ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-1554/17 от 17.05.2017 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                         Дело № А78-1554/2017

22 мая 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме мая 2017 года .

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Сюхунбин Е.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Якимовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства территориального развития Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению федерального казначейства по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным представления № 16-1/26 от 31 октября 2016 года,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ОГРН <***>, ИНН <***>),

при участии в судебном заседании (до и после перерыва) представителей:

от Министерства: ФИО1, доверенность от 19 декабря 2016 года № 02-15420;

от УФК по Забайкальскому краю: ФИО2, доверенность от 9 января 2017 года;

от третьего лица Фонда содействия реформированию ЖКХ: не было (извещен);

установил:

Министерство территориального развития Забайкальского края (далее – Министерство, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК Российской Федерации), к Управлению федерального казначейства по Забайкальскому краю (далее – УФК по Забайкальскому краю, Управление) о признании недействительным представления № 16-1/26 от 31 октября 2016 года.

Определением суда от 28 марта 2017 года (т. 1, л.д. 134) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд).

Заявитель требования поддержал, указал на то, что требования, содержащиеся в оспариваемом предписании являются незаконными, нарушающими права и законные интересы Министерства. По мнению Министерства, ставить вопрос о результативности реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является преждевременной. По состоянию на 1 января 2016 года в рамках второго этапа программы за счет средств Фонда в сумме 82 411 383,75 рублей расселено 5,965 тысяч кв.м. аварийного жилья, переселено 386 человек. Работа по завершению второго этапа программы в муниципальных образованиях ведется, определены планируемые сроки переселения граждан (31.12.2016-01.09.2017 года). Указанные сроки ввода в эксплуатацию домов, возводимых в муниципальных образованиях, не завершивших реализацию программы, определены графиками достижения значений целевых показателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 № 1743-р. Актуализированные графики направлены в Фонд.

Кроме того, по мнению Министерства, указанное в пункте 1 оспариваемого представления нарушение (недостижение результативности использования средств) не относится к бюджетным правонарушениям, предусмотренным статьей 306.1 и главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 14 июля 2016 года № 308-КГ16-8077.

Заявитель также не согласен с пунктом 2 представления, в котором ему вменяется нарушение пункта 2.3 протокола совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО3 от 1 августа 2014 года № ДК-П9-164-пр «О реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда», поскольку такой протокол не является документом, свидетельствующим о возникновении у Забайкальского края расходного обязательства по возврату средств Фонду. Таким документом является дополнительное соглашение от 29 декабря 2015 года № 15 к Договору от 30 июля 2008 года № 50-ЗС.

Как отмечает Министерство, при наличии уведомления Фонда в письме от 8 октября 2015 года № КЦ-07/2753 о возврате средств, но в отсутствие в октябре 2015 года принятых Забайкальским краем таких расходных обязательств, у последнего отсутствовали правовые основания для возврата средств Фонда в течение 10 дней с момента направления Фондом требования о возврате. После вступления в силу нормы о порядке возврата для Забайкальского края средств Фонда, то есть после 29 декабря 2015 года, уведомлений Фонда о возврате средств в 10-дневный срок не поступало.

Заявитель указывает, что возврат средств Фонда был осуществлен 12 апреля 2016 года на основании подписанного Губернатором Забайкальского края дополнительного соглашения от 29 декабря 2015 года № 15 к Договору от 30 июля 2008 года № 50-ЗС и в результате принятия решения правлением Фонда.

Представитель Управления с доводами Министерства не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

О месте и времени рассмотрения дела Фонд извещен надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражного суда Забайкальского края в сети «Интернет» (www.chita.arbitr.ru) определений об отложении судебного разбирательства, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, заявив ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.

На основании статьи 163 АПК Российской Федерации в судебном заседании 10 мая 2017 года объявлялся перерыв до 14 часов 30 минут 17 мая 2017 года, о чем было сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда.

17 мая 2017 года (до начала судебного заседания) от Фонда поступили письменные пояснения от 16 мая 2017 года № А4-05/251.

Названные пояснения приобщены к материалам дела.

Заслушав доводы представителей Министерства и Управления, исследовав материалы дела, арбитражным судом установлено следующее.

На основании приказа от 3 августа 2016 года № 352-о (т. 1, л.д. 78-79) в соответствии с Планом контрольной работы УФК по Забайкальскому краю на 2016 год должностным лицом Управления проведена выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств Фонда в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2015 году в Министерстве.

В ходе проведения с 11 по 23 августа 2016 года выездной проверки Управлением выявлены следующие нарушения:

- Региональная адресная программа Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Забайкальского края от 31.12.2013 № 606, по которой заявка на предоставление финансовой поддержки одобрена в 2014 году, не реализована до 31 декабря 2015 года. В 2014-2015 годах Забайкальским краем по II этапу израсходованы средства Фонда без достижения заданного результата на сумму 170 825 455,32 рублей (340 266 408,61 рублей – 82 411 383,75 рублей – 27 032 844,15 рублей (Акт выездной проверки в комитете строительства и реконструкции администрации Городского округа «Город Чита») – 59 996 725,39 рублей (Акт выездной проверки в Администрации городского поселения «Борзинское» муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края), чем нарушена часть 11 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 185-ФЗ);

- возврат средств в сумме 36 752 100 рублей осуществлен Министерством в Фонд с нарушением срока (нарушен пункт 2.3 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО3 от 1 августа 2014 года № ДК-П9-164пр «О реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда»).

Результаты проверки отражены в акте от 13 сентября 2016 года (т. 1, л.д. 80-97).

31 октября 2016 года Министерству выдано представление № 16-1/26 (т. 1, л.д. 14-16), согласно которому УФК по Забайкальскому краю требует рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения. Срок рассмотрения требования – 30 календарных дней со дня получения представления.

Не согласившим с названным представлением, Министерство обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании решения государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

По сути, аналогичная правовая позиция содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 14044/10, от 5 июля 2011 года № 651/11 и от 16 июля 2013 года № 3372/13.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что требования Министерства могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого представления Управления закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов Министерства таким представлением.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования предпринимателя удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 20 Закона № 185-ФЗ получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 указанной статьи, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, в местные бюджеты (часть 1).

Контроль за использованием средств Фонда, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета (часть 1.1).

Проверку использования средств Фонда проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово- бюджетной сфере (часть 1.2).

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

Согласно пункту 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.

В силу пункта 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Так, подпунктом в) пункта 6 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, установлено, что Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет контроль за использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд), направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда и модернизации системы коммунальной инфраструктуры.

Таким образом, в рассматриваемом случае оспариваемое представление выдано УФК по Забайкальскому краю в соответствии с предоставленными ему полномочиями.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Аналогичные положения предусмотрены в подпункте а) пункта 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092.

По мнению арбитражного суда, оспариваемое представление УФК по Забайкальскому краю обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку порождает для заявителя правовые последствия, обязывает его к действенным и ощутимым мерам, направленным на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, создает очевидные препятствия для осуществления экономической деятельности, затрагивает сферу его имущественных прав и законных интересов.

Вопреки доводам Управления, отсутствие предусмотренной законом административной ответственности за неисполнение представления не означают его только информационный характер и не исключают для Министерства перспективу восстановления прав в судебном порядке, что предполагает правовую природу рассматриваемого представления только как акта властного органа, обязательного к исполнению, иначе значимый этап финансового контроля лишается должной результативности и сводится лишь к обмену информацией, не порождающему правовых последствий, возникновение у его участников каких-либо прав и обязанностей.

В соответствии со статьей 16 Закона № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года (часть 1).

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы; планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного частью 11 настоящей статьи. Общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее – размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда), должна соответствовать требованиям части 2.1 настоящей статьи (пункты 3 и 5 части 2).

Согласно части 11 названной статьи региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе эти программы с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, или этапы этих программ (за исключением этапа 2016 года), на реализацию которых с 1 января 2011 года до 31 декабря 2015 года предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении такой финансовой поддержки. Этап 2016 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе этап 2016 года этой программы с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2017 года. При этом к указанному сроку количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда в соответствии с региональными адресными программами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе в соответствии с региональными адресными программами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, и количество граждан, которым в соответствии с этими программами выплачено возмещение за изымаемые жилые помещения, в совокупности не должны быть менее чем предусмотренное этими программами на дату подачи соответствующей заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда количество граждан, которые подлежали переселению и на переселение которых Фондом в соответствии с представленными заявками была предоставлена финансовая поддержка, либо общая площадь аварийного жилищного фонда, из которого осуществлено переселение граждан (включая общую площадь жилых помещений, в связи с изъятием которых гражданам выплачено возмещение) в соответствии с этими программами, не должна быть меньше чем предусмотренная этими программами на дату подачи соответствующей заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда общая площадь аварийного жилищного фонда, на переселение из которого Фондом в соответствии с представленными заявками была предоставлена финансовая поддержка.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 31.12.2013 № 606 утверждена Региональная адресная программа Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы (далее – Программа № 606), в редакции постановления Правительства Забайкальского края от 23.12.2015 № 618, которая определяет не только цели, задачи, мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, но и объемы, а также источники финансирования мероприятий такой программы, проверка использования которых входит в полномочия УФК по Забайкальскому краю.

Согласно пункту 2(1) Постановления Правительства Забайкальского края от 31.12.2013 № 606 получателем средств Фонда определено Министерство.

В соответствии с договором № 50-ЗС от 30 июля 2008 года о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и (или) переселению граждан из аварийного жилищного фонда (в редакции дополнительного соглашения от 29 декабря 2015 года № 15) (т. 1, л.д. 17-25), заключенным Фондом с Забайкальским краем в лице Губернатора Забайкальского края, Забайкальский край обязуется, в том числе: обеспечить достижение целевых показателей реализации региональных адресных программ субъекта Российской Федерации (подпункт 2.3.5).

Программой № 606 предусмотрена реализация в четыре этапа:

- I этап – 2013-2014 годы;

- II этап – 2014-2015 годы;

- III этап – 2015-2016 годы;

- IV этап – 2016-2017 годы с окончательным сроком реализации до 1 сентября 2017 года.

В соответствии с частью 11 статьи 16 Закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ в срок до 31 декабря 2015 года Забайкальским краем должен быть реализован II этап Программы № 606.

В ходе проведения проверки Управлением установлено, что по результатам анализа заявки Забайкальского края на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда от 30 июня 2014 года № 1347-КИ Правлением Фонда принято решение от 21 июля 2014 года (протокол № 513) о признании заявок Забайкальского края и прилагаемых к ним документов соответствующими требованиям, установленным Законом № 185-ФЗ.

21 июля 2014 года между Фондом и Забайкальским краем заключено дополнительное соглашение № 14 к Договору от 30 июля 2008 года № 50-ЗС (т. 1, л.д. 102-108).

Фонд одобрил объемы финансирования Программы № 606 на общую сумму 703 344, 9 тысяч рублей, из них:

- 347 775,3 тысяч рублей – за счет средств Фонда;

- 271 542,0 тысяч рублей – за счет средств бюджета Забайкальского края;

- 84 027,5 тысяч рублей – за счет средств муниципальных образований.

В региональную адресную программу № 606 (в редакции постановления Правительства Забайкальского края от 23 декабря 2015 г. № 618), внесены изменения в части долевого финансирования за счет средств Фонда составило 340 266 408,61 рубля, средств краевого бюджета – 265 991 391,28 рублей, средств бюджетов муниципальных образований – 185 864 392,28 рублей.

На счета муниципальных образований в 2014 году поступили средства Фонда в сумме 138 679,4 тысяч рублей, в 2015 году – 201 587,0 тысяч рублей.

В 2014 году средства из бюджета Забайкальского края в бюджеты муниципальных   образований не перечислялись.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 23.01.2015 № 12 «О распределении субсидий в 2015 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных образований Забайкальского края на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства» определены субсидии из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных образований Забайкальского края на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2015 году по II этапу в сумме 120 198,5 тысяч рублей.

В 2015 году указанные средства бюджета Забайкальского края перечислены муниципальным образованиям.

Таким образом, на 1 января 2016 года условия долевого финансирования мероприятий Программы № 606 в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда средствами бюджета Забайкальского края по II этапу выполнены только на 45,2 % (120 198,5 тысяч рублей вместо запланированных 265 991,4 тысяч рублей).

За 2014 и 2015 годы муниципальными образованиями были оплачены контракты из собственных средств на общую сумму 46 930,3 тысяч рублей (4 491,9 тысяч рублей в 2014 году, 42 438,4 тысяч рублей в 2015 году, то есть условия долевого финансирования    Программы № 606 по II этапу выполнены на 25,2 %.

Согласно планируемым показателям выполнения Программы № 606 (приложение № 3) в 2014 году расселенная площадь – 17 754,00 кв.м., количество переселенных жителей – 1 051 человек; в 2015 году расселенная площадь – 24 897,34 кв.м., количество переселенных жителей – 1 431 человек.

Из представленного Забайкальским краем в Фонд отчета о ходе переселения граждан из аварийного жилищного фонда по заявке 2014 года на 1 января 2016 года (с изменениями на 15 февраля 2016 года) (т. 1, л.д. 112-119) следует, что расселено 6 028,45 кв.м., 390 человек, что составляет 24,2 % и 27,3 % соответственно от планируемых
показателей Программы № 606.

Средства Фонда на реализацию II этапа Региональной адресной программы израсходованы на сумму 82 411 383,75 рублей (24,2 % от планируемых показателей Программы № 606).

Таким образом, в нарушение части 11 статьи 16 Закона № 185-ФЗ Программа № 606, по которой заявка на предоставление финансовой поддержки была одобрена в 2014 году, до 31 декабря 2015 года не реализована. В 2014-2015 годах Забайкальским краем по II этапу израсходованы средства Фонда без достижения заданного результата на сумму 170 825 455,32 рублей (340 266 408,61 рублей – 82 411 383,75 рублей – 27 032 844,15 рублей (по акту выездной проверки в Комитете строительства и реконструкции администрации Городского округа «Город Чита») – 59 996 725,39 рублей (по акт выездной проверки в Администрации городского поселения «Борзинское» муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края)).

В возражениях от 7 апреля 2017 года на отзыв (т. 1, л.д. 140-142), а также в ходе судебных заседаний 10 и 17 мая 2017 года Министерство указанные показатели, факт недостижения результата Программы № 606 по IIэтапу до 31 декабря 2015 года и размер такого нарушения не оспаривало.

При этом доводы Министерства о том, что в настоящее время реализация мероприятий осуществляется в соответствии с актуализированными графиками достижения целевых показателей, согласно которым планируемые сроки переселения граждан определены до 1 сентября 2017 года, в рассматриваемом случае правового значения не имеют, поскольку Управлением проводилась проверка реализации Министерством II этапа Программы № 606 (за 2014-2015 год).

К тому же ранее отмечалось, что Программа № 606 определяет не только цели, задачи, мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, но и объемы, а также источники финансирования мероприятий такой программы, проверка использования которых входит в полномочия Управления.

Проверка расходования средств Фонда не может проводиться без оценки исполнения в установленные сроки соответствующих этапов реализации Программы № 606, то есть подразумевает под собой контроль за достижением целей и реализации такой программы.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что отражение в пункте 1 оспариваемого представления нарушения Министерством требований части 11 статьи 16 Закона № 185-ФЗ является обоснованным, названные положения представления не нарушают права и законные интересы заявителя, в силу чего в указанной части требования Министерства удовлетворению не подлежат.

В ходе проведения выездной проверки Управлением также установлено, что согласно пункту 2 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО3 от 1 августа 2014 года № ДК-П9-164пр «О реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» Фонду  и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации  срок до 15 сентября 2014 года поручено заключить дополнительные соглашения о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусматривающие, в том числе:

- ответственность субъектов Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в виде возврата части средств финансовой поддержки (пункт 2.2):

за просрочку исполнения обязательств по переселению граждан в размере 5 000 рублей за каждое жилое помещение в аварийном доме за каждый день просрочки;

за несвоевременное предоставление ежемесячных годовых (итоговых) отчетов о ходе реализации программ переселения в размере 100 000 рублей за каждый день просрочки исполнения обязательств по предоставлению такой отчетности;

за предоставление недостоверных сведений о ходе реализации программ переселения в размере 500 000 рублей за каждый факт выявления недостоверных сведений в отчетах;

- обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае выявления нарушений, указанных в пункте 2.2 настоящего протокола, обеспечить возврат средств в установленном размере в Фонд в течение 10 дней с момента направления Фондом соответствующего уведомления, а также обязанность Фонда при наличии неисполненного решения о предоставлении финансовой поддержки субъекту Российской Федерации, в котором выявлено указанное нарушение и не осуществлен соответствующий возврат средств, обеспечить удержание вышеуказанных сумм из подлежащих перечислению средств (пункт 2.3).

26 октября 2016 года в Департамент управления делами Губернатора Забайкальского края поступило уведомление Фонда от 8 октября 2015 года № КЦ-07/2753 (т. 1, л.д. 30-32, 125-127) о возврате Забайкальским краем средств Фонда в размере 36 752 100 рублей.

 Из данного уведомления следует, что в связи с недостижением по итогам 2014 года показателя «Общая площадь, подлежащая переселению» Правлением Фонда принято решение от 1 октября 2015 года, протокол № 608 (т. 1, л.д. 33, 128) о возврате Забайкальским краем из общего объема предоставленной Фондом финансовой поддержки суммы в размере 32 652 100 рублей.

Расчет суммы произведен по  состоянию на 30 сентября года по данным представленной Забайкальским краем отчетности в соответствии с частью 5 статьи 23.1 Закона № 185-ФЗ и пункта 2.2 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО3 от 1 августа 2014 г. № ДК-П9-164пр «О реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда». Также Забайкальскому краю надлежит вернуть в Фонд 4 100 000 рублей за не предоставление в установленные сроки и по установленным формам отчета о реализации программ.

Общая сумма средств, подлежащих, возврату в Фонд, составила 36 752 100 рублей.

Фактически же возврат произведен Забайкальским краем 12 апреля 2016 года (платежное поручение от 12 апреля 2016 года № 520077, т. 1, л.д. 36), в связи с чем, по мнению УФК по Забайкальскому краю, Министерством нарушен пункт 2.3 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО3 от 1 августа 2014 года № ДК-П9-164пр «О реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда», что послужило основанием для включения названного нарушения в пункт 2 представления № 16-1/26 от 31 октября 2016 года.

В тоже время суд полагает, что в рассматриваемом случае положения пункта 2.3 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО3 от 1 августа 2014 года № ДК-П9-164пр (т. 1, л.д. 26-29) основанием для выдачи представления являться не могут.

Так, по смыслу пунктов 2 и 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса, подпункта а) пункта 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, представление должно содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля.

При этом протокол совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО3 от 1 августа 2014 года № ДК-П9-164пр «О реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» нормативным правовым актом, регулирующим бюджетные правоотношения, договором (соглашением) о предоставлении средств из бюджета, государственным (муниципальным) контрактом не является.

Фактически такой протокол содержит лишь поручения для соответствующих субъектов совершить определенные действия, в том числе заключить дополнительные соглашения, предусматривающие обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае выявления нарушений обеспечить возврат средств в установленном размере в Фонд в течение 10 дней с момента направления Фондом соответствующего уведомления.

Кроме того, в соответствии со статьей 23.1 Закона № 185-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент направления требования) финансовая поддержка, предоставленная за счет средств Фонда, подлежит возврату в Фонд субъектом Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 8 настоящей статьи, в случае (часть 1):

1) неустранения субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием нарушений, указанных в пунктах 2-4.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, в течение четырех месяцев со дня принятия правлением Фонда решения о приостановлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда или решения об установлении факта невыполнения указанных условий;

3) предусмотренном договором, заключаемым между Фондом и субъектом Российской Федерации в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Принятие решений о возврате средств Фонда по основаниям, не предусмотренным частью 1 настоящей статьи, не допускается (часть 2).

Решение о возврате средств Фонда в случаях, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, принимается правлением Фонда. Возврат осуществляется в порядке, установленном Фондом (часть 5).

Из изложенного следует, что принятие Фондом решения о возврате средств допустимо только в случае, прямо предусмотренном договором, заключаемым между Фондом и субъектом Российской Федерации.

В свою очередь, договором № 50-ЗС от 30 июля 2008 года о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и (или) переселению граждан из аварийного жилищного фонда, заключенным Фондом с Забайкальским краем, (в редакции, действовавшей на момент принятия Фондом решения от 1 октября 2015 года, протокола № 608 и направления уведомления от 8 октября 2015 года № КЦ-07/2753), случаи принятия Фондом решения о возврате средств предусмотрены не были, как не были и предусмотрены сроки такого возврата.

Лишь 29 декабря 2015 года между Фондом и Забайкальским краем заключено дополнительное соглашение № 15, которым договор № 50-ЗС от 30 июля 2008 года дополнен пунктом 6.5, устанавливающим обязанность субъекта Российской Федерации вернуть в Фонд средства финансовой поддержки в течение 10 дней с момента направления Фондом такого требования (т. 1, л.д. 22-25, 122-124).

Следовательно, обязательство по возврату средств Фонда в течение 10 дней возникло у Забайкальского края только с 29 декабря 2015 года.

После 29 декабря 2015 года Фонд требования о возврате средств не направлял, что также подтверждено последним в письменных пояснениях от 16 мая 2017 года № А4-05/251.

В пояснениях Фонд также отмечает, что уведомление от 8 октября 2015 года № КЦ-07/2753 носило уведомительный характер и содержало только предложение осуществить возврат средств Фонда. Учитывая, что дополнительное соглашение к договору № 50-ЗС от 30 июля 2008 года было подписано Забайкальским краем 22 декабря 2015 года и поступило в Фонд 29 декабря 2015 года, решением правления Фонда от 31 декабря 2015 года, протокол № 633, было осуществлено удержание средств в размере 36 752 100 рублей, подлежащих перечислению Забайкальскому краю.

Из материалов настоящего дела следует, что фактически средства были возвращены Фонду 12 апреля 2016 года на основании платежного поручения № 520077 (т. 1, л.д. 36) в связи с принятием Фондом решения от 4 марта 2016 года, протокол № 648 (т. 1, л.д. 153-155) о рассмотрении изменений и дополнений в заявку (дополнительной заявки) Забайкальского края на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда.

С учетом изложенного, в действиях Министерства отсутствует нарушение 10-дневного срока возврата средств Фонду.

При этом в любом случае нарушение пункта 2.3 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО3 от 1 августа 2014 года № ДК-П9-164пр Министерству не может быть вменено, поскольку его положения, вопреки доводам Управления, обязанность возврата средств в установленном размере в Фонд в течение 10 дней с момента направления Фондом соответствующего уведомления, не устанавливают, а содержат лишь поручения предусмотреть такие обязательства в соответствующих дополнительных соглашениях к договорам.

Об ошибочности доводов УФК по Забайкальскому краю свидетельствует и то обстоятельство, что помимо обязательства для субъекта Российской Федерации в пункте 2.3 протокола совещания от 1 августа 2014 года № ДК-П9-164пр также установлена обязанность Фонда при наличии неисполненного решения о предоставлении финансовой поддержки субъекту Российской Федерации, в котором выявлено указанное нарушение и не осуществлен соответствующий возврат средств, обеспечить удержание вышеуказанных сумм из подлежащих перечислению средств.

Однако из пояснений Фонда от 16 мая 2017 года № А4-05/251 следует, что удержание средств в размере 36 752 100 рублей, подлежащих перечислению Забайкальскому краю, осуществлено Фондом только после подписания дополнительного соглашения от 29 декабря 2015 года.

Довод Управления о нарушении срока заключения дополнительного соглашения к договору № 50-ЗС от 30 июля 2008 года в рассматриваемом случае правового значения не имеет, поскольку такое нарушение в оспариваемом представлении Министерству не вменяется.

На основании изложенного, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных Министерством требований, поскольку пункт 2 оспариваемого представления не соответствует положениям Закона № 185-ФЗ, а также нарушает права и законные интересы Министерства, в связи с чем подлежит признанию недействительным.

В силу части 2 статьи 201 АПК Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Из буквального толкования названных положений следует, что арбитражные суды не только констатируют незаконность оспариваемых ненормативных правовых актов, решений, но и обязывают соответствующие органы и должностные лица к совершению активных действий по восстановлению нарушенных прав заявителя. Иными словами, признав незаконным (недействительным) решение государственного органа (должностного лица), арбитражный суд автоматически обязывает такой орган (должностное лицо) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания решения соответствующего органа (должностного лица) незаконными является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.

В рассматриваемом случае арбитражный суд считает возможным ограничиться указанием на обязанность УФК по Забайкальскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства, не конкретизируя при этом способ исполнения данной обязанности.

Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные Министерством территориального развития Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) требования удовлетворить частично.

Признать недействительным пункт 2 представления Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) № 16-1/26 от 31 октября 2016 года как не соответствующий Федеральному закону от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Обязать Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства территориального развития Забайкальского края.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия через Арбитражный суд Забайкальского края.


Судья                                                                                              Е.С. Сюхунбин