АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-1546/2010
15 апреля 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 апреля 2010 года
Решение изготовлено в полном объёме 15 апреля 2010 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Визиревой В.В.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Хамаль» об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю № 9 от 27 февраля 2010 года,
при участии в заседании:
от заявителя: не было,
от заинтересованного лица: ФИО1, представителя по доверенности от 18.01.2010,
Общество с ограниченной ответственностью «Хамаль» обратилось в суд с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (далее УФАС) № 9 от 27 февраля 2010 года.
В судебном заседании, начатом 14.04.2010, объявлялся перерыв до 16-00 15.04.2010. Присутствовавший в судебном заседании до объявления перерыва представитель ООО «Хамаль» ФИО2 после перерыва в судебное заседание не явился, судебное заседание проводится в его отсутствие в соответствии с ч.5 ст.156 АПК РФ.
До объявления перерыва представитель ООО «Хамаль» пояснил, что обжалуемое постановление подлежит отмене, поскольку в действиях Общества отсутствует состав вмененного правонарушения. Также представитель указал, что Общество не было надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения материалов административного дела.
Представитель УФАС пояснил, что выявленное нарушение подтверждается материалами дела.
Суд, изучив материалы дела, заслушав мнения сторон, установил.
В результате обращения от 03.09.2009 исх.№797 Управления потребительского рынка Администрации городского округа «Город Чита» УФАС было установлено, что на рольставнях магазина «Хамаль» по адресу: <...> размещена реклама следующего содержания: «СИГАРЕТЫ В РОЗНИЦУ ПО ОПТОВЫМ ЦЕНАМ».
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 19.05.2005 собственником нежилого помещения, общей торговой площадью 502 кв.м., расположенного по адресу: г. Чита. 4 мкр., д. 6, является ООО «Хамаль».
По материалам проверки УФАС было принято решение от 23.12.2009, которым реклама табачных изделий на рольставнях вышеуказанного магазина «Хамаль» была признан ненадлежащей, как нарушающая требования п.3 ч.2 ст.5 и п.4 ч.2 ст.23 Закона о рекламе, материалы дела передать для возбуждения дела об административном правонарушении.
По выявленному нарушению УФАС был составлен протокол об административном правонарушении от 18.01.2010 № 9, с квалификацией его по ст.14.3 КоАП РФ - нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе. Данное деяние влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
Обжалуемым постановлением, вынесенным УФАС в соответствии со ст.23.48 КоАП РФ, ООО «Хамаль» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40000 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовителя или продавца товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Объектом рекламирования в данном случае является товар - сигареты.
На основании пункта 3 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.
В соответствии с пунктом 4 частью 2 статьи 23 Закона о рекламе реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
На основании части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно ГОСТа Р 52044-2007 рекламной конструкцией являются щитовые конструкции, стенды, тумбы, панели-кронштейны, настенное панно, перетяжки, электронное табло, проекционные, лазерные и иные технические средства, конструкции с элементами ориентирующей информации, арки, порталы, рамы и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений и сооружений или вне их, функционально предназначенные для распространения рекламы или социальной рекламы.
ГОСТом Р 52502-2005 установлено, что жалюзи-роллеты (рольставни) предназначены для установки на оконных, дверных, гаражных и иных проемах зданий и сооружений с целью предотвращения несанкционированного доступа в помещения, сохранности имущества и обеспечения личной безопасности.
Также пунктом 2.22 Решения думы городского округа «Город Чита» от 20.12.2007 № 223 «О принятии Правил благоустройства территории городского округа «Город Чита» определено, что рекламной конструкцией является устройство, предназначенное для размещения наружной рекламы.
В силу части 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 4 части 2 статьи 23 этого же закона.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но указанным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В п.16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
По поводу утверждения представителя заявителя о не уведомлении Общества о месте и времени рассмотрения административного дела судом установлено следующее.
Уведомление от 25.01.2010 № 2-6-164 о назначении места и времени рассмотрения административного дела на 27.02.2010 10 часов 30 минут по адресу: <...>, каб. 413, было направлено ООО «Хамаль» по адресу: <...>. Данный адрес является юридическим адресом Общества согласно Уставу, выписки из ЕГРЮЛ, также данный адрес является адресом магазина «Хамаль».
Кроме того, данный адрес Общество указало в заявлении при обращении в арбитражный суд, почтовая корреспонденция по делу своевременно вручалась.
Согласно отметкам почтового органа на вышеуказанном уведомлении оно поступило в орган связи 27.01.2010 за № 67202121002535, было передано в орган связи по месту вручения 28.01.2010, поступило в орган связи по вручении адресату 06.02.2010.
Таким образом, несмотря на имеющуюся отметку адресата о получении уведомления 06.10.2002, можно прийти к выводу, что вручено оно было в период с 28.01.2010 по 06.02.2010.
Также представитель ООО «Хамаль» пояснил, что в организации нет работника с фамилией ФИО3, расписавшегося в получении вышеприведенного уведомления, представив штатное расписание предприятия, платежные ведомости за периоды с 01.01.2010 по 31.01.2010, 01.02.03.2010 по 28.02.2010.
Согласно штатному расписанию от 11.01.2010 в организации работает 12 человек, по платежным ведомостям заработная плата начисляется также 12 работникам. Среди указанных лиц не значится работник с фамилией ФИО3.
В соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221, почтовым отправлением с уведомлением о вручении является почтовое отправление, при подаче которого отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление. На почтовых отправлениях и бланках почтовых переводов денежных средств отправителем указываются точные адреса отправителя и адресата. Реквизиты адреса на почтовых отправлениях и бланках почтовых переводов денежных средств пишутся в следующем порядке:
- для юридического лица - полное или краткое наименование;
- название улицы, номер дома, номер квартиры;
- название населенного пункта (города, поселка и т.п.).
Почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи.
На запрос УФАС от 26.03.2010 № 02-03-867 в адрес ФГУП «Почта России» последнее сообщило, что заказное письмо № 67202121002535 от 27.01.2010, направленное по адресу: <...>, получатель ООО «Хамаль», вручено продавцу магазина «Хамаль» Соломиной 02.02.2010.
Таким образом, поскольку уведомление о назначении места и времени рассмотрения административного дела было направлено УФАС по заявленному ООО «Хамаль» юридическому адресу, вручено органом связи, суд приходит к выводу, что вынося обжалуемое постановление в отсутствии представителя Общества, административный орган справедливо полагал, что оно надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения.
Анализируя вышеприведенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В заявленном обществом с ограниченной ответственностью «Хамаль», расположенном по адресу: <...>, основной государственный регистрационный номер 1027501176823, требовании об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю № 9 от 27 февраля 2010 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый Арбитражный апелляционный суд в течении 10 дней со дня его принятия.
Судья Горкин Д.С.