ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-15608/18 от 05.06.2019 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                        Дело № А78-15608/2018

05 июня 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 июня 2019 года

Решение изготовлено в полном объёме июня 2019 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе  судьи Горкина Д.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Улько К.О.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Фитнес-Клуб «Ривьера голд» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Комитету градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным решения от 26 июня 2018 года об отказе в выдаче разрешений на строительство объекта капитального строительства «Крытый ледовый дворец «Арена Героев» 10-го этапа строительства - Крытый ледовый дворец» по адресу: Забайкальский край, городской округ «<...>,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

1) Администрации городского округа «Город Чита» (ОГРН <***>, ИНН <***>),

2) Правительства Забайкальского края,

3) Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>),

4) Министерства физической культуры и спорта Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>),

5) Комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» (ОГРН <***>, ИНН<***>),

6) Общества с ограниченной ответственностью «СКАД»,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен,

от заинтересованного лица: ФИО1 – представителя по доверенности от 25.12.2018 года,

от третьего лица 1: ФИО2 – представителя по доверенности от 12.12.2018 года,

третьи лица 2-6 представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени его уведомлены надлежащим образом.

Общество с ограниченной ответственностью «Фитнес-Клуб «Ривьера голд» (далее заявитель, общество) обратилось в суд с требованием о признании незаконным решения от 26 июня 2018 года об отказе Комитета градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита» (далее – Комитет) в выдаче разрешений на строительство объекта капитального строительства «Крытый ледовый дворец «Арена Героев» 10-го этапа строительства - Крытый ледовый дворец» по адресу: Забайкальский край, городской округ «<...>.

Стороны в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.

Заявитель решение от 26 июня 2018 года об отказе Комитета градостроительной политики оспорил по основаниям, приведенным в заявлении, дополнениях к нему, данных в ходе судебного разбирательства.

Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признала, полагая обжалуемый отказ законным и обоснованным.

Третье лицо 1 поддержало позицию Комитета.

Суд, изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установил.

Согласно письма Министерства физической культуры и спорта Забайкальского края от 16.09.2016 года № 1-10/2350 Заявитель был включен в государственную программу Забайкальского края «Развития физической культуры и спорта в Забайкальском крае» утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 30 июня 2014 года № 381 строительства физкультурно-оздоровительного комплекса с крытой ледовой площадкой и универсальным спортивным залом за счет внебюджетных источников.

В связи с этим между Заявителем и Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края был заключен договор аренды земельного участка из категории земель населённых пунктов с кадастровым номером 75:32:030330:10,площадью 18 204 кв. метров, местоположение которого установлено: <...>, от 25.05.2017 № 222/17.

Земельный участок был предоставлен с видом разрешенного использования для размещения объекта капитального строительства - «Крытый ледовый дворец «Арена героев».

Цель предоставления земельного участка для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса с крытой ледовой площадкой, универсальным спортивным залом и сопутствующих объектов инфраструктуры.

25.06.2018 заявитель обратился в Комитет градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита» за получением разрешения на строительство объекта капитального строительства «Крытый ледовый дворец «Арена Героев» 1-го этапа строительства - Крытый ледовый дворец» по адресу: Забайкальский край, городской округ «<...>.

28.06.2018 был получен отказ в получении данного разрешения.

Отказ был мотивирован тем, что в соответствии с п.5.4 ГПЗУ № RU92303000-5228 от 16.01.2018 необходимо оформить разрешение на снос зелёных насаждений на основании постановления Главы администрации г.Читы № 28 от 27.01.2016 г. «Об утверждении порядка регулирования отношений при сносе зелёных насаждений на территории городского округа «Город Чита».

В случае предоставления соответствующего документа возможно повторное рассмотрение заявления о выдаче разрешения на строительство.

Не согласившись с приведенным выше отказом Комитета, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

 Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного суд полагает, что требования  могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

- несоответствие оспариваемых им действий закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение прав и законных интересов общества при совершении этих действий.

Порядок выдачи разрешений на строительство установлен ст.51  Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы (часть 7 статьи 51 ГрК РФ).

Уполномоченные на выдачу разрешений органы в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (ч.11 ст.51 ГрК РФ).

В силу положений ч.13 ст.51 ГрК РФ отказ в выдаче разрешения на строительство следует при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Комитетом градостроительной политики проведена проверка соответствия представленных обществом документов градостроительному плану, а также проверка допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно Правил землепользования и застройки городского округа «Город Чита», принятых решением Думы городского округа «Город Чита» от 12.11.2009 № 171, земельный участок с кадастровым номером 75:32:030330:10, площадью 18 204 кв. метра, на котором заявитель планирует осуществлять строительство, находится в территориальной зоне застройки жилыми домами (Ж-1).

При этом указанный земельный участок расположен в пределах территории, занятой озеленением (многолетними деревьями), то есть в пределах территории зеленого фонда городского округа «Город Чита», что подтверждается фрагментом публичной кадастровой карты.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В соответствии с п.п.2, 4 ст.2 ГрК РФ принципами градостроительного законодательства, регулирующего в том числе отношения в области капитального строительства, являются: обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

В силу п.1 ст.44 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем. Здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.

Согласно п.1 ст.61 Закона об охране окружающей среды зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения.

В силу п.2 ст.61 названного Закона охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды; на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

По смыслу приведенных положений Закона об охране окружающей среды к зеленому фонду городских поселений относятся все территории городского поселения, занятые зелеными насаждениями. При этом в силу указанных выше экологических требований должны приниматься меры по сохранению и развитию таких территорий, по недопущению осуществления какой-либо хозяйственной или иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на них.

Таким образом, при решении вопроса о возможности размещения на определенной территории объекта капитального строительства приоритет должен отдаваться соблюдению экологических требований, предъявляемых к данной территории, в том числе требованию о необходимости сохранения расположенных на ней зеленых насаждений.

В соответствии с п. 1.1.1. Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ, утв. приказом Госстроя России N 153 15.12.1999, зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.

Пункт 6.1 указанных Правил устанавливает, что землепользователи озелененных территорий обязаны, в том числе, обеспечить сохранность насаждений, во всех случаях снос и пересадку деревьев и кустарников, производимые в процессе содержания и ремонта, осуществлять в соответствии с технологическим регламентом, ущерб возмещается по установленным расценкам.

Согласно пункта 6.4. указанных Правил запрещается юридическим и физическим лицам самовольная вырубка и посадка деревьев и кустарников.

Согласно п. 2.1. Правил благоустройства территории городского округа «Город Чита», принятых решением Думы городского округа "Город Чита" от 19.10.2017 N 111 озелененная территория общего пользования - земельный участок, на котором произрастают зеленые насаждения и которым беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, леса находящиеся на территории городского округа и т.п.).

Как указала представитель Комитета, размещение объекта капитального строительства на данной территории повлечет снос расположенных на ней зеленых насаждений, и как следствие, утрату ею своего функционального назначения.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 15.07.2010 N 931-0-0, регламентация градостроительной деятельности направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Статья 1 протокола N 1 от 20.03.1952 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 определяет, что ограничение права собственности по основаниям, установленным законом, допускается, если этим преследуются общественные интересы, и при установлении ограничений права собственности будет соблюден баланс публичных и частных интересов.

В данном случае должна учитываться приоритетная цель регламентации градостроительной деятельности - обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии, что необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Причиной отказа в выдаче разрешения на строительство явилась необходимость оформить разрешение на снос зеленых насаждений на территории городского округа «Город Чита» в соответствии с. 5.4. ГПЗУ № RU92303000-5228 от 16.01.2018.

Согласно ч. 7 ст. 51 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается, в том числе, градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления (далее также ГПЗУ).

В связи с чем, в числе документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, ООО «Фитнес-клуб «Ривьера-Голд» был представлен ГПЗУ № RU92303000-5228 от 16.01.2018.

Согласно ч.1 ст.57.3. ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

В соответствии с ч. 3 ст. 57.3. ГрК РФ градостроительный план земельного участка содержит информацию, в том числе, об ограничениях использования земельного участка. 

Разделом 5 представленного ГПЗУ «Информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий» предписано: «Производить снос существующих зеленых насаждений попадающих в зону размещения объектов капитального строительства в строгом соответствии с постановлением администрации городского округа «Город Чита» № 28 от 27.01.2016 «Об утверждении порядка регулирования отношений при сносе зеленых насаждений на территории городского округа «Город Чита» (п. 4).

Указанный Порядок регулирует отношения при сносе зеленых насаждений на территории городского округа "Город Чита", устанавливает процедуру получения разрешения на снос зеленых насаждений, а также определения размера восстановительной стоимости за снос и повреждение зеленых насаждений, произрастающих на территории городского округа "Город Чита" (п. 1.1).

Положения данного Порядка распространяются на отношения, связанные с вынужденным сносом существующих зеленых насаждений, произведенным при строительстве, реконструкции жилых и общественных зданий и инженерных сетей, их обслуживании, сносом аварийных деревьев, угрожающих падением (п. 1.2.).

В соответствии с пунктом 2.2. Порядка разрешение на снос зеленых насаждений, за исключением аварийных и угрожающих падением деревьев, выдается комитетом городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» на основании следующих документов:

-    заявление о необходимости сноса зеленых насаждений;

-    разрешение на строительство (реконструкцию) объекта, выданного отделом разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию управления архитектуры и градостроительства комитета градостроительной политики администрации городского округа "Город Чита" (предоставляется в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации);

-  проектная документация на строительство (реконструкцию) объекта;

-согласие собственников (владельцев, пользователей) земельных участков многоквартирных жилых домов (при сносе зеленых насаждений на прилегающих территориях многоквартирных жилых домов);

-схема компенсационного озеленения, выполненная на выкопировке из исполнительной съемки г.Читы (М 1:500) либо согласованный проект озеленения территории, прилегающей к объекту строительства (реконструкции) с указанием сроков производства работ по компенсационному озеленению.

Согласно представленного заявителем в составе пакета документов для получения разрешения на строительство Заключения № 51Д от 20.04.2018 года сносу подлежит 41 дерево породы сосна.

Вместе с тем, представленные заявителем для получения разрешения на строительство документы не содержали подтверждения соблюдениям им указанного в ГПЗУ ограничения использования земельного участка, а именно получения ООО «Фитнес-клуб Ривьера Голд» разрешения на снос зеленых насаждений, как это предписывается постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 27.01.2016 г. № 28.

Из содержания ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, которой установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на строительство, следует, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство, в том числе, при несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.

На основании указанных положений Градостроительного кодекса РФ комитетом градостроительной политики была проведена проверка соответствия представленных обществом документов ограничениям, установленным в градостроительном   плане  земельного  участка,   по  результатам   которой заявителю было отказано в выдаче разрешения на строительство и предложено представить документы, подтверждающие соблюдение указанных ограничений.

Анализируя вышеприведенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований удовлетворения заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В заявленных обществом с ограниченной ответственностью «Фитнес-Клуб «Ривьера голд» (ОГРН <***>, ИНН <***>) требованиях к Комитету градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным решения от 26 июня 2018 года об отказе в выдаче разрешений на строительство объекта капитального строительства «Крытый ледовый дворец «Арена Героев» 10-го этапа строительства - Крытый ледовый дворец» по адресу: Забайкальский край, городской округ «<...>, как несоответствующего Градостроительному кодексу Российской Федерации, отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                Д.С. Горкин