ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-1589/11 от 13.04.2011 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-1589/2011

15 апреля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2011 года

Решение изготовлено в полном объёме 15 апреля 2011 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи М.И.Анисимова

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.В.Визиревой

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Министерству здравоохранения Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконными действий об отказе в продлении лицензии, обязании устранить допущенные нарушения, взыскания судебных издержек

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 предпринимателя, ФИО2 представителя по доверенности от 23.07.2010г.

от заинтересованного лица – ФИО3 представителя по доверенности от 01.03.2011г.

В судебном заседании суд объявлял перерыв с 06.04.2011г. по 13.04.2011г.

В судебном заседании суд установил:

Предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству здравоохранения Забайкальского края с заявлением о признании незаконными действий, выразившихся в приказе №20 от 21.01.2011 года об отказе в продлении (переоформлении) документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем продления документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности и взыскания судебных издержек за услуги адвоката в размере 25000 рублей.

Министерство здравоохранения Забайкальского края заявленных требований не признало, ссылаясь на законность и обоснованность своих действий.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Приказом Министерства от 23.11.2010 года № 222 была переоформлена лицензия на осуществление медицинской деятельности индивидуальному предпринимателю ФИО1. Лицензия была переоформлена в связи с изменением адреса места осуществления деятельности индивидуальным предпринимателем, на основании решения Арбитражного суда Забайкальского края от 23.09.2010г. и постановления Четвертого Арбитражного апелляционного суда Забайкальского края от 10.11.2010г.

Министерством здравоохранения края лицензия была переоформлена на срок до 12.01.2011г., хотя заявитель полагает, что она должна быть выдана на срок до 23 сентября 2015 года, в соответствии со ст.8 Федерального закона №128-ФЗ от 08.08.09 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Сформировав новый пакет документов, 31 декабря 2010 года заявитель обратился в лицензирующий орган, однако документы приняты не были ввиду предпраздничного дня, ему было предложено обратиться 12 января 2011 года. В силу того, что это был неприемный день, документы он сдал 13 января 2011 года.

21 января 2011 года ему было отказано по причине предоставления лицензиатом недостоверных сведений.

Полагая, что данным приказом нарушаются его права, он обратился в арбитражный суд.

Проанализировав доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 8 закона о лицензировании установлено, что срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет, при этом срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. При наличии такого заявления, продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. В свою очередь статьей 11 закона о лицензировании определен порядок переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, и кроме того установлены иные случаи, когда возможно переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, в том числе к ним относится изменение адреса места осуществления индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.

Таким образом, согласно закону о лицензировании изменение адреса места осуществления деятельности индивидуальным предпринимателем и продление срока действия лицензии по его окончании - это самостоятельные условия для переоформления лицензии, каждое из которых влечет за собой соблюдение установленной законом процедуры.

Заявление на переоформление лицензии на осуществление медицинской деятельности было подано индивидуальным предпринимателем ФИО1 21.06.2010г. с указанием причины переоформления лицензии - изменение адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности индивидуальным предпринимателем. Кроме того, в поданном ФИО1 заявлении от 19.11.2010г. он также просит переоформить документ, ссылаясь на вышеуказанные решения суда, т.е. на основании изменения адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности. Соответственно лицензия была переоформлена Министерством по причине указанной в заявлении лицензиата, на срок действия имеющейся лицензии, т.е. до 12 января 2011 года.

Учитывая изложенное, суд полагает, что приказ Министерства от 23.11.2010 года № 222 о переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности индивидуальному предпринимателю ФИО1 полностью соответствует нормам закона о лицензировании.

ФИО1 13.01.2011 года в Министерство было подано заявление о переоформлении документа подтверждающего наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности (продление действия лицензии) в связи с окончанием срока действия лицензии. Приказом Министерства от 21.01.2011 года № 20 ФИО1 было отказано в переоформлении документа подтверждающего наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, по причине предоставления лицензиатом недостоверных сведений.

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе, в свою очередь лицензиат - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности. Статьей 8 закона о лицензировании установлено, что срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет, при этом срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата, в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Согласно статье 11 закона в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, может быть отказано в случае представления лицензиатом или его правопреемником неполных или недостоверных сведений. Под недостоверными сведениями следует понимать предоставление информации, не соответствующей действительности.

В соответствии со ст. 190 ГК РФ установленный правовыми актами срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Статья 192 ГК РФ устанавливает, что срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Таким образом, срок лицензии выданной на пять лет с 12.01.2006г. по 12.01.2011г. истекает в 24 часа 12.01.2011 года.

Заявление о переоформлении документа подтверждающего наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, в связи с окончанием срока действия лицензии, было подано ФИО1 в Министерство только 13.01.2011 года, при этом срок действия лицензии на осуществление медицинской деятельности ФИО1 истек 12.01.2011 года. Таким образом, в соответствии с нормами закона о лицензировании, на момент подачи заявления ФИО1, в связи с окончанием срока действия лицензии, уже не являлся лицензиатом.

Кроме того, недостоверность поданных сведений подтверждается следующим:

- срок действия лицензии истек, соответственно невозможно продлить срок действия утратившего силу документа;

- пункт 13 заявления должен содержать сведения о документе, являющимся основанием для переоформления - в данной ситуации это реквизиты лицензии, в заявлении же указаны сведения об ином документе (свидетельство о регистрации права).

В связи с чем, действия Министерства, выразившиеся в отказе в переоформлении документа подтверждающего наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, по причине предоставления лицензиатом недостоверных сведений, являются законными и обоснованными.

Ссылка заявителя на ст. 193 ГК РФ, а также на равнозначность понятий «нерабочий день» и «неприемный день» необоснованна.

В соответствии со ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. При этом ст. 194 ГК РФ установлен порядок совершения действий в последний день и подразумевает, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.».

В соответствии со статьей 189 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой распорядок в организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Учитывая, что заявление на продление срока действия лицензии должно подаваться в период фактического действия основного документа, заявление необходимо было подать до 24 часов 12.01.2011 года. При этом 12.01.2011 - среда, являлась неприемным днем в лицензионном отделе Министерства, соответственно на основании ст. 194 ГК РФ заявление на продление срока действия лицензии необходимо было подать до 24 часов 11.01.2011 года (это был рабочий день). Кроме того, согласно ч.3 ст. 194 ГК РФ заявление могло быть подано и по почте, в том числе 12.01.2011г. Таким образом, ФИО1 имел реальную возможность подачи заявления в установленные сроки, но он ей не воспользовался.

Доводы заявителя о попытке подачи заявления 31 декабря 2010 года и 12 января 2011 года не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поскольку ничем не подтверждены.

Кроме того, действие лицензии прекращается со дня внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии, на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной или электронной форме лицензиата - о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности.

Учитывая изложенное следует, что Министерство, являясь лицензирующим органом может прекратить действие лицензии, либо через суд, либо по заявлению самого лицензиата, при этом Министерство не имеет правовых оснований для приостановления предпринимательской деятельности лицензиата.

Соответственно, только сам заявитель может принять решение о прекращении осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, суд не находит в действиях Министерства здравоохранения нарушения норм действующего законодательства, а также ущемления прав и законных интересов заявителя, оно действовало в рамках предоставленных ему полномочий, следовательно, в удовлетворении заявленных требований следует отказать. В силу чего, подлежит отказу и требование о взыскании судебных издержек за услуги адвоката.

На основании статей 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований предпринимателю ФИО1 к Министерству здравоохранения Забайкальского края о признании незаконными действий, выразившихся в приказе №20 от 21.01.2011 года об отказе в продлении (переоформлении) документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем продления документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности и взыскания судебных издержек в размере 25000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течении месяца со дня принятия.

Судья М.И. Анисимов