АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-1587/2015
15 апреля 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 09 апреля 2015 года
Решение изготовлено в полном объёме апреля 2015 года
Арбитражный суд Забайкальского края
в составе судьи Л.В.Бочкарниковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания секретарем судебного заседания Ю.В.Высоцкой,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: 672002 <...> дело по заявлению открытого акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по городу Чите (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании решения №8-170 от 08.12.2014 о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение недействительным;
об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк» путем возврата уплаченного штрафа в размере 10000 руб.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представителя ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» по доверенности от 29.11.2014;
от заинтересованного лица: ФИО2, представителя МРИ ФНС России №2 по г.Чите по доверенности от 10.03.2015; ФИО3, представителя МРИ ФНС России №2 по г.Чите по доверенности от 25.12.2014,
установил:
Открытое акционерное общество «Российский сельскохозяйственный банк» (далее – заявитель, Банк) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по городу Чите (далее – налоговый орган, инспекция) о признании решения №8-170 от 08.12.2014 о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение недействительным; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк» путем возврата уплаченного штрафа в размере 10000 руб.
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении, указал на положения пунктов 3.4, 3.6 Положения о порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета от 07.09.2007 N 311-П (далее – Положение №311-П), пункта 4 части 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации. Считает, что устранение банком технической ошибки в электронном сообщении о закрытии счета в течение пяти дней с момента непринятия первого сообщения, направленном во исполнение части 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием, исключающим вину банка в совершении налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации, даже в том случае, если банком в ответ на первое сообщение было получено не извещение об ошибке, а квитанция о непринятии электронного сообщения. Иное толкование положений пункта 3.6 Положения нарушает права и законные интереса банка, так как ведет к не предусмотренной законом дифференциации условий привлечения банка к ответственности: при допущении одних технических ошибок банкам предоставляется право на исправление нарушений; при совершении других технических ошибках право на устранение ошибок не предоставляется. В связи с чем, поскольку первоначальное сообщение о закрытии расчетного счета было направлено банком в пределах установленного законом срока и исправлено в течение пяти дней с момента его непринятия, то в действиях общества, по мнению заявителя, состав вменяемого правонарушения отсутствует. Представителем заявителя также указано, что допущенное банком нарушение не повлекло каких-либо негативных последствий для публично-правовых интересов, длительность нарушения срока представления сведений составил 1 день. Спорный штраф оплачен банком в добровольном порядке.
Представители налогового органа с требованиями заявителя не согласились по доводам, изложенным в отзыве, пояснив, что сообщение банка о закрытии расчетного счета поступило в инспекцию за пределами установленного законом срока. Из буквального толкования положений пунктов 3.4 и 3.6 Положения №311-П следует, что пятидневный срок на исправление ошибок в сообщении о закрытии счета может быть учтен при решении вопроса о привлечении к ответственности только при получении банком извещения об ошибках, а не квитанции о непринятии сообщения. Извещение об ошибках направляется в случае выявления несоответствия сведений, указанных в ранее принятом инспекцией электронном сообщении, учетным данным, включенным в установленные форматы и имеющимся в распоряжении инспекции. Сообщение банка от 06.10.2014 года не было принято уполномоченным налоговым органом, о чем банк был извещен квитанцией о непринятии сообщения. В связи с чем, положения о пятидневном сроке на исправление допущенных ошибок не применимы. Кроме того, представители инспекции обратили внимание суда на то, что при расчете спорного штрафа налоговым органом были учтены обстоятельства, смягчающие ответственность банка, размер взыскиваемого штрафа уменьшен в четыре раза. Просили в удовлетворении требований отказать.
Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения заявителя, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк» зарегистрировано в качестве юридического лица 24.04.2000 Центральным Банком Российской Федерации, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 22.10.2002 за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 119034, <...>, место нахождения Читинского регионального филиала: 672039, <...> (л.д. 13-16).
03.10.2014 расчетный счет индивидуального предпринимателя ФИО4 № <***> был закрыт в Читинском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк".
06.10.2014 Банком сформирован файл SBC217601740_753620141006_334900471400030960_200.XML, содержащий электронное сообщение № 334900471400030960 со сведениями о закрытии расчетного счета № <***>. Электронное сообщение о закрытии расчетного счета направлено банком в 76 Главное Управление Банка России по Забайкальскому краю (далее – территориальное управление) для передачи в налоговый орган. Поступивший от банка файл с сообщением о закрытии расчетного счета включен территориальным управлением в соответствующий сводный архивный файл и через Центр информационных технологий Банка России (далее – ЦИТ) направлен в Межрегиональную инспекцию по централизованной обработке данных ФНС России (далее – уполномоченный налоговый орган) (л.д.54, 55).
При проведении форматно-логического контроля информации, содержащейся в файле SBC217601740_753620141006_334900471400030960_200.XML, программным комплексом налогового органа установлена ошибка «файл не соответствует XSD схеме», сообщение не принято, так как отправителем электронного сообщения № 334900471400030960 неверно указан обязательный к заполнению реквизит «СвидНУ».
06.10.2014 в адрес Банка направлена квитанция SBE217601740_753620141006_334900471400030960_200.XML о непринятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения № 334900471400030960 (л.д.58).
09.10.2014 ОАО «Россельхозбанк» повторно сформирован и направлен файл
SBC217601740_753620141009_334900471400031271_200.XML, содержащий сведения о
закрытии 03.10.2014 расчетного счета ИП ФИО4 (л.д.59)
Электронное сообщение № 334900471400031271 налоговым органом принято, о чем в адрес Банка 09.10.2014 направлена соответствующая квитанция SBF217601740_753 620141009_334900471400031271_200.XML (л.д.60).
21.10.2014 по факту несвоевременного сообщения в установленный срок банком налоговому органу сведений о закрытии расчетного счета ИП ФИО4 составлен акт №8-170 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса) (л.д.78-79).
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика заместителем начальника инспекции принято решение от 08.12.2014 № 8-170 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, согласно которому ОАО «Россельхозбанк» привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 10000 рублей. Расчет штрафных санкций произведен инспекцией с учетом наличия у общества смягчающих вину обстоятельств, размер штрафа уменьшен в четыре раза (пункт 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации). Банку предложено уплатить указанный штраф.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика Управлением Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю вынесено решение от 29.01.2015 № 2.14-20/30-70п/00901, согласно которому указанное решение инспекции оставлено без изменения.
Доводов о нарушении инспекцией процедуры привлечения банка к ответственности, представителем заявителя не заявлено. Банк претензий к процедуре принятия решения №8-170 от 08.12.2014 не имеет. Инспекцией в полном объеме соблюдены требования статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации при принятии оспариваемого решения №8-170 от 08.12.2014.
ОАО «Россельхозбанк», ссылаясь на нарушение решением от 08.12.2014 № 8-170 его прав и законных интересов, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания того, что оспариваемые действия (бездействие) нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности возложена на заявителя.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.
Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.
В абзаце 3 пункта 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронной форме устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Из абзаца 4 пункта 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что формы и форматы сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, влечет взыскание штрафа в размере 40 000 рублей в соответствии с пунктом 2 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.
Форма и форматы сообщений банка о закрытии расчетного счета установлены Приказом ФНС России от 23.05.2014 №ММВ-7-14/292@ "Об утверждении форм и формата сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа". К числу обязательных сведений для отражения в сообщениях о закрытии счета относятся: "СвидНУ" (реквизиты свидетельства о постановке на учет в налоговом органе).
Центральным банком Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) утверждено Положение от 07.09.2007 N 311-П "О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета".
Согласно пункту 1.1 Положения №311-П Банк формирует сообщение в электронном виде об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета клиента по формам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее - установленные формы), которое снабжается кодом аутентификации (далее - КА) банка, используемым для установления подлинности и целостности электронного сообщения и идентификации его отправителя в процессе передачи (далее - электронное сообщение). Передача электронного сообщения осуществляется банком через территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за его деятельностью (далее - территориальное учреждение), и Центр информационных технологий Банка России (далее - ЦИТ) в Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных (далее - уполномоченный налоговый орган) для последующей доставки электронного сообщения в налоговый орган по месту нахождения банка.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения №311-П при каждом открытии (закрытии) или изменении реквизитов счета клиента банк формирует отдельное электронное сообщение.
Пунктами 1.4 и 1.5 Положения №311-П установлено, что из электронных сообщений, сформированных в течение рабочего дня, с помощью программы архиватора ARJ32 банк формирует транспортный файл. Структура наименования и размер транспортного файла банка приведены в приложении 2 к настоящему Положению. Транспортный файл банка снабжается КА банка и направляется в тот же рабочий день, когда он был сформирован, до 16.00 по местному времени по каналам связи или на магнитном носителе в территориальное учреждение для последующей доставки электронных сообщений, включенных в транспортный файл банка, через ЦИТ в уполномоченный налоговый орган.
Транспортные файлы банков, принятые в течение рабочего дня территориальным учреждением и прошедшие контроль в соответствии с главой 2 настоящего Положения, распаковываются территориальным учреждением с помощью программы архиватора.
Из электронных сообщений, полученных в результате распаковывания транспортных файлов банка первого типа, территориальное учреждение с помощью программы архиватора формирует сводный архивный файл территориального учреждения первого типа, а из электронных сообщений, полученных в результате распаковывания транспортных файлов банка второго типа, - сводный архивный файл территориального учреждения второго типа (далее - сводные архивные файлы территориального учреждения). Каждый сводный архивный файл территориального учреждения должен содержать снабженный КА территориального учреждения перечень наименований электронных сообщений, включенных в указанный сводный архивный файл.
Сводные архивные файлы территориального учреждения передаются территориальным учреждением в ЦИТ по каналам связи, используемым в Банке России для передачи статистической информации, до 18.00 по местному времени в день принятия транспортных файлов банков.
ЦИТ направляет полученные от территориального учреждения сводные архивные файлы в уполномоченный налоговый орган не позднее 12.00 по московскому времени рабочего дня, следующего за днем их получения от территориального учреждения.
Пунктом 2.1 Положения №311-П установлено, что в территориальном учреждении проводится процедура проверки подлинности и целостности каждого транспортного файла банка, позволяющая установить, что такой файл был направлен соответствующим банком и не был изменен в ходе передачи от банка до территориального учреждения (далее - процедура аутентификации), а также правильности формирования наименования электронного сообщения по следующим критериям: соответствие структуры наименования электронного сообщения и идентификатора электронного сообщения установленным форматам; соответствие значения знаков БИК банка (филиала) Справочнику банковских идентификационных кодов участников расчетов, осуществляющих платежи через расчетную сеть Центрального банка Российской Федерации (Банка России) (далее - Справочник БИК России); соответствие значения регистрационного номера банка Книге государственной регистрации кредитных организаций (далее - КГРКО); соответствие даты направления электронного сообщения текущей дате (далее - процедура проверки).
На основании пункта 3.1 Положения №311-П по результатам контроля уполномоченным налоговым органом каждого электронного сообщения банк получает квитанцию, содержащую подтверждение о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом электронного сообщения, сформированную уполномоченным налоговым органом в электронном виде и снабженную КА уполномоченного налогового органа (далее - квитанция о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом электронного сообщения).
Из содержания абзаца 1 пункта 3.2 Положения №311-П следует, что форматы и структура квитанции о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом электронного сообщения, а также извещения об ошибках приведены в приложении 5 к настоящему Положению. Квитанция о непринятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения направляется в случае невозможности расшифровки электронного сообщения, некорректности КА банка, несоответствия форматов и структуры электронного сообщения требованиям, установленным в приложении 1 к настоящему Положению, полного или частичного отсутствия в электронном сообщении сведений, наличие которых предусмотрено установленными формами.
Согласно абзацу 2 пункта 3.2 Положения №311-П извещение об ошибках может направляться уполномоченным налоговым органом в случаях выявления несоответствия сведений, указанных в ранее принятом уполномоченным налоговым органом электронном сообщении, учетным данным, включенным в установленные форматы и имеющимся в налоговых органах.
В силу пункта 3.3 Положения №311-П адресованные одному и тому же банку квитанции о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом электронного сообщения, а также извещения об ошибках поступают в банк от территориального учреждения в составе транспортных файлов уполномоченного налогового органа первого и второго типов, сформированных с помощью программы архиватора (далее - транспортные файлы уполномоченного налогового органа).
Согласно пункту 3.4 Положения №311-П в случае получения банком квитанции о непринятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения банк устраняет причину непринятия, вновь формирует электронное сообщение и направляет его в порядке, установленном настоящим Положением.
В силу пункта 1.6 Положения №311-П датой сообщения банком в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета признается дата, включаемая в квитанцию о принятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения и являющаяся датой формирования территориальным учреждением перечня наименований электронных сообщений, включенных в сводный архивный файл, в котором содержалось принятое уполномоченным налоговым органом электронное сообщение.
Пунктами 3.5 и 3.6 Положения №311-П предусмотрено, что в случае получения извещения об ошибках банк формирует электронное сообщение с учетом исправленных данных и направляет его не позднее 5 рабочих дней, следующих за датой получения банком извещения об ошибках, в порядке, установленном настоящим Положением. В случае если у банка исходя из имеющихся сведений и представленных клиентом документов отсутствуют основания для корректировки ранее принятого уполномоченным налоговым органом электронного сообщения, по которому получено извещение об ошибках, информация об этом доводится банком до налогового органа по месту своего нахождения в произвольной письменной форме с соблюдением срока, установленного абзацем вторым настоящего пункта.
Из анализа приведенных положений следует, что порядок передачи в налоговый орган сообщения о закрытии расчетного счета состоит из ряда последующих этапов. На первом этапе банком формируется электронное сообщение о закрытии счета, которое через ЦИТ направляется в территориальное управление, где проводится первичная проверка сообщения. При первичной проверке наличие в сообщении о закрытии счета всех необходимых сведений не проверяется. Территориальное управление устанавливает только наличие в сообщение данных, указанных в пункте 2.1 Положения №311-П, и проверяет, что в файле с сообщением при его передаче от банка до территориального управления не возникло изменений. В случае положительного результата первичной проверки полученное от банка сообщение перенаправляется территориальным управлением в уполномоченный налоговый орган. Уполномоченный налоговый орган осуществляет проверку сообщения, в ходе которой, в числе прочего, устанавливает наличие в сообщение банка всех необходимых сведений и реквизитов. По итогам проверки сообщения уполномоченным налоговым органом формируется и направляется в банк квитанция о принятии электронного сообщения, либо о непринятии электронного сообщения.
Пунктом 3.2 Положения №311-П года также предусмотрена возможность направления в банк извещения об ошибках.
Квитанция о непринятии электронного сообщения формируется уполномоченным органом в случае полного или частичного отсутствия в сообщении банка, необходимых сведений, то есть при невозможности принятия сообщения банка. Извещение об ошибках формируется уполномоченным налоговым органом и направляет в банк в том случае, если сообщение банка принято, но после принятия в нем обнаружены несоответствия данным, имеющимся в налоговых органах. Из чего следует, что извещение об ошибках направляется в банк только после формирования и отправки банку квитанции о принятии уполномоченным налоговым органом сообщения о закрытии расчетного счета. Согласно пунктам 3.4 и 3.6 Положения №311-П исправление допущенных в сообщение о закрытии счета ошибок в пятидневный срок возможно только при получении банком извещения об ошибках, то есть при условии, что сообщение о закрытии расчетного счета было принято уполномоченным налоговым органом. Если уполномоченным налоговым органом в ответ на сообщение банка сформирована и направлена квитанция о непринятии сообщения, то положения о пятидневном сроке на исправление ошибок неприменимы. В случае получения квитанция о непринятии сообщения банк должен сформировать новое сообщение и направить его в налоговый орган. Таким образом, доводы заявителя об отсутствии различий между квитанцией о непринятии сообщения и извещением об ошибках, а также о возможности применения указанного пяти дневного срока на исправление ошибок не зависимо от ответа уполномоченного налогового органа на сообщение банка о закрытии счета (квитанция о принятии или непринятие) являются необоснованными.
Обязанность банка по извещению налогового органа о закрытии счета считается исполненной в момент формирования уполномоченным налоговым органом квитанции о принятии сообщения о закрытии расчетного счета. Состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливается путем соотнесения даты формирования уполномоченным налоговым органом квитанции о принятии сообщения с датой, когда банк должен был известить налоговый орган о закрытии расчетного счета. Пункт 2 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает возможность привлечения к ответственности исключительно при наличии вины в форме умысла. Ответственность за указанное правонарушение наступает при наличии вины не только в форме умысла, но и в форме неосторожности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, суд установил, что расчетный счет № <***> в Читинском региональном филиале ОАО «Россельхозбанк» был закрыт 03.10.2014. Сообщение банка №334900471400030960 от 03.10.2014 о закрытии указанного счета направлено в налоговый орган 06.10.2014 (л.д. 55). Сообщение о закрытии счета уполномоченным налоговым органом не принято, в адрес банка направлена квитанция о непринятии сообщения 06.10.2014 (л.д.06.10.2014). Причиной непринятия явилось то, что при отправлении электронного сообщения банком не был заполнен обязательный реквизит «СвидНУ» (свидетельство о постановке на учет), в результате чего зафиксирована ошибка «файл не соответствует». Таким образом, сообщение от 06.10.2014 в связи с несоответствием, установленным требованиям не было принято уполномоченным налоговым органом. Уполномоченным налоговым органом в соответствии с пунктом 3.2 Положения №311-П в адрес банка была направлена квитанция о непринятии указанного сообщения от 06.10.2014.
09.10.2014 Банком повторно сформирован и направлен файл
с сообщением № 334900471400031271, содержащий сведения о
закрытии 03.10.2014 расчетного счета № <***> ИП ФИО4 (л.д.59)
Сообщение банка о закрытии счета принято уполномоченным налоговым органом только 09.10.2014, что подтверждается квитанцией о приеме сообщения от 09.10.2014 (л.д.60). Следовательно, предусмотренная законодательством о налогах и сборах обязанность банка по уведомлению налогового органа о закрытии счета была исполнена обществом - 09.10.2014.
Таким образом, факт сообщения Банком налоговому органу о закрытии счета с нарушением срока, установленного пунктом 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации, подтверждается материалами дела.
Доводы Банка со ссылкой на пункт 3.6 Положения № 311-П, несостоятельны, поскольку, в соответствии с пунктом 1.6 Положения срок представления Банком сообщения истек, фактически электронное сообщение принято налоговым органом 09.10.2014, что указывает на наличие правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Кодекса.
При вынесении оспариваемого решения и назначении штрафа в сумме 10000 руб. налоговым органом были учтены все смягчающие ответственность обстоятельства (незначительный срок нарушения – 1 день, закрытие счета, отсутствие каких-либо публично-правовых интересов (отсутствие неблагоприятных экономических последствий правонарушения и причинённого государству ущерба), совершение правонарушения впервые), сумма штрафа уменьшена в четыре раза и является соразмерной.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Банк не исполнил обязанность, предусмотренную пунктом 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации, не сообщил в установленный законом срок о закрытии счета в налоговый орган по месту учета налогоплательщика, в связи с чем, правомерно привлечен налоговым органом к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, привлечение ОАО «Россельхозбанк» к ответственности по пункту 2 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 10000 руб. правомерно. Оспариваемое решение инспекции №8-170 от 08.12.2014 является обоснованным и соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи с учетом того, что каждое доказательство подлежит оценке наряду с другими доказательствами.
В связи с изложенным, оценив исследованные доказательства, с учетом всех установленных по делу обстоятельств в их совокупности и взаимной связи, суд не усматривает каких-либо нарушений действующего законодательства при принятии оспариваемого решения, а также нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем оснований для отмены решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по городу Чите о признании решения №8-170 от 08.12.2014 о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение недействительным не имеется.
При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований открытого акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» (ОГРН <***>, ИНН <***>) отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Судья Л.В. Бочкарникова