АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
672000, г. Чита, ул. Выставочная 6
www.arbitr.chita.ru; E-mail: arbitr @ arbitr.chita.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чита Дело №А78-1617/2007
26 июня 2007 года С2-27/38
Судья Горкин Д.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации городского округа «Город Чита» к территориальному управлению Росимущества по Читинской области о признании недействительными распоряжения № 177 от 30.01.2007, распоряжения № 371 от 05.03.2007,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора: общество с ограниченной ответственностью «Комбинат хлебопродуктов»,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куриловой Н.В.,
при участии:
от заявителя – Пляскиной Т.И., представителя по доверенности от 06.06.2007,
от заинтересованного лица – Епифанцевой С.Ю., представителя по доверенности от 23.05.2007,
от третьего лица – Барышковой А.В., представителя по доверенности от 23.01.2007,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация городского округа «Город Чита» (далее Администрация) обратилась в суд с требованием к территориальному управлению Росимущества по Читинской области о признании недействительными распоряжения № 177 от 30.01.2007, распоряжения № 371 от 05.03.2007.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала требования, пояснив, что обжалуемые распоряжения приняты в нарушение требований Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374.
Представитель управления Росимущества в судебном заседании в удовлетворении требований просила отказать, пояснив, что оспариваемые распоряжения вынесены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, постановлению Правительства РФ от 27.11.2004 N 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом», приказу Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.11.2006 N 241 «О делегировании территориальным управлениям Федерального агентства по управлению федеральным имуществом полномочий по передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность и из собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в федеральную собственность, а также утверждению актов приема-передачи».
Представитель третьего лица поддержал позицию управления Росимущества.
Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.
Территориальным управлением Росимущества по Читинской области 30.01.2007 было издано распоряжение № 177 «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования «Город Чита».
Согласно приложения к распоряжению, в собственность муниципального образования передается имущество казны РФ (жилой фонд, не вошедший в перечень приватизируемого имущества ООО «Комбинат хлебопродуктов»), расположенные в г.Чите:
Жилые дома (за исключением приватизированных квартир), расположенные по адресам:
ул.Костина 18; ул.Кооперативная 27; ул.Лесозаводская 169, 171, 175; ул.Кабанская 16; ул.Геодезическая 7; ул.Новобульварная 49; Московский тракт 32 (общая площадь 112 кв.м.), 32 (общая площадь 109,3 кв.м.), 58, 59; ул.Журавлева 15; ул.Трудовая 3, 5, 7; ул.Промышленная 13, 13а, 13б, 19, 19а, 19б, 23, 42, 52, 56, 58, 64, 64а, 75, 77, 79, 97; ул.Авиационная 1а, 1б, 1в, 1д, 1е, 11, 13, 45, 47; ул.Ярославского 19.
Распоряжением территориального управления Росимущества по Читинской области № 371 от 05.032007 утвержден акт приема-передачи имущества, составляющего казну РФ, в собственность муниципального образования городского округа «Город Чита», указанного в приложении к распоряжению от 30.01.2007 № 177.
Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установить, что в федеральной собственности может находиться:
имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Передача имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации осуществляется в следующем порядке.
Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.
Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.
Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
Передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий. В этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия или визируется уполномоченным лицом учреждения.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
К правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.
Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.11.2006 г. № 241 установлено, что территориальные органы принимают решения в отношении имущества, составляющего казну Российской Федерации и закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями по месту расположения такого имущества, в том числе о передаче в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность объектов жилищного фонда (жилые помещения, многоквартирные дома), за исключением специализированного жилищного фонда, указанного в пункте 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, по форме согласно приложениям 1, 2 к настоящему приказу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" в пункту 1 установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, а именно:
а) выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе;
б) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество (в том числе о зарегистрированных правах на земельные участки в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты), выданная не ранее чем за один месяц до ее направления в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;
в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что предлагаемое к передаче имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральному государственному унитарному предприятию, федеральному государственному учреждению соответственно (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);
г) документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на предлагаемые к передаче земельные участки, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);
д) согласие (письмо) федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения на передачу имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо);
е) заверенная в установленном порядке копия устава федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче;
ж) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче;
з) справка организации, осуществляющей государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, о технических характеристиках и адресах предлагаемых к передаче объектов - в случае передачи отдельных помещений в зданиях в целях индивидуализации предлагаемого к передаче имущества;
и) кадастровая карта (план) земельного участка как самостоятельного объекта, предлагаемого к передаче, в целях его индивидуализации;
к) документы, подтверждающие наименование муниципального образования, в собственность которого предлагается осуществить передачу имущества;
л) документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, - в случае, если указанное имущество используется органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам;
м) согласие (письмо) федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесено федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное государственное учреждение, предлагаемые к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче, на передачу имущества.
Жилой фонд ГП «Читинский комбинат хлебопродуктов» был включен в перечни объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенных в план приватизации и передаваемых в муниципальную собственность, утвержденных решением Комитета по управлению имуществом Читинской области № 343 от 25.11.1996 года. В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации 07.03.1995 № 235 утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.
По плану приватизации предприятия с продажей его на условиях коммерческого конкурса на ООО «Комбинат хлебопродуктов» возлагалось бремя содержания и эксплуатации объектов социальной сферы, к каковым относится и жилой фонд до момента его передачи в муниципальную собственность.
Федеральный закон от 22 августа 2004 № 122-ФЗпредусмотрел упрощенный порядок передачи федерального имущества в муниципальную собственность. П.п 5 пункта 11 статьи 154 вышеназванного закона гласит, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в связи с передачей полномочий содержание и обслуживание жилого фонда возложено на органы местного самоуправления. Также в связи с тем, что данная организация, имеющая па балансе объекты жилищного фонда выполняет несвойственные ей функции по содержанию и обслуживанию жилого фонда, то довод ответчика на возможность нахождения имущества в федеральной собственности несостоятельна.
Обязанность органа местного самоуправления по принятию в муниципальную собственность объектов федерального имущества возникает в силу прямого указания закона и предусмотрена пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ.
В связи с тем, что объектом учета в реестре федерального имущества является жилой дом, то передаче подлежит жилой дом. Порядок ведения и учета в реестре федерального имущества регулируется Постановлением Правительства от 03.07.1998 № 696 « Об организации учета и ведения реестра федерального имущества». Нормы жилищного законодательства в данном случае неприменимы, т.к. на возникшие правоотношения они не распространяются и их не регулируют. Права собственников жилых помещений не могут нарушаться, т.к. в муниципальную собственность перелается жилой фонд, а не отдельно взятая квартира и после передачи в муниципальную собственность собственники жилых помещений вправе определить форму управления в соответствии с действующим законодательством. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006г. N491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилою помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" и Письмо Министерства регионального развития РФ от 20 декабря 2006г. N 14316-PМ/07 «О передаче многоквартирных домов при выборе способа управления" предусматривает передачу многоквартирных домов при выборе способа управления в соответствии со ст.161 ЖК РФ. Указанные акты в данных правоотношениях не могут применяться, так как не затрагивают порядка передачи имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность.
Довод заявителя о том, что право собственности Российской Федерации на передаваемое имущество не подтверждено не может быть принят во внимание, т.к. документом подтверждающим право собственности в данном случае является выписка из реестра федерального имущества. Данное обстоятельство отражено в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 8 от 25.02.1998г.
Пунктом 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 № 122-ФЗ установлено, что к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части не противоречащей положениям настоящей статьи.
Как установлено материалами дела, 13.11.2007 ООО «Комбинат хлебопродуктов» в адрес Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области было направлено письмо с согласием на передачу, указанного в оспариваемых распоряжениях, федерального имущества, принадлежащего предприятию на праве хозяйственного ведения в муниципальную собственность, а также пакет документов подтверждающих, что данное недвижимое имущество находится в федеральной собственности: выписки из реестров федерального имущества, перечень имущества, предлагаемый передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования. Акт приема передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и передаваемого в собственность муниципального района «Читинский район», подписан 05.03.2007.
Таким образом, принимая оспариваемые распоряжения, территориальное управление Росимущества по Читинской области действовало в соответствии с нормами законодательства, регулирующими порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, и в рамках делегированных ему полномочий.
Следовательно, требования заявителя о недействительности оспариваемых постановлений являются необоснованными.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В заявленных Администрацией городского округа «Город Чита» требованиях к территориальному управлению Росимущества по Читинской области о признании недействительными распоряжения № 177 от 30.01.2007 и распоряжения № 371 от 05.03.2007, как несоответствующих Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации", отказать.
Решение может быть обжаловано в течении месяца в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Судья Горкин Д.С.