представить в материалы дела: платежные поручения, перечисленные в расчетах взыскиваемой пени; документально обоснованные пояснения по порядку зачисления платежей страхователя, если поступающие платежи зачислялись не в соответствии с их назначением; реестр поступления платежей, содержащий сведения о назначениях платежей страхователя. Однако требования суда заявителем не исполнены.

В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

На основании чего, требования управления подлежат удовлетворению в части взыскания недоимки в размере 29633,27 руб., в том числе: 29631,95 руб. – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на страховую часть трудовой пенсии; 1,32 руб. – страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Указанная сумма недоимки до настоящего момента управлением не уплачена. В связи с чем, недоимка в размере 29633,27 руб. подлежит взысканию с заинтересованного лица.

В части требований управления о взыскании судебных расходов судом установлено следующее.

Согласно заявлению управления взыскиваемые судебные расходы в размере 47,1 руб. являются расходами на отправку почтовой корреспонденции (копии заявления) в адрес страхователя.

Статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Из положений статьи 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что перечень судебных издержек является открытым, то есть взысканию подлежат не только прямо поименованные виды судебных издержек, но и иные расходы, отвечающие критерию связанности с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии с частью 2 статьи 214 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, указанные в пунктах 1 - 5 статьи 126 настоящего Кодекса, а также документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к исковому заявлению прилагается, в том числе, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют.

Следовательно, направление копии искового заявления лицам, участвующим в деле, является процессуальной обязанностью заявителя. В связи с чем, соответствующие почтовые расходы заявителя, в случае их надлежащего подтверждения, подлежат взысканию с учреждения в пользу управления.             Понесенные судебные расходы управления подтверждены почтовым реестром отправки и квитанцией. Следовательно, размер почтовых расходов заявителем обоснован.

Однако согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Таким образом, с учетом частичного удовлетворения требований заявителя, взысканию с учреждения подлежат судебные расходы в размере 46,91 руб. Требования о взыскании судебных расходов в остальной части удовлетворению не подлежат.

Расходы по государственной пошлине подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Однако с учетом того, что учреждение является муниципальным образовательным учреждением, то есть получает финансирование из средств бюджетной системы Российской Федерации и осуществляет деятельность социальной направленности, на основании пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным снизить размер государственной пошлины до 100 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств" пгт. Кокуй зарегистрированного в качестве юридического лица 24 июня 2002 года Администрацией муниципального образования Сретенского района, внесенного в Единый государственный реестр юридических лиц 11 октября 2002 года за  ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 673530, Забайкальский край, Сретенский район, пгт. Кокуй, ул. 2-я Наберженая, дом 4 в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонного) недоимку в размере 29633,27 руб., в том числе: 29631,95 руб. – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на страховую часть трудовой пенсии; 1,32 руб. – страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Взыскать с Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств" пгт. Кокуй зарегистрированного в качестве юридического лица 24 июня 2002 года Администрацией муниципального образования Сретенского района, внесенного в Единый государственный реестр юридических лиц 11 октября 2002 года за  ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 673530, Забайкальский край, Сретенский район, пгт. Кокуй, ул. 2-я Наберженая, дом 4  в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонного) судебные расходы в размере 46,91 руб.

В остальной части заявленных требований и судебных расходов отказать.

Взыскать с Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств" пгт. Кокуй зарегистрированного в качестве юридического лица 24 июня 2002 года Администрацией муниципального образования Сретенского района, внесенного в Единый государственный реестр юридических лиц 11 октября 2002 года за  ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 673530, Забайкальский край, Сретенский район, пгт. Кокуй, ул. 2-я Наберженая, дом 4  в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 100 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Забайкальского края в течение десяти дней со дня принятия.

Судья                                                                                                           Н.В. Ломако